Г. Н. Владимов. Повесть «Верный Руслан»




Повесть Георгия Владимова «Верный Руслан» была написана в конце 60-х годов, а впервые напечатана в журнале «Знамя» в 1989 году. Повествование ведется от лица караульной собаки, по кличке Руслан, которая несет службу в лагере для политзаключенных. Начало событий повести – 1956 год, время ХХ съезда партии и развенчания культа личности Сталина, следствием чего стало закрытие многих лагерей для политзаключенных. Собак уничтожать не стали, а просто прогнали из лагеря. Так люди и собаки стали жить бок о бок в маленьком городке, ожидая развития событий.

Вопросы и задания:

1. Кто такой верный Руслан?

Руслан – немецкая овчарка, конвойный лагерный пес, который остается без работы, потому что наступила хрущевская оттепель. Сталинские лагеря стали закрывать. Невинно осужденных реабилитировать. И в повести Владимова изображен один из таких расформированных лагерей. Конвоир, который в повести именуется Хозяин, прогоняет Руслана. Он, как и многие конвойные собаки, больше не нужен. Это стало для него крушением мира. Он, проведя долгие годы в суровых условиях лагерной жизни, должен стать свободным. Руслан – не просто брошенная после закрытия лагеря служебная собака. В образе Руслана предстают люди, которые служили сталинскому режиму, которые после долгих лет не воспринимают реальности без вышек, автоматов и колючей проволоки, которые полагали всерьез, что счастье для людей - это ходить строем в униформе или лагерной робе и хлебать баланду, поэтому они тоскуют по Службе и ждут возвращения режима.

2. Какое время изображено в повести?

Это время после смерти Сталина. В1953 году был издан Указ об амнистии, по которому вышли на свободу почти половина заключенных, примерно1 млн. 200 тысяч человек. Началась ликвидация лагерей. В течение двух лет с 1954 по 1956 число политических заключенных уменьшилось на 75%. А особые лагеря были полностью ликвидированы. В повести изображены события, происходившие в стране в период с 1953 по 1956 гг.

3. Почему повесть называется «Верный Руслан»? Кому или чему он верный?

Руслан верен Службе, долгу до последнего вздоха. Не случайно на последних страницах повести читаем «В этот час, когда её предавали (т.е Службу) вернейшие из верных, клявшиеся жизнь ей отдать без остатка, когда отрекались и отшатывались министры и генералы, судьи и палачи, осведомители платные и бескорыстные, и сами знаменосцы швыряли в грязь её оплёванные знамена, в этот час искала она опоры, взывала хоть к чьей-нибудь неиссякшей верности, - и умирающий солдат услышал призыв боевей трубы».Порядок должен охраняться. Это главная задача Руслана. Нельзя допустить, чтобы заключенный близко подошел к колючей проволоке. Эти истины были для Руслана неоспоримы, порядки лагеря непоколебимы. Вера, верность – вот доминанты мироощущения «естественного» существа Руслана.

4. В какой обстановке вырос Руслан?

Руслан воспитывался в лагере, с рождения он был несвободен. Он не знал иной жизни. Система тренировки похожа на систему тренировки человека в тоталитарном государстве: болевой прием от «чужого», лагерника, затем доброе слово хозяина, его команда. Все формировало преданность Хозяину и недоверие к чужим (с. 26, 31).

5. Каковы особенности композиции повести?

Повествование ведется то от лица автора, то от лица Руслана. Этот прием помогает глубже проникнуть в психологию тех, кто не представлял себе иной жизни, как за колючей проволокой.

Нарушена хронологическая последовательность событий: Повесть начинается со времени расформирования лагеря. Руслан и все конвойные собаки оказываются ненужными и их изгоняют. Это время настоящее. Но часто Руслан в своих воспоминаниях возвращается в прошлое, в ту привычную и понятную для него жизнь в лагере.

6. Что знает о жизни главный герой повести – умный сторожевой пес Руслан? Что значат для него эти определяющие человеческую жизнь понятия: Счастье, Порядок, Долг, Любовь, Награда?

Счастье – восторг повиновения…, служба (с. 6); желтый свет фонаря, караульные бдения с хозяином, контрольная полоса, колючая проволока, «по эту сторону свет, правда и взаимная любовь, а по ту – весь нехороший мир с его обманами, кознями и напастями» (с. 26);

Блаженство повиновения любимому, счастье от самой малой его похвалы(с. 41)

Порядок – ровные ряды бараков, колючая проволока в два кола, пулеметы на вышках, левый сапог хозяина (с. 42) Не нарушать Закон проволоки (с. 33).

Долг – служба конвоя - пасти двуногих овец(с. 42), не чувствовать к ним жалости, а лучше даже и злобы, только здоровое недоверие (с. 31), не давать им возможности выйти из строя, заталкивать обратно.

Любовь – любовь к Хозяину, Любовь к Службе, любовь к делу, для которого оказались мы приспособлены и которому хорошо научились «ведь не живет без любви никто в мире» (с. 41).

Любовь позволяла сносить все тяготы Службы, «держаться бесстрашной горсткой против тысячеглавого стада лагерников» (с. 18)

Награда – сама Служба (с. 6); единственной наградой было – угодить хозяину. Служба – лучшее, что пришлось изведать Руслану.

«Символом веры и высшей правды для Руслана был лагерь – воплощение лжи и мирового зла» - Н. Иванова.

7. И вот после 8 лет службы этот порядок рухнул. Что испытывает караульный пес Руслан?

Крушение порядка, крушение мира. Свобода не просто непривычна для Руслана – она для него неприемлема, а воспринимает он её как временную. Руслан испытывает брошенность, утрату смысла существования, неясную тревогу (с. 3). Близкий к отчаянию, не мог принять новой жизни, каждое утро отправлялся к лагерю, к пустым баракам, часами сидел у проволоки, ждал, что все вернутся.(с. 8). Не понимая, что произошло, решил, что заключенные сбежали, но когда они поймут, что лучше жизни, чем в лагере, нет, обязательно вернутся, и Руслану поручено их встретить. Караулил платформу, куда обычно привозили заключенных. Боялся, что Хозяин уедет, тогда незачем будет жить. (с. 9)

8. Какие разочарования постигли Руслана?

Первое разочарование Руслан испытал, когда Хозяин его прогнал: Руслан понял, что автомат и он сам хозяину больше не нужны (с. 7).

Второе разочарование: с некоторыми служебными собаками случились несчастья, почти все, измученные голодом, попросились во дворы. Собаки устали ждать. А хуже всего – устали верить, что Служба их снова позовет (с. 11).

И самое невыносимое разочарование – предательство Хозяина. Когда Руслан, измученный холодом, голодом, из последних сил разыскал Хозяина, тот унизил его, чтобы показать свою власть, накормил горчицей (с.18). Руслан не мог понять, «кто был прежний, любимый хозяин, а кто – предатель, на которого следовало зарычать и кинуться».

«Так унизить его при всех только и могла не любящая рука, предавшая все, что их связывало, и саму Службу, которая не жила без любви. И из этой руки получил он то, что привык лишь от врагов получать, и значит, сам его бывший хозяин стал врагом». Пусть он живет, как знает. Но как дальше жить Руслану?» (с. 18)

9. Прежний мир рухнул. Как дальше жить Руслану? Как на этот вопрос ответил Руслан?

Руслан вспомнил, что хозяева иногда менялись, а Служба оставалась. «Начала этого мира не знал Руслан – и не мог себе представить его конца». По мнению Руслана, мог наступить конец этому бесприютному времени, Служба вернется, придет новый хозяин. Руслан в это свято верил. Он остался верен Службе.

10. Сколько времени существовала система ГУЛАГа?

15 апреля 1919 года в РСФСР вышел декрет «О лагерях принудительных работ». Первенцем советской лагерной системы можно назвать Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения. Около 40-ка лет существовала система ГУЛАГа: 1 1918 по 1956.

11. В чем проявляется верность Службе?

11. 1. Лагерь расформирован ранней весной, еще холодно. Руслан постоянно голоден, густая шерсть свалялась, полезла, лапы покрылись расчесами и порезами, он отощал, вынужден был добывать себе пищу в лесу: ловил мышей из-под снега, но ни разу не взял еду из чужих рук.

11. 2. Ни к кому не пошел на службу в отличие от других собак.

11. 3. Охранял Потертого, который сам на это напросился, пока не вернутся хозяева.

11. 4. Единственный из всех служебных собак не перестал верить в то, что позовет его Служба. Он продолжал бегать на платформу, ждать поезда с заключенными.

12. Не скомпрометировал ли себя Руслан, когда почувствовал, что вот-вот позовет его Служба? Как об этом повествует автор? (с. 51)

Служил ли кому-нибудь, кроме неё? Нет, нет и нет. Ни от кого подачки не взял, ничьей команды не выполнил, никому не повилял. С чужаками не знался, связей, порочащих служебную собаку, не имел. И тут мы слышим голос автора: «Господа! Хозяева жизни! Мы можем быть довольны, наши усилия не пропали даром. Сильный и зрелый, полнокровный зверь, бегущий в ночи по безлюдному лесу, чувствовал на себе жесткие, уродливые наши постромки и принимал за радость, что нигде они ему не жмут, ни натирают, не царапают. Когда бы кто-нибудь взялся заполнить Русланову анкету, - а раньше, поди, и была такая, но канула вместе с архивом в подвалы «вечного хранения», - она бы оказалась радужно сияющим листом, с одними лишь прочерками, сплошными, душе нашей любезными «НЕ». Он не был. Не имел. Не состоял. Не участвовал. Не привлекался. Не подвергался. Не колебался».

13. Какое средство художественной выразительности использует автор, с какой целью?

Горькая ирония. В этих строчках доведенная до абсурда идея положительного героя. Образ Руслана – образ бескомпромиссно честного, чистого преданного героя. И здесь Владимов заставляет нас задуматься: каким образом из замечательных, положительных черт характера вырабатываются абсолютно отрицательные. Как получается злобное, невменяемое существо? Кто виноват? Где источник зла?

Сходство людей и собак в повести не случайно. Это мир тех, кто охранял. В повести звучит мотив двойничества.

Двойники и антиподы

Руслан-Хозяин

Руслан – Потертый

Джульбарс – Главный Хозяин

Ингус – Инструктор

14. Найти сходство между Джульбарсом и Главным Хозяином.

Джульбарс был «отличник по злобе и недоверию», он считал день пропащим, если не пускал кому-нибудь кровь, за малейшее, даже неумышленное нарушение он нападал на лагерников. Он считал, что Служба всегда права и поэтому можно все: кусать всех, даже хозяина, отгрызть руку, т. е. рви, кусай, терзай - все можно, он всегда прав. Извилин в голове не хватало, зато усвоил главный закон: перестараешься в злобе – сойдет, хуже – недостараться. Он хорошо усвоил смысл лагерной жизни (с. 10, 27).

Главный хозяин – Озверевший, уверенный в своей безнаказанности начальник лагеря: «конечно, справедливый, но зверь», «все ж таки зверь, хотя справедливый» (с. 37). Закон, справедливость для Главного хозяина – это лагерь и проволока.

Джульбарс и Главный хозяин – воплощение преданных псов тоталитарного режима: тупые, жестокие, беспощадные, уверенные в своей правоте.

15. Автор рисует героев, знаменующих отступление от общих правил: Инструктор – Ингус. Раскроем образы Инструктора и Ингуса.

Образ инструктора представлен в повести как воплощение истинной любви к меньшим братьям. Именно Инструктор, беззаветно любя каждого пса, заставлял их думать, жалел их и оберегал.

Именно он открыл Руслану истины:

1. Собака никогда не укусит того, кто её безумно любит

2. Служба не всегда права, относись к ней как к игре, если хочешь выжить

3. Все собаки травмированы, им досталась тяжелая служб.

4. Есть другой мир: можно жить как вольные звери, одной дружной стаей по законам братства и никогда не служить человеку (с. 28, 38).

Ингус был очень способный, все схватывал на лету, имел отличное «верхнее» и «нижнее» чутье, ему все давалось легко, но не было рвения к службе, жажды выдвинуться. В его глазах была скука, тоска, неизъяснимая печаль. Его занимало что-то постороннее, что-то неведомое. Лагерь был для него невыносим. Ингус имел врожденный талант, склонность к созерцанию, поэтическое видение мира, неприятие ограничений, внутренняя свобода, способность острее других чувствовать боль. Неприкосновенная свобода, инстинкт свободы характерны для Ингуса. Несмотря на то что его обучали, как и всех Службе, он сумел сохранить природный инстинкт. Он знал, что там, за проволокой, есть нечто такое, что превосходит всю эту службу и дрессировки. Стремление к свободе и воле выражается его близостью с природой.

16. Назвать сходство между Русланом и Потертым.

Руслан и Потертый познали Службу с разных сторон проволоки, но ни тот, ни другой неспособны расстаться с призраком лагеря. Потертый, освободившись, не покидает поселка. Он отвык от свободы, страшиться новой жизни. Руслан не знает иной жизни, остается верен Службе.

Повесть Владимова потрясает своей глубиной постижения событий, происходивших в нашей стране. Вместе с героями мы задумываемся над абсурдностью, бесчеловечностью общественного устройства, ищем истоки массовой покорности советских людей, пытаемся постигнуть возможность бесчеловечных преступлений, творившихся в сталинских застенках. Пафос разоблачения государственного преступления против человека достигает особого накала в сцене расправы с заключенными, не пожелавшими выйти на работу в 40-градусный мороз.

17. Оцените поведение людей и зверей.

Ингус бросается на пожарную кишку – высшее проявление «человечности» Ингуса. Звери вышли из повиновения, они оказались человечнее людей, опустившихся до звериной ненависти к себе подобным. Страшен мир, где рушится человеческое в человеке, где порядок устанавливается на силе, где есть хозяева и абсолютно бесправная масса людей, где люди в звериной слепоте уничтожают друг друга. Это мир, в котором забыты законы разума. Злоба охватила Руслана. Он не мог понять, что люди делают: они «делали то, что никак не могут делать одни двуногие с другими двуногими».

18. Каковы последствия трагедии?

1. Руслан, смутно представлял, что такое собачий ад, а теперь понял, что такое человеческий ад. «Но что объединяло эти два ада – непонятный, неутишимый страх и глухая тоска, с которыми не совладеть, от которых не деться никуда, стоит тебе лишь коснуться этой жуткой тайны». Эти страницы – реквием по невинно убиенным и напоминание о преступлениях и преступниках, создавших ад на земле для своих соотечественников, тех, кто создали режим и служили режиму (с. 36).

2. Ингус убит, Инструктор после увиденного им убийства, сошел с ума, превратился в Ингуса. Сумасшествие инструктора – духовное прозрение, отказ от жестокого, страшного бесчеловечного мира людей. Судьбы Ингуса и Инструктора символичны: расстрел и «психушка» - судьбы русских интеллигентов в эпоху тоталитаризма.

19. Назовите имена поэтов и писателей, ставшими жертвами режима.

Согласно обнародованным данным, в советский период около 3000 писателей были так или иначе репрессированы. Примерно половина из них погибли в концентрационных лагерях или были просто расстреляны.

Судьба русской интеллигенции поистине трагична. Вот имена лишь нескольких русских поэтов и писателей, расстрелянных и доведенных до сумасшествия: Николай Гумилев, Николай Бурлюк, Алексей Ганин, Николай Клюев, Сергей Клычков, Борис Пильняк, Николай Олейников, Даниил Хармс, Михаил Кольцов, Бенедикт Лившиц, Исаак Бабель. Как сказал писатель Шенталинский: «Огромное кладбище чувств, мыслей, талантов, возникшее в нашей стране за годы советской власти вообще не поддается статистике».

Мотив и ситуация бунта – одна из смысловых надстроек над сюжетной основой повести. Владимов, тщательно подбирая приемы, готовит читателя к неизбежному бунту против бессмысленности и абсурда. Вера животного в разумность человека безгранична. Владимовский Руслан тоже долго верит в осмысленность человеческих действий, но все больше убеждается, что в человеческом мире больше нет целесообразных природных законов. Автор посмотрел на людей глазами собаки и ужаснулся тому, во что превратил себя человек, как над собой надругался. Руслан обречен на вечное кружение в аду искаженных законов человеческого существования, непонятый и непонимающий.

Вспомним Русланово стремление во время бунта постигнуть душу двуногих.

«Если бы кто-нибудь разгадал собачьи молитвы, он бы узнал, что это одна и та же извечная жалоба – на свою немощь проникнуть в таинственную душу двуногого и постичь его бессмертные замыслы. Да, всякий зверь понимает, насколько велик человек, и понимает, что величие его простирается одинаково далеко и в сторону Добра, и в сторону Зла, но не всюду его сможет сопровождать зверь, даже готовый умереть за него, не до любой вершины с ним дойдет, не до любого порога, но где-нибудь остановится и поднимет бунт»(с. 36).

20. Однако, несмотря на сомнения в правильности общественного устройства, Руслан до последней своей минуты верен Службе. Что заставило Руслана оставаться верным Службе?

Любовь (с. 9, 18, 41, 49). Он любил своего хозяина: «В представлении Руслана хозяин был велик, всемогущ, наделен редкими достоинствами – и лишь одной слабостью – он постоянно нуждался в помощи Руслана». Лишь только любовь, по мнению Руслана помогала сносить все тяготы Службы. Он любил Потертого: «Что-то надо же было делать с Потертым, он извелся, устал верить и ждать, вот и уйти пытался – да понял, что это бесполезно».

«И то ведь шла уже вторая половина его жизни, а всю первую привык он не обходиться без людей, им подчиняться, служить им и любить. Он был навсегда отравлен своей любовью, своим согласием с миром людей – тем сладчайшим ядом…и никакое блаженство охоты уже б не заменило ему другого блаженства: повиновения любимому, счастья от самой малой его похвалы». Оставаться верным службе и считать её всегда правой помогала любовь, которая когда-то привела его к человеку и заставила поменять свободу на верность. Очень страшно у Владимова на лагерном фоне звучит тема любви, не той естественной любви между людьми, а любви к Идее, любви к Службе. Ведь власть жаждет от своего подчиненного не только повиновения, но и любви и преданности. И этот феномен двумыслия потрясающе изображается в повести.

Еще один мотив – мотив трагического одиночества звучит в повести.

21. Кто из тех, кто был рядом с Русланом, понимал истинную причину его верности? Кто понял по-настоящему и до конца Руслана?

Никто. Хозяин, который хорошо знал нрав и способности Руслана, не разгадал его главной загадки, не проник никогда в тайное тайных. Инструктор, сказавший, что Служба не всегда права…, хоть стоял и ближе к истине, но только на полдороге. (СТР. 42)«А вся истина и отгадка Руслана была не в том, что Служба для него хоть в чем-нибудь могла быть неправой, а в том, что не считал он своих (двуногих) овец виноватыми, как считали Ефрейтор и другие хозяева. Он их не считал виноватыми, потому что догадывался, что не все у них ладно в том месте, которым они думают. И что было ждать от них, бедных, помраченных разумом.

Владимов задумывается над феноменом массового всеобщего страха, массовой покорности советских людей, позволивших привести в действие какой-то адский замысел: превратить страну в огромный лагерь, объясняя это массовым безумством, массовым бессознанием.

22. Мог ли пес Руслан ненавидеть этих, как он считал, «помраченных разумом» людей?

Нет. Он их презирал.За вечные дрязги, за вечный страх друг перед другом, за то, что терпели нестерпимое; за то, что даже на краю могилы не впивались в горло своему палачу. Своих двуногих овец Руслан сравнивает с овцами, безропотно подставляющими горло под нож пал

Автор ужасается и негодует, во что может превратить себя человек, как над собой надругаться. Покорность для Владимова была неприемлема. Он сам был абсолютно свободным человеком. Еще будучи суворовцем Ленинградского училища, совершил смелый до безрассудства поступок: поддержал опального М.Зощенко тогда, когда взрослые, убоявшись, отвернулись от писателя.

Повесть Владимова – отчаянно смелое обвинение режиму, покалечившему не только человеческие судьбы, но и души. «Увидеть ад глазами собаки и посчитать его раем» - так сам автор определил главную проблему повести. Взгляд писателя поражает своей глубиной и проникновенностью. Речь идет об искажении человеческой природы, о дрессировке сознания людей, без которой было бы невозможна победа той идеи, что человека можно осчастливить через насилие.

23. Каким показался Руслану лагерь, когда он прибежал к нему в последний раз? До каких пределов простирались мечты Руслана?

Лагерь изменился, появились новые корпуса, что порадовало Руслана. Но его насторожило, что исчезла проволока. И Руслан с радостью подумал: «…может быть настало время жить вовсе без проволоки одной всеобщей счастливой зоной?» Но Руслан решил, что проволока все-таки нужна, чтобы не разбегались, чтобы легче было следить, чтобы научить людей и чтобы тех людей и собак, переставших понимать что к чему, выводить за проволоку на расстрел. Руслан не может понять и принять жизнь без лагеря, без хозяина. Он не может освободиться от железных оков диктаторства. Он не знает, что такое свобода, для чего она нужна людям. Он верит, что «рай», старый мир с его порядками, размеренная лагерная жизнь вернется. Символом веры и верности для Руслана является лагерь. И главный правильный закон – закон всеобщей несвободы (с. 50).

Обратимся к карте ГУЛАГа: лагеря как страшные наросты на теле страны сковали огромные пространства Советского государства.

Центральный парадокс повести: чем честнее Руслан, тем страшнее и лживее то, что он делает. К каким трагическим последствиям приводит перевернутое сознание, писатель изображает в сцене, которая является кульминацией всей повести. Комсомольцев, приехавших на стройку, конвойные собаки приняли за новую партию заключенных, выстроили их в колонну и решили их сопровождать в лагерь. Тех, кто ступал в сторону, загоняли обратно.

25. Чем закончилась последняя Служба, которую так долго ждал и, наконец, дождался Руслан, для конвойных собак и для приехавших на стройку людей?

Трагедией. Бойней. Считая, что люди ведут себя неправильно, собаки нападают на людей. Люди, защищаясь, избивают собак. Смертельную рану наносят Руслану, перебивая позвоночник (с. 57). Руслан до последнего вздоха не сдался. Уже с перебитым позвоночником он поднимается, чтобы отомстить своим обидчика (с. 58). Даже когда он понял, что его победили, он сражается за свою жизнь до конца, «зверь не лижет сапоги убийцам», «вскинув голову, рванулся навстречу лопате и схватил клыками железо». Ему было больно, но все же он заставил коренастого отступить, зайти сбоку, где Руслан его не мог видеть, и добить.

Повесть Владимова проникнута отчаянием. Чудовищна служба Руслана. Возникают вопросы: Виноват ли Руслан, что честно несет свою службу? Виноват ли в своей преданности? Кто виноват? Кто сделал из замечательного пса Руслана это злобное существо, оружие убийства? На эти вопросы автор отвечает своей повестью. Этот грозный жестокий зверь вызывает чувство сострадания и восхищения. Владимов снимает ответственность со своего героя и возлагает на тех, кто его учил «Учили его, вот он и служит.

26. Раскройте смысл эпиграфа повести «Что вы сделали, господа! М. Горький «Варвары».

В конце повести возникает традиционный для русской литературы мотив вины людей, общества за то, что они сотворили и предпочитают не замечать. Собака не виновата, что её приставили, научили стеречь и мучить людей по всем правилам охраны. Повесть заставляет задуматься о том, как разъела человеческие души в течение десятилетий господствующая в стране система ГУЛАГа. Законы, которые царят в лагерном мире, ведут к чудовищному искажению человеческой природы. Повесть Владимова – прямое обвинение тем, кто выстроил жизнь по законам лагеря, по чьей воле изуродована жизнь, сама природа человека и животного. Вопрос о вине за устройство мира писатель адресует не только тем, кто выстроил жизнь по законам лагеря, но и всем нам.

27. Понимает ли Руслан, что служил неправедной идее? Какие истины открываются ему перед смертью?

(С.61) Ему открылась зловещая правда:

У него никогда не было друзей ни среди тех, кого он охранял, ни среди тех, с кем он охранял.

Все вокруг, все до одного – враги.

Мир двуногих – это мир предательства и жестокости.

Его любовь к человеку, убогая, уродливая, умерла.

Всегда был несвободен.

Что вспомнилось Руслану? Караулы, погони, колонны, схватки, злоба. «… и всюду он был узник – на поводке ли без поводка, всегда не свободен, не волен».

Руслан называет свою любовь убогой, уродливой. Его жизненный принцип – служить безоговорочно, подчиняться не задумываясь, верить в разумность человека привел к трагическому финалу. И некогда сладостные, озарявшие его жизнь видения Службы теперь мучили его как дурной постыдный сон.

И все же искалеченное, изуродованное сознание тоталитарным режимом не воспринимает иной жизни. И в последние минуты, в агонии он мчится на Службу.

В этой повести Владимов изобразил истинную трагедию преданности, трагедию тех, кто служил неправедной идее, служил по- своему честно, но оказался не нужен. Их служба оказалась неверной, ложной, а жизнь их – навсегда искалеченной. Автор испытывает боль и стыд за все, что случилось с Русланом, и просит выполнить его последнее желание «чтобы все мы, виноватые перед ним, оставили его наконец и никогда бы не возвращались».

28. Каковы причины существования таких «верных русланов» в нашей стране?

Основная причина – длительное существование в стране тоталитарного режима: с 20-х по 50-е годы. Многолетний опыт политического террора, формирование «образа врага», воспитание у людей слепой веры в коммунистический идеал, преданности Сталину, нетерпимости к иной идеологии, иному образу мыслей и жизни, готовности не размышляя повиноваться воле партии, беспощадности к «врагам народа», страх перед репрессиями, ужас перед ГУЛАГом способствовали безоговорочному подчинению режиму. Отношение к тоталитарному режиму было неоднозначным. Подавляющее большинство рабочих, новой интеллигенции и крестьянской бедноты верили правительству, верили в светлое будущее, самоотверженно трудились, стремясь всеми силами его приблизить. Воспринимали тяжелые условия труда и жизни как неизбежные, но временные трудности. Безоговорочно подчиняясь воле вождя, верили в то, что строят идеальное общество. К таким верным режиму можно отнести Руслана.

Читая повесть, мы задумываемся над «проклятыми вопросами»: Откуда берется зло в людях? Что такое система? Где в этой системе кончается палач и начинается жертва?

Критик Н. Иванова сказала: «Верный Руслан – половина нашего народа». А исследователь творчества Владимова Аннинский заметил: «Душа Руслана – художественная модель всей нашей жизни».

29. Согласны ли вы с этими высказываниями?

Есть люди, которые находят в службе непреложный смысл бытия. Безликая исполнительская служба исчерпывает их интересы, предопределяет судьбу, лишает шансов быть иным.

Мы часто бездумно следуем приказам. Служба всегда права. Самостоятельные, обдуманные решения принимают лишь немногие люди, а большинство идет за тем, что кажется им верным, или справедливым, или выгодным.

Наш народ – это народ, безоговорочно верящий власти, режиму. Ведь всегда находились люди, которые добровольно писали доносы, участвовали в травле Солженицына, Сахарова, Синявского, Даниэля, Бродского, тех, кто был неугоден режиму. Верный Руслан – это вечный образ.

30. Составить синквейн на тему: «Верный Руслан».

В заключении я приведу слова известного писателя В. Шенталинского, автора книги «Без вины виноватые»: «Я ничего не могу предложить молодежи, кроме банальных, но вечных вещей - читайте книги, не предавайте своих бабушек и дедушек, тогда и ваши дети не предадут вас».

Писатель убежден: «Главное для человека - отвечать Божьему замыслу о нем, так же как для всей России важно осознать и исполнить этот замысел о своем призвании. Если же этого не произойдет, то Россия исчезнет, как исчезали многие другие великие цивилизации».

Чтобы не допустить повторения страшных страниц нашей истории, надо помнить о них. Для этого мы и читаем вечные книги, к который по праву принадлежит повесть «Верный Руслан». Почтим память тех, кто стал жертвами тоталитарного режима в нашей стране.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: