Николай Рерих – созидатель ступеней в грядущее




«Не болей. Много придётся потрудиться для земли русской»

Иоанн Кронштадтский – Николаю Рериху

Творческое становление Николая Рериха приходится на Серебряный век – время мощного русского пассионарного подъёма, сделавшего XX век подлинно Русским веком.

Как и большинство современников, Рерих ощущает смутный гул приближающихся мировых событий, чувствует нарастание в обществе воли к обновлению русской жизни. Но чтобы грядущие перемены стали подлинно русским возрождением, они должны опираться на незыблемые и непреходящие первоосновы русского национального бытия.

Стремясь приобщиться к изначальному, неистощимому потенциалу Земли Русской, к её «чаше неотпитой», Рерих исследует её древние курганы, проходит северную часть пути «из варяг в греки», много путешествует по древнерусским городам, создавая живописный пантеон былой русской славы.

В надежде заложить основы Русского Будущего Рерих обращается к Русскому Прошлому. В глубинах русской истории ищет Рерих опорные камни-ступени для прорыва России в великое грядущее.

Надёжную ступень-опору для набирающего силы русского Антея Рерих находит в суровом и прекрасном мире древнерусского Севера, в Новгороде Великом, выдержавшем варяжский натиск и проторившем знаменитый путь «из варяг в греки».

Мощный катализатор становления Древней Руси Рерих видит в скандинавском мире, героику которого он раскрывает в ряде незабываемых полотен.

Но, прежде всего, Рерих с богатырской мощью разворачивает перед современниками ширь русской истории. За всеми её героическими и трагическими эпизодами ищет Рерих то, что определяет логику русской истории, ищет ту вечную Россию, которая являет нам неотъемлемые опорные камни великого русского исторического пути.

Своё видение вечной России, той, которая «поверх всяких Россий», Рерих воплотил в трёх грандиозных циклах своих полотен: «Славяне. Начало Руси», «Богатырский фриз» и «Sankta».

***

Вдумываясь в своеобразие русской культуры, Рерих находит ее главную особенность в удивительной способности вбирать культурные достижения Запада и Востока и объединять их на особой славянской основе.

По мысли Рериха, евразийство русской культуры и есть тот великий опорный камень, ступень в грядущее, которая поможет России исполнить её народообъединяющую миссию в мировой истории.

Отыскание в глубинах Азии древних евразийских основ русской культуры стало важнейшим делом жизни Рериха, одной из основных составляющих его евразийской культурной миссии.

Кульминационным этапом евразийской миссии Рериха стала трансгималайская научно-художественная экспедиция, осуществленная им в период с 1925 по 1928 год. Как писал Рерих: «В нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов».

Важнейшим итогом евразийской культурной миссии Рериха стало создание в 1928 году в североиндийской долине Кулу института гималайских исследований «Урусвати». Аналогичный научно-культурный центр предполагалось создать в Уймонской долине горного Алтая.

***

Как и многие духовно чуткие деятели культуры Серебряного века, Рерих предчувствует не только возрождение и преображение России, но и духовное возрождение человечества.

В поисках опоры для этого будущего грандиозного процесса Рерих обращается к истокам мировой истории. Благодаря своим археологическим изысканиям он погружается в мир палеолита (Каменного века), где находит залог духовного возрождения человечества в первичном космизме древнего человека, который, по словам Рериха, «движимый чудесными инстинктами гармонии и ритма… наконец вполне вступает в искусство».

Согласно Рериху Homo Garmonicus, человек гармоничный, а значит и духовный, появился, возможно, ранее, чем Homo Sapiens. Рерих убежден в том, что человек эпохи палеолита не был примитивным троглодитом, но являлся подлинным «хозяином жизни», который, проникаясь гармониями и ритмами природы, делал их источником своих сил и способностей, непонятных и недоступных современному цивилизованному человеку, отделившему себя от природы.

Глубокий естественный космизм архаического общества Рерих запечатлел в обширной серии картин, посвящённой духовной культуре народов древнего Севера. Этот же космизм наполняет гармонией и сдержанной внутренней силой и произведения самого Рериха. Каждая его картина звучит как мощный аккорд, как гимн величию мироздания и единого с ним человека.

***

Начиная с 1912 по 1916 год, у Рериха стихийно складывается серия картин, которую его современники назовут «Пророческой», распознав в ней предчувствие наступления Первой мировой войны. Но в произведениях этой серии, особенно в таких как «Крик змия» и «Град обречённый», духовная и художественная интуиция Рериха уловила не только приближение мировой войны, но и нарастание в мире некоторого инфернального (тёмного) начала, усиление которого порождало предчувствие неотвратимости прихода карающего Ангела Последнего, изображенного Рерихом на одноименной картине.

Огромную судьбоносную роль в жизни Рериха сыграл карельский период, став тем «моментом истины», который определил весь дальнейший жизненный путь Рериха и его близких.

Уже в самом начале карельского периода, живя на берегу залива Юхинлахти, Рерих, наконец, осознаёт природу того «инфернального» начала, которое отразилось в картинах его «Пророческой» серии.

Рерих приходит к выводу, что источником нарастающих в мире примитивизации, одичания и варварства является безраздельно господствующая на планете техногенная цивилизация. Рерих называет её «механической», подчёркивая, тем самым, её чуждость всему органическому – и природе, и человеку.

Зло механической цивилизации Рерих видит в том, что она, обеспечивая человека средствами его материального бытия, вместе с тем подавляет и блокирует духовную основу человека, наводняя мир бесчисленными толпами новых гомункулов.

В заливе Юхинлахти Рерих напряжённо ищет пути спасения мира от массового техногенного духовного вырождения. Рерих понимает, что глобальной системе духовного подавления необходимо противопоставить столь же глобальную систему духовного возрождения.

Знаменательно, что путь создания такой спасительной системы Рериху подсказывает название залива, на берегу которого он вместе с семьёй поселился в Карелии. Ведь «Юхинлахти» переводится с финского, как залив Единения. Так название залива подтолкнуло Рериха к мысли о том, что социальной базой духовозрождающего действия искусства должно стать международное единство деятелей культуры.

Последующая жизнь Рериха и его семьи стала осуществлением возникшего в Юхинлахти проекта. Почти сразу же после выезда из Карелии, – в 1920 году Николай Константинович обращается к мировой культурной общественности с призывом создать новый, неполитический IV Интернационал – интернационал деятелей культуры.

Затем Рерих успешно осуществляет целый ряд поражающих воображение международных культурных инициатив, конкретизирующих выдвинутую им идею IV Интернационала. Это объединяющие деятелей культуры организации, – «Cor ardens», «Corona Mundi» и Институт объединённых искусств в Нью-Йорке. Далее последовали такие великие начинания, как «Пакт Рериха» и Рерих также предпринимает ряд шагов по созданию Всемирной Лиги Культуры. Как известно, идея Всемирной Лиги Культуры вскоре стала основой для создания ЮНЕСКО.

Таким образом, великое мировое древо рериховских культурных проектов и инициатив действительно уходит корнями в удивительную землю залива Юхинлахти, являющуюся святыней для любого культурного человека и тем более для всех причастных к светлому делу Рериха.

Ведь здесь в дополнение к своей, тогда едва начинавшейся евразийской миссии, Рерих принимает на свои плечи новую, несравненно более сложную миссию – миссию закладки основ новой одухотворенной культурогенной цивилизации, способной вывести человечество из тупика техногенного одичания.

Подлинным позором Карелии, трагическим диссонансом с русской и мировой культурой, да и просто со здравым смыслом, стало начавшееся в 2017 году разрушение места жизни и творчества Рериха и его семьи в заливе Юхинлахти, являющегося, безусловно, важнейшим рериховским памятным местом Карелии. Так новые «русские» варвары отметили столетний юбилей приезда Рериха в Карелию. Пока что последнее слово остается за ними. Доколе?

Огромная культурная работа, осуществлённая семьёй Рерихов, взывает к продолжению. Тем более что Николай Константинович дал человечеству вдохновляющий ориентир – завершить начатую им работу по созданию всемирной Лиги Культуры. Она, по замыслу Рериха, должна в будущем стать той планетарной надполитической структурой, опираясь на которую, искусство сможет осуществить свою народообъединяющую миссию. В своём «Credo» Рерих писал: «Искусство объединит человечество. Искусство есть знамя грядущего синтеза».

Рерих верил, что в горниле этого грядущего синтеза будет формироваться образ «человека восходящего», который станет не только общечеловеческим вдохновляющим идеалом, но и ориентиром, определяющим развитие основных сфер социальной жизни будущего человечества.

Огромные усилия семьи Рерихов по созиданию ступеней грядущего не оказались бесплодными. Несмотря на вериги «механической» цивилизации, человечество уже делает шаги по пути, проложенному Рерихами. Такими шагами стали:

- заключение международной Конвенции о защите памятников культуры в военное время;

- создание всемирной культурной организации ЮНЕСКО;

- создание, по инициативе социалистической Болгарии, Всемирной детской ассоциации.

Новый мир всё-таки идёт.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: