Афинская система образования.




Спартанская система воспитания.

– Обеспечение здорового потомства (брачные пары подбираются старейшинами; спортивные занятия для девушек; строгий отбор младенцев).

– С 7 лет – отлучение от семьи и передача мальчиков в агеллы (военизированные отряды), где они воспитывались до 18 лет.

– Суровые условия военно-спортивного воспитания и формирование идеалов воина.

– Сознательное использование элементов педагогического эксперимента для выявления психологических качеств личности.

Афинская система образования.

В своем стремлении к лидерству среди греческих полисов Афины впервые в истории педагогики выработали представление об идеальном человеке, в котором гармонически сочетаются физическое и духовное совершенство.Судьбу ребенка после рождения определял отец. Если его решали растить и воспитывать, до 7 лет он воспитывался на женской половине дома, в гинекее. С 7 до 14 лет мальчики посещали двух учителей – грамматиста и кифариста. По-гречески схола – учение. На занятия мальчиков водил раб-педагог. Школы были платными. В школе грамматиста изучали чтение, письмо, счет.

– Чтение осваивают по «альфабету». Буквы → слоги → слова.

– Пишут стилем по навощенной дощечке.

– Считают с помощью абаки (прообраз счетов)

– Для развития памяти изучают комплексы выдающихся явлений, каждое по 7.

В школе кифариста учились пению, танцу, игре на музыкальных инструментах, декламации (для этого заучивали сочинения Гомера).

В 13-14 лет мальчики переходили в палестру. Там осваивали бег, прыжки, борьбу, метание диска и копья, плавание.

Далее наиболее обеспеченные поступали в гимнасии. Там, помимо изучения философии, политики, риторики, юноши совершенствовали свое тело, занимаясь гимнастикой. Занятия начинались с пения гимнов, восхваляющих богов.Быть образованным человеком, знающим науки, владеющим и спортом и искусством, в Афинах считалось престижным. Как видим, в афинской школе впервые сделана попытка гармонически развить тело, разум и эмоциональную сферу человека.Однако это относилось только к мальчикам, сыновьям свободных полноправных афинских граждан. Девочки в Древней Греции получали образование лишь в нескольких полисах. Так, известна школа для девочек на острове Лесбос, где преподавала поэтесса Сафо. Философия античности является носителем недифференцированных научных знаний. Поэтому педагогические идеи и практика выдающихся философов не могут рассматриваться вне контекста их общих мировоззренческих позиций.

 

2)Жилища в Древней Греции и Риме: планировка, предметный мир, общественное и личное значение, описания.

Жилища в Древней Греции.

О греческом жилом доме мы знаем довольно много, прежде всего по описаниям Витрувия. Ус­тройство жилых домов отражает формы общественной жизни и существу­ющие обычаи. Политическим и культурным центром Греции времен ее могущества были Афины. Этот крупный по тем временам город был за­строен весьма хаотично. Мягкий климат позволял значительную часть жиз­ни проводить под открытым небом. Свободные греческие мужчины прово­дили большую часть времени вне дома, на агоре, в больших залах, на пло­щадях и рынках, посвящали себя общественной жизни, делам, проводили диспуты, занимались гимнастикой. Женщины вместе с рабами занимались домашней работой и в обществе почти не показывались. Поэтому жилым домам не придавалось особого значения. В ранний период и в период рас­цвета греческой цивилизации даже дома богачей были простыми и мало отличались от домов бедных горожан.

Основной формой греческого жилого дома было однокомнатное поме­щение - мегарон. В древнейшем доме в середине находился очаг, над ним -отверстие в крыше для вытяжки дыма. Это дымное, черное помещение на­зывалось атрием (от слова ater - черный). Позднее оно превратилось в центральный портик дома с большим количеством помещений. Из этой основной формы развилась форма многокомнатного дома; позднее в этом доме жилые и другие помещения размещались вокруг дворика с колонна­ми - перистиля. У греков по сравнению с нашими домами не было жилых помещений, которые выходили бы в сторону улицы, все они были сосредо­точены во внутренней части дома.

Жилища знатных афинян были сложены из тесаного камня, стены сна­ружи белились известкой. Внутренние помещения греческого дома были украшены настенной живописью и облицовкой. Расписной кессонный по­толок был известен уже в VI в. до н. э. Полы чаще всего были мозаичными, позднее, под влиянием Востока, их стали покрывать коврами. В неболь­ших комнатах находились постели с покрывалами, стулья, табуреты и сун­дуки. Украшением служили несколько красивых ваз, оружие на стенах, светильники и жаровни. Но это вовсе не означало, что грекам был безраз­личен облик их жилья. Один из героев древнегреческого писателя Ксено-фонта говорит: «Самая простая мебель, служащая для повседневного упот­ребления, самые обыкновенные вещи хозяйственного обихода становятся гораздо красивее благодаря правильной расстановке, даже кухонные гор­шки имеют приятный вид, если умно поставлены».

Оригинальная греческая мебель, в противоположность богатым египет­ским находкам, не сохранилась. Довольно точное представление о гречес­ких мебельных формах мы можем получить благодаря рельефным изобра­жениям, рисункам на вазах и танагрским терракотовым статуэткам. Пред­меты мебели, в основном заимствованные у египтян, сохранили сходство со своими «предками» только в самых ранних образцах: кресла на архаи­ческих рельефах иногда живо напоминают троны египетских правителей. Изменились не только сами предметы, но и их назначение, роль, отноше­ние к ним.Мебель в Греции изготавливали ремесленники и предприниматели, которые использовали дешевую рабочую силу рабов. В целом технология производства мебели претерпела значительное раз­витие. Греки знали уже рамочно-филеночную вязку, гнутье древесины с помощью пара, начали разрабатывать технику изготовления шпона и ин­тарсию. Они мастерски соединяли детали из древесины. Владея всеми эти­ми навыками, греческий столяр стремился подчеркнуть естественные свой­ства древесины. Греческая мебель имела четкую конструкцию, отвечавшую свойствам материала. Формы свидетельствовали о высоком художествен­ном чутье, о способности находить своеобразные средства выражения, не заимствованные из архитектуры.

Для греков все зримое было важно и существенно, ибо предметный мир воспринимался целостным и органичным. Греческие мебель и посуда, туа­летные принадлежности и музыкальные инструменты - каждый из этих предметов в своей основе был утилитарен и полон здравого смысла. На­верное, не было ни одного предмета, который был бы только утилитарным или служил только для украшения.

Жилища в Риме.

Римляне многое переняли из греческой культуры.Из памятников римской архитектуры нас интересуют прежде всего жилые дома. Малоимущие жили большей частью в многоэтажных домах, называемых инсула (буквально - остров). Инсулы были прообразом мно­гоэтажной городской застройки европейских городов. В индивидуальных домах, называемых домус, жили состоятельные граждане. Лучшие приме­ры жилых построек известны нам по Помпеям - городу, погребенному под вулканической лавой в 79 г. до н. э. Комнаты домуса группировались (как и в греческих домах) вокруг атриума, открытого лучам солнца помещения, без потолка, с расположенным посередине бассейном для сбора дождевой воды. Жилые комнаты для мужчин и женщин, а также хозяйственные по­мещения группировались вокруг атриума. Такая планировка отличалась от планировки греческого дома, где помещения находились по двум сторо­нам основной оси, чередуясь в строгом геометрическом порядке. Другим типом римского дома была загородная вилла. Такие дома стро­или в живописной местности, в рощах, где они были окружены прудами, фонтанами и садами. Как правило, дома были одноэтажными, однако в Помпеях нашли и двухэтажные дома.

Роскошному оформлению внутренних помещений соответствовала и мебель, которая в основном была схожа с греческой мебелью эпохи Алек­сандра Македонского. В ее производстве участвовали кроме столяров и другие ремесленники. Столярной работой в Риме занимались в основном рабы. Дошедшие до нас изображения дают представление о мастерских того времени и производственных процессах. Более точные сведения мы имеем об инструментах благодаря богатым археологическим находкам. По дан­ным Плиния, у римского столяра были почти все используемые в настоя­щее время ручные инструменты; столярная техника была на высоком уров­не. К сожалению, римская мебель имела судьбу, сходную с греческой: вся деревянная мебель погибла, до нас дошли только бронзовые и мраморные памятники. Характерно, что самих типов предметов было немного, но одни и те же в общем известные их схемы облекались в самые разнообразные художе­ственные отделки. Римляне откровенно украшали свои вещи - мебель, ут­варь, как и архитектуру, впрочем. Облицовка, внешняя оболочка предмета скрывала иногда очень прозаическую сущность. Изящные профилирован­ные ножки пиршественных лож или роскошных табуретов были набором нанизанных на стержень пустотелых элементов. Поверхность деревянного остова покрывалась листовой бронзой, накладками из серебра, слоновой кости, а бронзовая рама ложа могла быть сверху украшена драгоценным металлом.

3)Античный храм планировка, архитектурный облик, функции.

Греческие храмы времени ранней архаики строились из дерева и кир­пича-сырца. Деревянными были колонны и вся система покрытия. Стены основного прямоугольного помещения — целлы (святилища) выкладыва­лись из кирпича-сырца. Эта система с течением времени начала пере­страиваться: сырец стал вытесняться более прочным материалом — кам­нем, колонны тоже высекались из каменных блоков. Этот процесс происхо­дил медленно, постепенно. К старым, прежним конструктивным элемен­там привыкли, они обрели силу традиции, и когда появился камень, то в нем стали воспроизводить традиционные деревянные детали. Так появи­лись и каменные триглифы и многие другие декоративные части гречес­ких построек.

Композиция греческих храмов различна. Ордерные стилистические элементы используются в каждом из типов сооружений особо. Самым про­стым и, очевидно, одним из самых ранних типов был так называемый антовый храм (иначе «храм в антах» — «дистилы»). Состоит «храм в антах» из прямоугольного в плане святилища — целлы (наос) без каких бы то ни было проемов с боков и сзади. Передний фасад целлы представляет собой углубление — лоджию, отделенную от основной ее ча­сти стеной с центральным проемом. Лоджия носит название «пронаос». По сторонам она ограничена срезами боковых стен, которые и называются антами. Между антами, по переднему фронту целлы, ставились две колон­ны (отсюда название «дистиль», то есть двоеколонный храм). Завершался антовый храм, как и все другие храмы, антаблементом. Передний и задний его фасады увенчивались фронтонами.

Второй, также относительно простой тип храма — простиль. Он схо­ден в какой-то мере с актовым храмом. Различие в том, что простиль имеет на главном фасаде не две, а четыре колонны, причем портик выдвинут вперед и боковые колонны прикрывают анты.

Третий тип храма — амфипростиль. Это как бы двойной простиль — портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фаса­дах. Амфипростиль — сравнительно часто встречающийся тип храма.

Следующим видом храма является периптер. Главное в нем — целла, со всех сторон окруженная колоннами-портиками — птероном. В отличие от амфипростиля, колонны здесь не с двух, а с четырех сторон. Обычно на переднем и заднем фасадах по шесть колонн. Шестиколонный периптер называется гексастильным периптером. Количество колонн на боковых фа­садах по отношению к архитектуре классического периода определяется формулой 2n+1, где n — количество колонн на переднем фасаде. Для гексастильного периптера, следовательно, количество колонн на боковых фасадах будет составлять 13, для октостильного (восьмиколонного) — 17.

Целла в периптере состоит из трех частей — передней (пронаоса), собственно целлы (наоса) и третьей части, примыкающей к заднему фасаду и по размерам равной пронаосу — опистодома. Опистодом отделен от наоса глухой стеной и доступ в него возможен только с заднего фасада. В опистб-доме обычно содержались реликвии, приносимые в дар божеству, в честь которого воздвигался храм. Периптер был основным видом сооружения в дорической архитектуре.

В ионическом зодчестве ведущую роль играл так называемый дип-тер — своеобразная разновидность периптера, в котором целла имеет на бо­ковых фасадах не один, а два ряда колонн.

Позже, главным образом в древнеримской архитектуре, воспринявшей от греческой ордерную систему и отчасти типы храмовых зданий, стал широко использоваться псевдопериптер; в нем целла расширяется и боко­вые стенки ее заполняют интерколюмнии — промежутки между колон­нами. В этом случае отдельно стоящие опоры-колонны превращаются в полуколонны, основную нагрузку несет стена, а полуколонны являются скорее декоративными ее дополнениями. В этом приеме заключена извест­ная ложность. В греческой архитектуре полуколонна, связанная со стеной, встречается в единичных случаях, а в Риме употребляется чрезвычайно часто — едва ли не в большинстве сооружений.

Существовал в Греции еще один вид храма — так называемый круг­лый периптер, или моноптер, появившийся лишь в IV веке до н. э., где цилиндрической формы целла окружена кольцом колонн.

4)Общественное пространство в Античном мире.

Общественные пространства являются «театром» городской жизни и сосредоточием городского стиля жизни, который отличается от способа общественного существования вне городских территорий. Не вдаваясь в определения этого «стиля» и ограничившись на данный момент только констатацией его существования, проанализируем связь между характеристиками городского общественного пространства и социальным, или публичным, поведением горожанина.

В Древней Греции и Древнем Риме появились новые виды и жанры искусства: театральное искусство, жанровая живопись, зрелые формы литературы и поэзии, круглая и статуарная скульптура, исторический рельеф, мозаика, фреска.

Римский тип театра, который господствовал в западной части империи, помимо Галлии встречался в Испании (Мерида, древняя Августа Эмерита) и в Северной Африке (Джемиля, Дугга, Сабратха, Тимгад). В восточной половине империи ряд эллинистических и более ранних театральных зданий был перестроен по римским принципам (театры в Приене, Эфесе и др.). Многие из сооруженных в это время театров Востока по своему устройству были целиком римскими (например, «главный» театр Петры). Вместе с тем некоторые из них сохраняли черты, роднящие их с греческими театрами (театры в Бостре и Аспенде, рис. 119). Основное отличие их от римского типа заключалось в ином плане орхестры. Если в римском театре орхестра обязательно полукруглая, то в этих театрах она приближается к греческой круглой форме. В связи с этим и несколько иное устройство театрона, боковые крылья которого выступают вперед, охватывая орхестру в большей степени, чем это было принято в римском театре. Сцены в театрах восточного типа обычно не имели резко выраженного центра (театр в Аспенде и др.).

К концу II в. н.э. театральные представления, которые постепенно свелись к пантомимам, окончательно потеряли популярность, вытесненные гладиаторскими играми, дававшими более острые ощущения. Опустевшие театры стали повсеместно приспосабливаться к излюбленному виду зрелищ, в результате чего возникли любопытные гибридные формы театра и амфитеатра.

Эти зрелищные сооружения, сочетавшие черты театра и амфитеатра, имели различное происхождение. Одним из путей их возникновения было приспособление существующих зданий театров для гладиаторских игр. Подобная трансформация имела место в последние века существования Римской империи, когда в связи с варварскими нашествиями резко уменьшилось население городов. Так, в североафриканском городе Цезарея (совр. Шершеле) после его разгрома в 371—372 гг. большой амфитеатр был разрушен. Для сильно уменьшившегося населения вполне хватало помещения старого театра, в котором была уничтожена сценическая площадка, снесены три нижних ряда сидений и орхестра, а место освободившегося таким образом пространства было превращено в арену.

Одеоны. Это малые театры с упрощенным устройством сцены, предназначенные для музыкальных и поэтических представлений перед избранной публикой. Подобно одеону Помпей, полукружие мест для зрителей в них нередко включено в квадратное крытое здание [одеоны Аосты (рис. 121), Неаполя и др.]. Существовали и открытые одеоны, повторявшие в миниатюре театральные здания — одеоны в Катане, Тавромении (совр. Таормине) и Корольо (под Неаполем). Прекрасно сохранился одеон I в. н.э. в Лугдуне (совр. Лионе), расположенный близ театра, — один из самых выдающихся своими размерами (диаметр 73 м, вместимость 3000 мест) и роскошной отделкой. Он имел 16 рядов мраморных ступеней и выложенную разноцветным мрамором орхестру.

Одеоны были распространены во всех провинциях империи. Они обнаружены в Афинах (одеон Иерода Аттика, рис. 122), в Аммане (Палестина), в Эль-Канауат (Аравия), в Карфагене (Африка). Большинство их ничем не отличалось от италийских.

Амфитеатры. К середине I в. н.э. установился в своих главных чертах тип римского амфитеатра (рис. 124). Большинство известных амфитеатров было построено в. течение первых двух веков существования империи, причем на территории самой Италии их насчитывалась меньше, чем в восточных и западных провинциях, где они сооружались во всех крупных центрах и при постоянных, военных лагерях. Там, где можно было хотя бы частично использовать, в качестве опоры склон холма, продолжали сооружаться амфитеатры, подобные помпейскому. Но в большинстве амфитеатров, этого времени места для зрителей опирались на субструкции, т.е. на массивные каменные пилоны, перекрытые сводами и соединенные радиальными бетонными стенами. Субструкции в амфитеатрах располагались иначе, чем в театрах. В полукруглых театральных зданиях они были направлены радиально относительно одного геометрического центра. Более сложная форма амфитеатров, которая складывалась из дугообразных отрезков стен разной кривизны обусловила расположение субструкций относительно нескольких геометрических центров (иногда до 12). При этом субструкции вдоль большой оси амфитеатра, особенно в их примыкающих к арене частях раздвигались, давая необходимое пространство для свободного прохода на арену групп гладиаторов и процессий. Таким же образом ставились субструкции и вдоль малой оси здания, освобождая место для парадного подхода к ложам почетных посетителей. Субструкции образовывали жесткую конструктивную систему, на которую опирались ряды ступеней театрона. Театрон поднимался под углом 30° относительно арены и делился на ярусы круговыми обходами и парапетами. На фасаде им более или менее точно соответствовали галереи, сообщавшиеся коридорами с местами для зрителей и служившие в качестве фойе. Галереи были образованы несколькими ярусами пилонов, обходивших здание по периметру и перекрытых сводами, которые выходили аркадами на фасад (большие амфитеатры имели два ряда галерей). Через открытые аркады нижнего яруса публика равномерно заполняла здание и, поднимаясь по лестницам между субструкциями, попадала на свои места. Ступени театрона были разделены отметками на отдельные места, ширина которых в среднем составляла около 38 см. Известно, что в некоторых амфитеатрах снаружи были размечены секторы мест и имелись ограждения для контроля при пропуске толп зрителей.

Цирки. Римские цирки в целом мало сохранились. Из четырех цирков столицы — Большого, Фламиниева, Калигулы в Ватикане и стадия Домициана на Марсовом поле — ни один до нас не дошел. Наиболее популярен был Большой цирк (Циркус Максимус), ныне почти бесследно исчезнувший. В середине II в. он вмещал минимум 140 и максимум 385 тыс. зрителей. Этот цирк, возникший в IV в. до н.э., постоянно обновляли, расширяли и украшали все императоры. Во II в. при Траяне он был перестроен в последний раз, достигнув 600 м в длину (с ареной размером 568X80 м). На северной оконечности сильно вытянутого в плане цирка находились 12 фланкированных башнями загонов для лошадей. Над загонами помещалась трибуна магистрата, открывавшего состязание.

Римские театры, амфитеатры и цирки, окончательно сложившиеся и достигшие совершенства в период империи, явились необходимым этапом в последующем развитии зданий этого типа и спустя столетия оказали большое влияние на конструкцию и архитектуру европейских зрелищных сооружений.

5)Праздник и зрелище в повседневном жизне грека и римлянина.

В Риме всегда было немало музыкантов, композиторов, учителей музыки и пения, но почти все они происходили или из собственно Греции, или из греческих городов на юге Италии, или из Египта. Профессиональные танцоры и танцовщицы, выступавшие публично, приезжали в Вечный город из Сирии и Испании. С тех пор как в Риме стали утверждаться восточные культы и обряды (например, культ Исиды), в них участвовали музыканты, прибывшие оттуда, откуда был заимствован и сам культ. Так, в обрядах в честь Исиды принимали участие музыканты из Египта. Зато музыкантами, сопровождавшими своей игрой чисто римские обряды, военными музыкантами и теми, кто аккомпанировал актерам на сцене, были преимущественно люди римского или во всяком случае италийского происхождения. Большинство римских граждан относились к иноземным певцам и музыкантам вполне благожелательно; недовольство высказывали лишь те, кто, опасаясь влияния чуждых Риму обычаев и нравов, вообще с негодованием смотрел на растущее число иностранцев, которых всюду принимали и расхваливали за их искусство. В самом деле, некоторых приезжих музыкантов римляне осуждали за высокомерие и заносчивость, ибо теплый прием, оказанный многим греческим, египетским или испанским артистам в Риме, нередко разжигал в них тщеславие и спесь. Более того, музыканты, какого бы происхождения они ни были, пользовались в Риме некоторыми привилегиями в награду за те услуги, которые они оказывали городу своей игрой или пением во время больших общегосударственных торжеств. Так, в привилегированном положении находились военные музыканты, симфониаки — музыканты, участвовавшие в религиозных церемониях, а также те, кто играл на духовых инструментах. Скабиллярии, которые на сцене задавали такт хору и танцорам, пользовались у публики такими же симпатиями, как и самые выдающиеся актеры. Известных музыкантов и певцов настолько высоко ценили, что им удавалось завязывать дружеские отношения с представителями знатнейших родов. Примером этого может служить судьба певца Тигеллия Старшего из Сардинии, отмеченного благосклонностью самого Цезаря, а также его племянника или приемного сына Тигеллия Гермогена, певца и музыканта, неоднократно воспетого Горацием и восхищавшего своим искусством и царицу Клеопатру, когда она приехала в Рим, и Октавиана Августа.

Праздники подразделялись на общегосударственные и праздники низшего ранга, официальные и семейные, сельские и городские, те, которые справлялись постоянно или от случая к случаю, праздники отдельных божеств и профессий. Программы празднеств в течение столетий менялись: к элементам постоянным, таким, как жертвоприношения, молитвы, торжественные шествия, добавлялись мероприятия чисто зрелищные, развлекательные. Это могли быть схватки гладиаторов или бои с дикими зверями в амфитеатре, гонки на колесницах в цирке, театральные представления. Если в Греции зрелища были одной из форм культовых торжеств, формой почитания богов, своего рода мистериями, а кроме того, долго сохраняли характер соревновательный, агонистический, то в Риме зрелища рассматривались исключительно как массовые развлечения. В один и тот же день устраивали зрелища разных видов, так что публика имела свободу выбирать — что кому больше по вкусу. Поэтому-то комедия Теренция «Свекровь», поставленная впервые во время Мегалезийских игр 165 г. до н. э., не имела успеха, ведь сразу после спектакля или одновременно с ним в другом месте выступали канатоходцы и борцы: зрители не проявили интереса к комедии, и представление пришлось прервать.

Общегосударственные праздники справлялись с особой пышностью. Торжественно проходило, например, празднование Нового года, ставшее с 153 г. до н. э. традицией и в Риме, и во всей Италии, а после того, как влияние Рима распространилось и на отдаленные земли, — во всей империи. В этот день проходили официальные торжества, связанные со вступлением в должность новоизбранных консулов: сначала 1 марта, затем 1 января. В доме каждого из консулов собирались сенаторы, друзья, знакомые, потом торжественной процессией они двигались на Капитолий, где обе процессии, направлявшиеся из домов обоих консулов, встречались и их участники приносили благодарственные жертвы Юпитеру Капитолийскому, покровителю Римского государства. В эпоху империи новоизбранные должностные лица давали в день Нового года присягу на верность императору, а войско — своему полководцу. После завершения официальной части празднества начинались пиры и приемы: у консулов собирались высшие должностные лица и друзья хозяина дома, в других местах римляне ходили в гости друг к другу по очереди. Римляне верили — и это поверье живо и по сей день, — что каким будет день Нового года, таким окажется и весь год. Поэтому новогодние праздники справляли весело и беззаботно, обменивались подарками и наилучшими пожеланиями. Поначалу люди дарили друг другу фрукты и сласти, но со временем подарки становились все дороже и даже вошло в обычай дарить друг другу на Новый год деньги. Так, каждый год принцепс Октавиан Август получал от сограждан большие суммы денег в подарок (Светоний. Божественный Август, 57). Еще больше был распространен обычай обмениваться подарками в дни праздника Сатурналий, о чем речь пойдет ниже.

Среди многочисленных римских праздников, справлявшихся ежегодно, преобладали древнейшие, а именно торжества в честь сельских, в особенности земледельческих, богов и богинь. Очень популярны были праздники посевов и Паганалии в честь богинь земного плодородия Теллюс и Цереры: одной приносили в жертву борова, другой — меру ячменя или полбы. Этот январский праздник как бы знаменовал собой завершение всех работ, связанных с урожаем прошлого года, и начало подготовки к полевым работам весной.

В феврале — месяце ритуальных очищений — справляли знаменитые Луперкалии — первоначально праздник пастухов в честь Фавна-Луперка, бога стад, соответствующего греческому Пану. Очистительные жертвы — для того чтобы оживить плодородие земли, стад и самих людей — приносили в гроте Луперкаль у подножия Палатинского холма, где, по преданию, жила некогда волчица (по-латыни — «лупа»), вскормившая Ромула и его брата Рема. После жертвоприношений юные жрецы Луперка начинали свой ритуальный бег вокруг Палатинского холма, держа в руках ремни из козьих шкур и хлеща всех, кто попадется им на пути, — в этом также состоял обряд очищения. Молодые женщины охотно подвергали себя ударам в дни Луперкалий, веря, что очистительные удары ремней исцеляют от бесплодия и способствуют легким родам и вынашиванию плода (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ромул, XXI).

В конце февраля приносили жертвы богу границ и межей Термину, по имени которого праздник 23 февраля назывался Терминалиями. При этом жертвоприношения должны были быть исключительно «вегетарианскими»: приносить богу Термину в жертву животных не полагалось.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: