Повышение роли таможенных пошлин в регулирование ввоза товаров в РФ




Таможенная пошлина как экономическая категория появилась на этапе возникновения обмена результатами труда между отдельными государственными образованиями, т.е. несколько позже, чем сформировались категории цены и налога. Первоначально таможенные пошлины служили только фискальным инструментом государства для пополнения своих доходов, хотя они оказывали более глубокое воздействие на экономические процессы внутри государства, так как тесно связаны с ценами.

Если исходить из того, что развитие производства отечественных товаров необходимо для общества, то для расчета таможенной пошлины принимаются такие цены отечественных производителей, которые обеспечивали бы возможность возмещения объективно складывающихся затрат и прибыль, достаточную для расширения и модернизации производства продукции При этом, если зарубежные и отечественные производители работают примерно в одинаковых условиях, предполагающих развитие конкурентной борьбы, то цены на импортную и отечественную продукцию на рынке должны выравнивать. При отсутствии таких условий необходимо, чтобы через таможенные пошлины учитывалась возможность более быстрого снижения затрат иностранными производителями, чем отечественными.

Эффективность таможенных пошлин в значительной степени может быть повышена за счет углубления их дифференциации, которая зависит от группировки товаров по условиям производства, потребительским свойствам, и приоритетности.

В российском импортном тарифе необходимо выделить пошлины, снижение которых выгодно для отечественной экономики, и пошлины, которые можно снизить для уменьшения общего уровня таможенного обложения, чтобы сохранить или увеличить ставки защитных таможенных пошлин для тех видов производств, которые в этом нуждаются.

В сложившихся экономических условиях наши предприятия практически лишены возможности развивать и совершенствовать технический уровень производства и не могут противостоять зарубежному производителю в конкурентной борьбе. При сохранении сформировавшихся в экономике процессов конкурентоспособность отечественных производителей будет снижаться по сравнению с иностранными предприятиями. Эти тенденции необходимо закреплять. Таможенные пошлины должны отслеживаться и корректироваться по мере изменения экономической ситуации, а не по требованию отдельных производителей, что не противоречит стабилизации экономики.

Своевременная корректировка таможенных пошлин и правильное определение таможенной стоимости невозможны без сопоставительного анализа уровня и динамики цен: мировых, производителей - поставщиков импортной продукции, отечественных производителей аналогичной продукции и реально складывающихся цен на внутренних рынках. Для этого в таможенной системе имеются предпосылки: данные таможенной статистики, возможность получения ценовой и другой информации из зарубежных государств, непосредственные контакты с участниками внешнеэкономической деятельности.

В условиях нашей страны и анализ цен и таможенных тарифов необходимо проводить также и в региональном разрезе. Эта работа могла бы выполняться в региональных таможенных управлениях по номенклатуре товаров, актуальной для каждого региона, где постепенно формировался бы банк данных, необходимых для принятия решений о внесении предложений по применению тарифных ставок. Возможно, речь может идти о ведущей роли таможенной службы в отслеживании динамики и уровня цен и таможенных тарифов и внесений предложений по изменению последних.

Цены и таможенные пошлины зависят от валютного курса рубля. Максимальное приближение его к паритетной покупательной способности - одно из важных условий эффективного участия страны в международном разделении труда, что позволяет ориентироваться на реальную народнохозяйственную эффективность экспорта и импорта. Отклонение от этого паритета повышает или понижает расчетную эффективность экспортно-импортных операций, которые не совпадают с реальной народнохозяйственной эффективностью тем в большей степени, чем больше разрыв в курсе и паритетной покупательной способности отечественной валюты. Это мешает формированию эффективной структуры экспорта и импорта продукции, ведет к потерям общественного труда. Подобные колебания следует учитывать при определении таможенных пошлин, их пересмотре. Падение курса рубля создает предпосылки для снижения ввозных пошлин по определенным группам товаров с целью оказания давления на отечественных товаропроизводителей в сдерживании цен, когда их прибыль начинает превышать обоснованные пределы. А в условиях роста цен на импортные, затем на отечественные товары при проводимой жесткой финансово-денежной политике ускоряется разрыв в росте цен и доходов, что обусловливает более стремительное снижение производства. В такой ситуации своевременное снижение ввозных таможенных пошлин способствует конкуренции на внутреннем рынке и сдерживает общее повышение цен. Кризис в августе 1998 г. показал необходимость такой политики, но государственные структуры оказались малоподготовленными для такого маневра из-за отсутствия прогноза экономической ситуации и мер противодействия кризисным явлениям. В результате в ряде регионов, где импорт занимал значительный удельный вес, например в Москве цены, отечественных продовольственных товаров быстро достигли уровня импортных товаров без увеличения объемов производства.

При изменении курса рубля к доллару необходимо также своевременно корректировать вывозные пошлины. По-видимому, целесообразно устанавливать ступенчатые таможенные пошлины, учитывающие степень различия в уровне мировых и внутренних цен. Несвоевременное введение или изменение ввозных таможенных пошлин приводит к потерям государственного бюджета, и, конечно, потребителей, поскольку повышается заинтересованность в экспорте и снижаются поставки на внутренний рынок.

Из всего выше сказанного следует, что принятие, выше изложенных, предложений может обеспечить благоприятные условия для деятельности существующих и развития новых отечественных предприятий, работающих в этой области.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе была рассмотрена сущность таможенного тарифа, выделены механизмы таможенно-тарифного регулирования и были рассмотрены основные функции таможенного тарифа, протекционистская и фискальная.

Рассматривая таможенные пошлины, стало ясно, что сегодня основной функцией таможенного тарифа является фискальная, что недопустимо в современных условиях. Выполняя фискальную функцию, таможенные пошлины оказывают большое влияние на структуру экспорта, т. е. выполняют регулирующую роль.

 

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что все виды ставок таможенной пошлины выполняют фискальную функцию, то есть пополнение бюджета РФ.

Также было выявлено, что применение протекционистских ставок необходимо, так как высокие ставки ограничивают ввоз товаров, которые составляют конкуренцию отечественным товарам, а, следовательно, помогают развиваться молодым отраслям.

Во второй главе, были предложены некоторые предложения по повышению роли таможенных пошлин. Было предложено следующее:

1. Необходимо, чтобы через таможенные пошлины учитывалась возможность более быстрого снижения затрат иностранными производителями, чем отечественными;

2. Углубление дифференциации таможенных пошлин, которая зависит от группировки товаров по условиям производства, потребительским свойствам, и приоритетности.

3. Необходимо выделить пошлины, снижение которых выгодно для отечественной экономики, и пошлины, которые можно снизить для уменьшения общего уровня таможенного обложения;

4. При изменении курса рубля к доллару необходимо своевременно корректировать вывозные пошлины

5. Таможенные пошлины должны отслеживаться и корректироваться по мере изменения экономической ситуации,

6. Анализ цен и таможенных тарифов необходимо проводить также и в региональном разрезе

Таким образом, можно сделать вывод, что в ажнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе – одному из важнейших элементов рыночной инфраструктуры. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота, и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем. Путем разумных протекционистских мер, таможенная служба должна оберегать национальную промышленность. Но на сегодняшний день главный инструмент таможенных органов – таможенный тариф далек от оптимального. Многие ставки в ТТ являются экономически не обоснованны и никак не помогают развитию национального производства. Поэтому необходимо провести его модернизацию и усилить такие его функции, как регулирующую и протекционистскую.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: