Анализ художественного произведения.




Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш»

Цели:

ñпродолжать знакомить детей с произведениями детской классической литературы;

ñразвивать навыки связной речи, творческое воображение, образное мышление;

ñразвивать дальнейшую творческую деятельность;

ñформировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное отношение к окружающей действительности.

.

Уметь

ñчитать бегло, осознанно, правильно, выразительно,

ñрассуждать о прочитанном,

ñсвободно делиться своими мыслями,

ñпри анализе художественного произведения обращаться к тексту,

ñотстаивать личную позицию.

Знать

ñпроизведения русских писателей,

ñпозицию автора при характеристике героев.

Ход урока

1.Эмоциональный настрой (1 мин)

Введение в тему, актуализация знаний (3-4 минуты) УСТНО

-У вас на столах лежат полосочки с пословицами, которые нужно собрать, их 5.

Читаем, что получилось, объясняем смысл. О каком качестве все пословицы? А что такое доброта? Правильно, именно о доброте мы сегодня и будем говорить.

Доброе слово и кошке приятно.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Кто добро творит, того Бог отблагодарит.

В ком добра нет, в том и правды мало.

-Раздел, который мы начинаем изучать, называется «Природа и мы». Какое отношение к доброте этот раздел имеет?

Биография писателя.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился в семье заводского священника. Детские годы его прошли в маленьком посёлке на Урале. Дмитрий Наркисович рос в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы. Особая страница его творчества - рассказы для детей. За рассказы "Зимовье на Студеной" и "Емеля и охотник" Мамин - Сибиряк получил золотую медаль и премию. " Это счастье писать для детей",- говорил он.

Записал Мамин - Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она давно умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера - отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал " Алёнушкины сказки". Эту книгу вы видите на нашей выставке. Она очень нравится всем детям. Можете взять и почитать.

Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на наших "братьев меньших".

Знакомство с рассказом «Приемыш»

Работа с текстом

1) Ребята, читать рассказ мы будем по частям.

План нашей работы:

1. Познакомиться с героями

2. Определить, кто такой приемыш

3. Охарактеризовать главных героев

4. Выяснить главную мысль

5. Высказать свое отношение

Словарно-лексическая работа

При чтении встретятся трудные слова и выражения. Их значение мы разберем. (Если учащиеся не могут объяснить какое-то слово, они ищут его в "Толковом словаре" Ожегова)

ДОСПЕХИ - 1) в старину: воинское снаряжение; 2) тяжеловесное снаряжение.

ПРОТОКА -1) боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема; 2) узкая соединительная полость, канал.

САЙМА - рыбацкая стоянка.

МУШТРОВАТЬ - обучать, подвергать муштре.

МУШТРА - суровая система воспитания, обучения.

Церемония - торжественный обряд, порядок совершения чего-то

Заводь - небольшой залив в реке или озере с замедленным течением

Бобылём - в одиночестве

Увечить - физически расправляться, калечить

Хиреет - болеет, чахнет

Божья тварь - всё живое, созданное Богом

3) По ходу чтения постарайтесь заполнить табличку. К кому из персонажей относятся слова, поставьте знак «+» в нужную колонку. ТАБЛИЦУ СПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ

№ п/п Слова Тарас Лебедь Собака
  Пёстрая      
  Умная      
  Лучший друг человека      
  Гуляка      
  Бобыль      
  Князь князем      
  Божья тварь      
  Гордая      
  Настоящая      
  Царская      
  Старый      
  Утомлённый      
  Дряхлый      
  Жалкий      

 

№ п/п Слова Тарас Лебедь Собака
  Пёстрая     +
  Умная   + +
  Лучший друг человека     +
  Гуляка   +  
  Бобыль +    
  Князь князем +    
  Божья тварь   +  
  Гордая   +  
  Настоящая   +  
  Царская   +  
  Старый +    
  Утомлённый +    
  Дряхлый +    
  Жалкий +    

 

Анализ художественного произведения.

- Как вы думаете, ребята, что было бы правильнее:

Поступить с лебедем так, как это сделал Тарас? Подрезать крылья птице и навсегда её сделать ручной? Силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?

(Дети, конечно, должны выбрать первую версию, т.к. птице нужна свобода)

Итог урока

-Что вы узнали о писателе?

-Почему автор назвал свой рассказ «Приемыш»? Как вы думаете, вернется к Тарасу лебедь весной?

Всё зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет: приёмыш - птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам — людям.

Все пункты плана мы разобрали?

-Хотя собака живёт на земле, а лебедь на воде и летает по воздуху, но они одинаково нуждаются в заботе, в любви, страдают от одиночества, от тоски.

Домашнее задание.

Стр 76-83 читать

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: