Борьба пап и императоров Священной Римской империи.




Организация католической церкви.

По своему устройству като­лическая церковь напоминала «феодальную лестницу». Низшим звеном были священники приходов. Приход объединял жителей деревни или части города, которые молились в одном храме. Свя­щенниками становились после особого обряда. Его проводил епис­коп — глава священников епархии (области).

 

 

Приходские священники избирали епископа епархии. Во вре­мя обряда посвящения епископу в знак власти над верующими вручали кольцо и посох. Епископы нескольких епархий часто на­ходились под главенством архиепископа. Епископы и архиеписко­пы подчинялись римскому папе.

Клюнийская реформа. Монашеские ордена.

Колоссальным ав­торитетом пользовались монастыри. Жизнь монастыря определя­лась уставом. Несколько раз вдень монахи совершали совместную молитву. Остальное время посвящали труду. Они работали на по­лях, пасли скот, возделывали огороды, занимались торговлей и ремеслом. Монахи переписывали книги, составляли хроники, от­крывали школы и больницы.

Однако по мере роста богатств многие монахи забывали о стро­гости и чистоте монашеской жизни. Во владениях монастырей оказались земли с крестьянами. Монахи все меньше трудились сами и все больше жили за счет крестьян. Главы монастырей — аббаты окружали себя роскошью, стремились к наслаждениям. -

Такое положение вызывало протест не только среди населе­ния, но и среди отдельных монахов. Некоторые из них основыва­ли новые монастыри, где возрождались строгие правила. С X — XJ вв. центром борьбы за очищение монашества стал монастырь Клюни во Франции. Приверженцы Клюни появились в других мо­настырях, где восстанавливались старинные порядки. Клюнийская реформа затронула всю церковь. Папы запретили торговлю долж­ностями, отстраняли продажных и распутных священников и епис­копов. Служителям церкви запретили иметь семью, чтобы не было стимула копить богатства. Реформа значительно укрепила автори­тет церкви.

Однако со временем в церковной среде вновь распространя­ются пороки, связанные с ростом богатств. Недовольство существующим положением привело к возникновению в XIII в. ор­денов монахов-нищих. Эти монахи считали, что они должны жить не в монастырях, а странствовать по всему миру и пропо­ведовать учение Христа. Первым возник орден монахов-фран цисканцев. Его основателем стал итальянец Франциск Ассизский. Он проповедовал любовь к людям и даже животным, отказ от имущества, добровольную нищету. Францисканцы своим при­мером показывали всем возможность безгрешной жизни. Дру­гим объединением монахов-нищих стал орден доминиканцев, возникший в Испании. Доминиканцы прославились защитой католичества.

Борьба пап и императоров Священной Римской империи.

В X в. правители Восточно-Франкского королевства (Германии) возгла­вили борьбу против набегов венгров, создали мощное рыцарское войско. Первоначально в Германии не существовало четкой «фео­дальной лестницы». Вассалами короля были не только герцоги и графы, но и многие рыцари. Король Оттон I в 955 г. в битве на реке Лехе окончательно разгромил венгров. Оттон укрепил свою власть, подчинил себе многих герцогов. Для усиления своего авторитета король установил особые отношения с церковью. Он даровал ей многие льготы, но присвоил себе право утверждать епископов — вручал им кольцо и посох. Церковь в Германии перешла из-под власти папы римского под власть короля.

Оттону благоприятствовало снижение в то время авторитета папы. Знать Рима и Итальянского королевства сажали на папский престол своих ставленников. Оттон совершил несколько походов в Италию, принял титул короля Италии, разгромил врагов папы. В 962 г. папа короновал Отгона императорской короной. Так вновь произошло воссоздание империи, которая позже стала называть­ся Священной Римской империей.

Папы попали в полную зависи­мость от императоров. Из-за этого папство еще больше теряло свой авторитет. Некоторые служители церкви стремились изменить си­туацию. Именно они стали инициаторами клюнийской реформы. Первоначально их поддержали и императоры, приемники Отго­на, поскольку тоже хотели повысить уважение к церкви, которая была одной из опор их власти. Однако, укрепив церковь, папы начали борьбу за освобождение от власти императоров. Был при­нят закон, по которому в избрании пап могли участвовать лишь несколько епископов-кардиналов. Император отстранялся от уча­стия в выборах. Затем папа провозгласил, что епископы должны подчиняться только ему, а не императору.

В 1073 г. папой стал ярый приверженец преобразований Григо­рий VII. Между ним и императором Генрихом IV развернулась от­крытая борьба за власть над епископами. Она продолжалась и при их преемниках. В конце концов, папы одержали почти полную победу над императорами. Помогло им то, что со временем императорская власть в Германии ослабла, а Италия фактически отпа­ла от империи.

В XII в, власть римских пап возросла. Слово духовенства было законом и для простого человека, и для феодала, и для короля. Попытки некоторых правителей противостоять папам оканчива­лись неудачей. В середине XII в. императором стал Фридрих Барба­росса. Это был умный и решительный человек. Он сумел несколь­ко укрепить свою власть в Германии и хотел вновь подчинить Италию, но его рыцарское войско было разбито ополчением ита­льянских городов, которые поддержали папу. Поражение импера­тора еще более усилило значение пап. Самым могущественным из них стал папа Иннокентий /У/ (1198-1616). Иннокентий называл себя наместником Христа на земле. Он свергал и назначал импе­раторов и королей. По приказу Иннокентия начинались войны. Папа старался обуздать усобицы феодалов и столкновения между христианскими странами, а все силы направить на борьбу с ере­тиками и мусульманами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: