Задачи умственного воспитания при УО




Формы умственной отсталости.

Умственная отсталость характеризуется стойким недоразвитием познавательной деятельности (в большей степени логического мышления), вследствие органического поражения головного мозга. Для умственно отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наобо­рот, инертности; трудностей формирования интересов и социаль­ной мотивации деятельности.

У многих умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии: дисплазии, деформации формы черепа и раз­меров конечностей, нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов.

В зависимости от времени возникновения интеллектуального дефекта выделяются две формы умственной отсталости: олигофрения и деменция.

При олигофрении имеет место раннее (до трёх лет) недоразвитие головного мозга, обусловленное наследственными факторами или неблагоприятными факторами социальной среды, воздействующими в пренатальный период развития, во время родов или в течение первых трёх лет жизни.

Олигофрения (от греч. olygos— малый, phren — ум) — особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие раз­личных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций (от лат. aberratio — искажение, ломка), природовой па­тологии, органического поражения центральной нервной систе­мы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития. (Термин «олигофрения» был введен в XIX в. немецким психиатром Э.Крепелином).

При олигофрении органическая недостаточность мозга носит непрогредиентный (непрогрессирующий) характер. Действия вре­доносного фактора в большой мере уже остановилось, и ребенок способен к развитию, которое подчинено общим закономернос­тям формирования психики, но имеет свои особенности, обус­ловленные типом нарушений центральной нервной системы и их отдаленными последствиями.

Для олигофрении характерно:

- тотальное недоразвитие всех сфер психики с преимущественной недостаточностью абстрактно-логических форм мышления;

- интеллектуальный дефект сочетается с нарушениями общей моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения.

У детей с олигофренией темп мышления замедлен, отсутствует возможность переноса усвоенного в процессе обучения способа действия в новые условия. Недоразвитие мышления сказывается на протекании всех психических процессов. В восприятии, памяти, внимании страдают, прежде всего, функции произвольности и логичности. В эмоционально-волевой сфере это проявляется в недостаточности дифференциации сложных эмоций и произвольных форм поведения.

В соответствии с международной классификацией (МКБ-10) выделяют 3 степени умственной отсталости:

1. Дебильность — относительно легкая, неглубокая умственная отсталость;

2. Имбецильность — глубокая умственная отсталость;

3. Идиотия — наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость.

Формы умственной отсталости (по МКБ-10):

1. Легкая (IQ в пределах 40—69);

2. Умеренная (IQ в пределах 35—49);

3. Тяжелая (IQ в пределах 20— 34);

4. Глубокая (IQ ниже 20).

Деменция (от лат.— безумие, слабоумие) — стойкое ослабление познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению памяти, уплощению эмоций. Де­менция носит прогредиентный характер, т. е. наблюдается медлен­ное прогрессирование болезненного процесса.

Причины деменции:

- органические заболевания мозга при шизофрении;

- эпилепсия;

- воспалительные заболевания мозга (менингоэнцефалиты);

- травмы мозга (сотрясения и ушибы).

Задачи и средства умственного воспитания.

Задачи умственного воспитания при УО

1. Сенсорное развитие.

2. Развитие познавательной сферы.

2. Развитие устойчивости внимания и произвольной памяти.

3. Формирование восприятия, мышления и речи.

У умственно отсталого ребенка в дошкольном возрасте без специального обучения наглядные формы мышления развиваются с большим опозданием, что, в свою очередь, задерживает развитие всей познавательной деятельности.

Средства умственного воспитания:

1 группа: неспецифические средства умственного воспитания (предметная, игровая, продуктивная деятельность, ознакомление с окружающим миром, обучение). Преобразующе-воспроизводящие средства, с помощью которых обнаруживаются и прослеживаются различные скрытые свойства и связи предметов и явлений.

2 группа: специфические средства умственного воспитания, связанные с освоением детьми средств мышления. Осуществляется распознавание выделенных свойств предметов и их связей с точки зрения имеющихся у ребёнка знаний и используется для сериации и классификации предметов и явлений.

· Сериация упорядочивание объектов по выделенному признаку.

· Классификация (от фр. classification: лат. classis – разряд + fasere – делать) – мыслительная операция, заключающаяся в распределении каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков в соответствии с установленными критериями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: