Причины неврозов у детей.




Введение.

 

Невроз - пограничное нервно-психическое расстройство, которое не обусловлено психотическими состояниями.

В возникновении неврозов существенную роль играют биологические факторы, такие как наследственность, соматические заболевания, социально-психологические факторы, прежде всего касающиеся неблагоприятных семейных обстоятельств, а также особенности личности и эмоциональные переживания. Клиническая картина неврозов включает в себя как соматовегетативные расстройства, так и отрицательные субъективные переживаниями (тревога, ощущение собственной неполноценности).

С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания.

Тема детских неврозов по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области детской невропатологии, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских садов, учителей. Опасность невроза кроется не в его тяжести или неизлечимости (невроз - излечим), а в отношении к этому заболеванию. Большинство родителей просто не обращают внимания на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей. Но если признаки невроза у ребёнка вовремя не заметить и не принять соответствующие меры, он вряд ли вырастет гармоничным и счастливым человеком. Невроз будет преследовать его и во взрослой жизни.

Неврозы представляют собой единую группу заболеваний, но проявления их могут быть разнообразными. Детские неврозы имеют свои отличительные особенности.

Целью данной работы является: рассмотреть особенности детских неврозов.

 

Неврозы у детей.

 

Невротические расстройства разной степени выраженности встречаются примерно у трети детей, посещающих детский сад, и в еще большем проценте случаев - у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. У мальчиков тяжелые неврозы наблюдаются чаще, чем у девочек.

Хотя у детей, так же как у взрослых, причиной неврозов является психогения, сравнительно большую роль в качестве дополнительного фактора у них играет врожденная функциональная и органическая недостаточность центральной нервной системы, клинически проявляющаяся в виде синдрома невропатии или конституциональной детской нервности.

Невропатия у детей младшего возраста проявляется выраженными вегетативными симптомами, такими как повышенная потливость, бледность кожных покровов с цианозом носогубного треугольника, тахикардией, дыхательной аритмией, ознобом. Характерны повышенная чувствительность к колебаниям внешней температуры, к холоду при смене пеленок, к шуму, яркому свету, духоте. Сомато-вегетативная возбудимость усиливается при нарушениях режима дня или при помещении ребенка в детское учреждение. К вегетативным расстройствам при невропатии относятся также нарушения аппетита, частые срыгивания, рвота, неустойчивый стул, реже - пилороспазм. В некоторых случаях возникает преходящий субфебрилитет, не связанный с заболеваниями внутренних органов или инфекциями. Дети бывают соматически ослабленными, часто болеют простудными, аллергическими заболеваниями, у них бывают опрелости, кожный зуд. Повышенная нервность проявляется и в поведении: такие дети капризны, раздражительны, пугливы, не идут на руки к незнакомым людям. При испуге или во время плача у них могут возникать аффект-респираторные судороги: дыхание внезапно останавливается, дети «синеют», выгибаются дугой. Приступ длится несколько минут и заканчивается плачем, общей вялостью.

При неврологическом обследовании детей с невропатией часто выявляются косоглазие, нистагм, тремор подбородка и рук, клонус стоп и другие симптомы. Не всегда их можно с уверенностью связать с каким-либо поражением во время родов или в перинатальном периоде. С возрастом неврологические изменения сглаживаются или остаются лишь единичные симптомы, образующие синдром конституциональной аномалии центральной нервной системы.

Роль невропатии в развитии неврозов тем больше, чем меньше возраст начала заболевания. По мере взросления ребенка на первый план среди причин заболевания выступает психическая травма, вызывающая фрустрационное напряжение. Психическая травма (ПТ) - это внешние раздражители, оказывающие патогенное, болезненное воздействие на индивида. ПТ могут быть двух видов - ситуационные и пролонгированные. К ситуационным ПТ относятся: неожиданный испуг ребенка, острый межличностный конфликт в семье или школе. Исследования психологов показывают, что наибольшее патогенное влияние на личность ребенка оказывают на острые психические травмы, а пролонгированные (хронические). Но обстоятельства психического травмирования у детей обычно иные, чем у взрослых. Чаще всего это неблагополучная семья, алкоголизм в ближайшем семейном окружении, распад семьи, жестокое и бездушное отношение к ребенку, игнорирование его законных интересов, преследование со стороны асоциальной группы сверстников, бестактное поведение в школе учителя по отношению к ученикам. Но все эти факторы, безусловно имеющие большое патогенное значение, не раскрывают полностью существа психогенной ситуации. Для понимания ее необходимо учесть некоторые общие закономерности развития ребенка, начиная с раннего возраста. Иначе остаются непонятными частые случаи возникновения неврозов у детей, воспитывающихся во внешне благоприятных условиях и при кажущемся отсутствии психогенной ситуации.

Психологическими исследованиями было показано, что главным условием гармоничного психического развития маленького ребенка служат искренняя заинтересованность, эмоциональная поддержка и забота со стороны родителей. Анатомическая и функциональная незрелость всех систем организма в этом возрасте делает заботу родителей необходимым условием выживания. Ласка матери, тепло ее тела при кормлении - все это служит для ребенка символом защищенности, столь же необходимым для его нормального развития, как и правильное вскармливание. Для гармоничного формирования характера ребенка нужно, чтобы рядом находился хотя бы один взрослый человек, любящий и безоговорочно принимающий его. В возрасте до 18 месяцев ребенок должен приобрести доверие к окружающему миру. У детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях или вне семьи, в домах ребенка, даже при благоприятных условиях содержания могут в последующем наблюдаться низкая Я-концепция, чувство своей малоценности, недоверие к людям, враждебность, вялость эмоциональных реакций. Так закладывается основа невротической личности, являющейся важным условием развития невроза, который может проявиться и при отсутствии тяжелых травмирующих обстоятельств.

Возраст от 1,5 до 3-4 лет знаменуется стремлением ребенка к самостоятельности. Это часто встречает сопротивление взрослых, порождающее у ребенка чувство неуверенности в себе. По мнению известного психолога неофрейдистского направления Эрика Эриксона, альтернатива самостоятельности и неуверенности - ключевая проблема детства. Родители должны свести к минимуму все ограничения, запрещая ребенку только то, что абсолютно недопустимо, и быть при этом твердыми и последовательными. При действии излишних ограничений страдает самоуважение ребенка, который боится быть отвергнутым, неуверен в том, что к нему будут благоприятно относиться независимо от его успехов и неудач.

В дошкольном и младшем школьном возрасте все большее влияние на ребенка начинают оказывать оценки, даваемые ему родителями, воспитателями, а затем и сверстниками. Если у ребенка, воспитывавшегося в условиях защищенности, любви и уважения его законных интересов, сформировалась достаточно высокая самооценка, то его Я-концепция сама защищает себя от отрицательных оценок, расходящихся с представлением о себе. Но в случае низкой самооценки ребёнок становится болезненно чувствительным к тому, как воспринимают его окружающие. Такие дети не уверены в себе, испытывают трудности в общении со сверстниками, учатся с явным напряжением.

Самым частым симптомом детских неврозов является страх. У детей младшего возраста чаще всего встречается страх одиночества (изоляции). Возникает беспочвенное тревожное опасение быть брошенным, потерять родителей. Страх ощущается сильнее, когда дети остаются дома в одиночестве или в темноте. Их охватывает чувство беспомощности, ужаса и беззащитности перед возможным появлением воображаемых сказочных чудовищ, что отражает отсутствие уверенности в поддержке со стороны взрослых. Иногда ночной страх бывает связан с происшедшим ранее пугающим событием или пережитым сновидением. Ребенок в испуге просыпается, кричит и не успокаивается до тех пор, пока родители не возьмут его на руки, не положат с собой в постель. В младшем детском возрасте страхи обычно бывают кратковременными и проходят спустя несколько недель.

В дошкольном и младшем школьном возрасте преобладает страх смерти - своей или родителей. Он может принимать форму опасений нападения бандитов, «мертвецов», страха огня и пожара. Нередко в нем находят отражение ранее просмотренные телепередачи и кинофильмы, прочитанные книги с устрашающими сюжетами. Наряду со страхами в этом возрасте наблюдаются и другие симптомы: дети часто бывают тревожны, обидчивы, пугливы, плаксивы, настроение у них бывает неустойчивым, в своих рисунках они изображают символы смерти - могилки с крестами. Они боятся спать, просят, чтобы кто-нибудь посидел с ними, во сне вздрагивают, испытывают пугающие сновидения. Невроз страха может затягиваться до 2-3 лет. Элементарные и недифференцированные страхи принимают характер фобий - типа агорафобии или социальных фобий. Однако в связи с недостаточно развитыми у детей абстрактным мышлением и способности к самонаблюдению в самоотчете навязчивые состояния не бывают представлены в развернутом и завершенном виде. О них можно судить не столько по словесному отчету ребенка, сколько по его поведению.

 

Виды неврозов у детей.

 

Между тем в самых современных работах детских психиатров подчеркивается, что неврозы у детей - это самый распространенный вид нервно-психической патологии и выделяется несколько видов детских неврозов. Так, А.И. Захаров выделяет следующие виды детских неврозов:

1. Невроз страха. Страхи мотивированы, как правило, боязнью, что может что-то произойти. Источником подобных страхов часто бывает мать, тревожная по характеру, боявшаяся этого в детстве. А.И. Захаров видит причину передачи материнских страхов в ролевой идентификации.

2. Неврастения. Перенапряжение возможностей ребенка, который оказывается не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих и заранее считает себя не способным справиться с любыми предстоящими трудностями. Чаще всего это происходит от неспособности родителей принять ребенка таким, каков он есть на самом деле; эти противоречия приводят ребенка к нервному перенапряжению, неврастении. Другой причиной подобного невроза может быть переключение внимания родителей на другого ребенка, появившегося в семье, неспособность самих родителей равномерно распределять внимание между всеми детьми в семье.

3. Истерический невроз. Его внешние проявления в чрезмерной капризности ребёнка, истериках. Причины возникновения такого поведения Захаров видит в непоследовательности в воспитании родителей и ближайшего окружения – бабушек и дедушек. Родители до определенного момента потакали возрастающим требованиям чада, но потом ввели ограничения, поступив непоследовательно – ведь ребенок не понимает смену логики родителей. Иной причиной истерического невроза Захаров называет полное отсутствие эмоционального внимания к ребёнку.

4. Невроз навязчивых состояний. По Захарову, характерен скорее для более старшего школьного возраста. Корни этого невроза – в нарушении семейных отношений: повышенная требовательность или принципиальность родителей, вопреки здравому смыслу. Родители требуют беспрекословного подчинения от ребенка, воспитание напоминает муштру. У детей в таких семьях возникает мнительность, боязнь нарушить требования родителей.

Помочь детям полностью избавиться от неврозов – задача не только медиков и психологов, но в первую очередь родителей.

Помочь детям избавиться от неврозов - это значит принять активное участие в их жизни. Достигается это совместной деятельностью, прогулками, детскими спектаклями, рисованием красками, увлекательными походами и различными спортивными мероприятиями. Любая возня с родителями и сверстниками, подвижные игры, смех, шутки, как и чтение, разыгрывание сказок и несложных, придуманных детьми историй, способны создать эмоционально лучшие условия для детства, не омраченного страхами, с которыми не может справиться ребенок.

 

Причины неврозов у детей.

Неврозы у детей и подростков - самый распространенный вид нервно-психической патологии. Как психогенные заболевания формирующейся личности, неврозы в аффективно-заостренной форме отражают многие проблемы человеческих отношений, прежде всего понимания и общения между людьми, поиска своего "я", оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви. Первоначально неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, которая обычно является наиболее близким для ребенка лицом в первые годы его жизни. Не меньшую патогенную роль в последующие годы играют отношения с отцом, если он не способен своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей. Оба родителя испытывают много личных проблем, нередко сами больны неврозом и придерживаются догматически воспринятых или исходящих из прошлого травмирующего опыта взглядов на воспитание без учета индивидуального своеобразия и возрастных потребностей детей. Все это дает основание рассматривать невротическое, психогенное по своему происхождению заболевание ребенка как своего рода клинико-психологическое отражение личностных проблем родителей, начинающихся нередко еще в прародительской семье. Неврозы - это своеобразный клинико-психологический феномен, формирующийся на протяжении жизни трех поколений - прародителей, родителей и детей.

Невроз является психогенным заболеванием формирующейся личности, поэтому на него оказывает влияние все то, что может осложнить процесс формирования личности у детей и способствовать общему нарастанию нервно-психического напряжения у родителей. К этим факторам относятся причины социально-психологического, социально-культурного и социально-экономического характера.

Из социально-психологических факторов заслуживают внимание наличие единственного ребенка в семье или эмоциональная изоляция одного из детей, если их несколько, недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; конфликты; одностороннее преобладание (доминирование) одного из взрослых (как правило, матери или бабушки по материнской линии, если она проживает в семье); перестановка или инверсия традиционных семейных ролей; низкая продуктивность совместной деятельности членов семьи и, наконец, известная изолированность семьи в сфере внешних контактов.

К социально-культурным факторам относятся проблемы, связанные с проживанием в большом городе; ускорением темпа современной жизни; недостатком времени; скученностью; некоторой обезличенностью и все более сложным характером межличностных отношений; недостаточными условиями для полноценного отдыха и разрядки эмоционального напряжения.

Социально-экономические факторы включают в себя неудовлетворительные жилищно-бытовые условия молодой семьи; занятость родителей; ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли или привлечение других лиц для ухода за ним.

 

Вывод.

Многие родители воспринимают собственного ребенка, как еще один шанс для воплощения собственных амбиций и нереализованных возможностей. Действительно, перечислять причины детских неврозов можно долго. Главное понять, что причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Некоторые родители, водя своих детей по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез, заикание, страхи, говорят о посторонних причинах заболевания. Но поступая так, валят "с больной головы на здоровую" - если здесь уместен такой каламбур. Первопричина в них самих. Не состоятельность как родителей.

Конечно, нельзя забывать, что спровоцировать выход невроза "на поверхность" может какой угодно напряженный момент - облаяла собака, резко просигналила машина, несправедливость учителя, но надо помнить, что основа закладывается в раннем детстве.

Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной невнимательности к своим же детям.
В кабинете у моего отца висел плакат: "Кто хочет работать - работает, кто не хочет - ищет оправдания собственной бездеятельности". Перефразируя, можно сказать: "Кто хочет вырастить гармоничного ребенка - прикладывает усилия для достижения своей цели, кто хочет заниматься только собой - ищет оправдания собственной бездеятельности".

Говоря о детских неврозах, надо постоянно помнить, что это заболевание получают в виде наследства от своих собственных родителей. А.И.Захаров постоянно подчеркивает, что неврозы у детей - заболевания не генетические, но обусловлены состоянием родителей на момент рождения малыша.

 

Список используемой литературы.

1. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. СПб.: Питер, 2002. С. 96.

2. Захаров А. И. Детские неврозы (психологическая помошь родителей детям). «Респекс», СПб.: 1995.

3. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. С. 61.

4. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии. М.: Просвещение, 1992. С. 49

5. Гарбузов В. И. К проблеме этиопатогенеза неврозов у детей.- В кн.: Неврозы у детей и подростков: Тезисы докладов. М., 1986. С. 40.

6. веб. страница [ https://www.it-med.ru/library/n/neurosis].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: