Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
ОБНИНСКИЙ ИНСТИТУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ (ИАТЭ)
Темы рефератов К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ № 3
По дисциплине «Психология индивидуальных различий»
для студентов специальности 030301 - Психология
Обнинск, 2012
Темы рефератов по курсу «Психология индивидуальных различий»
1. Предпосылки возникновения и история развития дифференциальной психологии.
2. Общее, особенное и единичное в психике человека.
3. Биологическая обусловленность как судьба.
4. Близнецы как природный эксперимент.
5. Типы нервной деятельности у животных и человека.
6. Феномен непризнанного гения.
7. Когнитивный стиль и социальное мышление.
8. Пол как психологическое явление.
9. Эволюция взглядов на жизненное предназначение мужчин и женщин в психологии.
10. Особые способности и психика человека.
11. Феномен вундеркиндов в различных областях.
12. Проблема гениальности и социальной адаптации личности.
13. Темперамент и его отражение в этнических стереотипах.
14. Акцентуация характера и жизненный сценарий человека.
15. Представления о «нормальном» характере.
16. Характер и субъективное время личности.
17. Лидерство в различных жизненных сферах.
18. Особенности морального сознания и поведения человека.
19. Место психологии индивидуальных различий в системе психологических наук.
20. Характеристика собственно психологических методов в дифференциальной психологии.
21. Общенаучные методы в дифференциально-психологическом исследовании.
22. Характеристика понятий индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность.
23. Асимметрия полушарий головного мозга.
24. Теории темперамента.
25. Исследования интеллектуальных способностей.
26. Теории черт личности.
27. Этология пола (Этология - (от греч. ethos - привычка, характер, нрав, манера вести себя и logos - учение), научная дисциплина, изучающая поведение животных с общебиологических позиций и исследующая четыре его основных аспекта: 1) механизмы; 2) биологические функции; 3) онтогенез и 4) эволюцию.Другое определение: этология - это наука, изучающая модели поведения, в основе которых лежат инстинкты).
28. Половые различия в психологических качествах (дипсихизм).
29. Понятие «интегральная индивидуальность».
30. Характеристика типов акцентуаций.
31. Проблема структурных свойств характера в психологии.
32. Взаимосвязь характера и индивидуального стиля деятельности.
33. Индивидуальность и карьера.
34. Прикладные аспекты характерологии.
35. Способы исследования темперамента в психологии.
36. Способы исследования интегральной индивидуальности.
37. Качественная специфика отдельных способностей
38. Эпигенетические теории в дифференциальной психологии.
39. Акцентуация как характеристика индивидуальности.
40. Взаимосвязь типов темперамента с типами высшей нервной деятельности.
41. Корреляция темперамента и других свойств личности.
42. Психоаналитическая диагностика Н. Мак-Вильямс.
43. Методический инструментарий исследования акцентуаций личности.
44. Виды неврозов.
45. Диагностика пограничных личностных расстройств.
46. Характеристика психопатий в психологической науке.
47. Личностные качества, обеспечивающие успех в предпринимательской карьере.
48. Различия в социальном положении. Социально-экономическое положение и интеллект.
49. Структура семьи и интеллект.
Методические рекомендации по НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА
Выполнение реферата по психологии помогает систематизировать, закрепить, углубить и расширить теоретические знания в области психологии и педагогики; развить интерес к научной деятельности; творчески овладеть теорией психологии и педагогики; развить умения самостоятельно работать с научной, справочной литературой, первоисточниками, изучать, анализировать и научно излагать полученные результаты.
Реферат (от латинского referre, что означает доказывать, сообщать) предполагает изложение сущности какого-либо вопроса на основе изучения специальной литературы. Особенностью студенческого реферата по психологии или педагогике является не только изложение прочитанной статьи или монографии, но и знание первоисточников, а также выражение собственного мнения по изученному вопросу.
Прочтение и обсуждение рефератов широко применяется на семинарских, лабораторно-практических занятиях по психологии.
Тема для написания реферата рекомендуется преподавателем или подбирается с его согласия студентом. В течение семестра подготавливается, как правило, не более одного реферата по учебной дисциплине.
Приступая к составлению реферата, нужно тщательно изучить литературу по избранной теме и сделать выписки или конспект с попутными заметками собственных мыслей. Для удобства последующей обработки записи рекомендуется вести на одной стороне отдельных листов бумаги.
Существует три вида реферативных работ:
-критическая рецензия на научную работу,
-аналитический обзор исследований по теме,
-критический анализ дискуссий.
Структура реферата определяется его видом.
Критическая рецензия включает обоснование важности, значения изученной работы; краткое изложение позиции автора; ее анализ и сравнение со взглядами других ученых; особенности изложения (ясность или путаность, полнота и т.п.); выводы, которые можно сделать на основе проведенного анализа (что является ценным в рецензируемой работе, что требует дополнительной проверки и уточнения, что неправильно).
Аналитический обзор можно построить в виде истории изучения проблемы (что нового внесли те или иные исследователи) или в виде анализа современного состояния проблемы. Обзор должен представлять собой анализ и сопоставление работ, выявление общих и противоположных взглядов авторов. Обзор должен заканчиваться краткими выводами: перечислением уже изученных аспектов проблемы, результатов исследований, выявлением новых аспектов, подлежащих изучению.
Критический анализ дискуссий представляет собой изучение противоположных точек зрения по какому-то вопросу. Цель - выявить существо спора. Для этого следует тщательно проанализировать каждую позицию, выяснить, какие факты и теоретические положения послужили основой для того или иного взгляда на проблему.
Определив вид реферата, студент составляет план. В ходе работы план уточняется. План включает 3-4 основных вопроса, которые следует разделить на подвопросы или параграфы. Это поможет более стройно изложить материал темы.
Оформление заслуживает особого внимания со стороны студента, то есть работа должна быть выполнена в соответствии с требованиями Госстандарта.
Чистовой вариант работы выполняют в одном экземпляре, на белой бумаге форматом стандартного писчего листа (формат А-4, 210 х 297 мм). Работа предоставляется в печатном варианте, на одной стороне листа. Приемлема печать черного цвета, шрифтом размером 14, предпочтительнее Times New Roman, обычным начертанием и с обычным буквенным интервалом.
Весь текст набирается через полуторный междустрочный интервал. Отступ (1,25) красной строки должен быть одинаковым по всей работе и равняться пяти знакам.
На каждой странице следует оставлять поля:
- левое – 30 мм;
- правое – 10-15 мм;
- верхнее – 20 мм;
- нижнее – 20 мм.
Минимальный объем работы составляет 10 страниц печатного текста (без учета приложений). Максимальный объем - 15 страниц печатного текста (без учета приложений).
Все страницы работы, включая таблицы, графики, рисунки и приложения, нумеруются по порядку. Первой страницей считается титульный лист, на котором цифра «1» не проставляется. На следующей странице (содержание) ставится цифра «2» и т. д. Номер страницы рекомендуется проставлять в середине верхнего поля
Содержание оформляется на отдельной странице работы. Крупные разделы (СОДЕРЖАние, Введение, Пункты и т. д.) следует начинать с нового листа. При этом последний лист каждого раздела, за исключением Оглавления, должен быть заполнен текстом не менее чем на 75%. Заглавия разделов печатаются по центру на отдельной строке прописными (заглавными) буквами. Заголовки пунктов – строчными буквами и размещаются по ширине страницы. Текст отделяется от заголовка одной незаполненной строкой. Точки в конце заголовков не ставятся.