ДВЕ ЭПОХИ В РАЗВИТИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ




С середины 19 века в развитии европейской философии происходит становление новой - своеобразной, сложной, внутренне противоречивой эпохи, которая существенным образом отличается от предшествующей – классической. Это становление подтверждается появлением новых способов видения мира и человека, новых способов построения и обоснования самого философского знания.

30 годы 19 века – время радикальных изменений в Европе – как в материальной сфере, так и в области морали, науки, в целом в духовном климате эпохи. Никогда раньше в истории человечества не было такого огромного количества научных открытий, смелых социальных прогнозов, такого явного и быстрого прогресса в технике. В немецкой культурно-исторической традиции произошли изменения: великая философия почти внезапно утратила свое значение. Господствующее положение заняли естествознание, материалистическая диалектика и политика. Казалось, что вот-вот откроются новые, невиданные ранее горизонты, откроется новый смысл человеческого существования.

Процесс демократического нивелирования. Происходит смешение и упрощение всех сословий, появляется средний класс, к этой усредненности постепенно сводится все общество. За этим упрощением и смешением неизбежно наступает упрощение культуры, общественного строя. Везде более или менее демократические конституции, надежды на земное счастье и полное равенство, везде реальная наука и везде вера в уравнительный и гуманный прогресс.

Критика примитивной демократизации, диагноз новой разновидности человека – «человека массы»… Критика рационализации, которой были подвергнуты искусство и религия. «Философия существует лишь для немногих». Развенчать иллюзии обыденного сознания относительно успешного развития в будущем гуманизма, демократии, просвещения широких масс народа. Преодолеть отчуждение человека от истинных ценностей, от свободы.

 

В развитии европейской философии нового и новейшего времени выделяют две эпохи:

1) классика – период, охватывающий развитие европейской философской мысли XVII – первой половины XIX вв. (до Г. Гегеля включительно). Традиция, восходящая к античности – к идеям Платона и Аристотеля;

2) постклассика – развитие европейской философии с сер. XIX в. до настоящего времени.

 

Термин «постклассика» характеризует состояние фило­софии «после классики» и распространяется как на неоклассические, так и на неклассические ф. направления.

Неоклассическая фило­софия в новых условиях продолжает развивать известные классические учения (например, неокантианство, неогегельянство, неотомизм). Неклассическая философия обнаруживает разрыв с предшествующей философской тради­цией, демонстрируя не только проблемно-тематические сдвиги, но и новое понимание сущности и задач философии (марксизм, Ф. жизни, экзистенциализм, феноменология, ф. герменевтика, ф-я психоанализа, структурализм, ф. антропология).

 

 

Основные установки классической философии:

1) строгая приверженность метафизике. В рамках классической традиции философия выступает как метафизика – учение о сверхчувственных принципах и предельных основаниях бытия. Классическая философия стремилась к выработке знания, вскрывающего самые глубокие, фундаментальные основания бытия. Проблема существования всеобщего, проблема сущности мира и человека, универсальных методов познания, всеобщих принципов истории в философской классике являются основными темами размышлений.

2) культ разума. В рамках классической философии разум рассматривался как высшая, абсолютная ценность. Разум – средство изменения и совершенствования мира и человека. Сущность человека определялась границами его разума, сводилась к познавательной способности постигать законы бытия. (Гегель: «Все действительное – разумно, все разумное – действительно»);

3) обоснование принципа тождества бытия и мышления, означающее принятие умозрительной конструкции рефлексивного «чистого» или «универсального» сознания как главного средства постиже­ния объективного, вне сознания лежащего бытия. Классическое представление о рефлексии было основано на идее гармонии между организацией бытия и субъективной организации человека. Бытие открывалось в сознании, и в своей независимости от последнего оно представлялось именно таким, каким осознавалось. Это означало, что вся сложность моровых связей прозрачна, доступна для самосознающего субъекта;

4) беспредпосылочность философствования. Философия считалась наукой наук. Философы стремились мыслить за всех, постигая объективную истину. Мыслитель-классик исследует и свое состояние, и внешнее ему бытие, имея право мыслить за других как монопольный обладатель истины. Разум философа – привилегированная точка отсчета, расположенная над бытием, в абсолютной перспективе. Просветительская установка обусловлена тем, что духовное производство покоилось на весьма узкой социальной базе. Оно организовывалось в форме свободных профессий, весьма ограниченный круг лиц, обладающих свободным временем и достатком для осуществления интеллектуальных функций. Специфическая роль «всеобщей совести общества», некоего парящего над обществом и миром универсального сознания- медиума. Философы – жрецы истины, миссионеры разума, призванные избавить массу от невежества и предрассудков, донести до людей универсальные истины;

5) понимание истины как достоверного знания. Для классики характерно стремление к объективной «вечной истине», преодолевающее на этом пути множество препятствий и, прежде всего, предрассудков, обусловленных самой природой человека, его психофизической организацией, несовершенством языка и форм общения, исторической ограниченностью любых видов практики.

Классическая трактовка истины претендовала на статус логически непротиворечивой системы знания. Предполагалось, что действительность, которая является предметом познания, в своем существовании не зависит от субъекта, а также что есть ясный и однозначный критерий, позволяющий устанавливать соответствие либо несоответствие между знанием и действительностью.

Классические философские системы пронизаны претензией на целостность и завершенность. Их характеризует монологически-поучительный стиль изложения, стремление к объяснению закономерностей объективной и субъективной реальности. Свои идеи философы классической эпохи оформляют преимущественно в виде научного трактата. Стилю классических философских систем свойственны строгость, логичность, доказательность, рационально-рассудочная схема рассуждения.

От надзидательного стиля мышления философия переходит к диалогической, субъект-субъектной стилистике. Предполагаемый адресат как соавтор. Открытость, недосказанность, возможность множества интерпретаций.

Многие мыслители двадцатого столетия отказываются от выработки системного целостного миропонимания, склоняясь к «философствованию по поводу» отдельных проблем: языка, бытия человека, культуры. Философия утратила облик целостной, стройной системы – Платон, Аристотель, Августин, Ф. Аквинский, Декарт, Кант, Гегель. Прошло время великих мыслителей, наступила эпоха коллективного философского разума – спорное мнение. Массив литературы по философии.

Проблемное поле философии. Происходит значительное расширение тематич. репертуара философии, в него вводится ряд новых тем, таких, например, как коммуникация, понимание, мир повседневности («жизненный мир»), феномен телесности, глобальные проблемы, проблемы техники.

Конец 19-начало 20 века становится кризисом классической философии сознания. Три философа подозрения – Маркс, Ницше, Фрейд - сознание нельзя рассматривать как нечто самотождественное, суверенное и беспредпосылочное. Оно всегда детерминировано, обусловлено определенным контекстом.

Маркс – социально-практическая природа сознания. «Не сознание человека определяет его бытие, а общественное бытие людей определяет их сознание».

Ницше – иррациональные аспекты человеческого бытия, воля. «Первично лишь телесное, все остальное лишь следствие и символика».

Фрейд – феномен бессознательного (огромный резервуар иррациональных сил). Сознание – хрупкий, неустойчивый феномен.

На рубеже 19-20 веков происходит «лингвистический поворот » от философии сознания к философии языка. Язык в рамках классической философии рассматривался как средство выражения мысли, всегда подконтрольный инструмент отображения мира. Язык как самодостаточный феномен. «Язык – дом бытия» (Хайдеггер). «Не мы говорим языком, а он говорит нами».

Антропологический поворот – обращение интереса к проблеме человека. Эта проблема становится ключевой и занимает то место, которое в классической философии занимала проблема бытия. И. Кант по существу выделил главные из таких проблем: что ямогу знать? что я должен делать? на что я смею надеяться? и что есть человек? Классическая философия полагала, что ответ на эти вопросы может быть дан, если их анализи­ровать, начиная с проблемы познания и его границ, в той последовательности, как они сформулированы Кантом. Неклассический подход оборачивает эту последовательность, начи­ная с философской антропологии, вопроса о том, что есть человек и его жизненный мир.

Наиболее активно неклассическая философия выступает против новоевропейского рационализма. Эго альтернативой становится иррационализм. Представители иррационализма (Серен Кьеркегор, Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше) считают, что разум не способен охватить все многообразие духовной и материальной действительности. Они исходят из признания алогичности самой действительности. Разуму, рациональному началу противопоставляют инстинкты, интуицию, чувства, эмоции, веру. Логика, наука и сам разум рассматриваются как инструменты подавления и угнетения людей. Это не означает полного отрицания рационального вообще. Речь идет о перестановке акцентов: место этих двух начал радикально пересматривается.

 

Классическая философия провозглашает безграничную веру в науку.

Неоднозначное отношение к науке в рамках современной философии представлено двумя крайними ориентациями: сциентизм и антисциентизм. Scientia (лат.) – наука.

Сциентизм представляет собой мировоззренческую позицию, согласно которой научное знание (гл. обр. естественнонаучное) является высшей ценностью культуры и главным ориентиром человека в мире. Идеология ценностно-нейтральной науки.

Антисциентизм не только убежден в том, что наука не способна помочь человеку в решении его глубинных, смысложизненных проблем, но и в том, что она разрушает подлинно человеческую сущность. Необходимо ограничить соц. экспансию науки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: