Призраки «идущего Марса» и «беседа» князя с «птицечеловеком»




Загадки «тамги Мамая»

Выступление на VI Международном Золотоордынском Форуме

Игорь Алексеев

03.07.2019

 

Выступление на VI Международном Золотоордынском Форуме «Pax Tatarica: генезис и наследие государственности Золотой Орды» (К 750-летию Золотой Орды), г. Казань, Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, 27 июня 2019 г.

 

Исследователям, изучающим нумизматические памятники Золотой Орды (Улуса Джучи), хорошо известны монеты (типы монет) XIV в. с изображением загадочного знака (символа), который определяется как «птицевидная тамга» [18, с. 81], «трёхногая тамга с птичьей головкой» [3, с. 94 - 95], или - как «трёхзубцовая тамга с шипом у головки» [39, с. 55 - 56]. Отличительной чертой этой тамги является то, что в большинстве случаев она имеет ярко выраженный птицеобразный (орнитоморфный) или человекообразный (антропоморфный) вид.

Несмотря на ряд интересных предположений, сделанных в последнее время, значение, происхождение и принадлежность данного знака остаются не прояснёнными. Необычность самого образа, а также предполагаемая связь этого знака с известной исторической личностью Золотой Орды (Улуса Джучи) и средневековой Руси - золотоордынским эмиром, беклярбеком (темником) Мамаем (годы жизни - ок. 1330 - 1380), указывают на необходимость его более подробного изучения.

Помимо этого, обращают на себя внимание и другие монеты (типы монет), отчеканенные в период поздней античности в Северном Причерноморье (III - V вв.) и в средневековой Руси (XV в.), на которых также присутствуют изображения птицеобразных существ, что, вкупе с изучением других источников, наталкивает на предположение о возможной связи данных образов.

К сожалению, многие из опубликованных прорисовок монет носят неточный, искажённый или схематичный характер. В данной связи, в целях всестороннего изучения и сопоставления штемпельных изображений, мною была произведена дополнительная точная (детальная) прорисовка увеличенных снимков различных сторон ряда монет и надчеканов (как размещённых в сети Интернет - на тематических сайтах, так и находящихся в моём распоряжении).

 

«Верхнюю часть оной можно принять за голову птицы, а нижнюю за два ея крыла»

 

Известны следующие монеты (типы монет), на которых помещены изображения «птицевидной» («птицеобразной») тамги (в том числе, в виде надчеканов).

1. Тип медных монет (пулов) с надписью (легендой), содержащей имя хана Абдуллаха (Абдаллаха) (годы правления: в качестве хана «Мамаевой Орды» - с 1362, в качестве хана Золотой Орды, на Сарайском престоле, - с 1367 по 1369 или 1370). На лицевой стороне (аверсе) данного типа монет размещена арабографическая легенда: «Хан / Абдаллах / Да продлится его правление (царствие)», на обратной стороне (реверсе) - узор из четырёх пересекающихся и загнутых на концах вовнутрь линий, создающих посередине рамку (квадрат), в который заключена «трёхногая» тамга с «клювом», повёрнутым влево.

Описания этих монет (типа монет) с их прорисовкой содержатся, в частности, в статье Н.М. Фомичёва «Джучидские монеты из Азова» (1981 г.) - под №№ 132 и 133, а также - со ссылкой на неё - в каталоге Р.Ю. Савосты «Медные монеты Золотой Орды, Западная часть Улуса Джучи» (2013 г.) - в разделе «Чекан Азака» под № 19 (см. рис. 1: а - прорисовка лицевой стороны, б - прорисовка обратной стороны) [39, с. 49]. В первой из них значится: «Л[ицевая] с[торона]. Хан / Абдуллах / Да продлится его царствие. О[братная] с[торона]. Ромб с завитками на углах. В ромбе тамга» [43, с. 233], во втором: «А[верс]: Хан / Абдаллах / да продлится его правление. Р[еверс]: Тамга, орнамент [...]» [39, с. 49].

 

 

При этом, хотя Р.Ю. Савоста и разместил изображение и описание такой монеты (типа монет) в разделе «Чекан Азака», он указал там же, что «этот тип пулов массово встречается в Крыму, вероятнее всего крымский чекан». [39, с. 49]

В рамках означенного типа монет выявлены несколько разновидностей рисунков тамги и обрамляющего её узора, отличающихся мелкими деталями: степенью искривлённости «ножек» тамги (срединная из которых - всегда прямая - напоминает «туловище» птицеоголового существа, а две крайние - загнутые наружу - условные крылья или руки), наличием или отсутствием на «головке» тамги «хохолка», количеством и расположением точек в узоре и т.п. (см. рис. 2 и 3: а - снимки и б - прорисовки обратных сторон монет из моего собрания).

2. Тип медных монет (пулов), чеканившихся с легендой «Чекан ал-Джадид». В разных публикациях упоминаются монеты этого типа (отличающиеся мелкими деталями), которые датируются 772 (۷۷۲), 773 (۷۷۳), а также предположительно 774 (۷۷۴) и 777 (۷۷۷) годами хиджры (соответственно, 1370/1371, 1371/1372, 1372/1373 и 1375/1376 гг.), или не имеющие обозначения года. [39, с. 55 - 56; 43, с. 225, 233] Таким образом, они относятся ко времени правления второго хана «Мамаевой Орды» и Золотой Орды (Улуса Джучи) Мухаммада (Мухаммеда Булака) (годы правления: в качестве хана «Мамаевой Орды» - с 1370 или 1371 по 1380, на Сарайском престоле - с 1371 или в 1372, 1374 - 1375).

Место выпуска монет с легендой «Чекан ал-Джадид» точно не определено. «Начало выпуска пулов с легендой "чекан ал-Джадидˮ - "Новый чеканˮ, - указывает, в частности, Р.Ю. Савоста, - связано с правлением хана Абдаллаха. Выпуск осуществлялся на территории так называемой Мамаевой Орды, и после Абдаллаха продолжался при хане Мухаммеде, а затем - и при хане Токтамыше.

По датам выпуска эти пулы можно поставить в один ряд с монетами, на которых место выпуска указано как "чекан Ордыˮ. В этом случае получается не только общий хронологический ряд, но и общая территория выпуска этих монет. Можно заключить, что пулы чекана ал-Джадид чеканили на передвижных монетных дворах при временной ханской ставке, а также на монетных дворах крупных золотоордынских поселений.

Пулы 770-х г.х. массово встречаются на обширных территориях Нижнего Приднепровья, Северного Причерноморья и Приазовья». [39, с. 54]

На лицевой стороне (аверсе) монет данного типа в квадратной рамке с «петлями» на углах или без таковых, по сторонам которой расположены узоры из «узлов», либо «цветов» (в некоторых случаях - с добавлением точек), размещена арабографическая легенда - «Чекан / ал-Джадид / год / [...]» (или: «Чекан / ал-Джадид / [...] / год»), при этом написание годов в некоторых случаях - правильное, а в некоторых - «перевёрнутое»: «۲۷۷», «۷۷۳», «۴(?)۷۷», «۷۷۷(?)». На обратной стороне (реверсе) - также в квадратной рамке - с «узлами» на углах (иногда отличающимися в деталях), по сторонам которой расположены узоры из «узлов», завитков и точек, размещена «трёхногая» тамга с «клювом», повёрнутым вправо, вокруг которой наличествуют точки (в различном количестве и сочетаниях).

Описания монет этого типа с их прорисовками содержатся, в частности, в вышеуказанных: статье Н.М. Фомичёва - под № 134 и № 135 - 140 - и в каталоге Р.Ю. Савосты - в разделе «Чекан ал-Джадид» под №№ 5, 6, 7 и 8 (см.: рис. 4 - монета № 5, рис. 5 - монета № 7, рис. 6 - монета № 8: а - прорисовки сторон с изображением тамги, б - прорисовки сторон с легендой) [39, с. 55, 56].

 

 

При этом Р.Ю. Савоста определяет воспроизведённую тамгу как «трёхзубцовую тамгу с шипом у головки», хотя точная прорисовка некоторых монет этого типа наглядно свидетельствует о том, что это не «шип», а именно изображение птичьего клюва (см. рис. 7: а, б - снимки лицевой и обратной сторон, в - прорисовка обратной стороны монеты с легендой «Чекан ал-Джадид» из моего собрания). Помимо этого, помещённые на некоторых монетах данного типа изображения «птицеобразных тамг» имеют раздвоенную срединную «ножку».

3. Тип анэпиграфных (не имеющих надписей) медных монет (пулов), на одной стороне которых в обрамлении линий, «узлов», завитков и точек помещена «птицеобразная тамга» с выгнутыми боковыми «ножками» (имеющими направленные вверх и загнутые вовне «отростки»), а на другой стороне - сложный узор, состоящий, согласно описанию известного учёного-нумизмата Г.А. Фёдорова-Давыдова, «из двух пересекающихся розеток и множества точек» [42, с. 227].

Исследователи В.П. Лебедев и Э.Е. Кравченко в своей статье «Джучидский анэпиграфный пул с птицевидной тамгой на памятниках с Днепро-Донского междуречья» (2016 г.) отмечают, в частности, что «этот не редкий пул известен давно».

Его описание и прорисовку можно обнаружить уже в классической работе по золотоордынской (джучидской) нумизматике Х.М. Френа (1782 - 1851) «Монеты Ханов Улуса Джучиева или Золотой Орды, с монетами разных иных Мухаммеданских Династий в прибавлении...» (1832 г.) под № 358 - 361, где отмечается, что монета «без надписи, а только с разного рода украшениями», причём: «Одно из оных придало такой вид Тамге, что верхнюю часть оной можно принять за голову птицы, а нижнюю за два ея крыла» (см. рис. 8: а - прорисовка стороны с изображением сложного узора, б - прорисовка стороны с изображением тамги). [45, с. 35, таб. IX (CCCVIII)] Действительно, на приведённой Х.М. Френом точной прорисовке одной из разновидностей монет данного типа видно, что тамга превращена уже по сути в изображение «идущей» птицы, имеющей крупную голову с острым клювом.

 

 

Как отмечают В.П. Лебедев и Э.Е. Кравченко, монеты данного типа, «обычно в нескольких экземплярах», встречаются «на всех крупных и длительно существовавших средневековых центрах урбанизации в центральных регионах Золотой Орды» - в г. Булгаре (Болгаре), на Селитренном городище (предположительном месте расположения г. Сарай или г. Сарай-Бату), на Водянском городище (предположительном месте расположения г. Бельджамен), в г. Азаке, г. Маджаре, в Низовьях рек Днепра и Днестра, в Северном Приазовье и т.д. [18, с. 81 - 82]

При этом обращает на себя особое внимание многообразие вариантов начертания «птицеобразной тамги», которая изображена с левым или правым «поворотом» головки («клюв» направлен влево или вправо), различными изгибами боковых «ножек» («крыльев») и идущих от них отростков, с разной степени раздвоенностью срединной «ножки», различной толщиной образующих линий и т.д.

Необходимо отметить, что изображения «птицеобразной тамги» на монетах данного типа заметно отличаются от изображений на монетах двух ранее рассмотренных типов своей «художественной завершённостью» (рис. 9: а - снимок, б - прорисовка стороны монеты с изображением тамги, из моего собрания). Показательно также, что в ряде случаев срединная «ножка» тамги раздвоена настолько, что придаёт данному знаку (символу) вид идущего мифического существа с птичьей головой, прямым туловищем, «руками-крыльями» и «человеческими» ногами (см. рис. 10: а - снимок, б - прорисовка стороны монеты с изображением тамги, в - снимок, г - прорисовка стороны монеты с изображением сложного узора, из моего собрания).

В.П. Лебедев и Э.Е. Кравченко определяют указанную раздвоенность как «ласточкин хвост», отмечая, однако, что «для памятников Северного Кавказа (Маджар и Нижний Джулат)» характерен «вариант без чётко раздвоенного "ласточкина хвостаˮ» [18, с. 83] (см. рис. 11: а - прорисовка стороны с изображением тамги, б - прорисовка стороны с изображением сложного узора) [19, с. 471]. Вместе с тем, на некоторых монетах рассматриваемого типа, снимок одной из которых приводится в статье Е.Ю. Гончарова (см. рис. 12: а - снимок стороны с изображением тамги, б - снимок стороны с изображением сложного узора), явно обнаруживается идущее вправо «существо» (см. рис. 13: а, б - снимки лицевой и обратной сторон, в - прорисовка стороны монеты с изображением тамги, из моего собрания), у которого наличествует скорее не «ласточкин хвост», а «ноги».

 

 

То же самое можно сказать и об изображении на одной из монет, снимки которой помещены в «Базе данных восточных монет» «ZENO.RU» - в разделе джучидских (золотоордынских) монет, относимых к чекану г. Маджар и Северного Кавказа (с неидентифицированными монетными дворами) (см. рис. 14: а - снимок, б - прорисовка стороны монеты с изображением тамги, в - снимок, г - прорисовка стороны монеты с изображением сложного узора) [51]. Эта монета и ей подобные обсуждалась на Нумизматическом форуме «Исламская нумизматика» (Rasmircoins.ucoz.ru) в 2012 г. [32]

На основе сопоставления повторяющихся разновидностей рисунков с географией находок монет данного типа исследователь С.А. Бурковский выдвинул предположение о том, что анэпиграфный пул с «птицеобразной тамгой» мог чеканиться одновременно на разных монетных дворах, которое, в свою очередь, поддержали В.П. Лебедев и Э.Е. Кравченко, обратившие также внимание на метрологию пулов. [18, с. 83] С учётом этого отнесение Р.Ю. Савостой такового (с наиболее распространённым начертанием) к «Чекану ал-Джадид» (см. рис. 15: а - прорисовка стороны с изображением тамги, б - прорисовка стороны с изображением сложного узора) [39, с. 56] представляется вероятным, но не исчерпывающим.

 

 

Известны также монеты данного типа с различными надчеканами: в том числе, с так называемым «малым порталом» («решёткой», «воротами») - стилизованным изображением крепости с тремя башнями, который наносился на монеты в генуэзской колонии Каффа (Феодосия) в Крыму. [8, с. 36 - 37, 63 (табл. 1, ил. 4)]

4. Тип анэпиграфных (не имеющих надписей) медных монет (пулов), на одной стороне которых (предположительно в рамке) помещена «птицеобразная тамга» с небольшим «клювом» (повёрнутым влево), выгнутыми боковыми «ножками» и раздвоенным «хвостом» (с завитками вовнутрь - к срединной «ножке» и несколькими точками около них), а на другой - четырёхконечный равносторонний крест в обрамлении и с «вкраплением» точек.

Снимки нескольких монет данного типа имеются в «Базе данных восточных монет» «ZENO.RU» - в разделе джучидских (золотоордынских) монет, относимых к чекану г. Маджар и Северного Кавказа (с неидентифицированными монетными дворами) [55; 56; 57] (см. рис. 16: а, в - снимки лицевой и обратной сторон, б, г - их прорисовки, из «Базы данных восточных монет» «ZENO.RU») [57]. Причём, там же указывается, что некоторые из монет этого типа были найдены на Северном Кавказе [55], а одна - в Западном Казахстане [57].

5. Надчеканы на серебряных монетах (дангах или дирхемах) времени правления хана Золотой Орды (Улуса Джучи) Узбека (годы правления: 1313 - 1341), воспроизводящие изображение «птицеобразной тамги». Большинство из монет, на которых нанесены данные надчеканы, содержит указание на место выпуска - «Чекан Крыма ал-Махруса» и датировано 720 (۷۲۰) годом хиджры (1320/1321 г.).

Как отмечает В.П. Лебедев: «Этот тип дирхема - самый массовый в чекане Крыма. Наряду с экз[емплярами] хорошего качества и безошибочными легендами встречается много монет грубого чекана с различными искажениями в легендах. Дирхемы 720 г.х. находились в обращении более 100 лет [...]». [17]

Целью нанесения надчеканов являлись узаконивание и продление срока хождения монет, отчеканенных от имени прежних правителей (ханов). «Надчеканы, - указывает В.П. Лебедев, - продлевали обращение старых дирхемов 720 г.х., к тому же сильно потёртых и существенно потерявших в весе, по новому курсу, очевидно разному с разными н[ад]ч[еканами]». [17]

При этом представляется, что в рассматриваемом случае надчеканы, воспроизводящие «птицеобразную тамгу», делали ранее отчеканенные и успевшие по большей части заметно «поизноситься» серебряные монеты законным платёжным средством на территории, контролируемой «носителем» данной тамги.

 

 

Как и в случае с медными монетами (типами монет), изображения «птицеобразной тамги» на надчеканах имеют несколько разновидностей: левый или правый «поворот» головки («клюв» направлен влево или вправо) (см. рис. 17 и 18: а - снимки, б - прорисовки сторон с надчеканом «птицеобразной тамги», из «Базы данных восточных монет» «ZENO.RU») [53; 54], различные изгибы боковых «ножек» («крыльев») (см. рис. 19: а - снимок, б - прорисовка стороны с надчеканом «птицеобразной тамги», из «Базы данных восточных монет» «ZENO.RU») [52], длина «клюва», отсутствие, наличие и расположение точек, и т.д.

Показательным также является то, что нередко на одной монете, рядом с надчеканом (или даже в одном с ним «поле»), воспроизводящим изображение «птицеобразной тамги», присутствуют другие надчеканы - в том числе надчекан, воспроизводящий один из вариантов арабографического слова «хан» (см. рис. 20: а - снимок, б - прорисовка стороны монеты с надчеканом «птицеобразной тамги» и надчеканом «хан», из моего собрания). Логичным будет предположить, что нанесение последнего означает нелегитимный «не ханский», или же переставший быть таковым, характер «птицеобразной тамги» (которую необходимо было «подтвердить» либо «перебить»), иначе не понятен смысл подобного рода «дублирующих» действий с надчеканами (смысловых повторов).

С учётом всего вышеизложенного можно предположить, что «птицеобразной тамге» (которую правильнее было бы определить как тамгообразный знак) сознательно придавались черты птицы или некоего мифологического (сказочного) существа, обладающего признаками птицы (либо, одновременно, птицы и человека).

Справедливости ради следует отметить, что в разное время на золотоордынских (джучидских) и чагатаидских монетах также помещались «трёхногие» и «двуногие» тамги, похожие на «птицеобразную тамгу».

Одну из них («двуногую»), принадлежавшую, как предполагается, хану Золотой Орды (Улуса Джучи) Тула-Буге (годы правления: 1287 или 1288 - 1290 или 1291), Р.Ю. Савоста описывает как «тамгу с двумя шипами у головки» (см. рис. 19 - монета № 24 из раздела «Чекан Крыма»: а - прорисовка лицевой стороны, б - прорисовка обратной стороны) [39, с. 13]. Другую («трёхногую»), помещавшуюся на золотоордынских (джучидских) монетах (типах монет) предположительно в период правления того же хана, историк А.З. Сингатуллина в своём исследовании «Джучидские монеты поволжских городов XIII века» (2003 г.) характеризует как «тамгу с "усиками" на круглой головке». [41, с. 91]

Однако, помимо двух острых «шипов» с обеих сторон «головок» тамг, не идущих ни в какое сравнение с чётко выраженными «клювами» на рассматриваемой «птицеобразной тамге», иных признаков «птицеоподобия» у таковых не имеется.

 

«Не иначе, что это вы - духом своего Киятского племени - являлись во сне моём и предрекали»!

 

В связи с изучением «птицеобразной тамги» неизбежно возникают вопросы, связанные с происхождением, значением и ролью восточных тамг вообще и монгольских в частности.

Кандидат исторических наук П.Н. Петров, обобщая имеющуюся на сей счёт научную литературу, указывает в своей диссертации «Нумизматическая история Чагатаидского государства 668/1270 - 770/1369 гг.» (2007 г.), что: «Тамги использовались многими народами на земле с древности. Тамга - это знак. И у разных народов эти знаки имели различное употребление. Таврами с изображением тамг помечался скот кочевым населением, тамги ставились на монетах, на пломбах [...], на кайраках [...], на межевых камнях, известны их изображения на печатях [...], а также на многих других предметах. [...] Знаки первоначально изображали тотемы - покровителей родов. Потеряв своё тотемное значение в ходе развития родовых, родоплеменных и межплеменных взаимоотношений, они могут быть переосмыслены и отождествлены с предметами окружающей действительности. Это переводит их в ранг пиктограмм [...]». [27, л. 60 - 61]

Венгерский и американский востоковед-монголист Дьёрдь Кара отмечал в своём исследовании «Книги монгольских кочевников (семь веков монгольской письменности)» (Москва, 1972 г.), что: «Тамги, знаки собственности, которыми скотоводы клеймили свой скот, также имели связь с магическими знаками, "приносящими счастье и защищающими от злых сил". Среди тамг монголов встречались такие буддийские символы, как "три сокровища", тибетские буквы, стилизованные китайские иероглифы, обозначающие счастье. Многие из этих знаков стали элементами орнаментики монгольских народов». [13, с. 89]

В процессе распада родовых связей тамги (как родовые знаки) преобразовывались сначала в общинные, затем - в семейные, потом - в личные, превращаясь, главным образом, в знаки собственности.

К.К. и И.К. Хромовы в статье «Элементы кочевнической протогеральдики на монетах Улуса Джучи (от Арала до Дуная)» делают вывод о том, что на золотоордынских (джучидских) монетах могут быть представлены все варианты знаков: «знак, как условное обозначение», «знак, как тамга, протогеральдический элемент» и «знак, как сакральный символ». [46]

Нумизмат-востоковед Е.Ю. Гончаров в статье «Тамги эмиров на пулах Улуса Джучидов, XIV - XV вв. (Постановка вопроса)» (2015 г.), обращая внимание на ряд типов медных золотоордынских (джучидских) монет (пулов), имеющих изображения «нишанов - тамг разных форм» (происхождение которых считается спорным), утверждает, что таковые являются тамгами влиятельных эмиров (амиров). Ссылаясь на установленные в процессе изучения нумизматических памятников случаи передачи в XIV в. права сикка (чеканки монет) некоторыми ханами-чингизидами - чагатаидами и джучидами - соответственно, амиру Тимуру (Тамерлану) и эмиру Ибрагиму, Е.Ю. Гончаров отмечает, что: «Наличие этих двух прецедентов позволяет поставить вопрос об осуществлении чеканки и другими золотоордынскими эмирами». [3, с. 94]

При этом, в первую очередь, он обращает внимание на «трёхногую тамгу с птичьей головкой», определяя её как тамгу эмира (беклярбека) Мамая, установившего в второй половине 1360-х гг. контроль над значительной частью Золотой Орды (Улуса Джучи), которая в современной историографии получила условное название «Мамаевой Орды».

Не будучи чингизидом (джучидом), Мамай не имел законного права занимать ханский престол и помещать своё имя - в качестве верховного правителя (хана) - на деньгах (монетах). Ещё в 1825 г. женевский востоковед Ф.-Я. Соре упомянул о существовании серебряной монеты чекана Азака 763 (٧٦٣) года хиджры (1361/1362 г.) с именем Мамая, которая затем была описана Х.М. Френом с прочтением арабографической легенды на лицевой стороне как «Мамай Хан, правосудный» [45, с. 20]. Однако до настоящего времени монет такого типа удалось выявить лишь считанные единицы. Помимо этого, не существует общего мнения по поводу правильности прочтения в легенде имени «Мамай». [26, с. 117 - 118]

Однако, как отмечает Р.Ю. Почекаев, даже если предположить правильность такового и принадлежность монеты Мамаю, «следует учесть, что монета датирована 1361 г. - временем глубочайшего политического кризиса в Золотой Орде». «Многие удельные правители, - уточняет исследователь, - были одержимы сепаратистскими устремлениями, и Мамай имел немалые шансы на создание независимого государства в Крыму. Упомянутая монета позволяет сделать такое предположение. Однако после 1361 г. Мамай ни разу не чеканил монет со своим именем, поскольку до конца своего правления и жизни последовательно поддерживал легитимных ханов из дома Бату - в отличие от Пулад-Тимура в Булгаре или Хаджи-Черкеса в Астрахани, чеканивших монеты с собственным именем». [30, с. 187 - 188]

Вместе с тем, практически безграничная власть Мамая на подконтрольных ему территориях предполагала её провозглашение (обозначение) в той или иной форме, что проще и действеннее всего можно было сделать посредством размещения на монетах соответствующих легенд, либо знаков (символов).

«Первую группу монет, которую, на мой взгляд, возможно рассматривать как эмирскую чеканку, - пишет Е.Ю. Гончаров, - составляют пулы с трёхногой тамгой с птичьей головкой. Известны два их основных типа: чеканившийся в ал-Джадиде в течение десятилетия, начиная с 1370 г., и анэпиграфный, выпускавшийся в Азово-Днепровском регионе и на Северном Кавказе в 1360 - 1370-х гг. (точное время начала и окончания эмиссии не определяется) [...]. Указанные десятилетия известны в Золотой Орде как период правления в западной (от р. Волги) её части темника Мамая, титулованного в письменных источниках как эмир и беклярбек. Номинальными султанами при нём были чингизиды Абдаллах и Мухаммад Туляк, но реальную власть осуществлял именно эмир Мамай, происходивший из Киятов, одного из самых влиятельных монгольских родов. На дангах с именами султанов, чеканенных в Азаке, орде, Сарае ал-Джадиде, Хаджи-тархане, Янги-шехре, тамги отсутствуют. На маджарских дангах 774 и 775 гг.х. с именем хана Мухаммада стоит нишан другой формы. Выведение ханского знака из главных элементов монетного типа произошло при хане Узбеке (1312 - 1341) и после, до эпохи Великой Замятни, он нигде не фигурирует. Значение тамги восстановилось только при Мамае, и только на медных монетах, но это был знак уже другой формы, существенно отличающийся от тамги с дирхемов и дангов времён от Менгу-тимура (1267 - 1280) до Узбека. Таким образом, эмитентом пулов с трёхногой тамгой с птичьей головкой, вероятно, является эмир Мамай, получивший монетную регалию от ханов-чингизидов». [3, с. 94 - 95]

Рядом учёных (А.П. Григорьевым, В.В. Трепавловым, Д.М. Исхаковым, И.Л. Измайловым, И.В. Зайцевым и др.), на основании изучения выявленных источников, было установлено наличие родственных связей Мамая с представителями тюрско-монгольского рода (племени) кият (кыйят), судьба которого самым непосредственным образом была связана с Крымом. Обобщая результаты их исследователей, специалист по истории Золотой Орды (Улуса Джучи) Р.Ю. Почекаев своей работе «Мамай. История "антигерояˮ в истории» (2010 г.) делает однозначный вывод о том, что Мамай принадлежал именно к этому роду (племени), сделавшему к XIV в. Крым своим «доменом». По мнению Р.Ю. Почекаева, Мамай являлся внуком Исы б. Тулук-Тимура (которого он отождествляет с Исатаем киятом - «наместником Узбека в Синей Орде») и сыном Алибека б. Исы б. Тулук-Тимура («имя которого в более поздних исторических сочинениях трансформировалось в Алиш / Алаш / Алача-бек»). [30, с. 29]

При этом известно, что сульде (сульдэ), то есть «духом-хранителем», рода (племени) кият (кыйят) являлся сокол. На данное обстоятельство - со ссылкой на средневековые монгольские (в русском переводе - «Сокровенное сказание» или «Тайная история монголов») и татарско-башкирские источники - указывают, в частности, современные исследователи - доктора исторических наук Н.Н. Крадин, Т.Д. Скрынникова (авторы известного труда «Империя Чингис-хана») [15, с. 182, 189, 208] и Д.М. Исхаков [11, с. 121 - 124; 12, с. 29].

Так, например, в «Сокровенном сказании» хонхиратский вождь Дай Сэчэн (Дэй-Сечен) говорит своему свату Есугэю (Есугаю): «Снился мне, сват Есугай, снился мне этою ночью сон, будто снисшел (так в оригинале перевода. - И.А.) ко мне на руку белый сокол, зажавший в когтях солнце и луну. По поводу этого своего сна я говорил людям: Солнце и луну можно ведь видеть только лишь взглядом своим; а тут вот прилетел с солнцем и луной в когтях этот сокол и снисшел (так в оригинале перевода. - И.А.) ко мне на руку, белый спустился. Что-то он предвещает? - подумал лишь я, как вижу: подъезжаешь, сват Есугай, ты со своим сыном. Как случиться такому сну? Не иначе, что это вы - духом своего Киятского племени - являлись во сне моем и предрекали!». [14, с. 86]

С учётом всего вышеизложенного, на мой взгляд, становится очевидным, что «тамга Мамая» является упрощённо-схематическим изображением сульде рода кият (кыйят). Вместе с тем, нельзя не принимать во внимание и то обстоятельство, что в своей основе - без «птичьих украшений» - рассматриваемая тамга во многом тождественна тамгам различных монгольских (в частности, джучидских и чагатаидских) правителей (ханов), в связи с чем «птицеобразную тамгу» иногда определяют как «тамгу Абдаллаха» (в период правления которого она впервые появилась на монетах) или «тамгу и Абдаллаха и Мухаммеда» [31].

При этом необходимо вспомнить, что беклярбек Мамай, несмотря на своё собственное нечингизидское (неджучидское) происхождение, имел с «правящим домом» тесные родственные связи, будучи женатым на дочери хана Золотой Орды (Улуса Джучи) Бердибека (годы правления: 1357 - 1359) Тулунбек-ханум, от имени которой (выступавшей предположительно в качестве временной «регентши» золотоордынского престола) в 773 (۷۷۳) году хиджры (1371/1372 г.) в «Сарае ал-Джадиде» чеканились медные монеты (пулы). Не имея возможности лично утвердиться на ханском престоле и посадить на него свою жену-чингизидку, кият Мамай вряд ли мог открыто «покуситься» и на символы (знаки) власти и собственности джучидов, каковыми и являлись их тамги, но вполне мог видоизменить их в целях узнаваемости собственных «родовых признаков». Исходя из этого, на мой взгляд, «птицеобразную тамгу» вполне можно считать одновременно и тамгой Абдуллаха (Абдаллаха), и тамгой хана Мухаммада (Мухаммеда Булака), и «тамгой Мамая». Вероятно также, что в итоге «птицеобразная тамга» стала прочно отождествляться только с самим Мамаем и киятами, в связи с чем надчеканы на серебряных монетах, содержащие её изображение, впоследствии пришлось «перебивать» однозначными надчеканами «хан».

 

 

Следует отметить при этом, что изображения птицы, похожей на сокола, присутствуют на некоторых типах медных золотоордынских (джучидских) монет (пулов): типах пулов времени правления хана Токты (Тохты) чекана Крыма 690 (۶۹۰) и 692 (۶۹۲) годов хиджры (1290/1291 и 1292/1293 гг.) (шесть видов рисунков - по каталогу Р.Ю. Савосты «Медные монеты Золотой Орды. Западная часть Улуса Джучи») и 702 (۷۰۲) года хиджры (1302/1303 г.) (три разновидности одного рисунка - по тому же каталогу) [39, с. 14 - 17]; одном из типов анонимных пулов чекана Крыма конца VII - начала VIII веков хиджры (конца XIII - начала XIV вв.) [39, с. 20]; одном из типов пулов времени правления хана Узбека - чекана Сарая 726 (۷۲۶) года хиджры (1325/1326 г.) (см. рис. 22: а, б - снимки лицевой и обратной сторон, в - прорисовка обратной стороны монеты, из моего собрания); одном из типов анонимных пулов чекана Сарая 760-х - 770-х годов хиджры (1360-х - 1370-х гг.) [49; 50] (см. рис. 23: а - прорисовка лицевой стороны, б - прорисовка обратной стороны монеты) [33, с. (57) (№ 388)]; одном из типов анонимных пулов чекана Азака 787 (۷۸۷) года хиджры (1385/1386 г.) [39, с. 51]; одном из типов пулов без указания места выпуска (предположительно чекана Крыма) [39, с. 31 - 32] и др.

Сакральный, покровительствующий образ сокола самым тесным образом связан со всем монгольским народом (народами) и непосредственно с основателем и первым Великим ханом Монгольской империи Чингисханом (Тэмуджином) (ок. 1555 или 1162 - 1227), и есть основания утверждать, что таковой изначально являлся одним из тамгообразующих элементов (по крайней мере, в отношении «трёхногой тамги»).

Вместе с тем, рассматриваемый птицеобразный знак, помещавшийся на монетах ханов «Мамаевой Орды», в силу своей выраженной аллегоричности, можно признать исключительными в своём роде. Причём, в связи с одновременным наличием у некоторых изображений «птицеобразной тамги» человеческих признаков («туловище», «ноги» и «руки») следует предположить, что изображаемый «дух-хранитель» представлял собой существо более сложного (высокого) порядка, чем «обычная» птица.

Как указывается в академической энциклопедии «Мифы народов мира» (1991 - 1992 гг.), сульде («дух», «жизненная сила») - это «в мифологии монгольских народов одна из душ человека, с которой связана его жизненная и духовная сила», а сульде правителя «является духом-хранителем народа». [23, с. 475] Иными словами, сульде были присущи также вполне определённые сверхъестественные, «божественные» свойства.

 

Птицелюди-птицебоги

Обожествление птиц, наряду с обожествлением целого ряда других представителей животного мира, свойственно практически всем культурам. Как отмечается в энциклопедии «Мифы народов мира»: «В различных мифопоэтических традициях П[тицы] выступают как непременный элемент религиозно-мифологической системы и ритуала, обладающий разнообразными функциями. П[тицы] могут быть божествами, демиургами, героями, превращёнными людьми, трикстерами, ездовыми животными богов, шаманов, героев; тотемными предками и т.п. Они выступают как особые мифопоэтические классификаторы и символы божественной сущности, верха, неба, духа неба, солнца, грома, ветра, облака, свободы, роста, жизни, плодородия, изобилия, подъёма, восхождения, вдохновения, пророчества, предсказания, связи между космическими зонами, души, дитяти, духа жизни и т.п. Типология птичьих образов в мифах охватывает не только реально существующие виды П[тиц], но и фантастических П[тиц] (Анзуда в Месопотамии, Гаруды у индийцев, Симурга, Варагны у иранцев, летающего Танифы у маори, Руха у арабов, Страха-Раха, Стратим-птицы, Ноготь-птицы, Ворона Вороновича, жар-птицы в русской традиции), или существ гибридной природы (сфинкс, химеры, сирены, горгоны, Пегас, грифоны, анчутка и т.п.), обладающих признаками П[тицы] (крылья, перья, умение летать)». [10, с. 346]

 

 

 

Пожалуй, самыми известными «птицебогами» (или «богоптицами»), изображавшимися с птичьей головой, являются: многочисленные древнеегипетские боги - в частности, бог солнца Ра (Ре) [36, с. 359], отождествлявшийся, помимо прочих, с богом-соколом (в ранней ипостаси - богом охоты) Гором (Хором) [35, с. 310], которые часто изображались в облике человека с головой сокола (см. рис. 24: изображение Ра-Гарахути на стеле ок. 1100 г. до н.э., хранящейся в Музее Лувра в г. Париже) [36, с. (358)], а также бог мудрости, счёта и письма Тот (Джехути), который обычно изображался в виде человека с головой ибиса (см. рис. 25: изображение бога Тота XIII в. до н.э. в храме Рамсеса II в Фивах /Египет/) [37, с. 521]; древнеиндийский царь птиц (в буддизме - сверхъестественная птица, вечный враг змей - наг) Гаруда, в котором сочетались черты человека и птицы (часто изображался существом с человеческим туловищем и орлиной головой, крыльями, когтями и клювом) [5, с. 266] (см. рис. 26: изображение Гаруды на рельефе из Культурного парка «Гаруда Вишну Кенсана» на о. Бали /Индонезия/); шумеро-аккадские и ассирийские божества, изображавшиеся в виде человекообразных птиц с орлиными или ястребиными головами и крыльями (см. рис. 27: изображение сверхъестественного существа на панели ок. 883 - 859 гг. до н.э. из Северо-Западного дворца в г. Нимруд /Кальху/, хранящейся в Метрополитен-музее г. Нью-Йорк /США/) [58]. В христианстве также известны изображения евангелистов и святых в образе зверей и птиц (см. рис. 28: изображение из франкского «Гелазианского сакраментария» /«Sacramentarium gelasianum»/ ок. 780 - 800 г., хранящегося в Национальной библиотеке Франции в г. Париже) [59].

 

 

Весьма примечательно, что изображение Гаруды, по мнению Е.Ю. Гончарова, присутствует и на золотоордынских (джучидских) монетах (типах монет), которые большинство исследователей относят ко времени правления хана Тохтамыша (1380 - 1395). [2] При этом образ Гаруды предстаёт здесь скорее в буддийско-ламаистской ипостаси, вследствие чего многие нумизматы определяют данное изображение (сюжет) как «дракона со змеёй» или «птицу со змеёй». Такие изображения помещены на медных монетах (пулах) чекана «Сарая ал-Джадида», выпускавшихся с 776 (٧٧٦) года хиджры (1374/1375 г.) до, предположительно, 780 (٧٨٠) года хиджры (1378/1379 г.).

Как отмечается в энциклопедии «Мифы народов мира», Гаруда - это «популярный персонаж в фольклоре народов Центральной Азии и Южной Сибири (Хан Гаруди, монг[ольский] Хангарид, бурят[ский] Хэрдиг, калм[ыцкий] hәрд, алт[айский] Кереде, тув[инский] Херети, якут[ский] Хардай)». [5, с. 267]

Верования в «птицебогов» («птиц-предков»), нередко соседствовавших с «человеколосями» и причудливо переплетавшихся с ними в загадочный культ «людей-лосей-птиц», были издревле присущи проживающим на европейской территории современной России финно-угорским народам, что, в частности, нашло своё отражение в изделиях так называемого «Пермского звериного стиля». Многочисленные литые изображения этих существ, найденные в Верхнем Поволжье, появившиеся уже в 1 тыс. до н.э., стоят в одном ряду с древнейшими памятниками из Малой Азии и Индии.

Следует отметить, что изображения многих этих сверхъестественных существ обнаруживают заметное сходство с «птицеобразной тамгой» с <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: