Турилова Мария Валерьевна,




Этимология и история языка и преподавание русского языка, истории, МХК, иностранных языков и других дисциплин в системе дополнительного образования и в школе

 

Турилова Мария Валерьевна,

к.ф.н., методист, педагог дополнительного образования

МБОУ ДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги

 

В статье обобщен опыт преподавания этимологии и истории слов, основ сравнительно-исторического языкознания, основ материальной и духовной куль­туры славян по данным языка школьникам и взрослым в рамках дополни­тельного образования и в качестве элементов школьных уроков. Материалы могут быть использованы для школьных уроков русского языка, МХК, истории, культурологии, иностранных языков и других предметов или в рамках дополни­тельного образования.

Курсы «Введение в языкознание» и «Введение в славянскую филологию» входят в программу 1 курса филологического факультета университета, спец­курс «Сравнительная грамматика славянских языков» читается на 4 курсе рус­ского отделения. Блоки сведений, входящих в указанные курсы, могут быть орга­нично представлены на школьных уроках или в рамках объединений допол­ни­тель­ного образования.

Школьники могут почерпнуть сведения указанной тематики в этимологи­че­ских словарях [1, 17, 20, 22], сборниках лингвистических задач [9] и научно-попу­лярных книгах об истории слов [2, 5, 8, 19, 21]. Педагогам, помимо указан­ных работ, могут быть полезны более специальные работы об истории славян­ских языков [2, 4, 5, 16]. Теоретические сведения об основах сравнительно-исто­ри­ческого языкознания содержатся в работах [4, 5, 6, 10, 14, 16, 22]. В цикле лекций Ж.Ж. Варбот [5] и учебнике А.Е. Супруна [14] последовательно рассмат­ри­ваются основы сравнительно-исторического языкознания, история станов­ле­ния славянских государств и основы их письменности и культуры, сравни­тель­ная грамматика славянских языков. ЛЭС [10] включает в себя статьи по всем указанным темам. Сравнительной грамматике славянских языков посвящены работы С.Б. Бернштейна [3] и А. Мейе [11].

Изучению старославянского языка посвящены учебник Н.М. Елкиной [7], а также недавние работы М.Л. Ремневой [12, 13], Старославянский словарь Р.М. Цейтлин и других [15] и монография Р.М. Цейтлин [18].

Курс «Введение в славянскую филологию» преподавался мною в разных формах и в различном объеме начиная с 2005 г. Я прочла несколько лекций, в 2006–2008 гг. вела цикл семинаров для 1 курса вечернего отделения МГУ «Вве­дение в славянскую филологию». В 2011 году провела 1 блок семинаров «Осно­вы сравнительно-исторического языкознания» цикла «Введение в славянскую филологию» в КГУ им. К.Э. Циолковского. В 2016 году прочла лекцию об истории слов в рамках Фестиваля языков в Калуге.

В 2005–2015 гг. в рамках интенсивных каникулярных школ в Калуге, Москве, Подмосковье для школьников всех возрастов и для взрослых провела циклы занятий «Введение в сравнительно-историческое языкознание», «Линг­вис­тические задачи», «Языки мира», «История слов», «Языки мира» (для началь­ной школы), «Читаем летописи», «Филологический практикум» (чтение текстов на незнакомых, в т.ч. славянских языках), «Материальная и духовная культура славян по данным языка» и «Старославянский язык». Представлены некоторые комментарии к имеющемуся опыту.

План занятий курса «Материальная и духовная культура славян по данным языка», представляющего собой переработанный блок лекций Ж.Ж. Варбот [5], в рамках интенсивных каникулярных школ (5 занятий в течение недели для средних, старших школьников и взрослых) следующий.

На первом занятии участники курса знакомятся с объемом его содержания. Затем им даются сведения об источниках сведений о дописьменной истории, материальной и духовной культуре славян, основах сравнительно-исторического языкознания, показывается древо индоевропейской семьи языков, они узнают о современных славянских народах и группировке славянских народов и языков, решают лингвистические задачи.

Второе занятие посвящено социальной организации древних славян (семье, племени, суду и праву), ремеслам, земледелию и скотоводству. Третье – пред­став­лениям древних славян о растительном и животном мире, пространстве и времени, числовой и геометрической системам. На четвертом участники курса знакомятся с искусством древних славян, представлениями об интеллектуальной деятельности, эмоциональной сфере, строении тела и болезнях. На пятом они узна­ют о классах демонических существ у славян-язычников, верховных богах древних восточных и западных славян-язычников, их связи с индоевропейской традицией, культовых сооружениях и обрядах славян-язычников, похоронном обряде, календарных и аграрных обрядах, принятии христианства славянами.

Сведения представляются как обобщение данных языка, то есть этимоло­ги­че­ской реконструкции, анализа сведений, которые предоставляет история лекси­ки славянских языков. Подобранные яркие и несложные примеры могут быть восприняты слушателями, не являющимися специалистами в этой сфере.

В 2009 году у меня был интересный опыт ведения занятий «Языки мира» для школьников начальных классов: по содержанию это были основы грам­ма­тики славянских языков и рассмотрение заимствований из латыни и греческого языка, по форме – межпредметные занятия на стыке языкознания, танца, музыки и рисования. Представленное описание приводится с учетом корректировок, внесенных по итогам занятий.

В группе детей возраста начальной школы выбираются «штурманы» (тот, кто смотрит в карту), «художники», «музыканты», «танцоры», «летописцы» и др. Они помогают преподавателю на том или ином этапе занятия. Каждое занятие посвящено одному из языков и представляет собой «путешествие» в одну из стран: Украина, Болгария, Греция, Рим, Чехия. Для каждого занятия подобраны русские слова, заимствованные из рассматриваемого языка, лингвистические задачи на сопоставление языков, материал для чтения (текст песни и т.д.), музыка. Для иллюстрирования предложен комплект поздравительных открыток с видами разных городов и достопримечательностей, для работы подготовлены канцелярские материалы и принадлежности: ватман, клей-карандаш, цветные карандаши, фломастеры, ручки, ножницы. На каждом занятии по ходы работы участники курса наклеивают распечатанные материалы (тексты для чтения, открытки и др.) на ватман, на итоговой стендовой конференции рассказывают о курсе, комментируя пять получившихся ватманских листов – стендов.

Итак, занятие начинается с сообщения, в какую страну отправляются участ­ники, и выяснения того, что знают о ней дети. Далее участники получают разда­точный материал для чтения, после обсуждения, чтения и перевода песня про­пе­вается вслух (например, на занятии об украинском языке это «Несе Галя во­ду…»). Затем мы разучиваем простые танцевальные движения под музыку и тан­цуем. Далее идет групповая работа над стендом: несколько человек готовят и при­клеивают текст, другие – открытки, несколько человек оформляют фон. Пос­ле этого следует обобщение занятия, если осталось время – просмотр мульт­филь­ма «Колыбельные мира». На занятиях, посвященных Греции и Риму, были пред­ставлены греческий и латинский алфавиты, дети нарисовали некоторые буквы.

Включение сведений об истории слов, языков, этимологии, реконструкции материальной и духовной культуры славян по данным языка может помочь школьникам научиться задумываться над словами и чувствовать язык, на ко-то­ром они говорят, а знание основ сравнительно-исторического языкознания, мето­дов лингвистического анализа будет полезно для развития как филологи­че­ских, так и других компетенций.

Циклы занятий об истории слов могут быть построены тематически. Опыт показывает, что простой рассказ в форме лекции утомителен, поэтому целесооб­разным представляется построение занятий по дедуктивному принципу, т.е. как расследование. Этот метод использован в книге Н.М. Шанского [17].

Для школьников постарше (8-11 классы, филологический профиль, спец­курс) тематическое планирование курса «Введение в этимологию» (также на основе лекций Ж.Ж. Варбот [5]) может быть построено следующим образом.

В 1 четверти на 4 занятиях по 2 ак.ч. представлены основы сравнительно-исторического языкознания. 1. Структура курса. Этимология. Языковая картина мира. Родство языков, языковые союзы, типология. Языковое древо. 2. Срав­ни­тельно-историческое языкознание: история и основные понятия. Материальное сходство родственных языков в отличие от сходства типологического. Анализ не­которых рядов фонетических соответствий в группе родственных языков. Фоне­­тический закон. Внутренняя и внешняя реконструкция. Принцип относи­тельной хронологии. 3. Индоевропейская семья языков. Мертвые языки и их зна­чение для сравнительно-исторического языкознания. Басня Шлейхера. Типы пись­менности. Дешифровка. 4. Основы фонетики праиндоевропейского языка. Языки групп кентум и сатем.

Во второй четверти (7 занятий) даются основы сравнительной грамматики славянских языков. 5. Славянские языки. Праславянский язык и этимология. Эти­мологический словарь славянских языков. Принципы составления словаря. Работа с картотекой и изданными томами словаря. 6. Восточная подгруппа сла­вянских языков. 7. Южная подгруппа славянских языков. 8. Западная подгруппа славянских языков. Общие черты языков каждой из этих групп. Задачи на со­по­ставление языков. 9. Древнерусский язык. Чтение летописей, берестяных грамот. 10. Русский язык. Чтение текста, анализ слов, восстановление праформ, обсужде­ние этимологий. Работа с этимологическими словарями. 11. Концеренция (со­об­ще­ния участников занятий и обсуждение).

Третья четверть (11 занятий) посвящена введению в славянскую этимоло­гию. 12. Славянские этимологии. Социальная организация древнейших славян: племя, род, семья, специфика родства у славян. Право, закон, суд. 13. Быт и хо­зяй­ство древнейших славян: жилища, ремесла, скотоводство, земледелие, борт­ни­­чество, торговля. 14. Представление древних славян о человеке (тело и душа, жизнь и смерть), окружающей природе (растения, животные, цветы, рельеф, время), числах. Искусство древних славян (музыкальные инструменты, танцы, ва­я­ние, рисование). Счастье, судьба, рок, удача, доля. Изумление и удив­ление. Горе, печаль, забота, тоска. 15. Распространение христианства у славян. Созда­ние пись­менности. Св. Кирилл и Мефодий. Глаголица и кириллица. Глаголица сегодня: глаголическое возрождение в Хорватии. Задача на чтение глаголицы. 16. Этимология слова. Внутренняя форма слова. Исторические про­цессы и облик слова. Затемнение внутренней структуры слова, переразложение, переосмыс­ле­ние. Анализ русских слов. 17. Русский язык. Этимологии слов. 18. Этимологии меж­дометий. 19. Этимологии фразеологизмов. 20. Этимология имен и фамилий. 21. На­родная этимология. 22. Конференция: представление письменных работ участников занятий.

В четвертой четверти (4 занятия) происходит обобщение курса и практи­че­ские занятия. 23. Работа с «Этимологическим словарем славянских языков», словарями М. Фасмера и В.В. Даля. Диалектные словари. 24. Полевые и кабинет­ные исследования. Анализ диалектного текста. Расшифровка аудиотекста. Запи­си аудиотеки и видеотеки диалектологического кабинета филфака МГУ. Диалек­то­логические экспедиции. 25-26. Зачетное занятие.

Ожидаемым результатом освоения программы является начальное знакомство учащихся с историей становления славянских государств и их письменности и культуры (в кратком рассказе о государствах приводятся базовые сведения об истории страны, первых письменных памятниках, грамматиках, печатных кни­гах) в контексте овладения принципами сравнительно-исторического языко­зна­ния и другими методами лингвистического анализа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: