Лекция: Развитие речи учащихся в период обучения грамоте




План:

1. Особенности развития речи и мышления в период обучения грамоте.

2. Условия развития речи в период обучения грамоте.

3. Работа над словом.

4. Работа над словосочетанием и предложением.

5. Работа над связной речи.

6. Развитие речи учащихся на уроках письма.

7. Работа над произношением и восприятием звуков речи.

 

1. Особенности развития речи и мышления в период обучения грамоте.

Наглядность и образность- особенности мышления младших школьников. Обобщения все более основываются на выделении некоторых существенных признаков вещей и явлений.

В связи с этим уточняются и приводятся в систему представления первоклассников о предметах.

Первоклассник может связно рассказать о прочитанном или увиденном, но речь слабо организована, при рассказе нет точного плана, логики. Если не поправить, речь может утратить связность. Основная задача - научить детей рассказывать или описывать предмет по определенному плану.

В последние годы несколько перестроена методика обучения грамоте. Введен период опережающего звукового анализа. Он исходит из закономерностей развивающего обучения. Обучение должно учитывать реальные возможности каждого ребенка, учить его тому, чего он еще делать не умеет. Только так достигается умственное развитие ребенка, совершенствование его познавательных возможностей и мышления.

2. Условия развития речи в период обучения грамоте.

Ребенок приходит в школу со значительным навыком речи. Объем его словаря составляет от 3 до 7 тысяч слов.

С приходом в школу в речевом развитии ребенка происходят существенные изменения.

1. Возрастает волевой фактор: ребенок говорит не потому, что его побуждают окружающие обстоятельства, так называемая ситуация, а потому, что требует учитель, сам учебный процесс.

Создавая на уроке непринуждённую обстановку беседы, учитель смягчает резкость перехода, но речь в учебном процессе теряет в основном ситуативность и переходит в сферу волевую.

2. Появляется письменная речь.

3. Большое место начинает занимать монологическая речь.

4. В школе речь становится объектом изучения.

Развитие речи осуществляется по 3 направлениям: словарная работа (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), работа над связной речью (уровень текста).

3. Работа над словом.

Школьная жизнь, учебная деятельность детей требует усвоения десятков новых слов. Работа над речью учащихся связывается с содержанием текстов и иллюстраций в букваре.

В связи с основной темой каждой страницы букваря привлекается материал экскурсий, наблюдений, предметных занятий. Тематика текстов предполагает воспитательное влияние на учащихся.

Целесообразно выделять словарь, работа над которым развивает и систематизирует представления учащихся об окружающем мире.

Первоклассники нуждаются в занимательных, доступных видах объяснения новых слов:

- путем показа картинки или предмета, называния этого предмета;

- в словарных играх- с помощью словестного лото, кубиков, скороговорок, считалок, потешек, юморесок;

- в беседах, рассказах, декламации стихотворений, скандирования слов и пр.

Наибольшее значение для развития детей в период обучения грамоте имеет семантическая работа: наблюдения над значением слов, уточнение значений и их оттенков.

4. Работа над словосочетанием и предложением.

В период обучения грамоте решаются следующие основные задачи работы на синтаксическом уровне:

1) Осознание предложения как самостоятельной единицы речи, выделение предложений в устной речи, их составление, чтение по букварю;

2) Переход от односложных высказываний к высказываниям развернутым, от неполных предложений к полным, относительно большим предложениям, имеющим, как правило, состав подлежащего и состав сказуемого;

3) Установление простейших связей между словами в предложении, а также в словосочетаниях.

Не следует спешить с введением в речь детей новых синтаксических конструкций. Поскольку учащиеся еще не располагают теоретическими сведениями по синтаксису, построение предложений проводится на основе образцов. В период обучения грамоте роль вопросов очень велика: вопрос дает основу для составления предложения. В процессе работы с предложением учащиеся усваивают термины «полный ответ», «краткий ответ». В живой беседе с детьми возможны и односложные ответы, естественные для диалогической речи, имеющей вопросно-ответную форму.

5. Работа над связной речью.

Связная речь учащихся строится на основе вопросов учителя. Связная речь – это пересказ прочитанного самими детьми или учителем, это различные рассказы - по наблюдениям, воспоминаниям, на основе творческого воображения; это декламация заученных стихотворений, загадывание и отгадывание загадок, скороговорки, рассказывание сказок и их инсценирование. Все это варианты речи эмоциональной, образной.

В практике первоклассников появляются элементы связной научной или «деловой» речи.

Начинать работу на связной речью удобнее всего с картинок. Постепенно учащиеся приучаются к связному изложению более крупных законченных частей с помощью объединённых вопросов.

Важным видом речевой работы является пересказ. Пересказывая прочитанное, дети обогащают свой словарь за счет лексики образца.

Огромную роль в развитии связной речи играет элемент занимательности: он является органической, неотъемлемой частью каждой работы. В системе упражнений по развитию речи должны быть представлены инсценировки, конкурсы на лучшего чтеца, импровизации и сочинительство и т.п.

Отгадывание загадок является хорошим средством мышления и речи. Полезны упражнения в придумывании загадок.

6. Развитие речи учащихся на уроках письма.

Сфера творческого письма, в отличии от списывания и письма под диктовку, постоянно расширяется в школе и тем более после ее окончания

Очень важно чтобы с первых шагов обучения письму первоклассники осознали эту сферу деятельности как письменную передачу мыслей. Поэтому нужно, чтобы первые слова, написанные детьми, были взяты из их же живой речи, из их рассказов.

Списывание и диктант как формы учебного письма включаются в круг работы школьников на втором этапе – после письма творческого. Элементы творческого письма в период обучения грамоте присутствуют на каждом уроке.

Во втором полугодии 1 класса оно перерастает в элементарное сочинение и изложение. Опыт показывает, что дети, начавшие обучаться письму посредством творческих упражнений, уже во 2 классе могут писать сочинения объемом 30- 35 слов; у них формируется языковое чутье и навык правописания.

Чем скорее дети будут в состоянии осознать и осуществить передачу на письме собственных мыслей, тем правильней будет у них формироваться навык письменной речи.

Для письма и чтения велико значение общего речевого развития школьника. Позднее, письменный навык будет оказывать существенное воздействие на речь, мышление, процесс выражения мыслей в речевых формах.

7. Работа над произношением

и восприятием звуков речи.

Формирование навыков чтения и письма во многом зависит от чистоты и отчетливости звучания речи школьников. Поэтому составной частью работы над развитием речи является работа над дикцией. Хорошая дикция зависит от гибкости артикуляционного аппарата, поэтому необходимы упражнения, направленные именно на это.

Недочеты в произношении:

- вялость артикуляции;

- картавость;

- шепелявость, сюсюканье, межзубное произношение звуков.

Исправление недостатков речи иногда требует логопедической помощи и индивидуальной работы с каждым ребенком. Задача учителя добиться от каждого ясного произношения слов.

Упражнения, для развития артикуляционного аппарата:

1) Упражнение в громкости произношения: т.е. от шепота до крика и наоборот;

2) Упражнение в темпе произношения;

3) Отработка произношения отдельных согласных звуков, особенно тех, в звучании которых у детей есть дефекты;

4) Артикуляционная гимнастика;

5) Упражнения на произношение трудных звукосочетаний: скороговорки, чистоговорки.

Нужно научить детейправильному дыханию во время речи.

Искаженное и неясное произношение звуков речи нередко связано с нечетким восприятием на слух, в этом случае могут быть еле заметны недочеты.

Различие звуков речи этими учащимися достигается в процессе упражнений, но для них нужно подбирать и такие слова, в которых они смогут сопоставлять смешиваемые ими звуки.

 

Вопросы и задания к теме

*1. Составьте подробный план каждого раздела темы.

2. Как связаны мышление и речь?

3. Как строится работа по развитию речи на лексическом уровне?

4. Что характерно для работы по развитию речи на синтаксическом уровне?

5. Чем характеризуется работа по развитию связной речи?

6. Как строится работа по развитию связной речи на уроках письма?

7. Какая проводится работа над произношением и восприятием звуков речи?

8. Объясните термины и понятия:


Активизация словаря

Артикуляция

Дефекты речи

Изложение

Лексический уровень

Логопедия

Мотивация речи

Несущественные признаки

Обобщение

Обогащение словаря
потребность общения

Синтаксический уровень

Ситуативность речи

Словарная работа

Словарно- логопедические упражнения

Словарь

Сочинение

Существенные признаки

Уровень текста


9.Составьте логическую цепочку из 5- 10 понятий, связанных между собой.

**1. Проанализируйте тексты букваря. Выявите из них, в которых необходимо уточнение значимых слов. Какими приемами вы воспользовались для объяснения каждого конкретного слова?

2. спланируйте работу по материалам букваря:

1) над словом;

2) над предложением;

3) над связной речью.

3. Выпишите и объясните специальные термины и понятия, содержащиеся в теме.

 

***1. Проанализируйте конспект урока с точки зрения присутствия работы по развитию речи (см. Дидактический материал).

2. подберите материалы азбуки, которые можно использовать для организации работы на различных уроках. Обоснуйте свой выбор.

3. докажите связь работы по развитию речи на различных уровнях.

4. перечислите термины и понятия, которыми вы воспользуетесь при ответе по теме:

1) связь мышления и речи.

2) Условия развития речи.

3) Работа над словом.

4) Работа над словосочетанием и предложением.

5) Работа над связной речью.

6) Развитие речи на уроках письма.

7) Артикуляционная работа в период обучения грамоте.

 

Дополнительная литература

1. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя/ под ред. Т.М. Ладыженской. М: Педагогика. 1990.

2. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1975.

3. Политова Н. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984.

 

Дидактический материал

Конспекты уроков обучения грамоте в 1 классе

 

Задания

1. Определите, в каких направлениях ведется работа по развитию речи на данных уроках.

2. Подумайте, как по-другому можно организовать эту работу. Обоснуйте свои предложения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: