Одной из важнейших характеристик товаров является ассортиментная, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований. Термин происходит от французского слова “assortiment”, что означает подбор различных видов и сортов товаров.
Ассортимент товаров - набор товаров, формируемых по определенным признакам и удовлетворяющих разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.
Товарная номенклатура - перечень однородных и разнородных товаров общего или аналогичного назначения.
Эти два понятия близки между собой. Их объединяет то, что они оба являются
перечнями товаров. Отличия заключаются в назначении: ассортимент товаров предназначен для удовлетворения потребностей потребителей; товарная номенклатура может иметь иное назначение - для регламентирования определенной профессиональной деятельности или иной сферы применения. Мы будем рассматривать ассортимент товаров.
Классификация ассортимента:
Ассортимент товаров подразделяется:
- на группы - по местонахождению,
- на подгруппы – по широте охвата товаров,
- на виды – по степени удовлетворения потребностей,
- на разновидности – по характеру потребностей
По местонахождению различают ассортимент: производственный (промышленный) и торговый.
В зависимости от широты охвата товаров различают следующий виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развёрнутый, сопутствующий, смешанный.
По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент.
В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть реальным, прогнозируемым и учебным.
2.Свойства и показатели ассортимента.
Свойства ассортимента – специфическая особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании.
Показатель ассортимента – количественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров.
Свойства ассортимента:
1 Широта ассортимента – количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.
Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями: действительной и базовой широтой, а также относительным показателем – коэффициентом широты.
Действительная широта (Шд) – фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии (д)
Базовая широта (Шб) – широта, принятая за основу для сравнения.
Коэффициент широты (Кш) – выражается как отношение действительного кол-ва видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.
Чем больше широта ассортимента, тем больше насыщенность товарами, тем более разнообразные потребности могут быть удовлетворены, но тем труднее потребителю ориентироваться в этом разнообразии, что затрудняет выбор нужного товара. Поэтому широта не может служить единственным показателем рациональности ассортимента.
2 Полнота ассортимента – способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.
Характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы. Показатели полноты могут быть базовыми и действительными.
Действительный показатель полноты характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименование товаров однородной группы, а базовый – регламентируемым или планируемым количеством товаров.
Коэффициент полноты (Кп) – отношение действительного показателя полноты к базовому.
Чем больше полнота ассортимента, тем больше вероятности, что определенный спрос будет удовлетворен.
Полнота должна быть рациональной, т.к. обилие может затруднить выбор товаров.
3 Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.
Коэффициент устойчивости – отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (Шу), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд).
4 Новизна (обновление) ассортимента - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.
Обновление проводится в условиях насыщенного рынка. Причины обновления: замена товаров морально устаревших, не пользующихся спросом; разработка новых товаров улучшенного качества с целью стимулирования их покупки потребителем; проектирование и разработка новых товаров, не имевших ранее аналогов; расширение ассортимента за счет увеличения полноты для создания конкурентных преимуществ организаций.
5 Структура ассортимента - характеризуется удельной долей каждого вида и /или наименования товара в общем, наборе.
При регулировании структуры ассортимента следует учитывать: экономические выгоды предприятия в случае преобладания дорогих или дешевых товаров, окупаемость затрат на их доставку, хранение и реализацию, а также платежеспособность сегмента потребителей, на которых ориентируется торговая организация.
6 Ассортиментный минимум (перечень) – минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации.
Ассортиментный перечень утверждается органами местного самоуправления. Он включает два- три вида товаров повседневного спроса из каждой группы товаров, определяющих профиль торговой организации. Несоблюдение его считается нарушением правил торговли.