КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
Названия статей даются в алфавитном порядке, преимущественно в единственном числе (например, "Этюд", а не "Этюды").
Если читатель не находит нужное слово в единственном числе, то его следует искать во множественном (например, «Шумы»).
Если название статьи состоит из нескольких слов, образующих единое понятие, то читатель может встретиться с такими написаньями, как «Физических действий партитура» или «Действий физических партитура». В этом случае следует обратить внимание, на отсылку курсивом к статье, в которой звучание понятия привычно для слуха -«Партитура физических действий».
В словах - названиях статей после ударной гласной поставлен знак ударения; если допускается другое ударение, знак ударения ставится и после другой гласной (например, "Ра'ку'рс").
К терминам, представляющим собой заимствования из других языков, дается краткая этимологическая справка, например: АССИСТЕНТ (от лат. assistens - помогающий).
Важные признаки описываемого термина (формы использования, законы, принципы и приемы применения) даются через разрядку.
В Словаре применяется система ссылок, которые набираются курсивом. К ним относятся слова, употребляемые внутри статьи; в скобках даются понятия, с которыми читателю рекомендуется познакомиться дополнительно; какая-либо цифра через дефис указывает смысловое значение. Напр., «Одежда сцены, мягкие (бескаркасные) декорации. К О. с. относятся арлекин (3)...». Это значит, что надо обратиться к статье «Арлекин» и под цифрой «З» найти смысловое значение - «... 3) Полоса ткани...».
С целью экономии места введена система сокращения слов. Слова, составляющие название статьи, в тексте обозначаются начальными буквами (например, в статье "Анализ" - А., в статье "Метод действенного анализа" - М. д. а.), они могут читаться как в единственном, так и во множественном числе.
Наряду с общепринятыми ("т. е." - то есть, "и т. д." - и так далее) применяются сокращения, специально разработанные для данного Словаря.
СПИСОК ОСНОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ
англ. - английский
б-ба - борьба
в. - век
внеш. - внешний
внутр. - внутренний
гг. — годы
гр. - греческий
др.- другой, другие
ед-во - единство
иск-во - Искусство
ит. - итальянский
к-рый - который
-л. - -либо
лат. – латинский
лит-ра - литература
муз. - музыкальный
-н.- -нибудь
напр. - например
нем. - немецкий
психол. - психологический
реж-р - режиссер
ср. - сравни(ть)
т. е. - то есть
т. н. - так называемый
т. о. - таким образом
фр. - французский
чел-к - человек
эл-т - элемент
А
АВАНСЦЕ'НА, передний открытый участок сцены-коробки, расположенный в зрительном зале перед порталом (между антрактным занавесом и рампой).
А'ВТОРСКАЯ КОНЦЕ'ПЦИЯ (лат. conceptio), 1) система взглядов, то или иное цо-нимание явлений, процессов. 2) единый, определенный замысел, ведущая мысль какого-л. произведения, научного труда и т. д. 3) (В театрализованном действе) позиция автора сценария или режиссера, развернутая в систему художественных образов.
АГИТБРИГА'ДА, 1) постоянно действующий агитационно-художественный коллектив, театр малых форм, строящий свои программы на документальном (большей частью местном) материале; 2) вид театрализованного представления, включающий в себя и программу А. (агитконцерт - дивертисмент из различных номеров на местную тему), и агитобозрение (те же номера на местную тему, но связанные сюжетным ходом), и агитспектакль (от начала до конца драматургически разработанное представление), и литературно-муз. композицию. Одной из главных особенностей агитбригадного творчества ках жанра является его открытая политическая направленность, гражданственность, в к-рой в образной форме слиты воедино задачи художественные и агитационные.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ГРУППА, одна из организационных структур, создаваемая для решения материально-технических вопросов при подготовке и проведении праздника, театрализованного представления. Возглавляется директором постановочной группы или начальником штаба. А- г. размещает заказы на изготовление оформления, костюмов, бутафории, реквизита, рекламы, пригласительных билетов; обеспечивает доставку транспортом коллективов на репетиции и на проводимую акцию; организует питание, обеспечивает условия для отдыха, дежурство врача, санитарные условия; она же с помощью соответствующих организаций, обеспечивает общественный порядок, меры противопожарной безопасности и т. д. (Оргкомитет).
АКСЕССУАР (фр. accessoire), принадлежность чего-л., вспомогательная деталь, частность, сопровождающая что-л. главное. В театрализованном представлении к А. относят предметы бутафории или реквизита. А. используются как выразительные средства, к-рые помогают преодолеть эклектику костюмов, используемых в сводных массовых номерах. В качестве таких выразительных деталей применяют головные уборы, платки, зонтики, шляпы, веера, банты, накидки и т а.
АКТ (лат. actus - действие, actum - документ), 1) единичное действие, а также поступок, проявление действий (напр., познавательный А., пре
ступный А. агрессии). 2) Действие в пьесе (напр., трагедия в пяти актах). 3) В учебных заведениях:
торжественное собрание по поводу выпуска, вручения наград и т. п.
AKTE'P (фр. acteur), непосредственный носитель действенно-игрового начала сценического иск-ва. Своеобразие иск-ва А. в том, что, создавая образы персонажей спектакля, он пользуется своими физическими и духовными данными как материалом для творчества. А. должен обладать пониманием др. людей, отличных от его характеров, способностью действовать на сцене от имени изображаемого персонажа. Для этого ему необходимы наблюдательность, творческая фантазия, эмоциональность, тонкая нервная организация, культура, артистичность - умение исполнителя по-разному действовать и вести себя в различных предлагаемых обстоятельствах, а также тренированное тело, голос, пластика-2, музыкальность и многие др. качества. Выявлению законов иск-ва А. посвящена система Станиславского.
АКТИВИЗА’ЦИЯ АУДИТОТИИ, стремление организаторов праздника к вовлечению людей в активное личностное участие в праздничном действии. А. а. охватывает три основные этапа: период праздничного преддействия, т. е. процесс подготовки праздника, создание предпраздничного настроения, к-рый включает в себя информирование о празднике и определенные предпраздничные игровые массовые действия: тематические конкурсы, участие в репетициях массовых сцен и т. д.
Второй этап охватывает непосредственное проведение праздник а, т. е. воплощение сценария, включающее в себя такие основные композиционные части как пролог (экспозицию), концентрирующий внимание» людей на образном смысле праздничного действа, развитие игровых эпизодов, побуждающее личную готовность к театрализованному действию, эмоциональное соучастие в нем, кульминацию - непосредственное участие в театрализованном действии как результат эмоционального потрясения. Третий период - жизненного последействия, когда эмоциональное впечатление. вызванное праздником проявляется, в жизненной деятельности личности.
Эти основные моменты А. а. относятся ках к общему праздничному действу, так и к каждому эпизоду.
По степени своей активности участники праздничного действия могут выступать в качестве его организаторов, людей соучаствующих в нем и пассивных зрителей-наблюдателей,не имеющих явно выраженной готовности к участию.
А. а. - это стремление организаторов выразительными средствами театрализации способствовать к переходу' людей на более высокую степень личного участия в праздничном действии, организуя его как праздник для всех. так я
праздник для каждого, праздник для себя, Т. е. организаторам необходимо предоставить людям возможность выбрать свою личностную игровую форму участия в празднике.
Приемы А. А. - это способы вовлечения публики в действие театрализованного представления, коллективное творчество масс. Задача массового представления - разбудить в чел-ке его фантазию, непосредственность, создать условия для раскрытия во взрослом чел-ке присущее ему с детства игровое начало.
Основными П.а.а. в процессе театрализованного действия являются: вербальная активизация, дающая участникам возможность самовыражения посредством слова;
физическая активизация, побуждающая массу к движению, перемещению и другим физическим действиям; художественная активизация, стимулирующая эмоциональную сферу участников и вызывающая их художественную самодеятельность. Эти приемы «поглощаются» двумя все объемлющими приемами:
заманиванием и провокацией.
Заманивание- прием игры среди публики, переходящий в игру с самой публикой, а затем постепенное заманивание, втягивание в эту игру всех зрителей. Заманивание зрителей в совместную игру начинается на уровне создания «окружающей среды», как правило, с изготовления пригласительного билета (напр., в виде письма-треугольника), программки (напр., в виде ордера на обмен квартир), с оформления и театрализации подхода к месту действия (напр., использование пароля, ответов на загадки, гадания цыганок) и самого места действия (раздача в зале газет, какого-л. угощения и т. д.) Приемом заманивания может выступать заранее предусмотренная в сценарии возможность проявления отношения чел-ка к происходящему событию:
одобрение или неодобрение, активная поддержка какой-л. мысли, присоединение голоса солидарности (это прямое обращение в зал, митинг, принятие документов, голосование, диспут, хоровое пение, коллективные выходы и шествия, церемониальные действия: возложение цветов, принятие клятвы, вынос знамени и т. д.)
Провоцирование- "подначка", "розыгрыш". "поначка", "попытка подтолкнуть", "заставить", "вынудить" зрителя включиться в действие, начать играть. Зрителю, напр., вручается какой-н. предмет и предлагается с ним действовать (мелок, чтобы нарисовать что-н.; кубы, чтобы построить декорацию; бутафорский пистолет. чтобы "убить" неугодного исполнителя спектакля: включение в хоровод; предложение побороть "медведя" и т. п.). Для провоцирования зрителя может быть использована "подсадка" (несколько зрителей, проявляющих первоначальную активность в ответ на вопросы и задания исполнителей: они могут вступать в диалог, в дискуссию, выходить на игру и т. п).
Вовлечение зрителя требует особых качеств от актера или ведущего (способность к импровизации, постоянная готовность к неожиданности, находчивость) и от режиссера (знания психологии массы, законов ее восприятия, умения добиться реакции и т. д. (Активизация аудитории, Хэппенинг).
АКТИВНОСТЬ, интенсивность и объем взаимодействия чел-ка с физической и социальной средой. А. одна из сфер проявления темперамента. По этому параметру можно быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным.
АКЦЕ'НТ (< лат. accentus - ударение), ударный эл-т ритма. 1) В лит-ре - знак, которым отмечается ударение. 2) В речи - ударение в слове. 3) В музыке - выделение, подчеркивание звука или аккорда путем его динамического усиления либо ритмического удлинения, смены гармонии, тембра, направления мелодического движения и проч. 4) (Перен.) расставить акценты - подчеркнуть. выделить на первый план те или иные положения, мысли. 5) В режиссуре спектакля и массовых зрелищ - выделение режиссерскими выразительными средствами основных смысловых моментов представления, праздника (Режиссерский акцент).
AKЦE'HT РЕЖИССЕРСКИЙ, Режиссерский акцент.
АКЦИЯ (< лат. aktio), действие, выступление. направленное на достижение какой либо цели (напр., общественно-политическая А., художественная А.) В последнее время служит определением формы массовых действий, содержащих в себе конкретную общественно-политическую задачу, общественно значимое дело. (Телемарафон, Хэппенинг).
АЛЛЕГОРИЯ (гp. allegoria - иносказание), изображение отвлеченной идеи (понятия, мысли) посредством конкретного образа. В отличие от многозначного смысла символа, смысл А. однозначен и отдален от образа; связь между значением и образом устанавливается по аналогии или смежности (сердце - любовь). Способ существования А. в практике иск-ва - персонификация, олицетворение мыслительных форм в образах живых существ или метафорических атрибутах (напр., победа изображается в образе древнегреческой богини Ники - крылатой девы в лавровом венце н на колеснице; слава и воинская доблесть олицетворяются в лавровом венце и дубовой ветви; геральдическое изображение силы, доблести, прозорливости - в облике льва, медведя, орла и т. д.).
АМПЛУА’ (< фр. emploi - применение) -специализация актера на определенном круге ролей: герой, трагик, комик, дурак, инженю (наивная девушка), злодей, благородный отец, фат (пустой щеголь), героиня, комическая старуха. субретка (резвая служанка) и т. д. (Маска-образ).
АМФИТЕА'ТР, (< гр. amphitheatron). I) античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг к-рой уступами располагались места для зрителей (Колизей в Риме). 2) Места в зрительном зале (в театре и цирке за партером), расположенные уступами, т. е. с повышением каждого следующего ряда. По форме различают круглые А., веерные, секторальные.
АНА'ЛИЗ (< гр. analysis - разложение), метод научного и художественного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-н. (напр., А. выразительных средств произведения, идейно-тематический анализ, метод действенного анализа). А. неразрывно связан с синтезом (соединением эл-тов в единое целое).
АНА'ЛИЗ ИДЕ'ЙНО-ТЕМАТИ'ЧЕСКИЙ, Идейно-тематический анализ.
АНА'ЛИЗ ДЕЙСТВЕННЫЙ, Метод действенного анализа.
АНА'ЛИЗА ДЕЙСТВЕННОГО МЕТОД, Метод действенного анализа.
AHO'HC (фр. annoncer - объявлять), предварительное краткое объявление о предстоящих гастролях, спектакле, концерте, театрализованном представлении, праздничном действии. (Афиша).
АНСА'МБЛЬ (фр. ensemble, букв. - вместе, целое, совокупность), 1) взаимная согласованность, органическая взаимосвязь, совокупность, стройное ед-во частей, образующих какое-л. целое. 2) В архитектуре и градостроительстве гармоническое ед-во пространственной композиции, включающей здания, инженерные сооружения (мосты, набережные и др.) и зеленые насаждения. 3) Муз. произведение для нескольких исполнителей (дуэт, трио и др.); одновременное пение нескольких действующих лиц в опере (терцет, квартет и т. д.). 4) Группа исполнителей, выступающая как единый художественный коллектив (оркестровый, хоровой и др.). 6) (В театре) гармоническое сочетание всех компонентов спектакля, подчиненных единому замыслу, а также согласованное исполнение актерами, музыкантами, танцорами театрально-зрелищного произведения. (Синтез искусств).
AHTPA'KT (фр. entracte < entre - между + acte действие), 1) муз. пьеса, являющаяся вступлением к одному из действий оперного, балетного или драматического спектакля (муз. вступление к первому акту - увертюра). 2) Перерыв между актами (действиями) спектакля, отделениями концерта, циркового представления и т. д.
АНТРЕ’ (фр. entree - вступление, выход на сцену), 1) в странах средневековой Европы -торжественное вступление, выход костюмированных персонажей в пиршественный или бальный зал. 2) (В цирке) клоунский номер (комедийная разговорная сценка или пантомима). 3) (В балете) танцевальный выход одного или нескольких исполнителей.
АНФА'С. Фас.
APE'HA (лат. arena, букв. - песок), 1) посыпанная песком площадка в древнеримском амфитеатре, где происходили бои гладиаторов, конные состязания и т.п. 2) Круглая площадка (13 м в'диаметре) с барьером посредине цирка, на к-рой даются представления, манеж. 3) Спортивная арена. 4) Открытая сценическая площадка, полностью или частично окруженная местами для зрителей.
АРЛЕКИ’Н (ит. ariecchino), 1) шут, паяц. 2) Персонаж ит. комедии дель арте, первоначально простак, увалень, позднее слуга-хитрец в костюме из разноцветных треугольников, один из дзанни. 3) Полоса ткани, неподвижно закрепленная в верхней части и обрамляющая портал сцены, в складках к-рой в старину прятался Арлекин. В современном театре А. представляет полосу мягкой ткани только в ширину портала, подвешенный перед основным, антрактовым занавесом; обычно шьется из того же материала, что и занавес.
АРТИ'СТ, Актер.
АРХИТЕКТУРА (лат. architectura, < гр. architecton - строитель), 1) строительное иск-во, зодчество. 2) Здания и др. сооружения (а также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности; иск-во проектировать и строить сооружения их комплексы в соответствии с назначением, современными техническими возможностями, эстетическим воззрениями общества. 3) Стиль постройки - совокупность характерных признаков сооружений какого-л. периода всеобщей истории (А. готическая, А. античная и т.п.) или истории национальной культуры (А. Индии, А. допетровской Руси). 4) Естественная декорация при проведении массовых праздников, проводимых на улицах, площадях, в парках.
APbEPCЦE'HA, (< фр. arriere - сзади), замкнутое с трех сторон пространство, примыкающее к задней части основной сцены. Служит для размещения накатных площадок и для увеличения глубины сценического пространства. Перекрывается от зрительного зала горизонтом или задником.
АСИММЕТРИ'Я (гр. asymmetria - несоразмерность), отсутствие или нарушение симметрии. Неразрывная связь и взаимозависимость симметрии и А. - важнейшее свойство гармонии.
АССАМБЛЕ’Я (< фр. assemblee - собрание). бал, увеселительный вечер, собрание в эпоху Петра I.
АССИСТЕ'НТ (< лат. assistens - присутствующий, помогающий), 1) лицо, входящее в состав почетной охраны воинского знамени (при знаменосце). 2) Помощник специалиста (Ассистент режиссера).
АССИСТЕ'НТ РЕЖИССЕ'РА, член постановочной группы, первый помощник режиссера-постановщика праздника, театрализованного представления по всем организационно-
творческим вопросам. Руководит группой помощников режиссера. (Информация о номере).
АССОЦИАЦИЯ (лат. associatio - соединение), 1) (психол.) связь, возникающая при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятием, идеями, представлениями и т. п.), напр., восприятие предмета вызывает образ его владельца. Существует два рода А.:простые - отражающие внеш. связи, исложные- смысловые. Кроме того, А. различают по смежности (когда одно представление вызывает другое в силу в пространственного или временного совпадения), сходству (когда при упоминании одного явления возникает другое, имеющее сходные черты) и контрасту (когда связываются два противоположных явления). 2) (В иск-ве) способ достижения художественной выразительности, основанный на выявлении связи чувственных образов, возникающих в процессе непосредственного отражения действительности, с представлениями, хранящимися в памяти или закрепленных в культурно-историческом опыте человеческой жизнедеятельности. 3) (В массовом действе) развитая ассоциативность - важнейший компонент художественного мышления режиссера, своеобразие языка иск-ва. Одним из важных режиссерских выразительных средств является ассоциативный монтаж.
АССОЦИАТИВНЫЙ МОНТА’Ж, Монтаж / Приемы,
АТМОСФЕ’Р ИГРА, Игра атмосфер.
АТМОСФЕРА (< ф. atinos- пар и sphaira -шар), 1) воздушная среда. 2) окружающие условия, обстановка, общественное окружение, среда. 3) (В театрализованном представлении) выразительные средства передачи содержания представления, праздника и создания праздничного настроения. А. - душа массового действа, духовный воздух, связывающий всех участников праздника, представления (исполнителей и зрителей). А. массового действа органически вытекает из жизненной А. места, где это действие происходит. Преобразуя в соответствии с идейным замыслом различными средствами художественного воздействия: сценографией, музыкой, светом, образом общения и т. д. жизненную А. в А. праздничную, реж-р выражает духовный смысл праздника, как жизненного события. (Сценические эффекты).
АТРИБУТ (< лат. attribuo - придаю, наделяю; atributum - приданное), существенный признак, постоянное свойство чего-л., неотъемлемая принадлежность кого- или чего-л. (напр., А. костюма, А. праздника, А. спортсмена).
АТТРАКЦИО'Н (фр. attraction, букв, - притяжение), 1) устройство для развлечения в местах общественных гуляний (карусель, колесо обозрения и т. п.). 2) Эффектный цирковой или эстрадный номер, отличающийся необычностью, неожиданностью решения. 3) Театрализованный
манежный миниспектакль, состоящий из нескольких номеров-эпизодов, связанных единым и ровным сюжетом, в центре к-рого - яркий, необычный цирковой трюк. 4) Эпизод театрализованного представления, воздействующий неожиданным ярким поворотом действия, необычностью режиссерского решения и актерского исполнения. (Монтаж аттракционов).
АТТРАКЦИОНОВ МОНТАЖ, Монтаж аттракционов.
АУДИТОРИИ АКТИВИЗА'ЦИЯ, Активизация аудитории.
АУДИТОРИЯ (лат. audire - слышать), 1) помещение, в к-ром читаются лекции, доклады, проводятся семинары и т. п. 2) (Психол.) группа, воспринимающая речь. Обычно - пространственно размещенная малая группа людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором в ходе восприятия речевого сообщения. Пространственное размещение членов группы связано с их количеством. Традиционно различают "прямоугольную" и "круговую" схемы размещения. Частный случай прямоугольного размещения трапецеидальное: несколько меньшее число слушателей'располагается непосредственно перед коммуникатором. Различие схем размещения отражает возможную динамику процесса общения. При круговом расположении - типа "круглого стола" - слушатели общаются друг с другом, видя реакцию всех на свои сообщения. При прямоугольном размещении внимание членов группы сосредоточено на коммуникаторе. А. средств массовой коммуникации разобщена, анонимна и принципе более внушаема; в сущности, она образована совокупностью малых групп. (Ср., Публика).
АФИ'ША (фр. affiche), рекламный плакат о спектакле, концерте, празднике, вывешиваемое в публичных местах. (Анонс, Программа).
Б
БАЛ, большой танцевальный, построенный по определенным условиям и ритуалам, соответствующим общественному назначению и праздничной теме.
БАЛАГА'Н (< перс. балахане - верхняя комната, балкон), 1) (устар.) временная легкая постройка для ярмарочной торговли, жилья, эре» лищ и т.п. 2) Театральное площадное зрелище, комического характера с примитивным сценическим оформлением, дававшееся на ярмарках и народных гуляньях.
БАЛЕТ (фр. ballet, < ит. balletto, лат. ballare -танцевать), 1) вид сценического иск-ва, содержание к-рого раскрывается в танцевально-муз. образах. Б. сочетает хореографию, музыку и драматургический замысел (либретто). 1) Музыкально-драматическое произведение, исполняемое средствами танца и пантомимы.
БАЛЕТМЕ'ЙСТЕР (нем, Ballettmeister), автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр, танцев, хореографических номеров и композиций в массовом театрализованном представлении. (Главный балетмейстер).
БИОМЕХА'НИКА (< гр. bios - жизнь и mechane -орудие, машина), система воспитания актера в театре Мейерхольда, к-рая опираясь на гимнастику, акробатику, муз. ритмику, позволяла им виртуозно управлять телом и голосом.
Основные эл-ты Б.:
«п р е д ы г р а» - «подаолзание к самому главному моменту»,
«тормоз»- всякое препятствие, всякое замедление и остановка, на пути определившегося движения; он может распространяться как на большие периоды, так и на маленькие эпизоды;
«отказ» - по словам Мейерхольда, «чтобы выстрелить из лука, надо натянуть тетиву»;
«игра с вещь ю», к-рая соединялась с отточенной выразительностью жестов и безусловно требовала психологически выверенного внутр. оправдания, была символична и метафорична;
трехчастные «игровые звенья», состоящие из намерения, его осуществления и последующей реакции.
БЛОК (англ. bloc), 1) группа отдельных функционально объединенных эл-тов, частей. 2) Группировка отдельных номеров разных жанров в эпизоды концерта по каким-л. внешним или внутренним признакам, напр., «русский народный блок», «цирковой блок» и т. п. 3) Группировка отдельных муз. композиций в дискотеке.
БУРЛЕ'СК(А) (фр. buriesdue < ит. burta - шутовство), 1) пародийно-возвышенный, героико-мический стиль. 1) Инструментальная муз. пьеса причудливого, шутливого, грубовато-комического характера. 3) Небольшая шуточная, пародийная опера, близкая к водевилю (2).
БУТАФОРИЯ (ит. Buttafuori - человек, подающий артистам необходимые-по ходу действия предметы), предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках и в фильмах, в театрализованных представлениях, а также детали костюмов (Аксессуар, Реквизит}. Б. выступает как художественно-выразительное средство.
БУФФОНА'ДА (ит. buffonata - шутовство), сознательное комедийное искажение в произведении иск-ва, главным образом, сценического, жизненных пропорций изображаемого для выявления его сути; одно из проявлений гротеска. В основе Б. как вида представления и особого приема актерской игры лежит грубый комизм, импровизация, динамика, подчеркнутая внеш. характерность, преувеличение. Б - один из основных приемов цирковой клоунады. (Цирк).
В
ВАРЬЕТЕ’ (фр. variety - букв. разнообразие), 1) театр эстрадных программ с преобладанием эл-тов комедийности, пародии и т. п. Первый - в Париже в кон. 18 в. 2) Публичное представление, где непристойность облачена в слова, музыку, пляску, костюм, цвета и т. д. и налицо все ее оттенки: от грубой сальности до высшей артистичности.
ВДОХНОВЕНИЕ, состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения чел-ка, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, иск-ва, техники. В. характерно повышенной общей активностью, необычайной продуктивностью деятельности, сознанием легкости творчества, переживанием ''одержимости" и эмоционального погружения в творчество. Кажущаяся несознаваемость творческого процесса следствие максимальной сознательности самого творчества, предельной ясности сознания, своеобразного наплыва и прояснения мыслей и образов, чрезвычайной обостренности памяти, внимания, страстной воли, направленной на реализацию идеи. При всей кажущейся самопроизвольности В., как правило, - результат предварительного напряженного труда.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, (психол.) - процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Различают такие виды В., как содружество, конкуренция и конфликт. Нужно иметь в виду, что эти виды - не только В. двух личностей (Межличностное взаимодействие). Они проис-ходет и между частями групп, и между целыми группами.
Особенность В. - его причинная обусловленность, т. е. каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой, как-следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны. В. - материальный процесс, поэтому оно сопровождается передачей материи, движением информации. В. имеет относительный, характер, осуществляется в определенном пространстве и времени.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖЛИ'ЧНОСТНОЕ, Межличностное взаимодействие.
ВЕДУЩИЙ (< санскр. veda - знание), 1) возглавляющий, главный (В. роль. Главный режиссер, Главный балетмейстер, Главный хормейстер, Главный дирижер. Главный художник). 2) Исполнитель, в прямом общении со зрителями связывающий эл^гы театрализованного действия в единое целое. (В. концерта, тематического вечера). (Конферансье).
BEРA и ПРА'ВДА. Вера - убежденность, уверенность в ком-чем-л. Правда - то, что субъект воспринимает как истину. На сцене два эти
понятия неразрывно связаны и обозначают способность актера серьезно, по-настоящему, убежденно и уверенно относиться к вымыслу как действительно существующему явлению, истине, т. е. как к правде.
ВЕРБА'ЛЬНЫЙ (лат. verbalis - устный, словесный), (психол.) термин для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом. Различаются: 1) В. осмысленный материал - ряды существительных, прилагательных, глаголов, числительных, отрывки текстов, стихотворения и пр.; 2) В. бессмысленный материал - группы из трех согласных, слоги, бессмысленные слова разной степени приближенности к реальному языку. В. материалу противопоставляются: 1) невербальный осмысленный материал - геометрические фигуры, рисунки, фотографии предметы и пр.; 2) невербальный бессмысленный материал - необычные геометрические фигуры, чернильные пятна- В зависимости от используемого материала различаются: В. (словесное) и невербальным общение (напр., жестовое); В. (определяемый на основе решения В. задач) и невербальный интеллект (характеризуемый решением образных, конструктивных и др. невербальных задач); В. (словесная) и невербальная информация (напр.. образная).
ВЕРТЕ'П, большой ящик с марионетками, служивший местом для устройства кукольных представлений на библейские и комические сюжеты (Кукольный театр).
ВЕ'ЧЕР КЛУБНЫЙ, Клубный вечер..
ВЕ'ЧЕР ТЕМАТИЧЕСКИЙ, Тематический вечер.
ВИ'ДЕНИЕ, способность воспринимать ок-ружающее зрением (художественное В., детское В. мира. Внутреннее В.), это закон образного мышления актера, режиссера (Словесное действие, Кинолента видений).
ВИ'ДЕНИЕ ВНУТРЕННЕЕ, Внутреннее видение.
ВИ'ДЕОКЛИП, Клип.
ВНУТРЕННЕЕ ВИ'ДЕНИЕ. способность воссоздавать воображением образ реальных и небывалых явлений. Умение образно представить своим внутренним зрением, оживить воображением слово, понятие, явление.
ВИ'ДЫИСКУССТВА, реальные формы художественно-творческой деятельности, различающиеся прежде всего способом материального воплощения художественного содержания (словесным - для литературы, звуковым - для музыки, объемно- пластическим - для скульптуры и т. д,). Художественная информация, заключенная в каждом из В. и., обладает специфическим характером, поэтому содержание произведения одного В. и. не может быть адекватно передано на языке др. В. и.
При взаимодействии иск-в происходит как бы два процесса: 1) приспособление к «смежному» иск-ву, и тогда возникает необходимость каждо
го иск-ва видоизменяться и одновременно искать свой язык, утверждающий самобытность и неповторимость данного вида; 2) синтез искусств, в результате к-рого новому виду иск-ва приходится создавать свои уникальные средства для воплощения его содержания.
ВИРТУОЗ, ВИРТУОЗНЫЙ (ит. virtuoso, < лат. virtus - доблесть, талант), 1) исполнитель, (чаще музыкант), мастерски владеющий техникой иск-ва. 2) Человек, достигший в работе высший степени мастерства. 3) Свойственный виртуозу, технически совершенный.
ВНИМА'НИЕ, способность сконцентрироваться на каком либо определенном реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.) в данный момент времени. В. - основа внутренней техники актера и режиссера. Различают непроиз-вольное, произвольное и постпроизвольное В.
Непроизвольное В. имеет пассивный характер, ибо навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Этот вид В. характери-зуется тем, что выбор объекта производится чел-ком неосознанно, стихийно, независимо от сознательных намерений, в силу особенностей объекта - новизны, силы воздействия, соответствия актуальной потребности и пр.. Объектами непроизвольного В. актера являются зрители, сам актер и его партнер (не как образ, а только как его коллега по работе). В. в массовом действе - это непредвиденные реальные обстоятельства, жизненные факты, возникающие в момент творческого действия. Физиологическое проявление этого вида внимания - ориентировочная реакция.
Произвольное В. заключается в том. что выбор объекта производится сознательно. преднамеренно и требует со стороны исполнителя и зрителя волевых усилий. Оно отличается активным' характером и сложной структурой; по происхождению связано с трудовой деятельностью. В условиях затрудненной деятельности оно предполагает использование специальных приемов сосредоточения, поддержания распределения и переключения В. Сценическое В. требует сосредоточенности как на реальных, так и на воображаемых объектах. В массовом действе, главным объектом произвольного В. исполнителей являются зрители, участники праздника. Задача режиссера, ведущего, исполнителя - направить жизненное В. зрителя на игровое художественное действие, увлечь его объектом сценической или праздничной игры.
Постпроизвольное В. возникает на основе произвольного В. и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности. Его появление возможно по мере развития автоматизации деятельности, а также в результате изменений мотивации (например, сдвиг мотива на цель). При этом снимается психическое напряжение и сохраняется сознательная целенаправленность
внимания, стремление к цели уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма. В массовом действе постпро-извольное В. проявляется в моментах духовного контакта, активного творческого соучастия исполнителей и зрителей, при к-ром чел-к вовлечен в атмосферу художественной и жизненной игры (когда зрителям не хочется расходиться или отпускать исполнителя со сцены).
В зависимости от того, где находится объект внимания - во внеш. мире или в субъективном мире чел-ка выделяются внимание внешнее (сенсорно-перцептивное), к-рое обращено на объекты внеш. мира и является необходимым условием познания и преобразования окружающего мира, и внутреннее (интеллектуальное), обращенное на объекты субъективного мира чел-ка и является необходимым условием самопознания и самовоспитания.
Различают три круга В.: малый (сосредоточенность действующего лица на логике своих поступков), средний (общение с партнерами на сцене, зрт-елями и участниками происходящего в данный момент игрового эпизода) и большой (все зрители в зале, на площади и реальное пространство выходящее за круг игрового общения на площади, улице и т. д.). Переходы из одного круга В. в другой обусловлены логикой внутр. жизни образа и логикой сквозного сценического или праздничного действия и изменениями жизненных и игровых обстоятельств.
ВОДА', одно из нетрадиционных выразительных средств массового театрализованного представления. В. используется в качестве основного выразительного средства на празднике фонтанов. На фоне специально подобранной музыки синхронно с