Допустимые нормы прибыли




В труде Чанакьи Пандита «Артха-шастра» описаны допустимые нормы прибыли (глава 3, фрагмент):

«Управляющий по торговле должен установить максимальную норму прибыли в торговле в размере 5% для товаров местного происхождения и 10% для товаров иностранного происхождения. Умышленное превышение установленных норм прибыли должно наказываться. Размер штрафов должен увеличиваться пропорционально уровню превышения».

Хотя «Артха-шастра» и не относится к священным писаниям, в данном вопросе она основывается на них – в «Ягьявалкья-смрити» установлены те же нормы.

 

Бизнес в гунах

Одним из базовых понятий индуизма является представление о трёх гунах (трёх влияющих началах), в рамках которых протекает вся деятельность живых существ. Фрейд утверждал, что на жизнь людей влияют два начала: склонность к саморазрушению и сексуальная мотивация. Так Фрейд более или менее корректно описал влияние двух гун материальной природы: невежества (приводящего к лености, апатии и интоксикациям) и страсти (которая возникает из неограниченных наслаждений и квинтэссенцией которой являются сексуальные удовольствия). Гуну благости Фрейду, увы, обнаружить не удалось.

В «Бхагавад-Гите» (гл.14) говорится:

«ТЕКСТ 5

Материальная природа состоит из трёх гун - благости, страсти и невежества. Когда вечное живое существо входит в соприкосновение с материальной природой, эти гуны, о могучерукий Aрджуна, обусловливают его.

КОММЕНТАРИЙ: Живое существо, будучи духовным, не имеет ничего общего с материальной природой. Но так как оно попало под влияние материальной энергии, оно действует под диктовку трёх гун материальной природы. Наделенные различными телами с присущими им от природы качествами, живые существа вынуждены действовать так, как велит их природа. В этом причина многообразия счастья и страданий.

ТЕКСТ 6

Гуна благости, … будучи чище других гун, просветляет живое существо и избавляет его от всех последствий грехов. Пребывающие под влиянием этой гуны привязываются к знанию и ощущению счастья.

КОММЕНТAРИЙ: Обусловленные материальной природой живые существа делятся на несколько категорий. Их можно подразделить на счастливых, деятельных и беспомощных. Эти три психологических состояния определяют положение обусловленного живого существа в царстве материальной природы. Данный раздел «Бхагавад-гиты» повествует о различных видах материальной обусловленности. Кришна начинает с описания гуны благости. Благость наделяет человека мудростью, отличающей его от тех, кто обусловлен иначе. Человек в гуне благости гораздо меньше подвержен материальным желаниям, и ему свойственна привязанность к материальным знаниям. Примером таких людей являются Брахманы, про которых говорят, что они находятся под влиянием гуны благости. Причина ощущения счастья, присущего таким людям, в том, что на уровне гуны благости человек понимает, что он более или менее освободился от бремени своих грехов. В Ведах говорится, что гуна благости, в отличие от других гун, приносит людям глубокие познания и делает их счастливыми.

Проблема в том, что, находясь в гуне благости, человек сознаёт своё преимущество в знании, чувствует свое превосходство над другими и этим обусловливается. Лучший пример тому - философы и учёные. Все они гордятся своими познаниями, и, поскольку большинство из них живёт в достатке, они до определённой степени испытывают материальное счастье. Это ощущение счастья в рамках обусловленной жизни привязывает их к гуне благости. Поэтому они очень привязываются к деятельности в гуне благости, и, пока эта привязанность существует, они будут вынуждены менять тела, оставаясь во власти гун материальной природы. Это лишает их возможности получить освобождение и вернуться в духовный мир. Снова и снова рождаясь учёным, философом или поэтом, такой человек обрекает себя на череду страданий, которые всегда приносят рождение и смерть. Но, введенный в заблуждение материальной энергией, он, несмотря ни на что, считает себя счастливым.

ТЕКСТ 7

Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она, … связывает воплощенное живое существо узами материальной корыстной деятельности.

КОММЕНТAРИЙ: Главным признаком гуны страсти является взаимное влечение мужчин и женщин. Женщину влечёт к мужчине, а мужчину - к женщине. Это влечение называется страстью. И когда ее влияние возрастает, у человека развивается жажда материальных наслаждений. У него появляется желание удовлетворять свои чувства. Ради удовлетворения чувств человек в гуне страсти жаждет всеобщего признания, мечтает о счастливой семейной жизни, о хорошей жене, послушных детях и собственном доме. Все это - результат влияния гуны страсти. Чтобы исполнить все свои желания, человеку приходится работать не покладая рук. Поэтому здесь говорится, что привязанность к плодам своего труда связывает его узами материальной деятельности. Чтобы удовлетворить жену, детей и общество и поддержать свой престиж, человек должен работать. Поэтому все в материальном мире в той или иной степени находятся под влиянием гуны страсти. И современная цивилизация считается прогрессивной только потому, что критерием прогресса служит степень влияния гуны страсти. В былые времена прогресс определялся степенью влияния гуны благости. Но если даже люди в гуне благости не могут освободиться из материального плена, то что тогда говорить о тех, кто запутался в сетях гуны страсти?

ТЕКСТ 8

Знай же, … что гуна тьмы, порождённая невежеством, держит все воплощённые живые существа в плену иллюзии. Её влияние проявляется в виде безумия, лени и сна, которые опутывают обусловленную душу.

КОММЕНТAРИЙ: … Гуна невежества наделяет воплощенную душу очень своеобразными качествами. Гуна невежества является прямой противоположностью гуны благости. Человек в гуне благости обладает знанием и, благодаря ему, понимает природу вещей, в отличие от того, кто пребывает в невежестве. Каждый, кто оказывается во власти гуны невежества, теряет рассудок и вместе с ним способность отличать хорошее от дурного. Вместо того, чтобы развиваться, такой человек деградирует. Веды характеризуют гуну невежества следующим образом: васту-йатхатмйа-джнанаваракам випарйайа-джнана-джанакам тамах - покрытые гуной невежества, люди лишаются способности понимать истинную природу вещей. Так, каждый знает, что все его предки умерли, и значит, он тоже умрет; человек смертен. Дети, которых он зачинает, тоже обречены на смерть. Смерть неотвратима. Тем не менее люди как одержимые копят деньги и работают день и ночь не покладая рук, и никому не приходит в голову позаботиться о вечной душе. Это называется безумием. В безумии своем люди не хотят понять природу духа. Такие люди очень ленивы. Когда им предлагают духовное знание, они не проявляют к нему никакого интереса. В них нет даже той жажды деятельности, которая владеет людьми в гуне страсти. Другой характерной чертой человека в гуне невежества является то, что он спит больше, чем необходимо. Шести часов сна вполне достаточно, однако человек в гуне невежества спит по десять, а то и по двенадцать часов в день. Такой человек всегда выглядит подавленным и угнетенным, он часто принимает одурманивающие средства и много спит. Таковы отличительные признаки людей, обусловленных гуной невежества.

ТЕКСТ 9

… Гуна благости обусловливает живое существо ощущением счастья, гуна страсти - корыстной деятельностью, а гуна невежества, покрывая знание живого существа, связывает его путами безумия.

КОММЕНТAРИЙ: Человек в гуне благости находит удовлетворение в своей деятельности или своих интеллектуальных занятиях; так, философ, ученый или преподаватель, трудясь в той или иной отрасли науки, чувствует себя вполне довольным. Человек в гуне страсти, если к ней примешивается гуна благости, поглощен корыстной деятельностью; он старается заработать как можно больше денег и потратить их на благие дела. Такие люди иногда открывают больницы, жертвуют деньги благотворительным организациям и т.д. Таковы признаки человека в гуне страсти. A гуна невежества покрывает знание живого существа. Все, что делает человек, находящийся в гуне невежества, не приносит блага ни ему самому, ни кому бы то ни было еще».

В книге «Артха» Сарва Шактимана даса говорится о том, как классифицируются источники дохода по влиянию гун материальной природы: «Источники дохода различаются в зависимости от того, какой гуной материальной природы преимущественно обусловлено живое существо. Рассмотрим данный вопрос подробно.

Доход в гуне невежества не связан со служением другим живым существам. При этом он даже может быть связан с причинением вреда другим живым существам (например, воровство, грабёж, мошенничество, шантаж, похищение с целью выкупа и т.п.), а может и не быть связан с этим (например, кладоискательство, азартные и финансовые игры, попрошайничество). Доход, заведомо связанный с причинением вреда своему телу, также относится к гуне невежества (например, продажа собственных органов или особо вредная работа), равно как и доход, связанный с риском для жизни и при этом не связанный с выполнением долга кшатрия (например, работа каскадера или автогонщика).

Доход, связанный с предоставлением или рекламой «услуг», способствующих вовлечению клиентов в греховную деятельность (проституция, организация азартных игр, продажа одурманивающих средств, мяса, рыбы, яиц) также относится к гуне невежества, так как такие «услуги» несут клиентам лишь дурную карму и не являются ценными. Люди, находящиеся под преимущественным влиянием гуны невежества, на вопрос «откуда берутся деньги?» скорее всего, ответят: «Не знаю», «Из везения», «Путём отбирания у других». Данный вид дохода совершенно не приемлем для тех, кто идет по пути духовной реализации, т.к. он опьяняет, погружает живое существо в иллюзию, способствует забвению его истинного положения слуги.

Доход в гуне страсти связан с неосознанным служением другим живым существам. Внешне деятельность людей, имеющих такое понимание, может не отличаться от деятельности людей, имеющих понимание дохода в гуне благости. Однако, в силу того, что их понимание неверно или скудно, им приходится прилагать гораздо больше усилий, чтобы достичь того же результата, потому что они часто ошибаются, выбирая направление своей деятельности. Люди, находящиеся под преимущественным влиянием гуны страсти, на вопрос «откуда берутся деньги?» ответят: «Из тяжёлой работы», «Благодаря уму и сообразительности». Данный вид дохода приемлем для одних профессий и неприемлем для других. При правильном подходе можно использовать подобное понимание дохода для духовного прогресса.

Доход в гуне благости связан с осознанным служением живым существам. Внешне люди с подобным пониманием заняты той же работой, что и люди, получающие доход в гуне страсти, однако, так как они понимают сущность своей деятельности, результат ее дается им легко и сама деятельность не причиняет им беспокойств. На вопрос «откуда берутся деньги?» они ответят: «Из оказания ценной услуги другим».

Влияние гуны невежества в бизнесе проявляется в виде использования неблагочестивых способов получения дохода, ущемления этических и финансовых прав сотрудников и клиентов, применения некорректных приёмов в отношении конкурентов (дискредитация в СМИ, заказные проверки и т.п.), экономии в ущерб качеству продукции и услуг.

Влияние гуны страсти в бизнесе проявляется в организации бизнеса по принципу «как у соседа» и/или организации бизнеса без веры в ценность оказываемой услуги. Оно также проявляется в «механическом» дублировании торговых и/или производственных мощностей без оглядки на реальные потребности клиентов; в представлении о том, что некоторое физически существующее производство (а не услуга по продаже его продукции населению) само по себе является источником дохода; организации бизнеса под влиянием рекламы некоторого вида предпринимательской деятельности, приложении чрезмерных усилий; боязни конкурентов и ощущении «схватки» и «борьбы за рынок» с ними.

Влияние гуны благости в бизнесе проявляется в виде желания наилучшим образом удовлетворить потребности покупателей, в тщательном подборе ассортимента товаров и услуг в соответствии с желаниями клиентов, в охотной трате средств на улучшение качества обслуживания (помещение, торговое оборудование, униформа и т.п.) и потребительских свойств товара, искренней доброжелательности в общении с клиентом, создании комфортных условий работы для сотрудников и стремлении занять их работой согласно их качествам, полном отсутствии страха перед конкуренцией и т.п.

 

Банковское дело

 

Ссуды денег под процент являются, с точки зрения индуизма, приемлемой деятельностью для вайшьев, но лишь в строгом соответствии с данными в священных писаниях нормами и правилами. Ниже приводятся предписания из «Ягьявалкья-смрити», регулирующие данный вопрос:

«3.37. Если деньги выдаются под залог, дебитору начисляется процент в размере 1/80 суммы ежемесячно. Если деньги даются в заем без залога, начисление производится в размере 2, 3, 4, и 5 процентов для брахманов, кшатриев, вайшев и шудр соответственно.

3.38 (фрагмент). Кредитор должен начислять 10 процентов к сумме, ссуженной купцам, путешествующим в интересах торговли сушей и 25 процентов к сумме, ссуженной морским торговцам».

Однако в наши дни нельзя рекомендовать банковскую деятельность в качестве приемлемой по следующим причинам: отсутствие 100% гарантии возврата долга заёмщиком со стороны государства (об этом свидетельствует существенный процент нераскрытых дел по невозврату кредитов) и бумажные деньги, из-за инфляции делающие фактическую прибыль от предоставления кредита непредсказуемой (в ведические времена все деньги были самоценными, т.е. их номинал определялся их весом).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: