Смысловое чтение и интерактивная беседа по




Ненецкой сказке «Айога»

1. В роду Самар жил один нанаец — Ла. Была у него дочка, Айога. Красивая девочка. Все ее любили. И все говорили, что красивее дочки Ла никого нет — ни в этом, ни в каком другом стойбище. Айога загордилась. Стала разглядывать себя. И понравилась сама себе. Смотрит — и не может оторваться. Глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на свое отражение в воде.

В какой семье росла Айога? Какой девочкой была Айога?

Почему загордилась Айога? Как проявлялась её горделивость? Хорошо ли хвастать, показывать всем, что ты лучше других?

2.Совсем ленивая стала Айога. Все любуется собой. Вот однажды говорит ей мать:

— Принеси воды, дочка!

Айога отвечает:

— Я в воду упаду.

— А ты за куст держись, — говорит ей мать.

— Куст оборвется, — говорит Айога.

— А ты за крепкий куст возьмись.

— Руки поцарапаю…

Говорит Айоге мать:

— Рукавицы надень.

— Изорвутся, — говорит Айога. А сама все в медный таз смотрится — какая она красивая!

— Так зашей рукавицы иголкой.

— Иголка сломается.

— Возьми толстую иголку, — говорит отец.

— Палец уколю, — отвечает дочка.

— Наперсток возьми…

— Наперсток прорвется.

Совсем ленивая стала Айога. Приведите примеры из сказки как Айога отвечала маме, чтобы ей не помогать? (Предложить детям в паре его проиграть)

 

3.Тут соседская девочка говорит матери Айоги:

— Давай за водой схожу, мать!

Пошла девочка на реку и принесла воды, сколько надо.

Замесила мать тесто. Сделала лепешки. На раскаленном очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит:

— Дай мне лепешку, мать!

— Горячая она, руки обожжешь, — отвечает мать.

— А я рукавицы надену, — говорит Айога.

— Рукавицы мокрые…

— Я их на солнце высушу…

— Покоробятся они, — отвечает мать.

— Я их мялкой разомну.

— Руки заболят, — отвечает мать. — Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке дам, которая рук не жалеет.

Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке.

Какой была соседская девочка? Айога была очень находчивая и изворотливая девочка! Как она отвечала она маме, когда просила у нее лепешку?

Как вы понимаете выражение «девочка, которая рук не жалеет»?

Приведите пример из сказки Айога к пословице «Как аукнется, так и откликнется?

 

4.Рассердилась Айога. Пошла на речку. Смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепешку жует. Потекли слюнки у Айоги. Стала она на ту девочку оглядываться. Шея у нее вытянулась — длинная стала. Говорит девочка Айоге:

— Возьми лепешку, Айога, мне не жалко.

Разозлилась Айога на девочку. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости. Так замахала руками, что руки в крылья превратились.

— Не надо мне ничего-го-го! — кричит.

Не удержалась на берегу. Бултыхнулась в воду Айога и обратилась в гуся. Плавает и кричит:

— Ах, какая я красивая! Го-гого-го! Ах, какая я красивая…

Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали. Кричит, чуть людей завидит:

— Айога-га-га! Айо-га-га-га!

*Стойбище — стоянка, становище кочевников.

Как разозлилась Айога на соседскую девочку? (драматизация – динамическая пауза в парах)

Приложение 2

Рекомендации для педагогов Вариации проведения НОД.

Если брать фронтально-парную работу, можно определить 4 смысловых куска. В тексте сказки обозначить вопросы к детям. Проводить важно в 2 дня - 2 фрагмента + 2 фрагмента, усилить драматизацией, проработкой в паре.

По методике: на 1 занятии –читаем, рассматриваем иллюстрации, беседуем по содержанию, зачитываем повторно необходимые отрывки. Вопросы к детям по содержанию сказки или в ходе конспекта прописать надо или в приложение вынести: Какой была Айога? ЕЕ черты характера? Почему мама не угостила дочку лепешкой, а отдала её соседской девочке? Таким образом осуществляется воспитание сказкой.

Если оформить НОД, как фронтально-парное (КСО), тогда на НОД 1 раз читаем 1 смысловой кусочек, задаем ко всем вопросы, потом инд. каждый рисует схему и рассказываем друг другу, или в паре - рисуем 1 схему на двоих, и рассказываем друг другу по очереди. Потом следующий смысловой кусочек по такому же алгоритму – тоже будет воспитательный элемент через обсуждение фронтально и в парах на материале сказки.

План работы по сказке Айога – 4 смысловых кусочка:

1.Айога-красивая девочка.

2.Айога любуется своим отражением.

3.Дочь отказывается помагать маме.

4.Мать отдает лепешку соседской девочке.

Варианты деятельности работы в паре.

Приложение 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: