Простые задачи на сложение и вычитание. Формирование понятий «больше на несколько единиц», «меньше на несколько единиц»




Раздел. Методика обучения младших школьников решению задач. Простые задачи

Простые задачи на сложение и вычитание. Формирование понятий «больше на несколько единиц», «меньше на несколько единиц»

Для усвоения понятий «больше», «меньше» можно использовать предметные, графические и символические модели.

При сравнении двух множеств каждому элементу 1-го множества ставится в соответствие элемент 2-го. Количество элементов, оставшихся «без пары», показывает, на сколько больше одно множество другого.

Простые задачи делятся на:

1. Задачи, раскрывающие конкретный смысл сложения (вычитания, умножения, деления по содержанию, деления на равные части)

Н: У Васи было 3 шарика, ему подарили ещё 2. сколько шариков стало у Васи?

2. Задачи на нахождение неизвестных компонентов: 1-го (2-го) слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, 1-го (2-го) множителя, делимого, частного.

Н: У Васи было 5 шариков. 3 из них – синих. Сколько красных шариков было у Васи?

3. Задачи, раскрывающие понятие разности: увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц в прямой (косвенной) форме; разностное сравнение чисел (на сколько больше (меньше)?)

Н: У Васи было 3 шарика. Стало на 2 больше. Сколько шариков стало у Васи?

4. Задачи, раскрывающие понятие кратного отношения: увеличение (уменьшение) числа в несколько единиц в прямой (косвенной) форме; разностное сравнение чисел (во сколько больше (меньше)?)

Н: У Васи было 3 шарика. Стало в 2 раза больше. Сколько шариков стало у Васи?

 

Порядок введения задач по годам обучения.

 

I класс: задачи на нахождение суммы, остатка, нахождение неизвестного слагаемого, увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (прямая форма), разностное сравнение.

II класс: остальные виды задач на сложение и вычитание, задачи на нахождение произведения, деление по содержанию и на равные части.

III класс: остальные виды задач на умножение и деление.

IV класс: задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и в несколько раз (косвенная форма), на нахождение неизвестных компонентов действий (слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителей, делимого, делителя), решаемые с помощью составления уравнений. Порядок введения задач по годам обучения.

К задачам, раскрывающим конкретный смысл действия сложения, относятся задачи на нахождения суммы, а к задачам, раскрывающим конкретный смысл вычитания – на нахождение остатка. Это первые задачи, с которыми встречаются дети, поэтому работа над ними связана с дополнительными трудностями: учащиеся знакомятся с задачей, ее частями, а также овладевают некоторыми общими приемами работы над ней.

Дети с ними знакомятся в 1 классе в концентре «Десяток». При первичном знакомстве с понятием «Задача». Следует выделять основные понятия «условие», «решение», «вопрос», «ответ». При формировании умения решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка ступень ознакомления занимает приблизительно 10 уроков, так как формирование общего умения решать арифметические задачи и умения конкретизировать задачу только начинается.

Подготовительной работой к решению задач на нахождение суммы и остатка является выполнение операций над множествами: объ­единение двух множеств без общих элементов и удаление части множества (эти термины детям не сообщаются). Учащиеся долж­ны усвоить, что операции объединения множеств соответствует действие сложения, а операции удаления части множества — вычитание.

Задания по оперированию множествами следует включать в подготовительный период и в период изучения нумерации чисел первого десятка. Важно, чтобы эти подготовительные упражнения вклю­чали разнообразные жизненные ситуации, например:

а) У девочкибыло 4 цветных карандаша. Брат подарил ей еще2 карандаша. Сколько карандашей стало у девочки?

б) В одном аквариуме 3 рыбки, в другом 4 рыбки. Сколько рубок в двух аквариумах?

Чтобы подготовить детей к выбору действия при решении задач без опоры на предметы, следует каждый раз устанавли­вать соотношения: когда придвинули, подарили, добавили, стало больше. Значит, когда прибавляем, становится больше. Чтобы дети лучше усвоили это соотношение, полезно предлагать такие задачи-вопросы:

- В комнате стояло 4 стула, принесли еще 2. Стульев стало
больше или меньше?

- На ветке сидело 5 воробьев. Какое действие должны совершить воробьи, чтобы их на ветке стало больше (меньше)?

Выполнение подобных упражнений, с одной стороны, помо­гут детям усвоить, что операции объединения множеств соответ­ствует действие сложения, а с другой стороны, дети уяснят соот­ношение: если прибавили, то стало больше, а это и должно явиться в дальнейшем основой для выбора действия при реше­нии задач на нахождение суммы.

Аналогично проводится подготовительная рабо­та к решению задач на нахождение остатка.

Для разъяснения конкретного смысла вычитания так же, как и сложения, можно использовать представления детей о соотношении целого и части.

Задача: «У Маши было 6 яблок. 2 яблока она отдала Тане. Сколько осталось яблок у Маши?

Иллюстрация выполняется одновременно с анализом задачи, т.к. только в этом случае она будет действенным средством

Дети вынимают из корзинки оставшиеся яблоки и считают их. При этом также можно подчеркнуть, что 6 яблок – это целое, которое состоит из двух частей: яблоки, которые отдали и яблоки, которые остались.

Учитель может сформировать у учащихся умение моделировать текст задачи с помощью отрезков. Для этого дети должны быть знакомы с этой геометрической фигурой и уметь распознавать ее, уметь складывать и вычитать отрезки.

 

 

 

 

Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженные в прямой форме, вводятся одновременно, сразу же после рассмотрения задач на нахождение суммы и остатка. Подготовительная работа к решению задач на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц сводится к раскрытию или уточнению выражений «столько же», «больше на…», «меньше на…». Раскрытие этих выражений происходит на основе следующих упражнений:

Возьмите в правую руку 4 кружочка, а в левую руку 4 палочки. Что можно сказать про число палочек и кружочков? (Их поровну, кружочков столько же, сколько и палочек)

Положите в один ряд 6 кружочков, а в другой столько же квадратов. Придвиньте еще 2 квадрата. Каких фигур больше? Квадратов столько же, сколько и кружочков, и еще 2; в этом случае говорят, что квадратов на 2 больше. (1 класс, ч.2, стр.6)

Положите слева 4 квадрата, а справа надо положить треугольники – на 3 больше, чем квадратов. Что значит на 3 больше? Это значит столько же и еще 3.

Аналогично раскрывается смысл выражений «меньше на…»; меньше на 2 – это значит столько же без 2 или не хватает 2. (1 класс, ч.2, стр.7) Ознакомление с решением задач этого вида происходит с помощью предметных множеств или следует использовать иллюстрации, которые помогут выбору действия, а позднее достаточно выполнить краткую запись сначала под руководством учителя, а потом самостоятельно. (1 класс, ч.2 стр.6-7)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: