Переходные и нарциссические объекты: краткое сообщение




Н. Стилман
Доктор медицины, профессор клинический психиатрии, Медицинская школа Горного Синая, Нью-Йорк; Кандидат Нью-Йоркского института психоанализа

Винникот (Winnicott, 1953) предложил термин "переходный объект", для обозначения того объекта, который младенец выбирает в качестве своего первого "не-Я" приобретения. Фрейд (Freud, 1914) постулировал, что первичный нарциссизм свойственен каждому человеку, и рассмотривал любовь нарциссического типа как любовь к тому, кем сам влюбленный является, был или хотел бы быть, или к некоторой своей части. Анни Райх (Annie Reich, 1953), основываясь на определении Фрейда, описала выбор нарциссического объекта женщиной как приводящий к такому выбору объекта любви, который представляет собой то, кем она хотела бы быть, в виде отличного от себя объекта, но с качествами, желаемыми для себя. Нижеследующее краткое представление клинического случая иллюстрирует на примере одной аналитической сессии тесную взаимосвязь между детским переходным объектом пациентки и ее последующими отношениями с нарциссическим объектом, - своим любовником. В ходе сессии пациентка спонтанно и отчетливо сама устанавливает эту взаимосвязь.

С. - молодая двадцатилетняя женщина. За помощью она первоначально обратилась по причине тяжелой депрессии, которую она переживала в связи с попытками прервать шестилетние отношения с Дж., - мужчиной ее возраста. В течение последних шести месяцев, она предпринимала усилия, чтобы жить отдельно от Дж., после чего сдалась и возобновила отношения.

Значительная часть материала анализа, вплоть до настоящего момента указывала на то, что Дж. во многих отношениях является для С. нарциссическим объектом, в том смысле, как это описала Анни Райх. Она использует Дж. таким образом, каким хотела бы, чтобы использовали ее. Как показала Анни Райх, отношения с нарциссическими объектами обладают сильно выраженой идеализацией и садомазохистическими качествами. С. откровенно обожала тело Дж. (можно сказать "поклонялась" ему), в том числе и его пенис. Косвенным образом она испытывала трепет, заглядывая в "бездну" его отчаяния, что волновало ее и позволяло спроецировать и не признавать свое собственное отчаяние. Она лелеяла его: поддерживала его финансово, несмотря на собственные ограничения в средствах; готовила и делала для него покупки; осыпала его хвалой и любовью; прощала ему многие ошибки. В сексуальных отношениях она вела себя как его рабыня, делая ему мастурбацию и фелляцию по его приказу. Очевидно, что С. - самая старшая из пяти сиблингов - на протяжении всей своей жизни была депривирована. Удовлетворение Дж. чрезвычайно возбуждало и доставляло удовлетворение ей самой. Вместе с тем она в некоторой степени осознавала свой гнев по отношению к Дж.: гнев открывал для нее возможность отделиться, и в то же время ощущение риска было непереносимым.

С. начала сессию, выссказав идею, что если она выйдет замуж за Дж., то она потеряет родителей, так как они настроены против него. Затем С. сказала, что эта фантазия, которая вынуждает ее к компромиссу - не выходить замуж за Дж. Аналитик сделала предположение, что она спроецировала негативные аспекты ее конфликта по поводу Дж. на своих родителей. С. спросила, почему вообще она должна иметь какой-то конфликт, ведь она сознательно принимает недостатки Дж.: "Он не носится со своим дерьмом, он очень непостоянный, шальной тип. Он слабосильный, может согнуться в любой момент - но я не думаю, что за этим стоит что-то еще. Я не думаю, что он проведет свою жизнь в позе зародыша, хотя такая тенденция есть."

Она перешла к рассказу о переполнявшем ее чувстве печали, связанном с мыслью о том, как она будет жить без него, и как она будет подавлена в тот период, когда они будут порознь. Она вспомнила о своем беспрерывном плаче. "Это не просто чувство брошенности, одиночества, ревности... это потребность. Тоска - переполнявшее меня страстное стремление." Находясь в разлуке С. сосредотачивалась и оплакивала части тела Дж. Это привело к следующему потоку ассоциаций:

Если я находила что-то из его одежды, то подбирала это и нюхала. Я была счастлива, видя его грязные носки у себя на полу. Когда мы впервые были вместе, его чемодан стоял у подножия моей кровати в течение всех шести недель. Мне было так печально, когда он ушел... Каждую ночь я спала с его майкой на моей кровати. Я расстроилась, когда запах выветрился.

Это вызывает у меня мысли о детском одеяльце. Оно до сих пор у меня; теперь - в выдвижном ящике. Я была чрезвычайно привязана к нему. Когда я была маленькая, я думала, что в случае пожара это будет единственная вещь, которую я унесу с собой. Это из-за того, что оно было особым наощупь. Покрытие было из атласной материи, с чем связано особое чувство, когда я терла им между пальцами. Я не была бы так заинтересована в нем, если бы не то тактильное удовольствие, которое я могла получать с ним. С Дж. также, - если моя рука была на нем, то я точно также терлась большим пальцем. Чувство было то же самое. Он останавливал меня, но бессознательно я снова начинала слегка тереться, как об одеяльце.

Из приведенного материала можно видеть, как потребность в Дж. непосредственно привела к ассоциациям о необходимости оставить у себя что-то, принадлежащее ему (майка на кровати), и далее - о переходном объекте (одеяльце), которое она действительно хранит у себя. Точно также как в детстве одеяльце было ее особым, самым ценным обладанием, - во взрослом возрасте самым ценным ее обладанием является Дж. Она буквально терлась о него точно так же как с одеяльцем. Как одеяльце она пыталась и его навсегда оставить с собой. Точно также как описанный Винникотом (Winnicott, 1971) ребенок любит и увечит свой переходный объект, она ищет постоянного нежного контакта с Дж., горячо любит его, и иногда фактически увечит его (оставляя на его теле следы от своих ногтей). Как переходный объект выполняет функцию защиты от депрессивного настроения, так и С. действительно нужен Дж. в ее жизни, чтобы предотвратить депрессию. Как переходный объет успокаивает ребенка, дает ему возможность переходить от пробуждения ко сну и обратно, точно так же С. использует Дж., физическое присутствие которого в ее кровати необходимо ей для глубокого сна. Надо отметить, что когда Дж. нет рядом с ней, С. продолжает спать с одеяльцем.

С. переносит свои чувства, связанные с одеяльцем (классическим переходным объектом), на свой сегодняшний взрослый эротический объект. При этом в ее случае нет отказа от самого одеяльца, которое продолжает активно использоваться, время от времени меняясь местами с ее сегодняшним объектом, т.е. любовником. И та, и другая привязанность, по-видимому, указывают на отклонение от процесса нормального развития. Считается, что переходный объект представляет собой область взаимодействия "мое / не-мое", стадию объектных отношений (и тестирование реальности), когда младенец учится различать себя и других. Данный выбор пациенткой нарциссического объекта в любовной жизни выражает собой аномальное изменение в процессе развития отношений любви. Клинический материал показывает, 1) что в данном случае неспособность отказаться от по-настоящему инфантильного переходного объекта создает у данной пациентки предрасположенность выбирать нарциссический объект в своей взрослой сексуальной жизни, и 2) что между наиболее ранним переходным объектом и более поздним нарциссическим объектом имеет место приемственность развития.

Литература

Freud S. (1914), On narcissism: An introduction / Standart Edition, 14:67-102. // London: Hogarth Press, 1957.

Reich A. (1953), Narcissistic object choice in women / In: Annie Reich: Psychoanalytic Contributions. // New York: International Universities Press, 1973, pp. 179-208.

Winnicott D.W. (1953), Transitional objects and transitional phenomena // Internat. J. Psycho-Anal., 34:89-97.

Winnicott D.W. (1971), Playing and Reality // New York/London: Methuen.

____________________________________________
(c) 2000 Шутков А.Е. - перевод с английского

Перейти к следующей статье

[469[515]]
Институт практической психологии и психоанализа, 2000 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: