Музыкально-теоретический анализ.




Хор и сцена «Батя, батя» из оперы «Хованщина».

Муз. М.П. Мусоргский

Опера «Хованщина» одно из ярких творений великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. В ней приоткрыта еще одна страница русской истории. Сцена и хор «Батя, батя» может исполнятся отдельным номером в концертах. Неподражаемо и самобытно исполнял партию Хованского наш земляк, Александр Филиппович Ведерников.

Мусоргский Модест Петрович (1839— 1881), композитор. Родился 21 марта 1839 г. в селе Кареве Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне в Тверской области) в дворянской семье. В детстве занимался музыкой под руководством матери. Образование получил в Петропавловской школе в Петербурге (1851 г.), подготовительном пансионе Комарова (1852 г.) и Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1856 г.).

В 1856 г. начал службу в лейб-гвардии Преображенском полку. Одновременно брал уроки фортепианной игры у пианиста А. А. Герке. Тогда же познакомился с А С. Даргомыжским и М. А. Балакиревым, с помощью которого изучил теорию музыки и композиции. Вскоре Мусоргский стал постоянным участником собраний музыкальной группы «Могучая кучка».

В 1858 г. он вышел в отставку в чине прапорщика, чтобы уже всецело посвятить себя музыке. В 1867 г. написана симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». К 1868 г. Мусоргский создал романсы на стихи Н. А. Некрасова и А. Н. Островского, а также на собственные тексты. По совету литературоведа В. В. Никольского композитор приступил к работе над оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Борис Годунов» по собственному либретто. В 1874 г. премьера «Бориса Годунова» состоялась на сцене Мариинского театра в Петербурге; опера имела большой успех. Это было торжеством всей «Могучей кучки», именно в этой опере Мусоргский особенно ярко воплотил основные идеи членов кружка. Центральная партия Бориса была любимой в репертуаре Ф. И. Шаляпина. В 1872 г. Мусоргский написал свой первый вокальный цикл «Детская», для которого сам сочинил текст. В 1873 г. он начал работу над «народной музыкальной драмой» «Хованщина» на сюжет, предложенный критиком В. В. Стасовым. Вчерне опера была закончена летом 1880 г., но лишь после смерти Мусоргского окончательно дописана и инструментована Н. А. Римским-Корсаковым. В 1874 г. Мусоргский написал десять музыкальных иллюстраций к акварельным рисункам художника В. Е. Гартмана «Картинки с выставки» — виртуозные пьесы для фортепиано. Через год он начал работу над вокальным циклом «Песни и пляски смерти» (на стихи А. А. Голенищева-Кутузова), который завершил в 1877 г. В 1876 г. Мусоргский задумал новую лирико-комедийную оперу «Сорочинская ярмарка» на сюжет повести Н. В. Гоголя. Над ней он работал до конца жизни, но закончить её так и не успел (опера закончена Ц. А. Кюи). В 1879 г. тяжёлое материальное положение заставило Мусоргского вновь поступить на службу в ревизионную комиссию Государственного контроля, где он прослужил до самой смерти. Умер 28 марта 1881 г. в Петербурге, находясь в полной нищете.

Основные сочинения:

•Оперы- «Борис Годунов», «Хованщина», «Женитьба», «Сорочинская ярмарка», «Саламбо»; •Произведения для хора- «Марш Шамиля», «Иисус Навин», «Поражение Сеннахериба»;
•Произведения для фортепиано- «Картинки с выставки», «Слеза», «Няня и я», «На южном берегу Крыма», «В деревне» и др;
•Для голоса- сборник «Юные годы», «Детская», «Без солнца», «Песни и пляски смерти» и др.

Опера «Хованщина» - это предельно жесткий, предельно честный, предельно трезвый взгляд на историю России и национальный характер.

5 июля 1872 года - Мусоргский начинает «Хованщину», посвящает В.В.Стасову.

Первое исполнение – 9 февраля 1886 года, г. Санкт-Петербург.

Изначально Мусоргский задумывал написать трилогию: «Борис Годунов», «Хованщина», «Пугачевщина»(опера была недописана). В каждой из опер композитор показывает моменты наиболее глубокого системного кризиса власти, те моменты в истории России, когда наиболее велика опасность падения страны во мрак, нищету.

Стоит отметить, что не все события, описанные в опере соответствуют истории: сюжет разворачивается в 1682г, на тот момент не могло быть никаких Петровцев- ведь Петру было всего 10 лет. Но такое явление, как «Хованщина» действительно имело место быть. Разворачивается чистейшая военная диктатура - вся власть переходит князю Ивану Хованскому по прозвищу «Тараруй».

Мусоргский писал о судьбе России, а не об ее истории: в России проклята власть.

Опера «Хованщина» имеет 3 финала: написаны Стравинским, Шостаковичем и Римским- Корсаковым

Мусоргский постоянно пытался что-то изменить, сложно даже приблизительно представить, какой была бы опера, если бы Мусоргский дожил до ее завершения.

Опера всегда вызывает огромное количество неразрешимых вопросов, никогда не сойдёт ни с русской, ни с мировой сцены!

Опера «Хованщина».

Это народная музыкальная драма(опера), основанная на исторических событиях, произошедших в России в период между 1682 и 1689 годами.

Исторической основой для «Хованщины» стали события, произошедшие на Руси после 1682 года, когда после смерти царя Фёдора Алексеевича власть фактически перешла к царевне Софье, хотя официально коронован был десятилетний Пётр. После случившегося в мае стрелецкого бунта фактически властвовал князь Иван Хованский (этот период известен как «хованщина»).

Действующие лица:

•Князь Иван Хованский, начальник стрельцов- бас
•Князь Андрей Хованский, его сын –тенор
•Князь Василий Голицын- тенор
•Шакловитый, боярин- баритон
•Досифей, глава раскольников – бас
•Марфа, раскольница- меццо-сопрано
•Сусанна, раскольница- сопрано
•Подъячий- тенор
•Эмма, девушка из Немецкой слободы - сопрано
•Пастор- баритон
•Варсонофьев, приниженный Галицина- бас
•Стрелец Кузька- баритон
•1,2,3 стрельцы - бас, баритон, тенор
•Клеврет Князя Голицына- тенор

СОДЕРЖАНИЕ:

1 ДЕЙСТВИЕ:

События происходят на Красной площади. Горожане встречают рассвет. Дозорные вспоминают расправу над боярами, совершённую днём ранее, о которой напоминает высеченный текст на столбе. Когда дозорные покидают площадь, появляется сторонник царевны Софьи боярин Шакловитый. Он диктует подьячему донос Петру, в котором сообщается о планах Хованских захватить власть. Собравшиеся на площади люди требует подьячего прочесть, что написано на столбе, после чего они приходят в ужас, узнав о расправе над боярами, которые были неугодны стрельцам. Появляется Иван Хованский, которого приветствуют стрельцы. После ухода князя со свитой, появляется лютеранка Эмма и влюблённый в неё Андрей Хованский, преследующий девушку. Прежняя возлюбленная Андрея, раскольница Марфа, защищает Эмму. Вернувшийся Иван Хованский застаёт их и гневается на сына, защищающего лютеранку, которая и ему самому приглянулась. В то же время, Андрей готов скорее убить её, чем отдать отцу; когда он уже был готов это сделать, появившийся глава старообрядцев Досифей останавливает разгорающийся конфликт

2 ДЕЙСТВИЕ:

Второе действие происходит в кабинете князя Голицына, читающего любовное письмо от Софьи, чьим фаворитом он является. При этом он не верит ни в её преданность, ни в свою судьбу, а также его одолевает страх перед будущим страны. По его просьбе приходит гадалка — Марфа — которая предсказывает ему опалу. В ужасе он приказывает убить гадалку, но Марфе удаётся скрыться. Появляется Иван Хованский, скрытый соперник Голицына. Они ненавидят друг друга, и их спор перерастает в ссору, которую останавливает появившийся Досифей. Он обвиняет Хованского в потворстве стрелецкому пьянству и разгулу, Голицына — в пристрастии к европейским обычаям, и заставляет обоих подумать о спасении страны. Появляется Шакловитый, который сообщает, что Пётр получил донос, «обозвал хованщиной и велел сыскать»

3 ДЕЙСТВИЕ:

События происходят в Стрелецкой слободе в Замоскворечье. Проходят в сопровождении толпы монахи с песнопениями. Оставшаяся одна Марфа переживает измену Андрея Хованского, не переставая его любить. Она напевает песню «Исходила младёшенька». Подслушавшая эту песню фанатичная раскольница Сусанна грозит Марфе судом. Вновь появляется Досифей, который защищает и утешает Марфу и прогоняет Сусанну. Появляется Шакловитый, которого беспокоит судьба страны. Когда он слышит песни стрельцов, то скрывается. Появляются стрелецкие жёны и отчитывают мужей с песней: «Ах, окаянные пропойцы!..» Веселье продолжается под песню Кузьки-стрельца, но внезапно обрывается, когда вбегает подьячий. Он сообщает, что приближаются петровские рейтары. У стрельцов мгновенно меняется настроение, и они просят Хованского выступить в ответ. Однако князь указывает всем идти по домам и ожидать «судьбы решения»

4 ДЕЙСТВИЕ:
1 картина- События происходят в хоромах Ивана Хованского. Его пытаются развлечь крепостные девушки, однако князь всё равно остаётся хмурым. Появляется гонец, который передаёт предостережение от князя Голицына о «неминуемой надвигающейся беде». Хованский не может избавиться от навязчивых плохих мыслей и велит позвать персидок, которые исполняют танец. Появляется Шакловитый, который передаёт приглашение на тайный совет от царевны Софьи. Хованский польщён и приказывает подать парадную одежду, но внезапно его убивает наёмный убийца. Шакловитый саркастически допевает незаконченную хором девушек песню «Плывёт, плывёт лебёдушка…»
2 картина- Вторая картина происходит на площади у собора Василия Блаженного. Князь Голицын отправлен в ссылку. Марфа сообщает Досифею, что рейтарам дан приказ окружить скиты старообрядцев. Глава раскольников решается на самосожжение своей паствы и разрешает Марфе взять Андрея Хованского с собой. Последний появляется и ищет Эмму, одновременно проклиная Марфу. Когда та ему рассказывает, что его отец убит, а стрельцов казнят, он не верит ей и трубит в рог, созывая свой полк, однако на него никто не отзывается. Андрей понимает, что всё погибло, только когда видит стрельцов, которых ведут на казнь. Он просит Марфу спасти его, и та ведёт Андрея в скит. Прямо перед казнью появляется гонец (боярин Стрешнев), который объявляет о помиловании стрельцов

5 ДЕЙСТВИЕ:

Действие происходит в окружённом скиту раскольников в бору. Досифей призывает к молитве, дабы предстать перед богом чистыми. Старообрядцы поджигают скит. Марфа, мечтая в смерти воссоединиться с возлюбленным Андреем Хованским, а также он сам и все раскольники встречают гибель в огне. Финальная сцена критиками и композитором названа «отпеванием»; она зародилась ещё в самом начале творческого процесса Мусоргского по созданию оперы.

Хоры из оперы:

● Хор чернорясцев

● Раскольничий хор «Победихом, посрамихом»

● Хор стрельцов «Батя,батя»

● Хор стрельцов «Слава лебедю»

● Хоры сенный девушек: «Возле речки на лужочке», «Плывет, Плывет лебедушка», «Поздно вечером сидела».

 

Музыкально-теоретический анализ.

Хор стрельцов «Батя,батя»- финальная сцена 3 действия.

Сцена имеет сквозное развитие, написана в тональности d-moll (с отклонениями в Es-dur- молитва; G-dur «Живи и здравствуй батя»; es-moll: «Рейтары, да Петровцы»).

Написана в размере - 4/4.

Сцена начинается с сольного запева стрельца Кузьки: он призывает всех стрельцов идти к Князю Ивану Хованскому и узнать, действительно ли к ним идёт войско Петра.

Стрельцы встречают его одобрительными возгласами: «Спросим!» - вначале f у женского хора, а затем p у мужского.

Тема стрельца звучит в тональности Еs-dur,в конце предложения происходит отклонение в d- moll.

 

 
 

Начинается хор проведением основной темы «Батя, батя, выйди к нам»- у мужского хора. Слышны интонации мольбы, просьбы. Во втором проведении темы включается женский хор, тема становится более распевной. Первое и второе предложение начинается с тонического секстаккорда.

Затем будто пытаясь разжалобить Князя звучит диалог женского «Детки просят» и мужского хора «Тебя зовут». Обе фразы звучат в нисходящем движении, с использованием гармонического минора и фригийского лада.

Второе проведение главной темы звучит более настойчиво, на f. Здесь тема приобретает полифонические черты, становится требовательней, уверенней, и на контрасте звучит последнее проведение «батя, батя, выйди к нам» в динамике p.

Poco meno mosso(постепенно менее подвижно)- оркестровая тема, выход Князя Хованского на крыльцо, характеризует внутреннее состояние стрельцов: волнение и опасение. Князь тщеславно приветствует стрельцов «Здорово, детки». Стрельцы восторженно отвечают «На радость и славу» -исполняют f, Сольный и хоровой эпизоды звучат a capella.

Вновь звучит соло Хованского, он спрашивает, зачем стрельцы его звали в тональности Es-dur. Хор отвечает: звучит основная тема в напряженном проведении на малую секунду выше в тональности еs-moll «Рейтары да петровцы губят нас» на ff. Это кульминация всей сцены. Стрельцы в ужасе просят помощи и защиты у Князя. Мужской хор возглашает: «Веди нас в бой!». Хованский вопросительно отвечает: «В бой?». Затем фермата на паузе - будто раздумья Князя, после которых звучит его драматическое соло.

Molto andante (очень, весьма не спеша)- соло Князя, где он будто отрекается от стрельцов, велит идти им по домам и ждать решения судьбы.

Andantino(чуть подвижней чем andante) - потрясённые, страдающие стрельцы остаются ни с чем. Они поют молитву a cappella (pp), просят помощи и защиты у Бога. Молитва звучит в тональности es-moll, что придаёт особую трагичность.

Хор заканчивается светлыми мажорными аккордами Es-dur - как символ надежды на спасение.

Произведение написано для исполнения смешанным хором, исполняется в сопровождении оркестра.

Исполнительские трудности:

  1. Точные вступление хора после проведений оркестра
  2. Хорошее цепное дыхание
  3. Ведение фраз, показ главного слова в них
  4. Хороший баланс между голосами в аккордах
  5. Динамическое разнообразие
  6. Умение правдиво передать содержание, образ исполняемой сцены.

 

Дирижёрские трудности:

  1. Точный показ вступлений хора после проведений оркестра
  2. Показ вступлений солиста
  3. Разнообразный дирижерский жест
  4. Показ проведений темы в оркестре, слышать тембры инструментов, показ штриха
  5. Разнообразная динамика - точный показ f и p
  6. Точный рисунок схемы в правой руке
  7. Ощущение звука в руке
  8. Умение готовить ауфтакт для хора
  9. Чувствовать пульсацию (ВДП)

 

Общий диапазон хора: aмал.окт – ges2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: