Объект (от лат.objectum – предмет) - предмет, явление, на которое направлена какая-либо деятельность.
Объектами товароведной деятельности являются товары.
Товары как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную, стоимостную. Первые три характеристики, которые можно назвать товароведными, удовлетворяют реальные потребности человека, определяя потребительную стоимость товаров. Благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность и становится товаром.
Характеристика – совокупность отличительных свойств, признаков предмета и явления.
1. Ассортиментная характеристика товаров – совокупность отличительных видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное и/или социальное назначение. Такая характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку и устанавливает принципиальные отличия одного вида или наименования отвара от другого (например: масло сливочное, топлёное, растительное – разное назначение и пищевая ценность).
2. Качественная характеристика товаров – это совокупность потребительских свойств обладающих способностью удовлетворять разнообразных потребности. Качественная характеристика отличается от ассортиментной большей полнотой потребительских свойств, среди которых важное место занимают экологичность и безопасность.
Нарушение установленных требований по безопасности и экологичности приводит к тому, что все остальные характеристики товара утрачивают для потребителя смысл, даже если эти товары желанны.
Качественные характеристики товаров непосредственно взаимодействуют с количественными. Более того, многие показатели потребительских свойств выражаются через количественные характеристики.
3. Количественная характеристика товаров – совокупность определённых свойств, выраженных с помощью физических величин и единиц их измерения. Эти характеристики удовлетворяют потребности в товарах определённых размеров. Исключение составляют лишь размерные характеристики, применяемые при оценке качества.
4. Стоимостная характеристика това ров – выражается в цене товара, цена это мера стоимости товара. На размер цены может повлиять:
1. Себестоимость продукции
2. Издержки
3. Имидж фирмы изготовителя или продавца
4. Сервисное обслуживание
5. Состояние спроса и предложения
6. Каналы распределения
7. рекламная поддержка
8.Качества товара и его упаковка
Стоимостные характеристики товаров не являются товароведными и составляют предмет изучения экономических дисциплин.
Субъекты товароведной деятельности
Субъект – человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности, а также носитель прав и обязанностей.
Субъекты товароведной деятельности подразделяются на две группы:
1. Товароведы – специалисты, осуществляющие свою деятельность в силу своих должностных обязанностей. На долю этой категории специалистов приходится 25-30% всех руководителей и специалистов в торговле.
2. Потребители – субъекты на удовлетворение потребностей, которых нацелена товароведная деятельность (70 - 75%).
Термин «Товаровед » переводится как «знаток товара» или «субъект знающий товар». Товароведы должны обладать глубокими знаниями о товарах.
Определение термина «потребитель» дано в Федеральном законе «О защите прав потребителей»:
«Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли».
Название модуля: «Теоретические основы товароведения »
Результат 1: Опишите методологические основы товароведения
Листок с заданием №1
Необходимо устно ответить на поставленные вопросы по результату № 1:
1. Что является объектом товароведения?
2. Назовите и охарактеризуйте основополагающие характеристики товаров?
3. Кто является субъектом товароведения?
4. Назовите и охарактеризуйте группы субъектов товароведной деятельности?
Название модуля: «Теоретические основы товароведения »
Результат 1: Опишите методологические основы товароведения
План занятия № 3
Содержание занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Учебные пособия |
Приветствие, организация группы. | Сообщение целей и задач занятия | Слушают, готовятся к восприятию нового материала | Доска |
Актуализация опорных знаний (диагностический контроль по занятию № 2) | Задает вопросы устно по изученному материалу занятия№2 | Отвечают на вопросы устно | |
План: 1. Классификация методов применяемых в товароведении. 2. Классификация товаров. 3. Кодирование товаров. | Объясняет. Раздает обучающий материал. | Слушают, работают с раздаточным материалом, конспектируют. | Раздаточный материал №1,2,3,4,5,6,7 |
Применение новых знаний (диагностический контроль) | Задает вопросы по изученному материалу | Отвечают на вопросы | Листок с заданием № 1 |
Подведение итогов занятия | Оценивает работу обучающихся | Заполняют дневник занятия | Дневник |
Название модуля: «Теоретические основы товароведения »
Результат 1: Опишите методологические основы товароведения
Раздаточный материал №1