ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.




МАТЕРИАЛЫДЛЯ РАБОТЫ

ПО

ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Учебно-методическое пособие

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

И ТРЕБОВАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ И НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Методическое пособие «Материалы для работы по истории средних веков» предназначено для подготовки к семинарским занятиям и написанию контрольных работ студентами заочного отделения исторического факультета.

Семинарские занятия призваны углубить и дополнить знания студентов, получаемых на лекционных курсах, а также закрепить навыки работы с различными видами исторических источников. В данном методическом пособии даются рекомендации по изучению четырех тем: «Система ценностей Нового Завета», «Древние германцы», «Карл Великий.», «Первый крестовый поход». Рассмотрение тем семинарских занятий предполагает как индивидуальную, так и групповую работу студентов.

Контрольные работы, являясь частью учебного плана, занимают важное место в процессе обучения студентов. Их цель ‑ овладение приемами работы с источниками, а умение работать с источниками ‑ основа исследовательской деятельности. Выработанные в ходе написания контрольных работ, эти навыки будут иметь первостепенное значение при написании курсовых и дипломных работ.

Контрольные работы по истории средних веков выполняются студентами заочного отделения после завершения лекционного курса и семинарских занятий. Контрольная работа должна полностью раскрывать тему, основываться на источниках и исследовательской литературе, должна быть изложена правильным литературным языком, без орфографических ошибок. К этим требованиям необходимо добавить ряд условий, обязательных для успешного выполнения контрольных работ студентов ‑ историков:

На этапе подготовки к написанию контрольной работы студент должен вспомнить основные типы источников по истории средних веков, уметь найти, сгруппировать и проанализировать источники, необходимые для написания контрольной работы, знать важнейшие источниковедческие публикации, относящиеся к теме работы.

2. Студент должен уметь правильно структурировать собранный материал, составив развернутый план контрольной работы.

3. Необходимой частью контрольной работы является небольшое по объему "Введение". В нем формулируются цели и задачи работы, дается краткий анализ источников и историографии проблемы с учетом результатов важнейших дискуссий по выбранной теме.

4. В основной части работы необходимо раскрыть содержание темы. Изложение материала должно быть логически правильным, аргументированным, подкрепленным ссылками на источники или выводы ведущих исследователей. Студент должен уметь анализировать, проводить сравнения и обобщать исследуемый материал.

Одним из важнейших требований к контрольной работе является владение понятийным аппаратом исторической науки, знаниями хронологии стран Европы и Азии в период средних веков.

6. Контрольная работа должна отражать не только знания по выбранной теме, но и умение делать выводы, видеть взаимосвязь между фактами и событиями. Поэтому важнейшей частью контрольной работы является "Заключение", подводящее итоги по теме работы.

7. Контрольную работу должны завершать "Примечания", содержащие ссылки на источники и литературу, "Список источников и литературы", оформленные в соответствии с требованиями государственного стандарта.

В конце учебно-методического пособия приводится список учебной литературы, обращение к которой возможно при рассмотрении всех тем контрольных работ.

Выполнение контрольной работы способствует овладению профессиональным языком исторической науки, умению корректно и аргументировано обосновать положения науки, свою точку зрения, развивает мышление и речь. Эти умения и навыки необходимы студенту в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

ТЕМЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

 

ТЕМА 1. СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ НОВОГО ЗАВЕТА.

 

Христианство и новозаветное послание изменило древний мир. Оно произвело переворот в системе ценностей античного общества и определило основу шкалы ценностей христианского мира. Поэтому изучение истории средних веков начинается с рассмотрения системы ценностей Нового Завета. В ходе работы над темой студенты должны рассмотреть следующие вопросы:

1. Понятие о системе ценностей и ее место в жизни общества.

2. Система ценностей Нового Завета.

- выявление базовых ценностей

- их структуризация.

3. Сравнение новозаветной системы ценностей с системой ценностей позднеантичного общества.

Изучение темы необходимо начать с подробной характеристики источников и только после этого перейти к рассмотрению первого вопроса. При рассмотрении первого вопроса учащимся необходимо обратиться к исследовательской литературе, посвященной изучению системы ценности и ее месту в жизни общества, а также высказать собственные мысли по этому вопросу. Второй вопрос предполагает непосредственную работу с источниками, самостоятельное рассмотрение и структурирование материала. Для изучения третьего вопроса студентам необходимо вспомнить систему ценностей позднеантичного общества и сравнить с системой ценностей Нового Завета. Изучение системы ценностей новозаветного общества необходимо для понимания менталитета человека и жизни общества в средние века.

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

1. Новый Завет (синодальное издание).

2. Реале Д. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Средневековье. СПб., 1994.

3. Утченко Л.С. Две шкалы римской системы ценностей // ВДИ 1972, 4

4. Утченко Л.С. Еще раз о римской системе ценностей // ВДИ 1973, 4

5. Культурология XX век. Энциклопедия. СПБ., 1998. Т.1

 

 

ТЕМА 2. ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ.

 

На формирование средневекового общества оказала влияние не только античность, христианство, но и варварские общества. Вторая тема семинарского занятия – изучение общества древних германцев. Рассмотрение темы необходимо начать с подробной характеристики источников и уточнения формулировки темы. Охарактеризовав источники, необходимо определить аспекты рассмотрения, структурировать их, выбрав основополагающие и определить дальнейший ход работы. Студенты разбирают каждый из предложенных аспектов, особое внимание, уделяя наиболее дискуссионным (занятия, социальная структура и др.) и их рассмотрение в исследовательской литературе. При характеристике каждого аспекта необходимо сравнить сведения, сообщаемые различными источниками. При рассмотрении системы ценностей древних германцев необходимо сравнить ее новозаветной.

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

1. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о галльской войне: Пер. М.М. Покровского. М., 1991. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о галльской войне, о гражданской войне, об африканской войне. М., 1962.

2. Тацит. Германия // Корнелий Тацит. Сочинения. СПб., 1993.

3. Тацит. О происхождении германцев // Хрестоматия по истории средних веков / Под. ред. С.Д. Сказкина. М., 1963. Т. I. С. 337‑356.

4. Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Римской империи и возникновение варварских королевств. М., 1984.

5. Неусыхин А.И. Дофеодальный период как переходная стадия развития от родоплеменного строя к феодализму // Проблемы истории докапиталистических обществ. М., 1968.

6. Неусыхин А.И. Общественный строй древних германцев. М., 1989.

7. Петрушевский Д.М. Очерки по истории средневекового общества и государства. М., 1922.

8. Средневековая Европа глазами современников и историков / Под. ред. А.Л. Ястребицкой. М., 1995. Ч. I. С. 44‑111.

 

 

ТЕМА. 3. КАРЛ ВЕЛИКИЙ.

 

Личность Карла Великого одна из центральных в истории раннего средневековья. Достаточное количество источников по данной теме позволяет рассмотреть различные аспекты деятельности Карла Великого. Источниками для раскрытия данной темы является сочинение Эйнгарда «Жизнь Карла Великого», ставшее классическим еще при жизни автора, фрагменты капитуляриев Карла Великого, фрагменты «Лоршских анналов» и «Песни о Роланде».

Рассмотрение темы необходимо начать с характеристики источников и уточнения формулировки темы. Охарактеризовав личность Эйнгарда, цели и мотивы написания его труда, подумать какие произведения античных писателей могли послужить образцом для его работы. Далее необходимо рассмотреть особенности внешней и внутренней политики Карла, обратив внимание не только на то, что рассказывают источник, но и на то как описываются и объясняются те или иные события и действия Карла в различных текстах. Большой материал для характеристики его частной жизни сообщает Эйнгард. При изучении этого вопроса также необходимо обратить внимание на то, какие стороны личности Карла жизни рассматривает Эйнгард, каким он изображает Карла. В заключении работы студентам предлагается сформулировать особенности изображения Кала Великого в произведении Эйнгарда.

 

ПЛАН.

1. Характеристика источников.

2. Внутренняя и внешняя политика Карла Великого.

3. Характеристика личности Карла.

- характер;

- повседневная жизнь, быт;

4. Особенности изображения Карла Великого в произведении Эйнгарда.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Лоршские анналы // Хрестоматия по истории средних веков / Под. ред. С.Д. Сказкина. М., 1963. Т.I. С. 458 ‑ 470.

2. Песнь о Роланде // Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. М., 1976.

3. Эйнгард. Жизнь Карла Великого // Левандовский А. Карл Великий. М., 1995.

4. Карл Великий: реалии и мифы / Под. ред. А.А. Сванидзе. М., 2001.

5. Левандовский А. Карл Великий. М., 1995.

 

ТЕМА 4. ПЕРВЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД.

 

Одним из значительных событий истории средневекового мира, воплощением воинского духа средневекового рыцарства, проявлением внешней экспансии христианского мира являлось крестоносное движение. Крестовые походы - важнейшая часть истории не только средневековой Европы, но и Византии, стран мусульманского востока, что дает возможность рассмотреть эти цивилизации в их взаимодействии. Тема «Первый крестовый поход» носит комплексный характер, что предполагает работу не только с западноевропейскими, но и арабскими, армянскими, византийским, русскими источниками.

В начале работы студенты дают подробную характеристику источников, выявляют их специфику и зависимость друг от друга, а также уточняют формулировку темы. Важной задачей при рассмотрении данной темы являются сравнение сведений, определение специфики восприятия или изображение одних и тех же явлений в различных источниках. Важно проанализировать представления участников крестового похода друг о друге, т.е. “образ другого” и изменение этого образа. В процессе этой работы необходимо познакомиться с методологией рассмотрения “образа другого” и использовать не только тексты источников, приведенные в уч. пособии М.А. Заборова, но и иллюстрации........ рукописей, приведенных с монографии С.И. Лучицкой. Образ "другого": мусульмане в хрониках крестовых походов. Изучение темы позволяет углубить знание по одному из важнейших внешнеполитических событий в истории средневековой Европы и ее взаимодействия с византийским и мусульманским миром, познакомиться с новыми для студентов методами и аспектами работы с источниками.

 

ПЛАН..

1. Характеристика источников.

2. Клермонский собор и причины крестоносного движения.

3. Крестоносцы в Византии.

4. Крестоносцы в Малой Азии. Взятие Никеи.

5. Захват Эдессы и антиохииэ

6. Осада и взятие Аль - Маарры.

7. Захват Иерусалима и образование Латино - Иересалимского королевства.

8. Образ “Другого” в хрониках первого крестового похода.

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

1. Истории средних веков: Хрестоматия / Сост. В.Е Степанова, А.Я. Шевеленко. М., 1969. Ч. I. С. 254‑259.

2. Материалы по теме см. в книге: Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977. С. 63‑128.

3. Васильев А.А. История Византии. Византия и крестоносцы. М., 1923.

4. Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980.

5. Лучицкая С.И. Мусульманские идолы // Другие средние века: к 75‑летию А.Я. Гуревича / Сост. И.В. Дубовский и др. М.;СПб., 2000.

6. Лучицкая С.И. Образ "другого": мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб., 2001.

 

ТЕМЫКОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.

 

ТЕМА 1. ОБЪЕДИНЕНИЕ ФРАНКОВ ПОД ВЛАСТЬЮ МЕРОВИНГОВ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХЛОДВИГА

 

Хронологические рамки работы ‑ V‑VI вв. При работе над темой рассмотрите важнейшие внешнеполитические и внутриполитические причины объединения франков, охарактеризуйте признаки складывающегося государственного аппарата, проанализируйте статус королевской власти, выявите сохранившиеся элементы родового строя, проследите взаимодействия королевской власти и служилой знати, роль христианской церкви в объединении франков и в формировании государства Меровингов.

На основе сочинения Григория Турского необходимо раскрыть деятельность наиболее известных исторических личностей (Хлодвига, Хильдериха, Рагнахара, Теодориха, Хильпериха и др.), выявить критерии оценки их деятельности, роль в процессе объединения франков.

 

ИСТОЧНИКИ

1. Григорий Турский. История франков. Кн. II, III, предисловие к кн. IV. Ì., 1987.

2. Из хроники Фредегара // Хрестоматия по истории средних веков / Под. ред. С.Д. Сказкина. М., 1963. Т. I. С. 426.

3. Из эдикта Хлотаря II // Хрестоматия по истории средних веков / Под. ред. С.Д. Сказкина. М., 1963. Т. I. С. 426 ‑ 427.

4. Салическая правда / Пер. Н.П. Грацианского. М., 1950.

 

МОНОГРАФИИ И СТАТЬИ.

1. Грацианский Н.П. Из социально-экономической истории западноевропейского средневековья. М., 1960.

2. Гуревич А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970.

3. Корсунский А.Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. М., 1963.

4. Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Римской империи и возникновение варварских королевств. М., 1984.

5. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

6. Петрушевский Д.М. Очерки по истории средневекового общества и государства. М., 1922.

7. Средневековая Европа глазами современников и историков / Под. ред. А.Л. Ястребицкой. М., 1995. Кн. I. С. 44 ‑ 111.

8. Фюстель де Куланж. История общественного строя древних франков. СПб., 1901.

 

ТЕМА 2. КАРЛ ВЕЛИКИЙ В СОЧИНЕНИИ ЭЙНГАРДА

 

Сочинение Эйнгарда, личного секретаря и биографа Карла Великого ‑ один из главных источников для характеристики деятельности императора Карла. Работа должна основываться на анализе произведения Эйнгарда "Жизнь Карла Великого". В начале работы следует охарактеризовать эпоху, в которой жил Эйнгард, личность самого Эйнгарда, особенности историко-биографического жанра средневековья.

При характеристике Карла Великого особенно важен анализ глав 5‑16, рассматривающих его внешнюю и внутреннюю политику. Главы 17‑29 раскрывают его частную жизнь. В работе необходимо проанализировать полноту и степень достоверности сведений, сообщаемых Эйнгардом о Карле Великом, показать особенности его произведения, своеобразие изложения материала. Для этого нужно привлечь сведения "Лоршских анналов", "Песни о Роланде", также сообщающих сведения о жизни и деятельности Карла Великого.

 

ИСТОЧНИКИ

 

1. Лоршские анналы // Хрестоматия по истории средних веков / Под. ред. С.Д. Сказкина. М., 1963. Т.I. С. 458 ‑ 470.

2. Песнь о Роланде // Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. М., 1976.

3. Эйнгард. Жизнь Карла Великого // Левандовский А. Карл Великий. М., 1995.

 

МОНОГРАФИИ И СТАТЬИ

 

1. Карл Великий: реалии и мифы / Под. ред. А.А. Сванидзе. М., 2001.

2. Левандовский А. Карл Великий. М., 1995.

 

 

ТЕМА 3. ПРАВЛЕНИЕ ЮСТИНИАНА В СОЧИНЕНИЯХ

ПРОКОПИЯ КЕСАРИЙСКОГО

 

Сочинения Прокопия Кесарийского ‑ важнейший источник по истории правления василевса Юстиниана. Начать работу следует с краткой характеристики личности Прокопия Кесарийского, особенностей его мировоззрения. Необходимо обратить внимание на специфику социальной структуры ранневизантийского общества, характер императорской власти, важнейшие внешнеполитические и внутриполитические задачи, стоявшие перед империей.

При анализе источников обратите внимание на личностные качества Юстиниана, на его характеристику как политического деятеля, проанализируйте отношения Юстиниана с его ближайшим окружением, отношение к Юстиниану со стороны наиболее ярких политических деятелей Ранней Византии (Велисария, Нарзеса и др.). Для раскрытия темы необходимо проследить изменение отношения Прокопия Кесарийского к личности Юстиниана, к результатам его правления (на примере сочинений "О постройках" и "Тайная история"), выявить причины этих изменений.

 

ИСТОЧНИКИ

 

1. Прокопий Кесарийский. Война с персами // Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., 1993. Кн. 1, гл. 13‑14, 24‑25. Кн. 2.

2. Прокопий Кесарийский. Тайная история // Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. - М., 1993. Гл. 4, 5, 7, 8, 11, 13, 14, 18, 19, 21‑26, 30.

3. Прокопий Кесарийский. Война с вандалами // Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., 1993. Кн. 1. Гл. 11, 17‑20. Кн. 2. Гл. 8‑9.

4. Прокопий Кесарийский. Война с готами. М., 1950.

 

МОНОГРАФИИ И СТАТЬИ

 

1. Васильев А.А. История Византийской империи (до 1081). М., 1998.

2. Диль Ш. История Византийской империи. М., 1948.

3. Диль Ш. Юстиниан и византийская цивилизация в VI в. СПб., 1908.

4. Досталова Р. Византийская историография // ВВ. 1982. Т. 43.

5. Пигулевская Н.В. Византия и Иран на рубеже VI ‑ VII вв..М., 1946.

6. Удальцова З.В. Идейно-политическая борьба в ранней Византии. М., 1974.

7. Успенский Ф.И. История Византии. ÑÏá., 2000. Ò. 1.×. 2.

8. Чекалова А.А. Константинополь в VI веке. Восстание "Ника". М., 1989.

 

ТЕМА 4. ВОССТАНИЕ "НИКА" В КОНСТАНТИНОПОЛЕ

 

Работу нужно начать с характеристики социально-экономической и политической ситуации Византии V ‑ VI вв., социальной структуры византийского общества, особенностей византийского плебса. Необходимо обратить внимание на роль димов в жизни Византии, причины их популярности, особенности их социального состава, проанализировать религиозные, политические, социальные противоречия между димами и внутри них.

Рассматривая восстание "Ника", определите его причины, характер действий восставших, ответные меры правительства, проанализируйте поведение императора Юстиниана, императрицы Феодоры, полководца Велисария и др., раскройте последствия восстания.

 

ИСТОЧНИКИ

 

1. Восстание "Ника" в Константинополе // Хрестоматия по истории средних веков / Под. ред. С.Д. Сказкина. М., 1963. Ч. I. С. 363‑365.

2. Сборник документов по социально-экономической истории Византии. М., 1951. С. 54‑57.

 

МОНОГРАФИИ И СТАТЬИ

 

1. Васильев А.А. История Византийской империи (до 1081). М., 1998.

2. Диль Ш. Юстиниан и византийская цивилизация в VI в. СПб., 1908.

3. Чекалова А.А. Константинополь в VI веке. Восстание "Ника". М., 1986.

 

ТЕМА 5. АРАБСКОЕ ГОСУДАРСТВО В VII ‑ X ВВ.

 

Работа над темой предполагает рассмотрение особенностей развития арабского государства и раскрытие следующих вопросов: завоевательная политика арабов, принципы организации войска, отношение к покоренным народам, политика арабов на завоеванных территориях. В последнем вопросе особенное внимание нужно уделить "Книге о харадже", где собраны сведения о налогах и пошлинах, различия в системе налогообложения на завоеванных территориях.

 

ИСТОЧНИКИ

 

1. Ал-Балазури. Из книги завоеваний стран // Хрестоматия по истории средних веков / Под. ред. С.Д. Сказкина. М., 1963. Т. I. С. 204‑212.

2. Ал-Балазури. Из книги завоеваний стран // Истории средних веков: Хрестоматия / Сост. В.Е Степанова., А.Я Шевеленко. М., 1969. Ч. I. С. 155‑158.

3. Медников М.А. Палестина от завоевания арабами до крестовых походов по арабским источникам // Истории средних веков: Хрестоматия / Сост. В.Е Степанова, А.Я Шевеленко. М., 1969. Ч. I. С. 159‑164.

 

МОНОГРАФИИ И СТАТЬИ.

 

1. Бартольд В.В. Мусульманский мир. М., 1920.

2. Большаков О.Г. История халифата. Т. I. Ì., 1989.

3. Васильев Л.С. История Востока. Ì., 1998.

4. Васильев Л.С. История религий Востока. Ì., 1988.

5. Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам: очерк истории. М., 1988.

6. Грюнебаум Г.Э. фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1981.

7. Крачковский И.Ю. Очерки по истории русской арабистики. М.;Л., 1950.

8. Кривов В.А. Византия и арабы в раннем средневековье. СПб., 2002.

 

 

ТЕМА 6. НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В АРАБСКОМ ХАЛИФАТЕ

 

Основу работы должен составить анализ источников по народным движениям в халифате. В начале работы необходимо дать характеристику источников, отметить особенности изложения материала в них. При анализе каждого из восстаний следует раскрыть его причины, социальный и имущественный состав восставших, цели и методы борьбы, степень организации, причины поражения. Важно провести сравнительный анализ восстаний, определить их общие черты и особенности. В заключительной части работы проанализируйте роль народных движений в процессе упадка Арабского халифата.

 

ИСТОЧНИКИ.

 

1. Абу-Йусуф. Из книги о харадже // Хрестоматия по истории средних веков / Под. ред. С.Д. Сказкина. М., 1963. Т. I. С. 215‑222.

2. Медников М.А. Палестина от завоевания арабами до крестовых походов по арабским источникам // Хрестоматия по истории средних веков / Под. ред. С.Д. Сказкина. М., 1963. Т. I. С. 212‑215; 222‑226.

3. Медников М.А. Палестина от завоевания арабами до крестовых походов по арабским источникам // Истории средних веков: Хрестоматия / Сост. В.Е Степанова., А.Я Шевеленко. М., 1969. Ч. I. С. 164‑166.

4. Сиасет-намэ. Книга о правлении вазира XI столетия Низам ал-Мулька // Хрестоматия по истории средних веков / Под. ред. С.Д. Сказкина. М.,1963. Т. I. С.226‑234.

 

МОНОГРАФИИ И СТАТЬИ.

 

1. Бартольд В.В. Мусульманский мир. М., 1920.

2. Большаков О.Г. История халифата. Т. I. Ì., 1989.

3. Васильев Л.С. История Востока. Ì., 1998.

4. Крачковский И.Ю. Очерки по истории русской арабистики. М.;Л., 1950.

 

ТЕМА 7. ПРИЧИНЫКРЕСТОНОСНОГО ДВИЖЕНИЯ.

ПОХОД БЕДНОТЫ

Работу необходимо начать с характеристики источников. Рассматривая предпосылки крестовых походов, обратите внимание на общий подъем западнохристианского мира в X‑XI вв., на различные проявления его внутренней и внешней экспансии. Далее следует охарактеризовать сложные отношения между странами Западной Европы, Византией и мусульманскими государствами.

Рассматривая причины крестовых походов и непосредственный повод к ним, проанализируйте их восприятие различными сторонами: государствами Западной Европы, Византией, мусульманскими государствами. Сравните их.

Изучая вопрос о "походе бедноты" в 1096 г., раскройте понимание целей похода крестьянами, обратите внимание на вооружение первых крестоносцев, их поведение на пути к Византии, в самой Византии, на деятельность Петра Пустынника, Вальтера Голяка, на причины поражения "похода бедноты".

 

ИСТОЧНИКИ

 

1. Истории средних веков: Хрестоматия / Сост. В.Е Степанова, А.Я Шевеленко. М., 1969. Ч. I. С. 249‑255.

2. Материалы по теме см. в книге: Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977. С. 47‑63.

 

МОНОГРАФИИ И СТАТЬИ

 

1. Васильев А.А. История Византии. Византия и крестоносцы. М., 1923.

2. Васильев А.А. История Византии. От начала крестовых походов до падения Константинополя. М., 1989.

3. Добиаш-Рождественская О.А. Эпоха крестовых походов. Пг., 1918.

4. Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980.

5. Заборов М.А. Папство и крестовые походы. М.. 1960.

6. История крестовых походов / Под. ред. Дж. Райли-Смита. М., 1998.

7. Констебл Д. К периодизации историографии крестовых походов // Другие средние века: к 75-летию А.Я. Гуревича / Сост. И.В. Дубовский и др. М.;СПб., 2000.

8. Кривов В.А. Византия и арабы в раннем средневековье. СПб., 2002.

9. Куглер Б. История крестовых походов. Ростов н/Д., 1998.

10. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

11. Лучицкая С.И. Образ "другого": мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб., 2001.

12. Райт Дж. К. Географические представления в эпоху крестовых походов. М., 1988.

13. Успенский Ф.И. История крестовых походов. СПб., 2001.

14. Эпоха крестовых походов / Ред. Э. Лависса, А. Рамбо. Смоленск, 2001.

 

ТЕМА 8. ПЕРВЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД.

Целью работы является характеристика первого крестового похода (1096‑1099). Начать контрольную работу необходимо с характеристики источников. Анализируя причины первого крестового похода, необходимо раскрыть их понимание в Западной Европе (феодалами‑рыцарями, духовенством), в Византии, в мусульманских государствах. Охарактеризуйте вождей первого крестового похода, проанализируйте вооружение рыцарей, маршруты их передвижения, поведение рыцарей во время похода, их взаимоотношение с мусульманами, с жителями захваченных городов (Эдессы, Антиохии).

Следует рассмотреть понимание событий крестового похода, его результатов самими крестоносцами (письмо папе Урбану II от 11 сентября 1098 г.), византийцами, мусульманами. В заключение нужно подвести итоги первого крестового похода.

 

ИСТОЧНИКИ

 

1. Истории средних веков: Хрестоматия / Сост. В.Е Степанова, А.Я. Шевеленко. М., 1969. Ч. I. С. 254‑259.

2. Материалы по теме см. в книге: Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977. С. 63‑128.

 

МОНОГРАФИИ И СТАТЬИ

 

1. Васильев А.А. История Византии. Византия и крестоносцы. М., 1923.

2. Васильев А.А. История Византии. От начала крестовых походов до падения Константинополя. М., 1989.

3. Добиаш-Рождественская О.А. Эпоха крестовых походов. Пг., 1918.

4. Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980.

5. Заборов М.А. Папство и крестовые походы. М., 1960.

6. История крестовых походов / Под. ред. Дж. Райли-Смита. М., 1998.

7. Кривов В.А. Византия и арабы в раннем средневековье. СПб., 2002.

8. Куглер Б. История крестовых походов. Ростов н/Д., 1998.

9. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

10. Лучицкая С.И. Мусульманские идолы // Другие средние века: к 75‑летию А.Я. Гуревича / Сост. И.В. Дубовский и др. М.;СПб., 2000.

11. Лучицкая С.И. Образ "другого": мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб., 2001.

12. Райт Дж. К. Географические представления в эпоху крестовых походов. М., 1988.

13. Успенский Ф.И. История крестовых походов. СПб., 2001.

14. Эпоха крестовых походов / Под. ред. Э. Лависса, А. Рамбо. Смоленск, 2001.

ТЕМА 9. ВЗЯТИЕ ИЕРУСАЛИМА В 1099 г.

ЛАТИНО‑ИЕРУСАЛИМСКОЕ КОРОЛЕВСТВО

Работу над темой начните с характеристики источников. Далее необходимо объяснить, что значил для людей средних веков Иерусалим, каковы были представления об Иерусалиме в Европе X‑XII вв.

Взятие Иерусалима крестоносцами в 1099 г. ‑ кульминация первого крестового похода. Рассматривая этот вопрос, обратите внимание на моральную, военно-техническую подготовку крестоносцев к штурму города, на их поведение во время штурма, их отношение к мусульманам. Сравните описание штурма Иерусалима крестоносцами и арабами.

 

ИСТОЧНИКИ

 

1. Из хроники Роберта Реймсского "Иерусалимская история" // Средневековая Европа глазами современников и историков / Под. ред. А.Л. Ястребицкой. М., 1995. Ч. II. С. 179‑182.

2. Истории средних веков: Хрестоматия / Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. М., 1969. Ч. I. С. 259‑262.

3. Материалы по теме см. в книге: Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977. С. 128‑153.

 

МОНОГРАФИИ И СТАТЬИ

 

1. Васильев А.А. История Византии. Византия и крестоносцы. М., 1923.

2. Васильев А.А. История Византии. От начала крестовых походов до падения Константинополя. М., 1989.

3. Добиаш-Рождественская О.А. Эпоха крестовых походов. Пг., 1918.

4. Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980.

5. Заборов М.А. Папство и крестовые походы. М., 1960.

6. История крестовых походов / Под. ред. Дж. Райли-Cмита. М., 1998.

7. Куглер Б. История крестовых походов. Ростов н/Д., 1998.

8. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

9. Лучицкая С.И. Мусульманские идолы // Другие средние века: к 75‑летию А.Я. Гуревича / Сост. И.В. Дубовский и др. М.;СПб., 2000.

10. Лучицкая С.И. Образ "другого": мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб., 2001.

11. Райт Дж. К. Географические представления в эпоху крестовых походов. М., 1988.

12. Успенский Ф.И. История крестовых походов. СПб., 2001.

13. Эпоха крестовых походов / Под. ред. Э. Лависса, А. Рамбо. Смоленск, 2001.

 

 

ТЕМА 10. ВЗЯТИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ КРЕСТОНОСЦАМИ: ВЗГЛЯД СОВРЕМЕННИКОВ СОБЫТИЙ

 

Четвертый крестовый поход ‑ один из самых парадоксальных в истории крестоносного движения, а захват и разгром Константинополя ‑ высшая точка и главный итог этого похода. Цель данной работы ‑ проанализировать восприятие этого события различными свидетелями: крестоносцами, византийцами, русскими путешественниками (игуменом Даниилом и новгородцем, автором "Повести о взятии Царьграда фрягами").

Начать работу следует с характеристики источников. Работая над темой, необходимо раскрыть общее восприятие Византии и Константинополя в западнохристианском мире, рассмотреть подготовку крестоносцев к штурму, их тактику, поведение во время штурма, отношение к жителям Константинополя, проанализировать реакцию папы на взятие Константинополя, оценку этого события различными участниками и очевидцами. В заключение подведите итоги четвертого крестового похода и рассмотрите его последствия.

 

 

ИСТОЧНИКИ

 

1. Гунтер Пэрисский. Из "Истории завоевания Константинополя" // М.А. Заборов. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977. С. 231‑236.

2. Истории средних веков: Хрестоматия / Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. М., 1969. Ч. I. С. 259.

3. Материалы по теме см. в книге: Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977. С. 206 - 268.

4. Повесть о взятии Царьграда крестоносцами в 1204 г // Изборник. Повести Древней Руси. М., 1986.

5. Хождение игумена Даниила // Книга хождений. М., 1993.

 

 

МОНОГРАФИИ И СТАТЬИ

 

1. Васильев А.А. История Византии. Византия и крестоносцы. М., 1923.

2. Васильев А.А. История Византии. От начала крестовых походов до падения Константинополя. М., 1989.

3. Добиаш-Рождественская О.А. Эпоха крестовых походов. Пг., 1918.

4. Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980.

5. Заборов М.А. Папство и крестовые походы. М.. 1960.

6. История крестовых походов / Под. ред. Дж. Райли-Смита. М., 1998.

7. Куглер Б. История крестовых походов. Ростов н/Д., 1998.

8. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

9. Лучицкая С.И. Образ "другого": мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб., 2001.

10. Райт Дж. К. Географические представления в эпоху крестовых походов. М., 1988.

11. Успенский Ф.И. История крестовых походов. СПб., 2001.

 

ТЕМА 11. ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ ПО ДАННЫМ ЦЕЗАРЯ И ТАЦИТА

 

Хронологические рамки работы ‑ сер. I в.до н.э. ‑ I в. н.э. Основными источниками для раскрытия данной темы являются сочинения Цезаря и Тацита, которые следует охарактеризовать и показать их специфику. В контрольной работе необходимо проследить изменения в социальной структуре общества древних германцев, в организации управления, в статусе различных социальных групп, в характере семьи на протяжении полутора столетий (со времен Цезаря до Тацита).

 

ИСТОЧНИКИ.

 

1. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о галльской войне: Пер. М.М. Покровского. М., 1991. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о галльской войне, о гражданской войне, об африканской войне. М., 1962.

2. Тацит. Германия // Корнелий Тацит. Сочинения. СПб., 1993.

3. Тацит. О происхождении германцев // Хрестоматия по истории средних веков / Под. ред. С.Д. Сказкина. М., 1963. Т. I. С. 337‑356.

 

МОНОГРАФИИ И СТАТЬИ.

 

1. Грацианский Н.П. Из социально-экономической истории западноевропейского средневековья. М., 1960.

2. История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. Т. I. М., 1985.

3. Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Римской империи и возникновение варварских королевств. М., 1984.

4. Ле Гофф Ж.. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

5. Неусыхин А.И. Очерки по истории Германии в средние века (до XV в.) // Проблемы европейского феодализма. М., 1974. Гл. I.

6. Неусыхин А.И. Дофеодальный период как переходная стадия развития от родоплеменного строя к феодализму // Проблемы истории докапиталистических обществ. М., 1968.

7. Неусыхин А.И. Общественный строй древних германцев. М., 1989.

8. Петрушевский Д.М. Очерки по истории средневекового общества и государства. М., 1922.

9. Средневековая Европа глазами современников и историков / Под. ред. А.Л. Ястребицкой. М., 1995. Ч. I. С. 44‑111.

10. Фюстель де Куланж. История общественного строя древних франков. СПб., 1901.

 

ТЕМА 12. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ

ПО ДАННЫМ ЦЕЗАРЯ И ТАЦИТА

 

В начале работы необходимо дать характеристику основных источников и на основе их анализа рассмотреть такие вопросы, как важнейшие отрасли сельского хозяйства, уровень развития ремесла и торговли, формы собственности на землю. Проследите их развитие в течение I в до н.э. ‑ I н.э.

В контрольной работе необходимо особо остановиться на дискуссионных вопросах хозяйственного развития древних германцев, отметить основные точки зрения исследователей на эту проблему.

 

ИСТОЧНИКИ.

 

1. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о галльской войне, о гражданской войне, об африканской войне. М., 1962.

2. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о галльской войне / Пер. М.М. Покровского. М., 1991.

3. Тацит. Германия // Корнелий Тацит. Сочинения. СПб., 1993.

4. Тацит. О происхождении германцев // Хрестоматия по истории средних веков / Под. ред. С.Д. Сказкина. М.,1963. Т. I. С. 337‑356.

 

МОНОГРАФИИ И СТАТЬИ.

 

1. Грацианский Н.П. Из социально-экономической истории западноевропейского средневековья. М.,1960.

2. Гуревич А.Я. Аграрный строй варваров // История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. Т. I. М., 1985. С. 90‑127.

3. Гуревич А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970.

4. История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. Т. I. М., 1985.

5. Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Римской империи и возникновение варварских королевств. М., 1984.

6. Ле Гофф Ж.. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

7. Неусыхин А.И. Очерки по истории Германии в средние века (до XV в.) / Проблемы европейского феодализма. М.,1974. Гл. I.

8. Неусыхин А.И. Дофеодальный период как переходная стадия развития от родоплеменного строя к феодализму // Проблемы истории докапиталистических обществ. М., 1968.

9. Неусыхин А.И. Общественный строй древних германцев. М., 1989.

10. Петрушевский Д.М. Очерки по истории средневекового общества и государства. М., 1922.

11. Средневековая Европа глазами современников и историков / Под. ред. А.Л. Ястребицкой. М., 1995. Ч. I. С. 44‑111.

12. Фюстель де Куланж. История общественного строя древних франков. СПб., 1901.

 

ТЕМА 13. ИМУЩЕСТВЕННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАССЛОЕНИЕ

ВО ФРАНКСКОМ ОБЩЕСТВЕ

ПО ДАННЫМ ВАРВАРСКИХ ПРАВД

 

Основу работы составляют а



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: