Анализ правовых источников, касающихся вопросов экологического нормирования состояния почв




Действующие в нашей стране федеральные законодательство, связанное с вопросами охраны почв и земельных ресурсов, условно делится на две группы: природоохранное и природно-ресурсное (Управление качеством городских почв, 2010).

В первую группу входят следующие основные федеральные законы:

- «Об охране окружающей среды». В перечень объектов охраны окружающей среды включены почвы и земли (Статья 4). В Статье 19 в самом общем виде дается определение нормированию в области охраны окружающей среды, в том числе и почв;

- «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999) обязывает поддерживать состояние почвы в соответствии с санитарными правилами, обеспечивать уровень их загрязнения не выше предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ. В развитие указанного закона подготовлены и утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1287-03 (2003), устанавливающие требования к качеству почв населенных мест в зависимости от их функционального назначения и использования и показатели их оценки, а также рекомендации по оценке почв сельскохозяйственного назначения. Установлены соответствующие гигиенические нормативы ПДК и ОДК (ГН 2.1.7.2041-06; ГН 2.1.7.2511-09).

Ко второй группе относятся:

- «О мелиорации земель» (1996), который направлен на повышение продуктивности земледелия, обеспечение производства сельскохозяйственной продукции;

- «Земельный кодекс», в статье 13 которого постулируется роль почвы как объекта охраны земель;

- «О землеустройстве» (2001), который посвящен вопросам оценки качества и инвентаризации земель, рационального использования земель и их охраны;

- «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (1998) направлен на сохранение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, т.е. способность почвы обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений.

На данный момент существует единственный региональный закон о почвах – это закон г. Москвы «О городских почвах» (2007), который регулирует отношения по охране, рациональному использованию, восстановлению, улучшению городских почв и направлен на обеспечение выполнения городскими почвами экологических функций, в том числе произрастания травянистой и древесно-кустарниковой растительности, а также на сохранение благоприятной окружающей среды в городе Москве.

Утвержден ряд методик, в которых определены типы деградации земель, порядок определения уровня деградации и определения ущерба от деградации почв и земель (Критерии оценки экологической обстановки…, 1992; Порядок определения размеров ущерба…, 1993; Методика определения размеров ущерба…, 1994; Методические рекомендации по выявлению…, 1995; Методика исчисления размера вреда…, 2010).

Действующие в настоящее время нормативы качества почв, в той или иной степени, относящиеся к вопросам экологической оценки и нормирования, рассредоточены в десятках документов разных видов законодательств: природоохранительном, земельном, санитарно-гигиеническом, сельскохозяйственном, строительном и др., что свидетельствует об отсутствии единого, принятого на государственном уровне, подхода к экологическому нормированию в области охраны почв (Яковлев, Лойко, Сазонов и др., 2006; Добровольский, Куст, 2011).

 

 

Из анализа литературы можно сделать следующие выводы:

1. Среди основных методологических принципов, положенных в основу экологического нормирования можно назвать следующие:

- поддерживание устойчивого состояния и нормального функционирования экосистем (Крауклис, 1979, Полуэтов, 1980; Пых, 1983; Ильин, 1986; Виноградов, Орлов, Снакин, 1993; Глазовская, 1997; Колесников и др., 2001; Яковлев, Макаров, 2006; Яковлев, Евдокимова, 2011);

- ориентация на реакцию биоты на негативное воздействие на почву – анализ зависимости «доза-эффкт», «состояние-воздействие» (Пых, Малкина-Пых, 1996; Матвеев и др., 2001; Марченко, Кожевин, Соколов, 2008; Яковлев, Гендугов, Глазунов и др., 2009; Терехова, 2007, 2011; Яковлев, Евдокимова, 2011);

- необходимость нормирования содержания загрязняющих веществ в области избыточных и недостаточных концентраций (Кабата-Пендиас, 1989; Управление качеством городских почв, 2010; Яковлев, Евдокимова, 2011).

2. Разработка экологических нормативов базируется на исследовании закономерностей функционирования комплекса почвенных микроорганизмов, которые необходимо проводить в динамике (Звягинцев, 2005). Полные кривые микробного роста в почве имеют, как правило, графики в виде деформированного колокола и в отсутствие теоретических моделей интерпретируются либо качественно, либо количественно, с использованием эмпирических или статистических моделей (Кожевин, 1985; Звягинцев, 2005), что снижает информативность опытных данных. Так, модели, полученные в рамках биокинетического подхода (Варфоломеев, 2005; Паников, 1992), описывают лишь восходящую ветвь кривой динамики микробов (рост) и не описывают фазы отмирания, что снижает их полезность при интерпретации микробного роста в почвах. Применение многопараметрических моделей сопряжено с необходимостью параллельного измерения динамики роста микробов, доступных им субстратов и параметров среды, определяемых конкретной моделью (Паников, 1992; Modeling…, 2004). Трудности постановки исследований такого рода побуждают к повышению информативности легкодоступных кривых динамики жизненных проявлений микробов в почве.

3. Из анализа нормативно-правовых документов следует, что представленное в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (2002) в самом общем виде определение экологического нормирования не получило своего развития в соответствующих государственных нормативных документах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: