Архангел Михаил повергает дьявола. 1914-1915.




Биография

 

Родился Васнецов в вятском селе Лопьял 15 мая (по новому стилю) 1848 года в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Отец его, когда родился Виктор, переехал в село Рябово. Маму звали Аполлинария Ивановна. Всего в семье Васнецовых было шестеро сыновей, из которых Виктор был вторым.

Жили они бедно. В доме Васнецовых соседствовали уклады деревенской и городской жизни. Мама умерла рано, и отец остался за главного. Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. Бабушка увлекалась рисованием, и это тоже входило в число занятий семьи Васнецовых. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Здесь получили первое признание рано проявившиеся художественные наклонности будущего живописца. Мотивами его первых натурных зарисовок стали деревенские пейзажи, сцены из деревенской жизни.

Рисовать Васнецов начал рано, но в те времена было принято, что сын идет по стопам отца, поэтому Виктора Михайловича отдали в духовное училище. После него был перевод в Вятскую духовную семинарию. Духовная семинария в Вятке была высокоразрядным учебным заведением. В семинарии Васнецов изучал летописные своды, хронографы, четьи минеи — жития святых, притчи и другие произведения. Древнерусская литература, ее поэтика также направляли интерес будущего художника к русской старине.

В семинарии Васнецов начал плотно заниматься живописью. С 1866 по 1867 года он нарисовал около 75 рисунков, используя тему русских пословиц и поговорок для книги "Собрания русских пословиц" Николая Трапицина.

На Васнецова сильно повлияла встреча с Э.Андриоли, который был ссыльным польским художником. От него он узнает про Санкт-Петербургскую академию художеств. Туда он и решил поступать, не закончив последний курс семинарии. Отец был не против, предупредил только, что с деньгами не поможет.

Но без поддержки он не остался. Андриоли совместно с епископом Адамом Красинским связались с губернатором Кампанейщиковым, организовали продажу картин Васнецова «Жница» и «Молочница». За них они смогли выручить шестьдесят рублей.

И вот с этой суммой и еще небольшой надбавкой отца Васнецов отправился в Петербург.

После сдачи экзаменов он даже не посмотрел списки зачисленных. Отправился искать угол и хоть какую-то возможность заработать денег. Тут он встречает брата своего вятского учителя Красовского. Тот устраивает его рисовальщиком. Позже Васнецов устраивается работать художником по рисованию иллюстраций к книгам и журналам. В это же время он идет учиться в школу Общества поощрения художников. Там он знакомится с И. Н. Крамским, что сыграло немаловажную роль в последующей его жизни.

В 1868 году Васнецов снова решил поступать в С.Петербургскую академию. Тут он узнал, что тогда он все-таки был зачислен.

Во время учебы в Академии Васнецов познакомился с Репиным, общение с которым переросло и крепкую дружбу, сблизился с Архипом Куинджи, Василием Максимовым, Василием Поленовым, Василием Суриковым, Марком Антокольским, братьями Праховыми.

Немаловажной была встреча Васнецова с художником Павлом Чистяковым в 1870 году, она оказала влияние и на творчество Виктора Михайловича. Чистяков не стал ограничивать стремления Васнецова и подгонять его под стандарты "классицизма", а, наоборот, развивал его собственный талант.

В первый же год учебы Васнецов получает серебряную медаль. После года учебы в академии Васнецов получает две малые серебряные медали за рисунок "Два обнаженных натурщика" и этюд с натуры, а через два года удостаивается большой серебряной медали за рисунок "Христос и Пилат перед народом".

Время это для Васнецова очень трудное. В 1870 году отец Виктора умирает. Он переживает смерть отца, печется о брате Аполлинарии, будущем художнике, который приезжает из Вятки, много работает ради заработка. С 1871 года Васнецов все реже начинает посещать академию. Причина тому болезнь и нехватка времени. В эти годы он выполнил около двухсот иллюстраций к книгам.

В 1875 году Васнецов окончательно покидает академию: потребность зарабатывать становиться первоочередной, да желание работать самостоятельно и свободно становиться больше. Он уже написал картины "Чаепитие в трактире" (она была взята на выставку передвижников) и "Нищие певцы". В 1876 году выходят его картины "С квартиры на квартиру" и "Книжная лавочка".

Весной 1876 года Васнецов едет в Париж. Под впечатлением от нахождения во Франции появляется работа "Балаганы в окрестностях Парижа" (1877 год)

Через год он возвращается в Россию и венчается с Рязанцевой Александрой Владимировной. Они переехали в Москву.

В начале 1885 года Виктор Михайлович Васнецов получает приглашение принять участие в росписи Владимирского собора в Киеве.. В огромном Владимирском соборе Васнецову надо было расписать главный неф и апсиду. Отразить самые основные сюжеты Ветхого и Нового заветов, изобразить русских исторических деятелей, причисленных к лику святых, украсить своды орнаментами.

Более десяти лет трудился Васнецов над росписью в соборе.

Работая над воплощением образов князей Владимира, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Михаила Черниговского, Михаила Тверского, княгини Ольги, летописца Нестора, иконописца Алипия и многих, многих других, художник продолжил свои размышления об историческом прошлом России. Воинами, отстаивающими независимость родной земли, представлены облаченные в тяжелые доспехи Андрей Боголюбский и Александр Невский.

"Чудесный памятник по себе оставит Васнецов русским людям, — писал М.В. Нестеров. — Они будут знать в лицо своих святых, угодников и мучеников, всех тех, на кого они хотели бы походить и что есть их заветный идеал".

Когда сняли леса и в августе 1896 года в присутствии Царской Семьи и двора собор был освящен, вокруг работы Васнецова разгорелись яростные споры.

"Его душа рвется к небу, но прикреплена к земле", — сказал о Васнецове его искренний почитатель отец Сергий Булгаков, безоговорочно приняв его религиозную живопись.

Успех васнецовских росписей был огромен.

По окончании работ в киевском Владимирском соборе Васнецов получил многочисленные заказы на оформление храмов в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Варшаве. Наиболее значительной среди них была декорировка церкви завода хрустального стекла в имении Нечаева-Мальцева в Гусь-Хрустальном в 1904 году. Художник создал там росписи не на стенах, как в Киевском соборе, а на холстах, укреплявшихся на стенах, — и сделал эскизы для мозаичных изображений. Васнецовский талант монументалиста-декоратора с наибольшей силой проявился в полотне "Страшный суд". В огромной композиции (700 х 690 см), посвященной теме последнего судилища, он воплотил рожденное его могучей фантазией представление о вселенной и человечестве. Одновременно с росписью Киевского собора Васнецов создает цикл историко-былинных картин, работает в других жанрах.

Важную роль в жизни художника сыграло знакомство с московской семьей крупного промышленника и предпринимателя, известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова, сумевшего объединить вокруг себя крупнейших русских художников в содружество, названное впоследствии Абрамцевским кружком.

В 1878 году Васнецов начинает работу над картиной "После побоища Игоря Святославича с половцами". Она стала первой в цикле историко-былинных работ. Но картина единодушного одобрения не встретила. Слишком уж она был необычна, что сложно было выделить какое-то единое мнение. Чистяков же отозвался о работе так: "Таким далеким, таким грандиозным и по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня, что просто загрустил: я, дoпeтрoвский чудак, позавидовал Вам..." Не смотря на критику, Васнецов продолжает работать в выбранном направлении. В 1882 году он пишет "Витязя на распутье".

Стоит отметить его картину "Аленушка" - образ одинокой сиротки, печально склонившейся у воды. Печаль отражает даже пейзаж: и деревья и вода.

Васнецов также занимался декорациями к спектаклям, и получалось это у него не хуже, чем рисовать картины. Хотя он и не долго занимался декорациями, но успел их сделать достаточно много.

В 1897 году выходит его картина "Царь Иван Васильевич Грозный", которую он написал под впечатлением увиденного собора Василия Блаженного, а задумка ее появился в 1880 году

В период с 1875 по 1883 года планировалось открытие в Москве (как раз шло строительство) Исторического музея. Васнецов получил заказ выполнить картину "Каменный век". Это было достаточно неожиданно для художника, столь крупная работа.

В апреле 1898 года Васнецова посетил Павел Третьяков. Несколько минут молча он всматривался в картину, закрывавшую всю правую стену мастерской художника, и вопрос о приобретении "Богатырей" в галерею был решен. Картина заняла свое постоянное место в Третьяковской галерее. Это было одно из последних приобретений Павла Михайловича.

С окончанием картины стала насущной мысль о персональной выставке художника. Такая выставка была организована в марте-апреле 1899 года в помещении петербургской Академии художеств. На ней было представлено тридцать восемь произведений живописи. Центром же стало самое "капитальное", по словам Стасова, произведение — "Богатыри".

23 июля 1926 года Васнецов скончался. Было ему 79 лет. Смерть пришла к нему вечером дома, разрыв сердца.

 

 


Аленушка.

1881.

 

 

Важную роль в жизни художника сыграло знакомство с московской семьей крупного промышленника и предпринимателя, известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова, сумевшего объединить вокруг себя крупнейших русских художников в содружество, названное впоследствии Абрамцевским кружком. Музыкальные вечера, постановки живых картин и вечерние чтения драматических произведений и памятников народного эпоса, разговоры о проблемах искусства и обмен новостями соседствовали в доме Мамонтовых с лекциями историка Василия Ключевского о прошлом России. В мамонтовском сообществе Васнецов с новой силой ощутил эстетическую ценность русской культуры. Если портреты близких людей помогали Васнецову в создании идеала национальной красоты, национального типа, то в Абрамцеве и его окрестностях с их характерными для средней полосы России дубовыми, еловыми, березовыми лесами и рощами, причудливо-извилистой с темными заводями речкой Ворей, прудами, поросшими осокой, глухими оврагами и веселыми лужайками и пригорками, вырабатывался тип национального пейзажа. Здесь были задуманы и осуществлены полностью или частично многие произведения художника. Здесь была написана и "Аленушка", картина, в которой Васнецов наиболее полно и проникновенно воплотил лирическую поэзию родного народа. "Аленушка", - рассказывал впоследствии художник, - как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее". Васнецов обратился к сказке об Аленушке и ее братце Иванушке, по-своему, творчески претворив ее в живописи. По народным преданиям, природа оживает на исходе дня, обретая способность чувствовать в лад с человеком. Подобные ощущения в большой степени были присущи самому художнику, потому-то так органично согласованы в Аленушке состояние природы с чувствами героини. Фигуре Аленушки, задумавшейся над своей горькой судьбой, как бы вторит и бледно-серое небо, и пугающая своей темнотой поверхность омута с застывшими на ней желтыми листьями, и блеклые серые тона поникшей листвы осинок, и темная глубокая зелень елочек.


Архангел Михаил повергает дьявола. 1914-1915.

 

Виктор Михайлович Васнецов обладал глубоким

знанием сложной православной символики. Как

многие поколения Васнецовых он учился в

духовной семинарии. Позднее приобретенные

знания использовал в монументальной живописи

и в своих храмовых росписях. Так же, как в

народном сознании причудливо переплетались

языческие и христианские верования, художник

сумел примирить в своих росписях два этих

миропонимания.

Картине «Архангел Михаил» предшествовали

роспись Владимирского собора в Киеве, эскизы

росписей для Георгиевской церкви в

Гусь-Хрустальном, для храма Спаса на Крови в

Петербурге, для собора Александра Невского в

Софии, по заказу царской семьи для церкви св.

Магдалины в Дармштадте. Верующий человек,

в работе для церкви Виктор Васнецов видел свое

настоящие призвание.

В 1915-1916 годах на 13-й выставке Союза русских

художников Васнецов представил большое полотно

«Архангел Михаил». Этот величественный и

грозный образ широко распространен в религиозном

искусстве. Архистратиг Михаил (по-гречески –

верховный военачальник) облачен в кольчугу и

вооружен мечом, щитом или копьем или тем и

другим. Распахнутые за спиной крылья

свидетельствуют о его ангельской природе,

принадлежности к небесной Иерархии. Сатана - либо

в получеловеческом обличии, либо в виде дракона –

распростерт под ногами Святого, который готов

убить его.

На Руси Архангел Михаил всегда считался покровителем воинов, бьющихся за правое дело. Нередко его крылатая фигура украшала шлемы древнерусского воинства.

В Ветхом завете Архангел Михаил - один из семи архангелов Господа, ангел-хранитель Израиля, его имя происходит от еврейского «кто как Бог». Христианская традиция описывает его как стоящего во главе сонма ангелов небесных, защитника мира от князя тьмы. Михаил вел небесное воинство к победе над Люцифером и падшими ангелами. В Книге Откровения (12:7-9) об этом написано так: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий (…)»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: