ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ




Тема: Уроки актёрского мастерства. Техника речи.

Ход занятия:

Разогревающие упражнения. -10 мин.

Дыхательные упражнения.-10 мин.

Правила работы со скороговорками.-10 мин.

Зарядка для языка.-10 мин.

Зарядка для шеи и челюсти.-5 мин.

Развитие мимики и пантомимики.

 

Разогревающие упражнения

Они всегда выполняются в начале практических занятий. Приводим некоторые из них.

Упражнение 1. «Сбросить» голову на грудь, ощутить реальную ее тяжесть, поднять вверх, сохранив то же ощущение тяжести.

Упражнение 2. Поднять правую руку вверх, мысленно зафиксировать точное ощущение тяжести всей руки, то же самое проделать с левой рукой.

Упражнение 3. Стоя на правой ноге, приподнять левую и покачать ею, как бы взвешивая ее (то же проделать с правой ногой).

Упражнение 4. Движение по кругу осуществляется вслед за ведущим, по его команде участники занятий напрягают попеременно левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, обе руки, обе ноги, вес тело.

Упражнение 5. По команде ведущего участники занятия идут по кругу на носках, затем на пятках, потом на внешней и внутренней сторонах стопы, на «расплющенных» пальцах и в конце — переходят на семенящий шаг с цепляющим движением пальцев ног.

Упражнение 6. Движение участников занятия по кругу останавливается по команде ведущего. Все приседают на корточки, очень важно, чтобы голова касалась колен. Дальнейшая команда ведущего направлена на то, чтобы участники «выросли», постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх.

Дыхательные упражнения.

«Свечка». Участники ставят палец перед ртом. Набирается и устанавливается правильное дыхание, после чего воздух выпускается тонкой струйкой, так чтобы «пламя свечи» не колыхнулось.

«Погреем ручки». Участники ставят перед ртом ладонь и широко раскрытым ртом медленно выпускают воздух на ладошку.

«Разброс» На вдохе прыжком широко расставляют ноги и в разные стороны раскидывают руки. На 4, 8 или 12 счетов выдыхают воздух и собирается все тело вместе.

«Снайпер». То же, что и «Свечка», но воздух выдыхается одновременно и за максимально короткое время.

«Комарик». Участники становятся в шахматном порядке. Руки в стороны. Перед носом у каждого вьется со звуком «з-з-з» «комарик». Звук произносится на выдохе на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводятся и в конце дыхания «комарик» прихлопываются.

«Счет». Распределить выдох на заранее заданное количество счетов: 4,8,12,16. Количество счетов обычно дается кратным четырем. Это упражнение сопровождают движением рук. Пока рука движется в одну строну, произносится одна цифра, один раз непрерывным звуком, пошла рука – следующая цифра (и то же один раз непрерывным звуком).

«Егорки». В завершении занятия детям дается чистоговорка: «Как на горке на пригорке жили 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка... » и т.д. Перед началом счета Егорка подбирается дыханием. Это упражнение хорошо тем, что наглядно показывает, насколько дети смогли продвинуться по сравнению с прошлым разом.

Очень важно понимать, что время выполнения каждым ребенком каждого дыхательного упражнения индивидуально и определяется тем, насколько хватит дыхания у конкретного ребенка. Нельзя поощрять у детей стремления быть в этих упражнениях первыми, т.к. это плохо отразится на связках.

Работу над дикцией невозможно представить без скороговорок. Однако на первом этапе не стоит гнаться за скоростью произношения. Воспринимайте скороговорку как четкоговорку, чистоговорку, медленноговорку.

Как работать со скороговорками?

Прочитайте скороговорку. Вникните в суть, поймите смысл: О ЧЁМ СКОРОГОВОРКА? Прочитайте СКОРОГОВОРКУ вслух в медленном темпе. Постепенно увеличивайте темп, контролируйте чёткость произношения.

Зи́на в лимузи́не везёт аза́лии в корзи́не.// сообщение
Зи́на в лимузи́не? Везёт аза́лии в корзи́не? // вопрос
Зи́на в лимузи́не! Везёт аза́лии в корзи́не! // восклицание
Зи́на в лимузи́не. Везёт аза́лии в корзи́не.// подтверждение*

То сте́лется, то ко́лется мете́лица-разбо́йница. //сообщение
То сте́лется, то ко́лется мете́лица-разбо́йница? //вопрос
То сте́лется, то ко́лется мете́лица-разбо́йница!//подтверждение
Мете́лица то сте́лется, то ко́лется, разбо́йница! //возмущение

* повышайте интонацию на выделенных словах

Если тренировать дикцию несколько раз в неделю по 15-20 минут, вы скоро заметите изменения: появится лёгкость в произношении, речь станет более чёткой, увеличится сила голоса.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫКА

1. Жало змеи. Рот открыт, язык выдвинут, как можно дальше вперед, медленно двигается вправо — влево.

2. Конфетка. Губы сомкнуты, язык за ними помещаем «конфетку» вправо — влево, вверх — вниз, по кругу.

3. Колокольчик. Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.

4. Уколы. Острым кончиком зыка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.

5. Самый длинный язычок. Высунуть язык как можно дальше и пытаться достать им до носа и подбородка.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ

Дети часто говорят сквозь зубы, челюсть зажата, рот, приоткрыт. Чтобы избавиться от этих недостатков, необходимо освободить мышцы шеи и челюсти.

1. Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди;

2. Удивленный бегемот: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.

3. Зевающая пантера: нажать двумя руками на обе щеки средней части и произносить «вау, вау, вау.», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открыв рот, затем зевнуть и потянуться.

 

Работая над раскрепощением ребенка, невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих четкую дикцию и подвижность голоса. Заниматься с детьми специальной профессиональной, подготовкой не представляется возможным, поскольку в этом возрасте еще окончательно не сформирован дыхательный и голосовой аппарат, но стремиться к тому, чтобы дети понимали, что речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни, необходимо. Речевые упражнения и игры желательно объединять с ритмопластическими и театральными играми.

 

Развитие мимики

Съешьте кислый лимон. (Дети морщатся).

Рассердитесь па драчуна. (Дети сдвигают брови).

Встретьте знакомую девочку. (Дети улыбаются).

Испугайтесь забияку. (Дети приподнимают брови, широко раскрывают глаза, приоткрывают рот).

 

Обучение жестам

Покажите высокого мальчика, низенького; маленького комарика, медведя.

Покажите направления: там, вверх, вниз, вокруг.

Покажите разных людей: я, ты, мы.

 

Развитие пантомимики

Расцвели, как цветы.

Завяли, как травка.

Полетим, как птицы.

Идет медведь по лесу.

Крадется волк за зайцем.

 

ВИБРАЦИОННЫЙ МАССАЖ

Техника массажа. Энергично постукивать пальцами обеих рук:
по лбу с произнесением звука [М] (мычание); по крыльям носа с произнесением звука [М]; по верхней губе с произнесением звука [В];
по нижней губе с произнесением звука [З];
по верхней части груди с произнесением звука [Ж];
по нижним частям грудной клетки справа и слева (на звуке [М]);
по спине справа и слева (на звуке [М]).
После вибрационного массажа, который лучше про­водить стоя, отдохните, сделав 5—10 медленных спокой­ных вдохов и выдохов.

«Самолет» Цель: расширять диапазон голоса, развивать интонационную выразительность речи.
В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком [а] или [у]. Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: