Рассматриваемые вопросы:
· Вопрос 187. Как следует относиться к сподвижникам посланника Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), и членам его семьи?
· Вопрос 188. Кто из сподвижников в целом являлся достойнейшим?
· Вопрос 189. Кто именно из сподвижников являлся достойнейшим?
Вопрос 187. Как следует относиться к сподвижникам посланника Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), и членам его семьи?
Ответ: Обязательное для нас заключается в том, чтобы мы были искренними по отношению к ним и не говорили о них ничего плохого, рассказывали людям об их достоинствах, воздерживались от упоминания об их недостатках и тех противоречиях, которые между ними возникали, и упоминали о них только также, как упоминал об этих людях Всевышний в Торе, Евангелии и Коране, и в соответствии с тем, что говорится об их достоинствах в достоверных хадисах и прочих известных источниках.
Аллах Всевышний сказал: «Мухаммад, посланник Аллаха, и те, которые с ним, суровы по отношению к неверным и милосердны (в отношениях) между собой. Ты видишь, как они склоняются в поясных и земных поклонах в стремлении к милости и благоволению Аллаха. На лицах их - знак их (появившийся) от земных поклонов*. Таков пример** их в Торе, а в Евангелии примером их является посев, который выпустил свой росток и поддержал его, и он увеличился и выпрямился на своём стебле, приводя в восхищение сеятелей, чтобы вызвать ими*** гнев неверных. Пообещал Аллах тем из них, кто уверовал и совершал праведные дела, прошение и великую награду». Победа, 29.*[Имеется в виду, что лица этих людей озарены внутренним светом благодаря земным поклонам, совершённым ими во время множества молитв]. **[То есть: так они описаны в Торе]. ***[Имеется в виду многочисленность и единодушие верующих].
«A те, которые уверовали, и переселились* и боролись на пути Аллаха, как и те, которые предоставили (им) приют и оказали помощь, — они и есть истинно верующие. Им (уготовано) прощение и щедрый удел». Добыча, 174.
*[Речь идёт о переселении первых мусульман из Мекки в Медину].
«A (что касается) опередивших*(из числа) первых мухаджиров**, и ансаров и тех, кто последовал за ними, совершая благое***, то Аллах доволен ими, и они довольны (Аллахом), и Он приготовил для них сады, где внизу текут реки (и где останутся) они навечно. Это - великий успех!» Покаяние, 100.
* [Имеются в виду те люди, которые опередили других, приняв ислам раньше прочих].
** [То есть: переселившихся вслед за пророком, (саля Ллаху алейхи ва салам), из Мекки в Медину].
*** [«Ихсан» Здесь имеется в виду искренняя убеждённость, подкреплённая соответствующими словами и делами].
«Аллах принял покаяние* пророка, и мухаджиров и ансаров**, которые последовали за ним в трудный час***...». Покаяние, 117.
*[То есть: не только принял покаяние, но и оказал Свою милость и даровал прощение].
**[Сторонники пророка, (саля Ллаху алейхи ва салам), из числа жителей Медины, принявших к себе переселенцев из Мекки].
***[Речь идет о состоявшемся и 630 году походе на Табук, проходившем в трудных условиях].
«(Часть военной добычи) предназначена также бедным мухаджирам, которые были выселены из своих домов и (лишены) своего имущества (в то время, когда) они искали милости и благоволения Аллаха и поддерживали (религию) Аллаха и посланника Его. Такие-то и являются правдивыми. А жившие (в Медине) до них и принявшие (новую) веру любят переселившихся к ним, и не испытывают никакой зависти из-за того, что им было дано, и отдают им предпочтение перед самими собой, даже если и сами испытывают нужду». Со6рание, 8-9.
И мы знаем и верим, что Аллах Всевышний посмотрел на участников битвы при Бадре и сказал: «Делайте, что хотите, Я уже простил вам»*. Аль-Бухари, Муслим.
*[Имеется в виду: Аллах Всевышний простит им грехи в Судный день].
-а их было более трёхсот десяти человек. И мы верим, что не войдёт в огонь никто из тех, кто дал клятву на верность под деревом*, и что Аллах доволен ими, как и они довольны Аллахом**, и было их тысяча четыреста человек, а некоторые говорят, что их было полторы тысячи, ведь Аллах Всевышний сказал: «Аллах остался доволен верующими, когда они присягнули тебе под деревом. Знал Он, что у них в сердцах...». Победа, 18.
*[Имеется в виду клятва под деревом, которую принесли на верность исламу в аль-Худайбийи мусульмане, участвовавшие вместе с пророком, (саля Ллаху алейхи ва салам), в совершении умры в 628 г. Эта клятва получила название "клятва, угодная Аллаху" (байату-р-ридван)].
**[Указание на содержание достоверного хадиса, приводимого Муслимом, Абу Даудом и ат-Тирмизи. Этот хадис передаётся со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что посланник Аллаха, (саля Ллаху алейхи ва салам), сказал: «He войдёт в огонь никто из тех, кто дал клятву под деревом»].
И мы свидетельствуем, что они составляли собой лучшее поколение этой общины, являющейся лучшей из религиозных общин*. И что если любой из тех, кто придёт после них, потратит целую гору золота величиной с гору Ухуд, то не сравнится ни с кем из них, если он израсходовал хоть один мудд** или даже половину мудда***.
*[Указание на приводимый аль-Бухари и Муслимом хадис, в котором со слов Имрана бин Хусайна, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам), сказал «Лучшие люди составляют собой моё поколение, а потом - те, которые последуют за ними...»].
**[Мудд - мера объёма. Один мудд равен примерно 1,2 литра].
***[Указание автора, да помилует его Аллах Всевышний, на хадис, приводимый аль-Бухари и Муслимом и передаваемый со слов Абу Са-'ида аль-Худри. да будет доволен им Аллах, который сказал: Посланник Аллаха, (саля Ллаху алейхи ва салам), сказал: «Нe поносите моих сподвижников, ибо даже если кто-нибудь потратит гору золота величиной с Ухуд, то это не сравнится ни с муддом, ни с половиной мудда (израсходованной) любым из них»].
И хотя мы считаем, что они не были защищены от грехов и могли совершать ошибки, но они прилагали усилия в поисках истины, и за их усилия тому из них, кто добивался успеха, положена двойная награда, тому же, кто ошибался, - одна, а ошибки их прощены. И они обладали такими достоинствами и совершили столько праведных дел, что это удалило собой всё дурное, совершённое ими, если только они вообще совершали что-нибудь дурное. Разве малое количество чего-нибудь нечистого может изменить собой целое море, если окажется в нём? Да будет доволен ими Аллах и да сделает Он довольными их! И то же самое мы можем сказать о жёнах пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), являвшихся членами его семьи, которых Аллах избавил от всего нечистого и очистил их полностью. И мы не имеем ничего общего с теми, кто плохо думает или говорит что-нибудь плохое о сподвижниках посланника Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), и членах его семьи в целом или о ком-нибудь из них в отдельности, и мы призываем Аллаха Всевышнего в свидетели, что мы любим их, поддерживаем их и защищаем их по мере наших сил, следуя завету посланника Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: «Не поносите моих сподвижников».
И пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), также сказал: «Аллаха, Аллаха (побойтесь) в (том, что касается) моих сподвижников! Аллаха, Аллаха (побойтесь) в (том, что касается) моих сподвижников! Не делайте их объектом (нападок) после меня, ибо кто любит их, любит их потому, что любит меня, а кто ненавидит их, ненавидит их потому, что ненавидит меня!» Ат-Тирмизи, Ахмад. (Шайх аль-Альбани назвал этот хадис слабым. См.: «Да’ифуль-Джами’» 1160, «Ас-Сильсиляту-д-Да’ифа» 2901.).
Сообщается также, что однажды пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: “Я оставлю вам две веские вещи, одна из которых значительнее другой!” И он упомянул о Коране и стал побуждать людей следовать ему, после чего сказал: “И я напоминаю вам об обязанностях в отношении членов моей семьи, которые возложил на вас Аллах! И я напоминаю вам об обязанностях в отношении членов моей семьи, которые возложил на вас Аллах!”» Этот хадис приводит Муслим в «Сахих», № 2408. (Таким образом, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел крепко держаться за Книгу Аллаха. Что же касается членов его семьи, то он наказал заботиться о них и уважать их, а также соблюдать их права, которыми наделил их Аллах).
Вопрос 188. Кто из сподвижников в целом являлся достойнейшим?
Ответ: Достойнейшими являются первые опередившие [См.: "Покаяние", 100] из числа мухаджиров и ансаров, потом - участники битвы при Бадре, потом - участники битвы при Ухуде, потом - люди, давшие клятву, угодную Аллаху, а потом все остальные, а Аллах Всевышний сказал: «Не равны среди вас те, кто расходовал и сражался до победы*. Такие находятся на более высокой ступени, чем те, кто стал расходовать и сражаться после, (однако и тем, и другим) Аллах обещал наилучшее». Железо, 10. *[Имеется в виду, что они не равны тем, кто стал делать это после овладения мусульманами Меккой].
Вопрос 189. Кто именно из сподвижников являлся достойнейшим?
Ответ: Сообщается, что АбдуЛлах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «При жизни пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), мы никого не приравнивали к Абу Бакру, потом - к Умару, а потом - к Усману, после которых мы уже не отдавали предпочтения друг перед другом никому из сподвижников пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует)» А6у Дауд, ат-Тирмизи.
Сообщается также, что в пещере* пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал Абу Бакру: «Что думаешь ты о двоих, третьим для которых является Аллах?» Аль-Бухари, Муслим. *[To есть: в то время, когда они прятались в пещере от, преследовавших их курайшитов при переселении из Мекки в Медину].
Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Если бы (пришлось) мне выбирать возлюбленного/халиль/*, то я выбрал бы Абу Бакра, однако он является моим братом и сподвижником». [В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам), также сказал: «...но Аллах Всемогущий и Великий уже выбрал Своим возлюбленным вашего товарища». Пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам), имел в виду самого себя].
*[Имеется в виду тот, кого любят больше всего. В Коране возлюбленным Аллаха назван пророк Ибрахим, мир ему].
Сообщается также, что однажды пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), дважды сказал: «Поистине, Аллах направил меня к вам, и вы сказали: «Ты солгал!», - а Абу Бакр сказал: «Ты сказал правду!», -и он оказал мне помощь как лично, так и своим имуществом, так не оставите ли вы моего сподвижника в покое?». Аль-Бухари,
Сообщается также, что однажды пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «О Ибн аль-Хаттаб, клянусь Тем, в чьей длани душа моя, если шайтан встретит тебя где-нибудь в пути, он обязательно выберет для себя другой путь». Аль-Бухари, Муслим.
Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Среди тех, кто жил до вас, уже были получавшие внушения свыше*, и если найдётся один такой в моей общине, то, поистине, им является Умар». Аль-Бухари, Муслим. *[Не путать с откровениями /вaxи/, которые ниспосылались только пророкам].
Сообщается также, что однажды, поведав людям о разговоре волка и коровы, пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Поистине, я верю в это, и верят Абу Бакр и Умар, которые там не были».* Аль-Бухари, Муслим.
*[Эти слова являются частью длинного хадиса, в котором говорится о великих достоинствах Абу Бакра и Умара, да будет доволен Аллах ими обоими. В этом хадисе сообщается, что люди, услышавшие о разговоре волка и коровы, что не соответствует общепринятым представлениям, подивились этому, и тогда пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам), поведал, что Абу Бакр и Умар в силу совершенства их веры и высокой степени понимания верят тому, что он говорит, не испытывая колебаний и не удивляясь, так как они знают о всемогуществе Аллаха и они убеждены в правдивости посланника Аллаха, который ничего не говорит по собственной прихоти].
Сообщается, что во время принесения клятвы, угодной Аллаху, когда Усман, да будет доволен им Аллах, отправился в Мекку*, посланник Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), сделал знак правой рукой, желая сказать, что это рука Усмана, а потом ударил ею по другой своей руке и сказал: «Это - за Усмана».** Аль-Бухари, Ат-Тирмизи.
*[Усман, да будет доволен им Аллах, отправился в Мекку для переговоров с курайшитами, которые решили воспрепятствовать совершению умры мусульманами, ожидавшими завершения этих переговоров в аль-Худайбийи, месте, расположенном на границе харама Мекки].
**[Иначе говоря, пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам), принёс клятву, угодную Аллаху, за Усмана, не сомневаясь в том, что он принёс бы такую клятву, если бы не отсутствовал по уважительной причине].
Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Тому, кто выкопает колодец Рума, (наградой послужит) рай», — и его выкопал [То есть: оплатил работу по расчистке этого колодца] Усман. Аль-Бухари.
Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: "Тому, кто снаряжал войско в трудный (поход*, наградой послужит) рай», — а одним из тех, кто снаряжал его был Усман. *[Имеется в виду подготовка войска мусульман для похода на Табук].
Сообщается также, что об Усмане, да будет доволен им Аллах, пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Как же мне не стыдиться того, кого стыдятся ангелы?!». Муслим, аль-Хаким.
Сообщается также, что однажды пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал Али, да будет доволен им Аллах: «Ты относишься ко мне, а я - к тебе». Аль-Бухари, ат-Тирмизи, Ахмад.
И пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), поведал, что Али любит Аллаха и Его посланника, а Аллах и Его посланник любят его*. Муслим, ат-Тирмизи.
*[Часть длинного хадиса, в котором сообщается, что во время похода на Хайбар посланник Аллаха, (саля Ллаху алейхи ва салам), сказал: «Я обязательно вручу это знамя тому человеку, через которого Аллах (нам) дарует победу. Он любит Аллаха и Его посланника…»].
Сообщается также, что однажды пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал Али, да будет доволен им Аллах: «Разве ты не согласен занимать при мне такое же положение, какое Харун занимал при Мусе, если не считать того, что после меня пророка уже не будет?». Аль-Бухари, Муслим.
Передают со слов Са'ида бин Зайда, да будет доволен им Аллах, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Десять (человек будут) в раю: пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), - (будет) в раю, и Абу Бакр (будет) в раю, и Умар (будет) в раю, и Усман (будет) в раю, и Али (будет) в раю, и Тальха (будет) в раю, и аз-Зубайр бин аль-'Аввам (будет) в раю, и Са'д бин Малик (будет) в раю, и Абд ар-Рахман бин Ауф (будет) в раю», - и если захочешь, я назову десятого.
Люди спрсили: «Кто же он?» —, но он промолчал. Люди снова спросили: «Кто же он?». Он сказал: «Это — Са'ид бин Зайд». Абу Дауд, ат-Тирмизи.
Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Самым милостивым из общины моей по отношению к членам её является Абу Бакр, наиболее стойким из них в религии Аллаха является Умар, наиболее стыдливым - Усман, самым осведомлённым об установлениях, касающихся наследования имущества - Зайд бин Сабит, лучшим чтецом* Книги Аллаха -Убайй бин Ка'б, а лучшим знатоком дозволенного и запретного - My 'аз бин Джабаль. И у каждой общины есть свой доверенный (амин), доверенным же этой общины является Абу Убайда бин аль-Джаррах». Ахмад, ат-Тирмизи, аль-Хаким. *[То есть: человеком, знающим Коран наизусть и читающим его по всем правилам].
Сообщается также, что об аль-Хасане и аль-Хусайне [Внуки пророка, (саля Ллаху алейхи ва салам)] пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Аль-Хасан и аль-Хусейн станут господами юношей рая». Ат-Тирмизи, аль-Хаким.
И он, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал «Они — два моих базилика* в этом мире». Аль-Бухари, ат-Тирмизи. *[Базилик — ароматическое растение. Пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) имел в виду, что его внуки являются для него одной из радостей этого мира].
Сообщается также, что о них пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «О Аллах, поистине, я люблю их, полюби же их и Ты!» Аль-Бухари, ат-Тирмизи.
Сообщается также, что об аль-Хасане пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Поистине, этот мой сын [То есть: потомок мужского рода ] (станет) господином, и возможно, что через него Аллах примирит между собой две огромные группы мусульман», - что действительно случилось впоследствии.* Аль-Бухари, ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ахмад. *[После убийства Али в 661 году аль-Хасан был провозглашён халифом в Ираке как старший член семьи пророка, (саля Ллаху алейхи ва салам), однако через несколько месяцев он отрёкся от власти в пользу Муавийи, что положило конец борьбе за неё между мусульманами].
Сообщается также, что об их матери [Иными словами, о своей дочери Фатиме, да будет доволен ею Аллах] пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Фатима (станет) госпожой женщин рая». Аль-Бухари, ат-Тирмизи. И во многих других хадисах сообщается о многочисленных достоинствах сподвижников в целом и отдельных их представителей, однако указание на то, что кто-то из них обладал тем или иным достоинством, ещё не говорит о том, что они превосходили в этом остальных, и это распространяется на всех за исключением четырёх праведных халифов. Такой вывод относительно первых троих из них можно сделать на основании вышеупомянутого хадиса, передаваемого со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что же касается Али, то, по единодушному мнению членов мусульманской общины, после них он был достойнейшим из живших на земле.
Источник книга: «200 Вопросов по вероучению Ислама».Автор книги:Шейх Хафиз Бин Ахмад Аль-Хаками.