Лекция 26
План:
1. Власть и общество в России.
2. Социально-экономическое развитие России в пореформенное время.
3. Промышленный переворот в России.
1. Несмотря на то, что идеи перемен одобрялись всеми слоями общества, власть, осуществлявшая модернизацию «сверху», не пользовалась поддержкой «снизу» и не стремилась её обеспечить. Между тем многие представители торгово-купеческого капитала, подавляющая часть образованных горожан видели ограниченность и непоследовательность реформ. В обществеросло убеждение, что власть тормозит развитие представительных институтов, не доверяет гражданам страны, защищает интересы чиновной бюрократии, стремящейся сохранить свои привилегии.
В основном оппозиция власти носила пассивный характер, проявлялась в скептическом, негативном отношении к политике, проводящейся «сверху». Складывалась традиция поведения русского интеллигента, оппозиционного к власти и считающего постыдным сотрудничать с ней, но и не готового к активному протесту. Тем самым курс самодержавия отдавал поле политических действий в распоряжение мало численных радикальных группировок, существующих нелегально и не признающих никаких правовых ограничений.
В 1870-е гг. среди части революционно настроенной молодежи, студенчества возникла идея «хождения в народ», призванного использовать недовольство крестьян реформой 1861 г. и подтолкнуть его на бунт против режима самодержавия. Особых результатов подобная агитация не дала. Как правило, крестьяне сами задерживали пропагандистов и сдавали их властям. В конце
1870-х гг. возникло несколько революционных организаций. Одна из самых многочисленных (около 2000 человек) — «Народная воля», кружки которой действовали более чем в 50 городах, делала ставку на террор. Народовольцы полагали, что политические убийства ослабят власть, облегчат осуществление революции. В 1881 г. они совершили покушение на Александра II.
При Александре III (1881—1894) многие из либеральных законов, принятых в прошлое царствование, подверглись ужесточению. Ограничивалась власть земств и городских выборных органов власти, расширялись полномочия чиновников центральной власти на местах, жандармских управлений, следивших за благонадежностью граждан. Отменялись университетские свободы, были приняты меры, призванные ограничить доступ к среднему и высшему образованию выходцев из низших, малоимущих слоев общества.
2. Реформы, содействие государства в развитии тяжелой, особенно военной, промышленности, строительстве железных дорог обеспечили довольно высокие темпы развития российской экономики. С 1860 по 1900 г. доля России в мировом промышленном производстве увеличилась с 7 до 8,8 %. По производству валового внутреннего продукта она вышла на четвертое место в мире, уступая лишь США, Англии и Германии. По доле в мировой торговле Россия находилась на шестом месте. Быстрыми темпами развивалось железнодорожное строительство. Протяженность железнодорожной сети с 1861 по 1900 г. увеличилась с 1,5 тыс. км до 58 тыс. км. Началось строительство Транссибирской железной дороги, имевшей большое значение для развития и освоения Сибири и Дальнего Востока. Быстро росла грамотность населения. С 1856 по 1896 г. число школ, училищ и гимназий увеличилось с 8 тыс. до 79 тыс., число учащихся — с 23 тыс. до 3,8 млн. Россия заняла третье место в мире по количеству наименований выпускаемых книг.
В то же время непоследовательность аграрных преобразований 1861 г. сдерживала развитие России. При проведении реформ правительство надеялось, что освобожденные от долгов помещичьи хозяйства смогут значительно повысить производство товарной продукции. Некоторые из них действительно пошли по пути совершенствования техники землепользования. Однако большинство помещиков оказались к этому не готовы. В итоге их хозяйства продолжали переживать упадок. С 1870 по 1895 г. доля заложенных имений вновь возросла с 2,2 до 40 %, многие из них принудительно продавались за долги.
Обязанность вносить выкупные платежи разоряла крестьянство. В 1891—1892 гг. в России разразился голод, унесший жизнь нескольких сот тысяч человек. Правительство, особенно в царствование Александра III, стремилось сохранить и укрепить крестьянскую общину, полагая, что этим оно предотвращает разорение и обнищание крестьянства. В частности, в 1893 г. были приняты законы, ограничивающие право выхода из общины, запрещавшие продавать и закладывать общинные земли. Это консервировало уже изживший себя тип аграрных отношений. Не учитывалось, что в общинах, защищавших своих членов системой круговой поруки, поддержкой малоимущих, не возникает стимулов к повышению производительности труда, приобретению и освоению новой техники.
Модернизация экономики, строительство железных дорог были невозможны без больших вложений средств, которые в значительной мере обеспечивались за счет казны. Ее пополнение требовало проведения жесткой налоговой политики. Только в 1880-е гг. на 30% возросли таможенные пошлины, вводились акцизные сборы на спирт, табак, сахар, новые налоги на недвижимость, торговлю, промыслы. Когда пост министра финансов занял С.Ю. Витте (1892—1903), была установлена государственная винная монополия, оказавшаяся важной статьей пополнения бюджета. Были также сняты ограничения на иностранные инвестиции в российскую промышленность, что открыло новый источник финансирования ее развития. К 1914 г. иностранный капитал контролировал уже 40% металлургии, 50% химической промышленности, 90% угледобычи, почти всю добычу нефти, что немало раздражало русских предпринимателей.
Меры по финансированию модернизации тяжким бременем ложились на все слои общества. Однако власти не пытались изменить практику, при которой все решения принимались «сверху».
В конце XIX века правящие круги России столкнулись с новой для себя проблемой. С развитием промышленности и освобождение
крестьян от крепостной зависимости начали быстро расти города (с 1863 по 1897 г. население крупных городов возросло с 6 до 17 млн. человек), увеличилась численность наемных работников. К началу XX века их количество в России достигло 10 млн. человек (в том числе — 3,5 млн. человек в сельском хозяйстве).
В 1870-е гг. произошли первые выступления рабочих, требовавших улучшения условий труда и повышения зарплаты. В 1880-е гг. было принято первое в России рабочее законодательство. Запрещались использование труда малолетних (до 12 лет) и привлечение к работе в ночную смену женщин и несовершеннолетних. Был ограничен размер штрафов, которые могли налагаться на рабочих, запрещалась практика выплаты зарплаты товарами. Закон учредил фабричную инспекцию для контроля за выполнением рабочего законодательства.
В то же время власти категорически отвергали право рабочих на создание профессиональных союзов. Пресекались всякие попытки их организации. Это привело к тому, что стремления наемных работников к защите их экономических интересов толкали их на выдвижение требований политического характера. Каждая забастовка выливалась в столкновение с полицией и войсками. Лишь в начале XX века было разрешено под присмотром полиции создавать «общества рабочего вспомоществования». Однако время было упущено. Возрастающее влияние на рабочее движение начали оказывать радикальные, революционно настроенные марксистские организации.
3. Промышленный переворот, т.е. процесс перехода от мануфактурного, основанного на ручном труде производства к производству фабричному, связанному с широким применением машин, начался в России в 30—40-е гг. и завершился (в передовых отраслях) к 80-м гг. XIX в. Выделяют два крупных этапа: дореформенный (1830—1850-е гг.) и пореформенный (1860—1880-е гг.).
Первый этап промышленного переворота. Переход от мануфактуры к фабрике начался в тех отраслях промышленности, где наиболее широко применялся наёмный труд. Пионерской в этом отношении стала хлопчатобумажная промышленность (бумагопрядение, ситцепечатание). Машины внедрялись также в суконной, писчебумажной промышленности, в сахароварении. Возникли первые машиностроительные предприятия (Петербург, Москва, Нижний Новгород и др.).
Важной стороной промышленного переворота в эти годы стало развитие транспорта, прежде всего пароходного и железнодорожного. Первая железная дорога, связавшая Петербург с Царским Селом, была построена в 1837 г. В 1851 г. вступила в строй железная дорога Петербург — Москва.
Первый этап промышленного переворота в России имел свои особенности:
— начался позднее, чем в экономически развитых европейских странах (в Англии, например, первые фабрики появились в 60-е гг. XVIII в,, во Франции — в начале XIX в.);
— начался в условиях господства крепостнической экономики, что самым негативным образом сказалось на его темпах и географии (неравномерность размещения промышленных предприятий по
территории страны);
— сдерживался относительной замедленностью формирования крупных предпринимательских капиталов (многие промышленники были выходцами
из крепостного крестьянства, не имели юридических прав на владение фабриками, оставались в зависимости от помещиков, значительную часть дохо
дов отдавали в виде оброка и высокой заработной платы, часть которой являлась тем же оброком, который крестьяне-отходники отдавали своим владельцам);
— не стал в дореформенной России причиной бы строго роста новых классов — промышленной буржуазии и промышленного пролетариата. Причины со
стояли в сохранении крепостнической системы хозяйства. Факторы, сдерживавшие рост буржуазии, отмечены выше. Что касается фабрично-заводских рабочих, то ими были главным образом крепостные
крестьяне-отходники. Отсюда сезонность, непостоянство состава, низкий уровень квалификации и др.;
— происходил при непосредственном (государственные заказы, вложение казенных капиталов) и опосредованном (протекционистские тарифы) участии государства.
Второй этап промышленного переворота. Показателем завершения технического обновления промышленности считается момент, когда более половины всей промышленной продукции выпускается предприятиями, оборудованными машинами и паровыми двигателями, приводящими эти машины в действие. В России этот момент наступил на рубеже 70— 80-х гг. XIX в. К хлопчато- и писчебумажной, свеклосахарной промышленности добавились текстильная, суконная, шерстяная, металлообрабатывающая, горнозаводская, машиностроительная промышленность.
Фабричное производство к этому времени уже преобладало над мануфактурным и кустарным.
К особенностям и характерным чертам второго этапа промышленного переворота относят то, что он:
— происходил в новых условиях, после отмены крепостного права, крестьянской реформы 1861 г., снявшей многие преграды на пути развития капитализма в стране;
— сопровождался возникновением новых отраслей промышленности — нефтехимической, химической, машиностроительной и др.;
— привел к появлению промышленных районов, свободных от крепостнических традиций, бурно развивавшихся на новых технических и социально-экономических основаниях (Донбасс, Криворожье, Баку), и временному упадку районов, где ранее преобладала крепостническая промышленность (Урал);
— сопровождался быстрым развитием транспорта, прежде всего железнодорожного («железнодорожная горячка» начала 70-х гг., общий рост протяженности железных дорог в 1861 —1891 гг. почти в 19 раз, грузооборота — в 25 раз);
— имел важные социальные последствия.
Новым явлением было формирование промышленной буржуазии и промышленного пролетариата. Реформа сняла многие преграды, мешавшие количественному росту и социальному самоопределению буржуазии. Она пополнялась выходцами из дворянства, купечества, крестьянства, чиновничества. Экономическое могущество буржуазии неуклонно росло, а её политическое влияние оставалось недопустимо малым. Высокими темпами шло формирование рабочего класса (менее 10% населения к началу XX в.). Его ядро составляли рабочие, занятые на промышленных предприятиях, горных работах, железных дорогах. Положение рабочего класса было тяжелым: длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая зарплата, сочетавшаяся с изощренной системой штрафов, бесправие, отсутствие трудового зако нодательства и медицинского страхования. В 80— 90-е гг. произошли первые крупные выступления рабочих (Морозовская стачка 1885 г.) с требованием улучшить условия их труда и быта;
— чрезвычайно значительным оставалось участие государства в развитии промышленности (казенные заказы, закладка государственных предприятий, государственные субсидии и кредиты и др.).
Вопросы для самоконтроля:
1. Как складывались отношения власти и общество в России во второй половине XIX века?
2. В чем сущность позиции русского интеллигента этого времени?
3. Что такое «хождения в народ»?
4. Каким было социальное развитие России в пореформенное время?
5. Каким было экономическое развитие России в пореформенное время?
Основная литература:
1. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX в. – М.: «Русское слово – РС», 2005. – с. 351-355.
Дополнительная литература:
1. Примерные билеты и ответы по истории для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 11 кл./ Авт.-сост. Ю.И. Максимов. – М.: Дрофа, 2004. – с. 169-172.