Россия во второй половине XIX в.




Лекция 26

План:

1. Власть и общество в России.

2. Социально-экономическое развитие России в пореформенное время.

3. Промышленный переворот в России.

 

1. Несмотря на то, что идеи перемен одобрялись всеми слоями общест­ва, власть, осуществлявшая модернизацию «сверху», не пользова­лась поддержкой «снизу» и не стремилась её обеспечить. Между тем многие представители торгово-купеческого капитала, подавляющая часть образованных горожан видели ограниченность и непоследова­тельность реформ. В обществеросло убеждение, что власть тормозит развитие представительных институтов, не доверяет гражданам страны, защищает интересы чиновной бюрократии, стремящейся со­хранить свои привилегии.

В основном оппозиция власти носила пассивный характер, про­являлась в скептическом, негативном отношении к политике, прово­дящейся «сверху». Складывалась традиция поведения русского ин­теллигента, оппозиционного к власти и считающего постыдным сотрудничать с ней, но и не готового к активному протесту. Тем са­мым курс самодержавия отдавал поле политических действий в рас­поряжение мало численных радикальных группировок, существую­щих нелегально и не признающих никаких правовых ограничений.

В 1870-е гг. среди части революционно настроенной молоде­жи, студенчества возникла идея «хождения в народ», призванного использовать недовольство крестьян реформой 1861 г. и подтолк­нуть его на бунт против режима самодержавия. Особых результа­тов подобная агитация не дала. Как правило, крестьяне сами за­держивали пропагандистов и сдавали их властям. В конце

1870-х гг. возникло несколько революционных организаций. Одна из самых многочисленных (около 2000 человек) — «Народная во­ля», кружки которой действовали более чем в 50 городах, делала ставку на террор. Народовольцы полагали, что политические убийства ослабят власть, облегчат осуществление революции. В 1881 г. они совершили покушение на Александра II.

При Александре III (1881—1894) многие из либеральных зако­нов, принятых в прошлое царствование, подверглись ужесточе­нию. Ограничивалась власть земств и городских выборных орга­нов власти, расширялись полномочия чиновников центральной власти на местах, жандармских управлений, следивших за благонадежностью граждан. Отменялись университетские свобо­ды, были приняты меры, призванные ограничить доступ к средне­му и высшему образованию выходцев из низших, малоимущих слоев общества.

2. Реформы, содействие государства в развитии тяжелой, особенно во­енной, промышленности, строительстве железных дорог обеспечили довольно высокие темпы развития российской экономики. С 1860 по 1900 г. доля России в мировом промышленном производстве увели­чилась с 7 до 8,8 %. По производству валового внутреннего продукта она вышла на четвертое место в мире, уступая лишь США, Англии и Германии. По доле в мировой торговле Россия находилась на шестом месте. Быстрыми темпами развивалось железнодорожное строитель­ство. Протяженность железнодорожной сети с 1861 по 1900 г. увели­чилась с 1,5 тыс. км до 58 тыс. км. Началось строительство Трансси­бирской железной дороги, имевшей большое значение для развития и освоения Сибири и Дальнего Востока. Быстро росла грамотность населения. С 1856 по 1896 г. число школ, училищ и гимназий увели­чилось с 8 тыс. до 79 тыс., число учащихся — с 23 тыс. до 3,8 млн. Рос­сия заняла третье место в мире по количеству наименований выпус­каемых книг.

В то же время непоследовательность аграрных преобразований 1861 г. сдерживала развитие России. При проведении реформ прави­тельство надеялось, что освобожденные от долгов помещичьи хозяй­ства смогут значительно повысить производство товарной продукции. Некоторые из них действительно пошли по пути совер­шенствования техники землепользования. Однако большинство по­мещиков оказались к этому не готовы. В итоге их хозяйства продол­жали переживать упадок. С 1870 по 1895 г. доля заложенных имений вновь возросла с 2,2 до 40 %, многие из них принудительно продава­лись за долги.

Обязанность вносить выкупные платежи разоряла крестьянство. В 1891—1892 гг. в России разразился голод, унесший жизнь несколь­ких сот тысяч человек. Правительство, особенно в царствование Александра III, стремилось сохранить и укрепить крестьянскую об­щину, полагая, что этим оно предотвращает разорение и обнищание крестьянства. В частности, в 1893 г. были приняты законы, ограничи­вающие право выхода из общины, запрещавшие продавать и закла­дывать общинные земли. Это консервировало уже изживший себя тип аграрных отношений. Не учитывалось, что в общинах, защищав­ших своих членов системой круговой поруки, поддержкой малоиму­щих, не возникает стимулов к повышению производительности тру­да, приобретению и освоению новой техники.

Модернизация экономики, строительство железных дорог были невозможны без больших вложений средств, которые в значитель­ной мере обеспечивались за счет казны. Ее пополнение требовало проведения жесткой налоговой политики. Только в 1880-е гг. на 30% возросли таможенные пошлины, вводились акцизные сборы на спирт, табак, сахар, новые налоги на недвижимость, торговлю, про­мыслы. Когда пост министра финансов занял С.Ю. Витте (1892—1903), была установлена государственная винная монопо­лия, оказавшаяся важной статьей пополнения бюджета. Были так­же сняты ограничения на иностранные инвестиции в российскую промышленность, что открыло новый источник финансирования ее развития. К 1914 г. иностранный капитал контролировал уже 40% металлургии, 50% химической промышленности, 90% угле­добычи, почти всю добычу нефти, что немало раздражало русских предпринимателей.

Меры по финансированию модернизации тяжким бременем ло­жились на все слои общества. Однако власти не пытались изменить практику, при которой все решения принимались «сверху».

В конце XIX века правящие круги России столкнулись с новой для себя проблемой. С развитием промышленности и освобождение

крестьян от крепостной зависимости начали быстро расти города (с 1863 по 1897 г. население крупных городов возросло с 6 до 17 млн. человек), увеличилась численность наемных работников. К началу XX века их количество в России достигло 10 млн. человек (в том числе — 3,5 млн. человек в сельском хозяйстве).

В 1870-е гг. произошли первые выступления рабочих, требовав­ших улучшения условий труда и повышения зарплаты. В 1880-е гг. было принято первое в России рабочее законодательство. Запре­щались использование труда малолетних (до 12 лет) и привлечение к работе в ночную смену женщин и несовершеннолетних. Был огра­ничен размер штрафов, которые могли налагаться на рабочих, запре­щалась практика выплаты зарплаты товарами. Закон учредил фаб­ричную инспекцию для контроля за выполнением рабочего законодательства.

В то же время власти категорически отвергали право рабочих на создание профессиональных союзов. Пресекались всякие попытки их организации. Это привело к тому, что стремления наемных работни­ков к защите их экономических интересов толкали их на выдвижение требований политического характера. Каждая забастовка выливалась в столкновение с полицией и войсками. Лишь в начале XX века было разрешено под присмотром полиции создавать «общества рабочего вспомоществования». Однако время было упущено. Возрастающее влияние на рабочее движение начали оказывать радикальные, рево­люционно настроенные марксистские организации.

 

3. Промышленный переворот, т.е. процесс перехо­да от мануфактурного, основанного на ручном труде производства к производству фабричному, связанно­му с широким применением машин, начался в Рос­сии в 30—40-е гг. и завершился (в передовых отрас­лях) к 80-м гг. XIX в. Выделяют два крупных этапа: дореформенный (1830—1850-е гг.) и пореформен­ный (1860—1880-е гг.).

Первый этап промышленного переворота. Пере­ход от мануфактуры к фабрике начался в тех отрас­лях промышленности, где наиболее широко приме­нялся наёмный труд. Пионерской в этом отношении стала хлопчатобумажная промышленность (бума­гопрядение, ситцепечатание). Машины внедрялись также в суконной, писчебумажной промышленнос­ти, в сахароварении. Возникли первые машиностро­ительные предприятия (Петербург, Москва, Ниж­ний Новгород и др.).

Важной стороной промышленного переворота в эти годы стало развитие транспорта, прежде всего пароходного и железнодорожного. Первая железная дорога, связавшая Петербург с Царским Селом, бы­ла построена в 1837 г. В 1851 г. вступила в строй же­лезная дорога Петербург — Москва.

Первый этап промышленного переворота в Рос­сии имел свои особенности:

— начался позднее, чем в экономически разви­тых европейских странах (в Англии, например, пер­вые фабрики появились в 60-е гг. XVIII в,, во Франции — в начале XIX в.);

начался в условиях господства крепостниче­ской экономики, что самым негативным образом сказалось на его темпах и географии (неравномерность размещения промышленных предприятий по
территории страны);

— сдерживался относительной замедленностью формирования крупных предпринимательских капиталов (многие промышленники были выходцами
из крепостного крестьянства, не имели юридических прав на владение фабриками, оставались в зависимости от помещиков, значительную часть дохо­
дов отдавали в виде оброка и высокой заработной платы, часть которой являлась тем же оброком, который крестьяне-отходники отдавали своим владельцам);

— не стал в дореформенной России причиной бы­ строго роста новых классов — промышленной буржу­азии и промышленного пролетариата. Причины со­
стояли в сохранении крепостнической системы хо­зяйства. Факторы, сдерживавшие рост буржуазии, отмечены выше. Что касается фабрично-заводских рабочих, то ими были главным образом крепостные
крестьяне-отходники. Отсюда сезонность, непостоян­ство состава, низкий уровень квалификации и др.;

— происходил при непосредственном (государст­венные заказы, вложение казенных капиталов) и опосредованном (протекционистские тарифы) участии государства.

Второй этап промышленного переворота. Пока­зателем завершения технического обновления про­мышленности считается момент, когда более полови­ны всей промышленной продукции выпускается предприятиями, оборудованными машинами и паро­выми двигателями, приводящими эти машины в действие. В России этот момент наступил на рубеже 70— 80-х гг. XIX в. К хлопчато- и писчебумажной, свекло­сахарной промышленности добавились текстильная, суконная, шерстяная, металлообрабатывающая, горнозаводская, машиностроительная промышленность.

Фабричное производство к этому времени уже преоб­ладало над мануфактурным и кустарным.

К особенностям и характерным чертам второго этапа промышленного переворота относят то, что он:

— происходил в новых условиях, после отмены крепостного права, крестьянской реформы 1861 г., снявшей многие преграды на пути развития капита­лизма в стране;

— сопровождался возникновением новых отраслей промышленности — нефтехимической, химической, машиностроительной и др.;

— привел к появлению промышленных районов, свободных от крепостнических традиций, бурно раз­вивавшихся на новых технических и социально-эко­номических основаниях (Донбасс, Криворожье, Баку), и временному упадку районов, где ранее преобладала крепостническая промышленность (Урал);

— сопровождался быстрым развитием транспорта, прежде всего железнодорожного («железнодо­рожная горячка» начала 70-х гг., общий рост протя­женности железных дорог в 1861 —1891 гг. почти в 19 раз, грузооборота — в 25 раз);

— имел важные социальные последствия.

Новым явлением было формирование промышленной бур­жуазии и промышленного пролетариата. Реформа сняла многие преграды, мешавшие количественному росту и социальному самоопределению буржу­азии. Она пополнялась выходцами из дворянства, купечества, крестьянства, чиновничества. Экономическое могущество буржуазии неуклонно росло, а её политическое влияние оставалось недопустимо ма­лым. Высокими темпами шло формирование рабоче­го класса (менее 10% населения к началу XX в.). Его ядро составляли рабочие, занятые на промышлен­ных предприятиях, горных работах, железных до­рогах. Положение рабочего класса было тяжелым: длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая зарплата, сочетавшаяся с изощренной систе­мой штрафов, бесправие, отсутствие трудового зако нодательства и медицинского страхования. В 80— 90-е гг. произошли первые крупные выступления рабочих (Морозовская стачка 1885 г.) с требованием улучшить условия их труда и быта;

— чрезвычайно значительным оставалось учас­тие государства в развитии промышленности (казен­ные заказы, закладка государственных предприя­тий, государственные субсидии и кредиты и др.).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Как складывались отношения власти и общество в России во второй половине XIX века?

2. В чем сущность позиции русского ин­теллигента этого времени?

3. Что такое «хождения в народ»?

4. Каким было социальное развитие России в пореформенное время?

5. Каким было экономическое развитие России в пореформенное время?

Основная литература:

1. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX в. – М.: «Русское слово – РС», 2005. – с. 351-355.

Дополнительная литература:

1. Примерные билеты и ответы по истории для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 11 кл./ Авт.-сост. Ю.И. Максимов. – М.: Дрофа, 2004. – с. 169-172.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: