Сам себя и то самое мышление, благодаря которому возможна философия как мыслящее




Мировоззрение. Но мы так и не узнаем, содержательно или формально мышление бога,

Мыслящего самого себя.

<P>Представления Аристотеля о боге весьма неконкретны, что и неудивительно, ибо

Такой бог - плод его философствующей фантазии. Поэтому В. И. Ленин говорит,

что "Аристотель так жалко выводит бога против материалиста Левкиппа и идеалиста

Платона" 1. /1 Ленин B. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 255./ Левкипп и Демокрит

Отрицали, как сказано, богов, и отношение Аристотеля к этим философам-атомистам

Было выражением борьбы идеализма с материализмом. Что же касается Платона, то

В этом пункте мы наблюдаем борьбу внутри лагеря идеализма. Здесь бог не против

Безбожия, а один бог как бы выступает против другого бога. Это было частью общей

Полемики Аристотеля против Платона, борьбы Ликея и Академии.

<P>TEMA 62. АРИСТОТЕЛЬ О ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ УЧЕНИЯХ О БЫТИИ

<P>Аристотель - первый историк философии. При рассмотрении любой проблемы он прежде

Всего стремится выяснить, что об этом думали до него. Поэтому историко-философскими

Экскурсами пронизаны все его труды. Наиболее значительна для истории доаристотелевской

философии первая книга "Метафизики", где начиная с третьей главы, в самом начале

Которой Аристотель перечисляет свои нам уже известные четыре первоначала сущего,

Он рассказывает о понимании бытия своими предшественниками.

<P>Вспоминая о том, что было сказано во "Введении" к данному курсу относительно

Методов субъективной истории философии, можно попытаться выяснить, какого метода

Придерживается Аристотель в своем довольно цельном историко-философском очерке.

Он совсем не эмпирик (как многие последующие доксографы). метод Аристотеля скорее

Теоретико-логический, чем эмпирически-исторический. К истории философии Аристотель

Подходит с определенной установкой - с позиции своего понимания первоначал и

Высших причин. Ему представляется, что до него все философы стремились открыть

Эти причины, но не смогли постичь их полностью - отсюда неполноценность их философии.

Своя же филоcoфскaя доктрина представляется Аристотелю фактически (хотя прямо

Он так не говорит) энтелехией развития философской мысли в Греции. Такой подход

Не мог не исказить картину дсаристотелевской философской мысли. Она модернизируется

Аристотелем, переводится им на язык зрелой философии 4 в. до н. э., излагается

В терминах его перипатетической школы. Отсюда широко дебатнруемая в настоящее

Время проблема, насколько верны описания учений Анаксимандра, Гераклита, Парменида

И других древнегреческих философов, принадлежащие Аристотелю и прочим перипатетикам.

Некоторые историки античной философии вообше отрицают ценность перипатетического

Изображения раннеантичной философии. Но этот вопрос очень сложен.

<P>Вернемся, однако, к Аристотелю. Как он оценивает значение и пользу субъективной

И объективной истории философии? Пользу первой из них Аристотель видит прежде

всего в ее негативном аспекте, а ее значение состоит в том, "чтобы... не впасть

в те же самые ошибки" (XIII, 1, с. 218).

<P>Объективная же история философии, как ее понимал сам Аристотель, оценивается

Им невысоко. Он подчеркивает ее случайное приобщение к истине. Аристотель сравнивает

предшествующих философов с необученными и с неискусными в битвах людьми: "Ведь

И те, оборачиваясь во все стороны, наносят иногда прекрасные удары, но не потому,

Что знают; и точно так же указанные философы не производят впечатление людей,

знающих, что они говорят" (I, 4, с. 25). Аристотель отмечает незрелость философской

мысли до него: Эмпедокл "лепечет" (там же), Парменид выражает свое учение "в

устарелой форме" (XIV, 2, с. 242). Изучение Аристотелем предшествующей философии

укрепляет его в приверженности к своему учению о четырех причинах. "Мы имеем,-

Говорит он о предшествующих ему философах,- от них тот результат, что из говоривших

о начале и причине никто не вышел за пределы тех [начал]... но все явным образом

так или иначе касаются, хотя и неясно, а все же [именно] этих начал" (I, 7,

С. 30).

<P>Согласно Аристотелю, философия в Греции фактически начинается материалистами,

Ибо это были философы, обходившиесл лишь одной материальной причиной. Первым

Из них был Фалес. Начиная теперь историю античной философии с Фалеса, мы основываемся

Именно на Аристотеле. Свидетельство Аристотеля позволяет нам также считать,

Что в Древней Греции философия началась как стихийный натурфилософский материализм



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: