НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.Н.ТОЛСТОГО




 

Алексей Николаевич Толстой — выдающийся русский писатель, внесший замечательный вклад в сокровищницу нашей отечественной культуры. Своим особым, сложным путем пришел он в советскую литературу, по праву занял прочное место одного из крупнейших современных мастеров слова.

Творчество А. Н. Толстого формировалось на рубеже двух эпох. Великая Октябрьская социалистическая революция ознаменовала коренной перелом в истории страны и всего человечества. С октября 1917 года мир раскололся на два лагеря — социалистический и капиталистический. Борьба старого и нового мира нашла своеобразное, глубокое отражение в литературном творчестве писателя. Сложный и зачастую противоречивый путь его творческих исканий в высокой степени поучителен. Не сразу, но бесповоротно А.Н.Толстой перешел на сторону революции, стал в ряды строителей и защитников социалистической культуры. Сам писатель не раз говорил о решающем воздействии Великого Октября и советской действительности на его художественное творчество.

Яркий художник, А.Н.Толстой создал произведения, самые разнообразные по жанрам, темам, содержанию. Его трилогия «Хождение по мукам», роман «Петр Первый» и другие произведения получили заслуженное признание народа, стали любимыми книгами миллионов читателей, вошли в золотой фонд советской литературы.

Много сделано А.Н.Толстым и в области научно-фантастического романа.

Роман «Аэлита», напечатанный в 1922 году, по существу открывает советскую научно-фантастическую литературу. Несколько позже, в 1925—1926 годах, публикуется в журнале «Гиперболоид инженера Гарина». Именно эти произведения положили начало советской научно-художественной фантастике, имеющей свои ярко выраженные черты.

Сюжеты произведений научно-фантастической литературы обычно строятся на столкновении человека с природой, раскрывают увлекательный мир новых научных и технических открытий.

Вместе с тем в большинстве прозведений этого рода в литературе прошлого на первом плане обычно выдвигался герой, далекий от общественных интересов, как правило, находящийся в конфликте с действительностью.

В советской литературе на первое место выдвигается другой герой — человек нового общества, чувствующий себя неотделимой частью своего народа, главной целью жизни и деятельности которого является служение социалистической родине.

В романах А.Н.Толстого уже намечаются черты нового героя советской научно-фантастической литературы в лице бойцов революции Гусева («Аэлита») и Шельги («Гиперболоид инженера Гарина»). В то же время художник развенчивает традиционных героев-одиночек, тяготящихся окружающим обществом, снимает с них ореол романтики. Пафос произведений А.Н.Толстого — в стремлении героев к единению с народом, с родиной, к созданию новой жизни.

Вслед за научно-фантастическими произведениями А.Н.Толстого выходят в свет романы других советских писателей этого жанра: «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Борьба в эфире», «Прыжок в ничто» А.Беляева, «Плутония. Необыкновенные приключения в недрах земли», «Земля Санникова» В.Обручева, «Тайна двух океанов», «Победители недр» Г.Адамова, «На краю Ойкумены» И.Ефремова и др.

В названных произведениях затронуто много увлекательных тем, раскрывающих могущество человеческого разума, безграничные перспективы развития науки и техники.

Научно-фантастические произведения А.Н.Толстого в художественном отношении отличаются чертами, характерными для всего творчества этого писателя. Научно-фантастический сюжет в произведениях А.Н.Толстого органически сливается с реалистическим колоритом всего повествования, отличающегося широтой постановки социально-философской темы, многогранностью и тонкостью социально-психологической характеристики героев. Это определено общими принципами творчества А.Н.Толстого. Для него характерно широкое эпическое воспроизведение больших общественных событий.

Научно-фантастическому роману А.Н.Толстого присущи сложная увлекательная интрига, острота конфликтов, динамичность действия. Писатель достиг подлинной занимательности своих произведений, во многом определившей их успех у читателей.

Роман «Аэлита» основан на интересной приключенческой интриге, увлекательной технической проблеме межпланетных сообщений.

На эту сторону, как на большое достоинство произведения, сразу по его выходе в свет обратил внимание А.М.Горький:

«Аэлита» — фантастический роман. Тема его — путешествие на Марс русского инженера и солдата-красноармейца. Солдат — фигура, написанная очень жизненно, — пытается сделать на Марсе революцию, чего и достигает, а инженер, влюбленный в марсианку, узнает, что марсиане — выходцы с Земли, жители древней Атлантиды.

Хотя гр. А.Н.Толстой инженер по образованию, но он свел в романе технику к необходимому минимуму, и вся книга написана под влиянием увлечения догадками об Атлантиде. В ней нет тех достоинств, которыми отличаются романы Купера, Ласвица[67], но как произведение художника она очень оригинальна и вполне отвечает ныне возникающей жажде читателя к темам не бытовым, к роману сенсационному, авантюрному. Написана «Аэлита» очень хорошо и, я уверен, будет иметь успех»[68].

Роман «Аэлита» при всем своем приключенческом характере имеет серьезное общественное значение, представляя собой отклик писателя на волновавшие его вопросы современной политической жизни. Как известно, писатель, неправильно поняв смысл Великой Октябрьской социалистической революции, в 1918 — 1922 годах находился в эмиграции. 1922—1923 годы — время решительного перелома в политической биографии и в творчестве А.Н.Толстого.

Именно в это время он окончательно порывает со своими ошибочными представлениями, осознает мудрость, величие и справедливость революции, навсегда связывает свое творчество с жизнью и борьбой советского народа, тогда только что начавшего строить свою новую жизнь. Духовные искания художника в начале этого переломного периода нашли своеобразное преломление в романе «Аэлита».

Особенно обостряется и усиливается у писателя чувство горячей любви к родине и тоски по ней. Это чувство пронизывает весь роман «Аэлита», который впервые был напечатан в одном из первых советских литературно-художественных журналов «Красная новь».

Главный герой романа «Аэлита» Гусев — энергичный русский человек, поднимающий восстание угнетенных на Марсе. Им открывается галерея созданных А.Н.Толстым в последующие годы образов бесстрашных, преданных свободе революционных бойцов. Гусев дорог автору, как человек родной страны, к которой он так стремился. Мечта о родине проходит через весь роман. Именно это чувство определяет политическое содержание произведения, его реалистические черты.

Колоритная фигура Гусева привлекла к себе внимание критиков и читателей. В частности, К. Чуковский оценил роман «Аэлита» как превосходную вещь, потому что она «служит пьедесталом» для Гусева. «Не замечаешь, — писал он,— ни фабулы, ни остальных персонажей, видишь только эту монументальную, огромную фигуру, заслоняющую весь горизонт.

Гусев — образ широчайших обобщений, доведенный до размеров национального типа. Если иностранец захочет понять, какие люди сделали у нас революцию, ему раньше всего нужно будет дать эту книгу. Миллионы русских рядовых деятелей революции воплотились в этом одном человеке. И благодаря этому одному человеку будет жить весь роман...

Весело, как бы резвясь и играя, воплотил он в образе Гусева всю талантливость и прелесть безымянной революционной России. Выдумывать Гусева ему не пришлось, потому что он сам такой же Гусев: веселый, счастливый, здоровый, ребячливый, бездумный, в высшей степени русский талант...»

Интересно вспомнить, что большой сдвиг в творчестве А.Н.Толстого, выразившийся в создании образа Гусева, один из первых отметил автор «Чапаева», писатель-коммунист Д.Фурманов. В своем отзыве Д.Фурманов оценил образ Гусева как одну из попыток художника нарисовать облик героя революции и гражданской войны, его преданность идее освобождения народа, энергию и смелость. В то же время Гусев еще далеко не передовой боец революции. По словам Д.Фурманова, Гусев «олицетворение протеста против насилья, но протеста анархического, неорганизованного»[69]

Действительно, в образе Гусева воплощены лишь стихийные силы революции. Это связано с тем, что А.Н.Толстой не имел еще ясного представления о Коммунистической партии, целях ее борьбы, плохо знал жизнь революционного народа.

Все же образ Гусева воплощает в себе многие положительные черты, свидетельствующие о новом серьезном шаге в творчестве А.Н.Толстого, его стремлении правдиво воспроизвести облик героического борца революции и гражданской войны.

Живо показана глубокая убежденность Гусева во всепобеждающем торжестве идей революции, готовность бороться за них. «Нет такого закону,— говорит он, — чтобы страдать безвинно до окончания века, — не робей. Одолеем — заживем неплохо»[70].

Образ человека колеблющегося, пока еще только определяющего свой жизненный путь, представлен А.Н.Толстым в другом герое романа «Аэлита» — инженере Лосе. Индивидуалист Лось поддается влиянию целеустремленного характера Гусева, но в то же время он полон колебаний, поглощенный чувством к Аэлите.

Лосю кажется, что только любовь дает целеустремленность и радость жизни. Он чувствует себя одиноким, беззащитным, еще не может безраздельно слиться с народом, отдать себя общественному делу. Здесь писатель отзывается на важнейшую для того времени проблему интеллигенции и революции. Чувство Лося еще находится в разладе с разумом, уже находящим путь к истине. Самым прочным, самым сильным, утверждает А.Н.Толстой, является преданность родине, единство с народом.

Отсюда взволнованная патетичность всех размышлений героев «Аэлиты» о родине, достигающая своего высшего напряжения в момент возвращения Гусева и Лося на Землю:

«Родная, родная, родная!.. Слезы мешали глядеть. Душа, плача от любви, летела навстречу голубовато-влажному столбу света. Родина человечества! Плоть жизни! Сердце мира!.. Земля раскрывала объятия, принимала сынов своих».

Автор, едва закончив свое произведение, сразу же заметил многие его недостатки. В одном из своих писем А.М.Горькому в 1922 году он сообщает, что занимается переработкой романа: «Я предпринял обработку «Аэлиты» и перерабатываю ее с самого начала, — ужасно много мусора. Работаю весь день...»[71]

Роман «Гиперболоид инженера Гарина» и близкая к нему по содержанию повесть «Союз пяти» имеют свою общую внутреннюю тему, свое ярко выраженное своеобразие.

Приключенческий сюжет, увлекательность социальной и научной фантастики в этих произведениях сочетаются с важной и актуальной политической темой. Главный мотив «Гиперболоида инженера Гарина» и «Союза пяти» — изображение судьбы науки в современном капиталистическом обществе, разоблачение сложившегося в буржуазной действительности типа «сильной личности», стремления верхушки капиталистических монополий к неограниченной диктатуре над миром. В центре этих произведений А.Н.Толстого находится определенный персонаж — сверхиндивидуалист, добивающийся темными путями богатства, одержимый манией господства над всем миром.

Путем циничного использования изобретений, достижений науки и техники для обмана и подавления человечества «Союз пяти» — зловещая организация промышленных воротил, во главе с Игнатием Руфом — достигает своей цели. Они поражают весь мир ужасом, овладевают всеми предприятиями, железными дорогами и банками Старого и Нового Света. Победа оказывается призрачной, гигантская авантюра кучки промышленных магнатов, организовавших заговор против всего человечества, ограбивших весь мир, приводит их самих к гибели.

Более широко, нежели в «Союзе пяти», тема попыток ограбления мира капиталистическими монополиями разработана в романе «Гиперболоид инженера Гарина». Роман отличается сложной приключенческо-фантастической интригой. Вместе с тем и в это произведение вложено серьезное социальное содержание. Наиболее ценное в романе — изображение зловещей деятельности американских и европейских капиталистических монополий. Миллионер Роллинг мобилизует против мира социализма темные силы реакции. Образ этого химического короля нарисован с бичующей сатирической силой. Подавление революционного движения — для него путь к безудержной экспансии, к владычеству над миром.

Сверхиидивидуализм и безудержную жажду миллиардеров к войнам, к ограблению и подчинению всей вселенной А.Н.Толстой характеризует как продукт гниющего капитализма, как зловещее знамение империалистического времени. Таким образом, социальное содержание многих фантастических произведений А.Н.Толстого оказалось весьма актуальным и реалистическим. Оно было подсказано реальными фактами исторической действительности. Еще в начале 20-х годов писатель проницательно рассмотрел зловещую роль международного империализма, поддерживавшего все самые реакционные силы, тенденции миллиардеров, владык монополий к подчинению мира. Серия его очерков на эту тему проницательно изобличает бредовые идеи супер-бизиесменов, олицетворенных в фигуре Джиппи Моргана, распространение на весь земной шар власти доллара. С агрессивными намерениями империализма связывает А.Н.Толстой рождение и развитие фашизма, принесшего народам рабство и войны.

Автор показывает, как банковские воротилы, поддержав после первой мировой войны пошатнувшиеся дела европейской буржуазии, бесцеремонно вмешиваются в жизнь многих стран. «Откуда, из каких чертополохов, после войны вылезли эти жирненькие молодчики коротенькие ростом, с волосатыми пальцами в перстнях, с воспаленными щеками, трудно поддающимися бритве?

Они суетливо глотали всевозможные напитки с утра до утра. Волосатые пальцы их плели из воздуха деньги, деньги, деньги...»

Правдиво рисует автор романа судьбу науки в капиталистическом обществе. Научное изобретение инженера Гарина попадает в руки капиталистических монополий, использовавших его в корыстных, разрушительных целях.

Изобличающе рисует А.Н.Толстой огромные масштабы деятельности различных капиталистических монополий, компаний и акционерных обществ, подготовки ими новой мировой войны, имеющей целью установление диктатуры кучки денежных магнатов. Фирма «Анилин-Роллинг» распространяла свои щупальцы над Европой, неся гибель и разорение. Картина, нарисованная писателем тридцать лет назад, предвосхищает многие черты современной капиталистической Европы, правители которой за доллары изменяли национальным интересам своих народов.

«Анилин-Роллинг» — значилось на всех фабрикатах. Это было клеймо — желтый круг с тремя черными полосками и надписью: наверху — «Мир», внизу — «Анилин-Роллинг Компани». Начинало походить на то, что каждый европеец должен быть проштемпелеван этим желтым кружочком...

Колониальным, жутким запашком тянуло по всей Европе. Гасли надежды. Не возвращались веселье и радость. Гнили бесчисленные сокровища духа в пыльных библиотеках. Желтое солнце с тремя черными полосками озаряло неживым светом громады городов, трубы и дымы, рекламы, рекламы, рекламы, выпивающие кровь у людей, и в кирпичных проплеванных улицах и переулках, между витрин, реклам, желтых кругов и кружочков — человеческие лица, искаженные гримасой голода, скуки и отчаяния.

Валюты падали. Налоги поднимались. Долги росли. И священной законности, повелевавшей чтить долг и право, ударило в лоб желтое клеймо. Плати.

Деньги текли ручейками, ручьями, реками а кассы «Анилин-Роллинг». Директора «Анилин-Роллинг» вмешивались во внутренние дела государств, в международную политику. Они составляли как бы орден тайных правителей»[72].

Характерно, что у А.Н.Толстого люди, претендующие на мировое господство, не отличаются особенной силой интеллекта, талантливостью, значительностью мыслей, чем-либо дающим им право на внимание людей, на власть. Все они не могут дать людям ничего положительного, не в состояния ничем обогатить науку, культуру, оставить яркий след в истории. Как правило, это посредственные, ограниченные людишки, иногда наедине сами с собой сознающие свое ничтожество, но именно поэтому ненавидящие людей, все подлинно талантливое, благородное, светлое. Естественно, отличительной чертой таких авантюристов, «сильных личностей» является чрезмерно развитая способность к спекулятивным махинациям, ограбление миллионов людей, умение производить орудия разрушения и насилия.

Изображение капиталистического мира дано А.Н.Толстым в ярких, запоминающихся характеристиках, остроумие которых сочетается с разящей силой сатиры. В характере критического воплощения буржуазного Запада А.Н.Толстой следовал за традицией передовых классиков реализма, раскрывавших сущность разоблачаемого явления в обостренном сатирическом образе.

В центре романа — образ инженера Гарина, сверхиндивидуалиста, изобретателя смертоносного луча. В образе Гарина писатель, очевидно, хотел показать неизбежное крушение индивидуализма.

Философия Гарина во многом напоминает рассуждения идеологов фашизма, поднимавшего голову в начале 20-х годов. Он мечтает об установлении на всех пяти материках необыкновенной диктатуры, власти безраздельной и небывалой, вынашивает идею истребления всякой возможности революции. Большая часть населения земного шара, по его плану, будет обращена путем «маленькой операции» в рабов, работающих безропотно за пищу, как лошади. Другая же, меньшая часть человечества, будет патрициями, предающимися высшим наслаждениям.

Фигура Гарина для 20-х годов имела свой актуальный смысл. В это время получили широкое распространение в социологии, философии, отчасти и в литературе разные теории, утверждающие высшей формой социального устройства господство технической интеллигенции, якобы стоящей над классами, воплощающей в себе разум человечества. Для выдающихся деятелей науки и техники, как бы ни были велики их открытия, в наше время, говорит писатель, есть только два пути. Лось идет к народу, находит спасение в единстве с коллективом советских людей. Неисправимый индивидуалист Гарин закономерно приходит на службу к империализму. А.Н.Толстой, раскрывая сверхяндивидуализм Гарина, сатирически заостренно обнажил враждебность идеи диктатуры технической интеллигенции интересам народных масс. Власть Гарина оказывается призрачной. Еще более несостоятельны его попытки встать над борьбой трудящихся и буржуазии, занять независимую позицию. Сама логика развития истории неизбежно ставит его в зависимость от реакции, в положение слуги империализма. Об этом убедительно говорит коммунист Шельга, характеризуя Гарина как опасного врага народных масс, подлежащего уничтожению.

Все же образ Гарина противоречив, ему не хватает ясности. Он хвастает своим цинизмом, необузданностью и сластолюбием. Добившись неограниченной власти, он не испытывает удовлетворения. Эгоистическая натура Гарина все время находится в раздвоенности, разъедается все обостряющимся, губительным скептицизмом.

С большой убедительностью подчеркивается писателем непобедимость народов, историческая неизбежность гибели всех империалистических авантюристов. Судьбы мира в конце концов решает трудовой народ. Закономерен финал романа, показывающий провал всех попыток завоевания мира, всесилие народов.

Критическое изображение буржуазного мира в период после первой мировой войны 1914—1918 годов принадлежит к сильным реалистическим страницам творчества А.Н.Толстого. Правдивость и актуальность их подтверждены историей. Нередко писатель поднимается до большой темы широкого изображения борьбы социалистической и капиталистической систем.

А.Н.Толстой не разделял пессимистических теорий о закате Европы. Его не покидала уверенность в том, что народные силы возьмут верх над силой реакции. В оздоровлении мира, по мнению писателя, решающую роль должен сыграть пример молодой Советской страны. «Но победа будет за теми, — писал он в письме «Несколько слов перед отъездом», — в ком пафос правды и справедливости, — за Россией, за народами и классами, которые пойдут с ней, поверят в зарю новой жизни»[73].

Чутко отзываясь на социальные противоречия, автор направляет сатирическое острие своего произведения против попыток капиталистических заправил превратить массу людей в бессловесных автоматов, слепо выполняющих волю различных фюреров.

Роман кончается утверждением непобедимости стремления людей к подлинно человеческой жизни, к свободе и радости.

Большое значение придавал А.Н.Толстой наряду с остротой социального содержания и занимательностью сюжета точности научной стороны своих произведений.

Всестороннее изучение писателем затронутой технической проблемы он считал обязательным условием работы над созданием произведений научно-фантастического жанра. В связи с этим вопросом он сообщал в ответ на анкету о мастерстве: «...я пользуюсь всяким материалом: от специальных книг (физика, астрономия, геохимия) до анекдотов. Когда писал «Гиперболоид инженера Гарина» (старый знакомый, Оленин, рассказал мне действительную историю постройки такого двойного гиперболоида; инженер, сделавший это открытие, погиб в 1918 году в Сибири), пришлось ознакомиться с новейшими теориями молекулярной физики. Много помог мне академик П.П.Лазарев»[74].

При переизданиях своих произведений писатель нередко уточнял некоторые места или вносил в них поправки в соответствии с новейшими данными науки. 0 необходимости требовательного отношения писателя к познавательной части своих произведений А.Н.Толстой высказывается в статье о научно-фантастическом романе:

«Писателю надо вооружиться действительно глубокими знаниями, способностью оперировать точными цифрами и формулами. Могу привести пример: в «Гиперболоиде инженера Гарина» я писал о ядре, пущенном в землю на глубину в 25 км. И только сейчас, перерабатывая своего «Гарина», я обнаружил эту ошибку. Ведь ядро, падая на 25 километров, будет совершенно расплющено. Хотя я по образованию инженер-технолог и много поработал над «Гариным», но вижу, что все еще недоработал. Новые открытия в области химии и металлургии позволили бы перерабатывать его еще и еще»[75].

Материалистическая теория познания считает плодотворную фантазию необходимым элементом человеческой деятельности. Еще в 1902 году В.И.Ленин говорил: «Надо мечтать!»[76]Творческая мечта противостоит бескрылости и ограниченности мышления, боязни всяких смелых созидательных планов. Без фантазии не может быть никаких больших открытий.

В борьбе за невиданные творческие планы, поставленные революцией, невозможно обойтись без творческой мечты: немыслимо без такой мечты и развитие всякой науки. «Эта способность чрезвычайно ценна,— говорил В.И.Ленин о фантазии на XI съезде РКП(б). — Напрасно думают, что она нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии»[77].

Фантазии полезной, дающей толчок к работе, помогающей человечеству в его борьбе, в переустройстве общества, противоположена «мечта пустая». В «Что делать?» В.И.Ленин, утверждая необходимость революционной мечты, творческой фантазии, сочувственно цитировал известное высказывание Писарева:

«Разлад разладу рознь, — писал по поводу вопроса о разладе между мечтой и действительностью Писарев. — Моя мечта может обгонять естественный ход событий или же она может хватать совершенно в сторону, туда, куда никакой естественный ход событий никогда не может придти. В первом случае мечта не приносит никакого вреда; она может даже поддерживать и усиливать энергию трудящегося человека... В подобных мечтах нет ничего такого, что извращало или парализовало бы рабочую силу. Даже совсем напротив. Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать таким образом, если бы он не мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной картине то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками, — тогда я решительно не могу представить, какая побудительная причина заставляла бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни... Разлад между мечтой и действительностью не приносит никакого вреда, если только мечтающая личность серьезно верит в свою мечту, внимательно вглядываясь в жизнь, сравнивает свои наблюдения с своими воздушными замками и вообще добросовестно работает над осуществлением своей фантазии. Когда есть какое-нибудь соприкосновение между мечтой и жизнью, тогда же все обстоит благополучно»[78].

Когда А.Н.Толстой создавал «Аэлиту» и «Гиперболоид инженера Гарина», «Союз пяти», то он еще был далек от теоретически определенного научно-материалистического понимания природы и роли фантастики. Но перед глазами писателя все время стоял пример революционной России, свершившей переход в новую, свободную жизнь.

Внимание А.Н.Толстого неотразимо влекла к себе судьба его родины, ее новый, революционный путь, устремленный в будущее. И логика движения образов в научно-фантастических произведениях А.Н.Толстого определилась реальными революционными событиями, устремленностью новой России в социалистическое грядущее.

Открыто выражая свои симпатии к русским коммунистам как к людям великих дел и дерзаний, мечтаний, А.Н.Толстой правильно понял и оценил процессы, происходившие во враждебном империалистическом лагере. Умно и сатирически остро писатель осудил хищническую политику империалистических монополий, ярко раскрыл процесс возникновения фашизма.

Фантастика А.Н.Толстого в своеобразной форме обращается к реальным жизненным противоречиям, основывается на них в соответствии с законами жанра. Такая, если можно сказать, «приземленность» не сковывает творческое воображение автора, не стесняет полета его фантазии. Правда, А.Н.Толстой иногда неправильно преувеличивает силу технической мысли. В частности, в «Гиперболоиде инженера Гарина» судьбу континентов на многие годы определяет тот, в чьих руках находятся смертоносные лучи.

Несмотря на специфичность жанра, в научно-фантастических романах А.Н.Толстого не теряется связь с реальной земной действительностью, в своеобразной форме отображаются действительные жизненные процессы. Это касается не только научных гипотез, привлеченных писателем, но и общей философии произведений, воплощения общественных проблем и характеров.

Буржуазная литература, говорит А.Н.Толстой, оказалась неспособной увидеть и правдиво отразить общественные процессы и черты человека грядущих лет. Несостоятельными оказались даже самые крупные и талантливые писатели, рисовавшие новое, социалистическое будущее человеческого общества только как утопию. «Утопический роман почти всегда, рассказывая о социальном строе будущего, в центре внимания ставит машины, механизмы, необычайные аппараты, автоматы и пр. Почти всегда это происходит в еверхурбанической обстановке фантастического города, где человек в пропорциях к этому индустриальному величию — ничтожная величина. В романах Уэллса человек будущего всегда дегенерат, и это характерно для уэллсовского «социализма»[79].

Произведения А.Н.Толстого, и в их ряду роман «Гиперболоид инженера Гарина», наглядно раскрывают горячее стремление автора идти в ногу с жизнью, реалистически правдиво запечатлевать действительность, давать средствами искусства свой ответ на острые общественные вопросы.

Научно-фантастические произведения А.Н.Толстого отличаются присущим ему высоким художественным мастерством. Искусство А.Н.Толстого находит совершенное выражение прежде всего в пластичности лепки образов, умении давать их чуть ли не с осязательной выразительностью и ясностью. Рельефность образов сливается у него с богатством красок. Будь то изображение портретов, пейзажей или обстановки, всюду писатель рисует явления в их жизненной полнокровности, с тщательностью и взыскательностью большого, зрелого художника.

В романах «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина» своеобразно проявлялось многообразие творчества А.Н.Толстого, подлинный интерес к современности, его стремление освещать все стороны жизни, давать средствами искусства свой ответ на острые общественные вопросы.

Произведения А.Н.Толстого правдиво отображают борьбу людей за подлинный прогресс в области общественной жизни, науки и техники. Эта борьба воплощается в острых и напряженных конфликтах, в ожесточенных классовых битвах. Но все творчество А. Н. Толстого полно оптимизма.

Жизнелюбие и гуманность творчества А.Н.Толстого метко охарактеризовал А.М.Горький в дружеских словах:

«Вы знаете, что я очень люблю и высоко ценю Ваш большой, умный, веселый талант»[80].

Таким предстает талант А.Н.Толстого и в его научно-фантастических произведениях, проникнутых пафосом утверждения всемогущества человеческого разума, предвидением невиданных новых открытий в области науки и техники. По мысли А.Н.Толстого, богатырский размах творчества в нашей стране, невиданные масштабы осуществляемых планов создают особо благоприятные условия для развития советского научно-фантастического романа. Эту мысль писатель высказывал в статье «О научно-фантастическом романе»:

«База для творчества поистине огромна. Отсюда вывод, что есть все предпосылки, сама жизнь их дает, для развития научно-фантастического романа»[81].

А.Н.Толстой не мыслил освещение проблем науки и техники, полет фантазии в произведениях советстских писателей вне патриотических задач их деятельности. Смелая мечта А.Н.Толстого окрыляется его глубокой верой в творческие силы и гений особожденного революцией народа, в великое будущее социалистической родины.

 

В.Щербина

 


[1] Боны – плавучие ограждения на речных пристанях и морских портах для предохранения судов.

[2] Пиротехника – техника изготовления и пускания фейерверков.

[3] Концерн – крупное монополистическое объединение капиталистических предприятий, управляемое небольшой кучкой магнатов.

[4] Штоф – тяжелая узорчатая шелковая ткань, употребляющаяся для обивки стен.

[5] Бобрик – здесь: очень толстый пушистый ковер.

[6] Юфть – кожа особой выделки.

[7] Диспозиция (лат. «расположение») – план расположения и передвижения войск для ведения боя, составляемый полководцем перед сражением.

[8] Буферное государство – обычно небольшое по размерам и слабое в военном и политическом отношении государство, расположенное между территориями крупных держав.

[9] Богема – в капиталистическом обществе мелкобуржуазная среда художественной интеллигенции, для которой характерны распущенные нравы, беспечный и беспорядочный образ жизни.

[10] Трестирование – такое объединение промышленных предприятий, при котором они, входя в трест, теряют свою хозяйственную и финансовую самостоятельность.

[11] Эджвудский арсенал – крупнейший в Америке центр военно-химической промышленности близ Эджвуда (США). Построен американскими империалистами в 1917-1918 годах.

[12] Молибденовая сталь – особо прочный сплав стали.

[13] Маркизы – полосатые тиковые навесы.

[14] Герб Парижа (или по-древнему Лютеции) – золотой кораблик. (Примеч. автора.)

[15] Аутригер – (англ.) – гребное судно с далеко вынесенными уключинами.

[16] Существует предположение, что между земной корой и твердым центральным ядром земли есть слой расплавленных металлов – так называемый Оливиновый пояс.

[17] Восковая спичка – спичка-свечка, покрытая воском. Может долго гореть.

[18] Ковно – теперь Каунас, крупный город в Литве.

[19] Гриндель-Матьюз – изобретатель, наделавший много шума в 20-х годах XX века своими «лучами смерти».

[20] Патагонец – полудикий житель Патагонии (Южная Америка).

[21] Консьержка (франц.) – женщина-швейцар, сторожиха.

[22] Седан - город в северо-восточной Франции на реке Маас. Близ него 1-2 сентября 1870 года пороизошло сражение между французской армией и окружившей ее германской армией. Французская армия капитулировала по приказу находившегося при ней Наполеона III. Поражение под Седаном привело во Франции к падению Второй империи и провозглашению республики.

[23] Кармелиты – монашеский орден. (Примеч. автора.)

[24] Пращур – далекий предок, прапрадед.

[25] Генрих IV (1553-1610) – французский король (1594-1610), основатель династии Бурбонов, свергнутой в 1789 году. Он предоставил в 1598 году свободу вероисповедания гугенотам.

[26] Консьержери (франц.) – одна из крупнейших тюрем Парижа.

[27] Тамплиеры, или храмовники, - один из духовно-рыцарских орденов, основанных во время крестовых походов. Впоследствии были не только грозной вооруженной силой, но и крупными финансовыми дельцами. В 1307 году все тамплиеры, находившиеся на терртории Франции, были арестованы и после пыток сожжены, а огромное имущество было конфисковано королем.

[28] Галифе (1830-1909) – генерал, один из главных палачей Парижской Коммуны в 1871 году.

[29] Космополит (греч. «мировой гражданин») – человек, отрицающий понятие родины и национальности, признающий себя всемирным гражданином.

[30] Снайдерс Франс (1579-1657) знаменитый фламандский художник, друг и последователь Рубенса. Особенно известен своими натюрмортами с изображение овощей, фруктов, рыбы и дичи.

[31] Норманны – воинственные германские племена, населявшие Скандинавию в средние века. На своих кораблях норманны совершали грабительские налеты на прибрежные города Европы.

[32] Зигфриды – богатыри, герои; по имени героя германской мифологии, спасителя нации и ее богов.

[33] Тацит (55-120 годы н.эры) – знаменитый древнеримский историк и один из выдающихся представителей мировой литературы.

[34] Терракота (итал. «обожженная земля») – 1) изделия из обожженной, неглазурованной глины, 2) коричневый цвет.

[35] Сольди (итал.) – мелкая медная монета.

[36] Форестьера (итал.) – иностранка.

[37] Гогенцолерны – династия прусских королей (1701 по 1918) и императоров Германии (1871-1918). Наиболее известны: Фридрих II, разбитый русской армией в 1760 году, Вильгельм II, участник первой мировой войны 1914-1918 годов, свергнутый германским народом в 1918 году.

[38] Ширазские ковры – прсидские ковры из города Шираза (юго-западный Иран, ранее столица Персии).

[39] Около двухсот миллионов рублей золотом.

[40] Демулен Камилл (1760-1794) – деятель французской буржуазной революции, журналист, памфлетист. По мере развития революции склонялся к реакции и наконец примкнул к группе Дантона. Был казнен вместе с ним в марте 1794 года.

[41] Дегустатор – человек, определяющий качество продукта (вина, чая и т.д.) на вкус.

[42] Постоянная стоимость золота во всем мире. Задача Гарина обесценить золото, чтобы внести хаос среди денежных магнатов буржуазного мира и овладеть властью. (Примеч. автора.)

[43] Васильевский остров – один из районов Ленинграда.

[44] Таможня (тюркск. «тамга» - пошлина) – учреждение, ведающее контролем над перевозкой товаров через границу и взиманием пошлины за ввоз.

[45] Меккано – детская техническая игра для ознакомления с механизмами; набор металлических деталей для сборки моделей.

[46] Храм Дианы Эфесской, древнеримской богини луны и охоты в городе Эфесе, славился своей архитектурной красотой; был сожжен в 356 году до н.э. греком Геростратом, который сделал это с целью прославиться.

[47] Семирамида – легендарная царица вавилона, при которой были устроены на крышах зданий так называемые «висячие сады».

[48] Колосс Родосский – статуя древнегреческого бога солнца Гелиоса, стоявшая у входа в гавань острова Родоса.

[49] Эманация (лат. «радон») – газообразный продукт распада радиоактивных веществ.

[50] Гомо сапиенс (лат. «человек мыслящий») – современный тип человека.

[51] Викинг (скандинав.) – в VIII-X веках др



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: