Экзаменационный блиц-опрос




 

  1. Физиологический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка, называется …? (Дефект).
  2. В чем отличие функциональных нарушений от органических? (легче, обратимы)
  3. Какой ученый описал структуру дефекта? (Л.С. Выготский)
  4. Охарактеризуйте структуру дефекта. (Первичный дефект – повреждение биологической структуры, вторичный дефект – повреждение психической функции, обусловленной первичным дефектом, нарушение 3-го порядка – недоразвитие ВПФ, нарушение 4-го порядка – нарушение личности)
  5. Возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций, или перестройка частично нарушенных функций называется…? (Компенсация функций)
  6. Отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками, называется…? (Специальная психология)
  7. Отрасль психологической науки, охватывающая широкий круг вопросов, связанных с изучением механизмов и структуры дефекта умственно отсталых детей, а также с динамикой их спонтанного и направленного развития, называется…? (Олигофренопсихология)
  8. Отрасль психологической науки, изучающая особенности психического развития и особенности психического деятельности детей и взрослых с нарушенным слухом, называется…? (Сурдопсихология)
  9. Отрасль психологической науки, изучающая особенности психического развития и особенности психического деятельности детей и взрослых с нарушенным зрением, называется…? (Тифлопсихология)
  10. Отрасль психологической науки, изучающая особенности психического развития и особенности психического деятельности детей и взрослых с нарушением речи, называется…? (Логопсихология)
  11. Верно ли утверждение, что особенности психического развития и особенности психического деятельности у лиц с физическими или психическими дефектами изучает специальная психология? (Да)
  12. Напишите объект исследования специальной психологии. ( Особенности психического развития и психического деятельности лиц с врожденными и приобретенными отклонениями и нарушениями развития)
  13. Сочетание двух и более первичных дефектов, в определенной степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании, называется…? (Сложным дефектом)
  14. Повреждение биологических структур (отделов ЦНС, сенсорных систем), вызванные эндогенными или экзогенными факторами, называется…? (Первичный дефект)
  15. Недоразвитие высших психических функций, обусловленных повреждением ЦНС или сенсорных систем, называется…? (Вторичный дефект)
  16. Вторичным дефектом у детей с нарушением слуха, является…? (Нарушение или недоразвитие речи и понятийного мышления)
  17. Вторичным дефектом у детей с нарушением зрением, является…? (Недостаточность пространственной ориентации, конкретных предметных представлений, образного мышления)
  18. Вторичным дефектом у детей с нарушением интеллекта, является…? (Нарушение словесно-логического мышления и высших психических функций)
  19. Нарушение нормального психического развития называется …?(Дизонтогенез)
  20. Перечислите параметры дизонтогенеза. (Функциональная локализация нарушения, время поражения, взаимоотношения между первичными и вторичными дефектами, нарушение межфункциональных взаимодействий).
  21. Сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на распознание объекта как целого и отдельных его характеристик, называется…? (Гнозис)
  22. Сложные формы произвольных движений и действий, называется…? (Праксис)
  23. Верно ли утверждение, что общий дефект обусловлен дефицитарностью гнозиса, праксиса и речи? (Нет)
  24. Верно ли утверждение, что общий дефект связан с нарушением регуляторных систем как корковых так и подкорковых? (Да)
  25. Чем обусловлено несформированность фонематического восприятия? (Недостаточностью слухового гнозиса)
  26. Чем обусловлено трудности узнавания заштрихованных, перевернутых, недорисованных изображений, трудности выделения целого изображения из фона? (Недостаточность зрительного восприятия)
  27. С нарушением, каких структур головного мозга связаны следующие функции: снижение уровня бодрствования и психической активности, патология влечений, элементарные эмоциональные расстройства? (Подкорковых структур)
  28. С нарушением, каких структур головного мозга связаны следующие функции: недостаточность целенаправленности, программирования, контроля, нарушение специфически человеческих эмоциональных образований? (Корковых структур)
  29. Верно ли утверждение, что время поражения ЦНС определяет характер нарушения психического развития? (Да)
  30. Чем раньше произошло поражение ЦНС, тем вероятнее…? (Недоразвитие психических функций)
  31. Чем позднее произошло поражение ЦНС, тем вероятнее…?(Распад психических функций)
  32. Верно ли утверждение, что чаще повреждаются функции, имеющие подкорковую локализацию, формирование которых в онтогенезе завершаются относительно рано? (Да)
  33. Какой прогноз характерен для корковых функций при раннем воздействии вредности? (Они либо стойко недоразвиваются, либо стойко задерживаются)
  34. Возврат психической функции на более ранний возрастной уровень, называется…? (Регресс)
  35. Грубая дезорганизация либо выпадение психической функции, называется…? (Распад)
  36. Временная потеря навыков опрятности, ходьбы после соматических заболеваний в первые годы жизни, обусловлено регрессом или распадом? (Регрессом)
  37. Верно ли утверждение, что у ребенка с каким-либо нарушением психического развития одни функции будут относительно сохранными, другие - поврежденными, третьи – в разной степени задержанными? (Да)
  38. В норме состояние независимости психических функций имеет временный характер, в патологии же эта независимость превращается…? (В изоляцию)
  39. Почему при тяжелых формах умственной отсталости весь моторный репертуар ребенка представляет стереотипные повторения одних и тех же элементарных движений? (Двигательные функции изолированы от интеллекта и мышления)
  40. Ассоциативные связи в условиях органической недостаточности нервной системы характеризуются …? (Повышенной инертностью, патологической фиксацией, нарушением инволюции более ранних форм психической деятельности)
  41. Незавершенность, отставание в отдельных периодах развития, отсутствие инволюции более ранних психических форм, называется…? (Ретардация)
  42. Развитие, при котором одна из функций опережает сроки развития, значительно обгоняя типичную хронологию, называется…? (Акселерация)
  43. Перечислите типы нарушения психического развития по В.В. Лебединского. (Недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие)
  44. Типичным примером стойкого недоразвития является…? (Умственная отсталость)
  45. Типичным примером задержанного развития является…? (ЗПР)
  46. Типичным примером поврежденного развития является…?(Органическая деменция)
  47. Какой тип дизонтогенеза связан с первичный недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной, а так же рядом инвалидизирующих соматических заболеваний? (Дефицитарный)
  48. Типичным примером искаженного развития является…? (Ранний детский аутизм)
  49. Типичным примером дисгармоничного развития является…? (Психопатии)
  50. Для какого типа дизонтогенеза характерна следующая картина: характерно раннее время поражения, когда имеет место незрелость мозга; вторичный дефект формируется за счет недостаточности воздействия со стороны наиболее страдающих высших психических функций, а также в определенной мере и недостаточности воздействия дефектных базальных функций на высшие; характерна выраженная инертность психических процессов с фиксацией на примитивных ассоциативных связях; формирование иерархических связей грубо затруднено; в асинхронии развития преобладает ретардация; различные психические функции недоразвиты неравномерно, наиболее выражена недостаточность высших психических функций? (Стойкое недоразвитие)
  51. Для какого типа дизонтогенеза характерна следующая картина: характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах; характерна мозаичность поражения, при которой наряду с дефицитарными функциями имеются и сохранные; наблюдается инертная фиксация более элементарных связей, преимущественно в базальных звеньях, что ведет к временной задержке инволюции более ранних форм; первичный дефект чаще нарушает развитие отдельных базальных звеньев, высшие же уровни страдают вторично; парциальность поражения и большая сохранность высших регуляторных систем отличают данный тип дизонтогенеза от стойкого психического недоразвития и определяют лучший прогноз и возможность коррекции? (Задержанное развитие)
  52. Для какого типа дизонтогенеза характерна следующая картина: патологическое воздействие на мозг вредностей происходит в более поздние периоды онтогенеза (2-3 года), когда большая часть мозговых систем уже была сформирована; при этом наблюдается расстройства эмоциональной сферы, тяжелые нарушения целенаправленной деятельности и личности в целом, распад сложных иерархических связей, грубый регресс интеллекта и поведения? (Поврежденное развитие)
  53. Для какого типа дизонтогенеза характерна следующая картина: связано с тяжелым повреждением либо недоразвитием отдельных анализаторных систем, а также с рядом инвалидизирующих хронических соматических заболеваний; первичный дефект ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития других функций, связанных с пострадавшей опосредованно; асинхрония проявляется в разной степени недоразвития одних анализаторных систем при сохранности других; недостаточность развития отдельных сенсорных систем и моторных систем способствует возникновению явлений изоляции. (Дефицитарное развитие).
  54. Для какого типа дизонтогенеза характерна следующая картина: наблюдается сложное сочетание общего недоразвития, задержанного поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций; имеет место асинхрония и изоляция психических функций? (Искаженное развитие)
  55. Перечислите сходные проявления вторичных дефектов у разных категорий аномальных детей. (Любой первичный дефект вызывает отставание и замедление формирования ВПФ; своевременно не формируется ни один вид детской деятельности; отклонение в развитии всех познавательных процессов; нарушение в развитии процесса общения; дефекты речевого развития)
  56. Какие факторы лежат в основе компенсации функций? (Многосторонность связей между различными отделами ЦНС; пластичность нервной системы).
  57. Какие факторы лежат в основе успешной компенсации? (Возраст ребенка; окружающая среда; мотивация ребенка; постоянная тренировка)
  58. За счет, какой процесса идет развитие аномального ребенка? (Компенсации)
  59. Дайте классификацию детей с проблемами в развитии по О.Н. Усановой. (Дети с отклонениями в развитии в связи с органическими повреждениями ЦНС; с функциональной незрелостью; с психической депривацией)
  60. Каковы причины аномального развития? (Наследственные, врожденные, приобретенные нарушения)
  61. Длительное неудовлетворение (лишение) основных психических потребностей человека на ранних этапах его развития, называется…? (Депривация)
  62. Какова этиология нижеперечисленных факторов, вызвавших аномальное развитие ребенка: физические и психические травмы; токсикозы и интоксикация ядовитыми, лекарственными, гормональными препаратами развивающегося плода; охлаждение; внутренние болезни беременной; голодание; неправильное питание будущей матери, инфекционные болезни беременной (краснуха, грипп, корь, сифилис и т.д.); резус-несовместимость матери и плода. (Пренатальная патология // врожденные аномалии).
  63. Компенсация, осуществляющаяся за счет привлечения сохранных нервных элементов в пострадавшей нервной структуре, называется…? (Внутрисистемной)
  64. Компенсация, осуществляющаяся за счет перестройки функциональных систем и включением в работу новых нервных структур, называется…? (Межсистемная)
  65. К социальным факторам, вызвавшим аномальное развитие относят…? (Длительные неблагоприятные условия воспитания; депривация)
  66. Какова этиология ниже перечисленных факторов, вызвавших аномальное развитие ребенка: механическое повреждение плода при затяжных или стремительных родах; асфиксия плода; перенесение в младенчестве и раннем детстве инфекционных болезней нервной системы, общих инфекционных заболеваний. (Постнатальная патология // приобретенные аномалии)
  67. Лишение ребенка многообразия сенсорных стимулов различных модальностей (зрительных, слуховых, тактильных и т.д.), называется…? (Сенсорная депривация)
  68. Лишение ребенка возможности устанавливать тесную эмоциональную связь с близким лицом (матерью или другим взрослым) или разрыв уже существующей подобной связи, называется…? (Эмоциональная депривация)
  69. Каковы симптомы синдрома госпитализма? (Высокий процент смертности детей, задержка физического развития, задержка речевого развития)
  70. Лишение ребенка возможности усвоения самостоятельных социальных ролей, приобщения к общественным нормам и ценностям, называется…? (Социальная депривация).
  71. Перечислите категории детей с нарушенным слухом. (Глухие и слабослышащие)
  72. Перечислите категории детей с нарушенным зрением (Слепые и слабовидящие)
  73. Перечислите категории детей с нарушением интеллекта? (ЗПР, умственная отсталость)
  74. Для какой категории детей с нарушенным слухом характерно следующее: воспринимают отдельно очень громкие, резкие и низкие звуки (гудки, свистки, звонки, громкий голос над ухом), но разборчивое восприятие речи и самостоятельное овладение ею невозможно. ( Глухие дети)
  75. Общение при помощи ручной азбуки, где каждая буква алфавита изображается пальцами (дактилема), называется…? (Дактильная речь).
  76. Какой тип мышления формируется у ребенка с нарушенным слухом на основе мимико-жестовой речи? (Наглядно-образное)
  77. Какой ведущий вторичный дефект у детей с нарушенным слухом? (Нарушение речи)
  78. Для какой категории детей с нарушенным слухом характерно следующее: бедность словаря, несформированность грамматического строя речи, искаженно усвоение понятий, затруднения в понимании текста, неправильное употребление слов? (Слабослышащие дети)
  79. К какой категории детей относят детей с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (0,04 с очками)? (Слепые дети)
  80. Какой вид компенсации лежит в основе обучения слабовидящих детей? (Внутрисистемная компенсация)
  81. Какой вид компенсации лежит в основе обучения слепых детей? (Межсистемная компенсация).
  82. К какой категории детей характерна острота зрения с очками от 00,5 до 0,2? (Слабовидящие дети).
  83. Для какой категории детей с нарушенным зрением характерно следующее: отставание в развитии образного мышления, затруднения в движениях; трудности в формировании правильного соотношения между отвлеченными понятиями и конкретными представлениями, но внимание, логическое мышление, речь, память развиваются нормально? (Слепорожденные дети)
  84. Для какой категории детей с нарушением зрения характерно следующее: ограниченность и искаженность представлений, замедлены процессы запоминания, мыслительные операции, затруднена ориентация в пространстве? (Слабовидящие дети).
  85. Поражение двигательных систем головного мозга, проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционированием мышц, называется…? (ДЦП)
  86. Требуют ли специального обучения и воспитания дети, больные полиомиелитом, с врожденным вывихом бедра, кривошеей, деформациями стоп, аномалиями развития пальцев кисти, полиартритом, рахитом? (Нет)
  87. Непроизвольные насильственные движения, обусловленные переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз и незаконченных движений, называются…? (Гиперкинезы).
  88. Дрожание пальцев рук и языка, называется…? (Тремор)
  89. Перечислите виды двигательных нарушений у детей с ДЦП. (Нарушение мышечного тонуса, ограничение и невозможность произвольных движений (парезы и параличи), насильственные движения (гиперкинезы, тремор), нарушение равновесия и координации движений, нарушение ощущение движений тела или его частей (кинестезии), недостаточное развитие статокинетических рефлексов).
  90. Стойкое снижение познавательной деятельности ребенка вследствие органического поражения ПНС, называется …? (Умственная отсталость).
  91. Стойкий ущерб, или прогрессирующий распад уже развитого до определенной

степени интеллекта, памяти, критики, эмоционально-волевой сферы в результате органического поражения головного мозга, возникающего после 3-х лет, называется…? (Деменция).

  1. Форма умственной отсталости, возникающая до развития речи в результате органике ЦНС, называется…? (Олигофрения)
  2. Перечислите формы олигофрении. (Идиотия, имбецильность, дебильность).
  3. Для какой формы олигофрении характерна следующая картина: диагностика нарушения возможна уже на первом году жизни; речь и мышление полностью не развиты; дети не владеют даже элементарными навыками самообслуживания, их не удается приучить к элементарной опрятности; могут не различать вкусовых качеств, с трудом овладевают ходьбой или ведут лежачий образ жизни, преобладают бесцельные двигательные стереотипные движения; недоступна осмыслению игровая деятельность; эмоции отражают удовлетворение или неудовлетворение органических потребностей; прогресс в интеллектуальном развитии невозможен и т.д.? (Идиотия)
  4. Для какой формы олигофрении характерна следующая картина: нарушение выявляются в ранние периоды развития ребенка; в младенческом возрасте такие дети начинают позже держать голову, самостоятельно переворачиваться, сидеть; овладевают ходьбой после трех лет; практически отсутствует гуление, лепет, не формирует комплекс оживления; запас знаний крайне ограничен, дети не способны к самостоятельному понятийному мышлению; можно привить несложные навыки самообслуживания и т.д.? (Имбецильность)
  5. Для какой формы олигофрении характерна следующая картина: после 5 лет в достаточной степени овладевают речью; достигают полной независимости в уходе за собой; овладевают несложной профессией и могут вести самостоятельную жизнь, за 9 лет овладевают программу начальной общеобразовательной школы; люди дееспособны и т.д.? (Дебильность)
  6. Верно ли утверждение, что психическое развитие детей с нарушенным психофизическим развитием подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормальных детей?(Да)
  7. Перечислите общие закономерности психического развития, характерные для нормально развивающихся детей и детей с различными проблемами в психофизическом развитии. (единство взаимодействия биологических и социальных факторов; глубокое преобразование всех структурных компонентов психики при переходе от одной стадии психического развития к другой; гетерохронность психического развития; метаморфозы в детском развитии; развитие высших психических функций)
  8. Перечислите специфические закономерности психического развития детей со всеми типами нарушений. (Снижение способности к приему, переработки, хранению и использованию информации; трудность словесного опосредствования; замедление процесса формирования понятий)
  9. Психофизическая незрелость ребенка, приводящая (при неправильном воспитании) к задержке возрастной социализации и поведения ребенка, которые не соответствуют возрастным требованиям к ним, называется….?(Психический инфантилизм)

Список литературы.

Основная:

1. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. М., 2003.

2.Основы специальной психологии. Под ред. Л.В.Кузнецовой.М., Академия,2002.

3.Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия под ред. В.М.Астапова, Ю.В.Микадзе. М.,2001

4. Специальная психология. Учебное пособие. Под ред. В.И.Лубовского. М. Академия, 4-е изд., 2007.

5. Усанова О.Н. Специальная психология. С-пб, Питер, 2006г.

 

 

Дополнительная:

1. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. С-Пб.,1997.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений, т.5, Основы дефектологии. М.,1983. ,

3. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.,1993.

4. Игумнов С.А. Основы психотерапии детей и подростков. М.,2001.

5. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л., 1982.

6. КаганВ.Е. Аутизм у детей. Л 1981.

7. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.

8. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.,2001.

9. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском воз­расте. Прага, 1984.

10. Лебединская К.С., Райская М.Н., Грибанова Г.В. Подростки с на­рушениями в аффективной сфере. М., 1988.

11. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). М., 1959.

12. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.

13. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. С-Пб.,2001.

14. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами развития. Санкт-Петербург, Речь, 2003.

15. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М.,1994.

16. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.,1998.

17. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней психологической помощи детям с отклонениями в развитии. М.,2001.

18. Ранний детский аутизм. Сб. научных трудов под ред. Т.А.Власовой, В.В.Лебединского, К.С.Лебединской. М., 1981.

19. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М., 1978.

20. Рубинштейн С.Д. Психология умственно отсталого школьника. М., 2000.

21. Семаго М.М., Семаго Н.Я., Ахутина Т.В. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. М.,2001.

22.Симеон Т.П. Шизофрения раннего детского возраста. М., 1948.

23. Сименович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.,2002.

24. Солнцева Л. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., 1980.

25. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии, Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, 2003.

 

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!