Тема 13. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

 

Центральный филиал

 

Кафедра уголовного права

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

(для проведения дистанционного занятия)

По дисциплине «Уголовное право»

 

Тема 13. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

 


Вниманию студентов! При подготовке к занятию необходимо изучить учебные вопросы на основе материалов лекции, учебников, ответить письменно на вопросы для самоподготовки, решить практические задания. Файлы с ответами и решенными заданиями отправляются старосте группы, который собрав все материалы, направляет их преподавателю, ведущему семинарские и практические занятия по электронной почте:

для группы ЦЗЮ 1-17 – Иванченко Роман Борисович (rivanchenko@yandex.ru)

Подготовка реферата по представленным или иным темам занятия приравнивается к ответу на вопросы самоподготовки!

 

Учебные вопросы:

1. Понятие и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

2. Характеристика преступлений, непосредственно связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст.ст. 263, 264, 2641, 266, 271 УК).

3. Характеристика преступлений, непосредственно не связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Вопросы на самоподготовку:

1. Какие виды транспорта являются предметом преступления, предусмотренного ст. 263 УК?

2. Что согласно ст. 264 УК понимается под транспортными средствами?

3. Каковы особенности субъекта преступления, предусмотренного ст. 2641 УК?

4. Что наряду с транспортными средствами является предметом преступления по ст. 266 УК?

5. Раскройте содержание объективной стороны нарушения правил международных полетов (ст. 271 УК).

6. Что понимается под приведением в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК)?

7. Кто является субъектом преступления, предусмотренного ст. 268 УК «Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта»?

8. Что понимается под магистральным трубопроводом?

9. Каковы условия наступления уголовной ответственности за неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие?

Примерные темы рефератов:

1. Проблемы объективной стороны дорожно-транспортных преступлений.

2. Проблемы применения ст. 125 УК РФ по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

3. Влияние норм международного права на установление уголовной ответственности за нарушение правил международных полетов и неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие.

Методические указания студентам по изучению темы:

Изучая данную тему, прежде всего, необходимо уяснить, что большинство диспозиций, которые описывают составы преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, являются бланкетными и отсылают к специальным законам: ФЗ от 10 января 2003 г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»(ред. от 13.07.2015), Воздушному кодексу РФ, Водному кодексу РФ и иным нормативным актам. Составы большинства преступлений этой группы сконструированы как материальные. Курсантам необходимо уяснить сущность последствий, которые являются необходимыми условиями наступления ответственности.

Изучая составы преступлений, предусмотренные ст.ст. 263, 263.1, 264, 264.1 и 266 УК, необходимо уяснить понятие и виды транспортных средств, являющихся предметом данных деяний. Следует иметь в виду, что диспозиции этих статей отсылают к различного рода подзаконным нормативным актам, которые издаются ведомствами и часто изменяются. При этом уголовная ответственность по ст. 263 УК будет наступать только в том случае, если нарушены правила безопасности движения. Если нарушены правила движения, то наступает дисциплинарная или административная ответственность. Необходимо также уяснить сущность нарушений эксплуатации транспорта. Следует обратить внимание на свойства специального субъекта этих преступлений. Таковым является лицо, которое в силу занимаемой должности и выполняемой работы обязано знать и соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 263 УК), лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности (ст. 263.1 УК), лицо, управляющее транспортным средством (ст. 264 УК), лицо, находящееся в состоянии опьянения, подвергнутое административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение в состоянии опьянения (ст. 264.1) либо лицо, ответственное за техническое состояние транспортных средств (ст. 266 УК). Для правильного понимания субъективной стороны этих преступлений следует обратиться к постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. №25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения».

Статья 271 УК предусматривает ответственность за нарушение правил международных полетов. Общественная опасность данного преступления состоит в том, что любое несоблюдение правил полетов, которые связаны с пересечением Государственной границы РФ, например, несоблюдение маршрута, высоты полета, мест посадки и так далее, угрожает безопасности воздушного движения, а также государственной безопасности.

Федеральным законом от 07.11.2011 г. №304-ФЗ в УК РФ была включена ст. 271.1, в которой предусмотрена ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации. Курсантам необходимо уяснить, что Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ 11.03.2010 г. №138, установлен разрешительный и уведомительный порядок его использования.

При анализе состава, предусмотренного ст. 267 УК, необходимо обратить внимание на понятия разрушения, повреждения или приведения иным способом в негодное для эксплуатации состояние, блокирования транспортных коммуникаций как на действия, составляющие объективную сторону преступления.

Безопасность движения зависит не только от лиц, управляющих транспортными средствами, но также от других участников движения: пешеходов, велосипедистов, гужевого транспорта. Статья 268 УК устанавливает уголовную ответственность для участников движения, если нарушение ими правил дорожного движения повлекло за собой последствия в виде неосторожного причинения тяжкого вреда здоровью (ч.1) или смерти человеку (ч.ч. 2 и 3).

Необходимо обратить внимание на то, что из всех разновидностей трубопроводного транспорта ст. 269 УК выделяет только магистральный трубопровод, то есть такой, который передает основной поток газов и нефтепродуктов. Субъектом этого преступления может быть только такое лицо, которое в силу исполнения служебных обязанностей обязано знать и соблюдать правила безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов.

Статья 270 УК основана на нормах международного права, а именно Брюссельской конвенции для объединения некоторых правил относительно столкновения судов (1910 г.). Статья 11 этой Конвенции гласит: «Каждый капитан обязан, насколько он может сделать это без серьезной опасности для своего судна, своего экипажа, своих пассажиров, оказать помощь всякому лицу, даже враждебному, встреченному в море и находящемуся в опасности погибнуть». Субъектом преступления является капитан судна любого государства, а также частного судна.

Практические задания:

1. Краскин, находясь в состоянии алкогольного опьянения, управляя автомобилем ВАЗ – 2106, принадлежащим Пахомову, не имея при себе водительского удостоверения и технического паспорта на автомобиль, двигался по проезжей части улицы в темное время суток при отсутствующих фарах и габаритных огнях. В пути следования Краскин, в нарушение Правил дорожного движения РФ выбрал скорость движения, не обеспечивающую водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства и, осуществляя обгон троллейбуса, следовавшего в попутном направлении, не убедившись в том, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и что этим маневром он не создаст помех встречным транспортным средствам, выехал на полосу встречного движения где допустил столкновение с автомобилем ВАЗ – 2108, под управлением Молодцова, следовавшего по своей полосе движения во встречном направлении.

В результате дорожно-транспортного происшествия, водителю автомобиля ВАЗ–2108 Молодцову были причинены телесные повреждения в виде ушиба головного мозга легкой степени, субарахноидального кровоизлияния, кровоподтека в области левого голенностопного сустава, которые согласно заключению судебно-медицинской экспертизы квалифицируются как причинившие вред здоровью средней тяжести.

Квалифицируйте действия Краскина.

2. Аксенов, управляя технически исправным автомобилем Москвич-2141, следовал в темное время суток со стороны г. Воронежа по направлению в п. Шилово с ближним светом фар. Проезжая часть при этом была не освещена, а дорога покрыта льдом. В это же время по проезжей части в направлении п. Шилово спокойным шагом, по ходу движения указанного автомобиля шел пешеход Степанов. Аксенов, увидев в поле зрения пешехода, принял меры экстренного торможения, однако наезд на пешехода избежать не удалось.

В результате ДТП пешеходу Степанову, согласно заключению судебно-медицинской экспертизы был причинен тяжкий вред здоровью.

Квалифицируйте действия Аксенова.

 

3. Боев, обладая навыками вождения, но, не имея водительского удостоверения управлял в состоянии алкогольного опьянения автомобилем “ЗАЗ-966”, принадлежащего Крылову. Будучи не в состоянии контролировать движение транспортного средства в пути следования, в нарушении требований Правил дорожного движения РФ Боев не принял мер к снижению скорости транспортного средства вплоть до остановки и допустил столкновение со стоящим автомобилем «УАЗ-452», принадлежащий Чибисову, после чего, проехав несколько метров, совершил наезд на световую опору. В результате ДТП пассажирке «УАЗ-452» Шестых были причинены телесные повреждения в виде ушиба головного мозга, закрытого перелома правой плечевой кости, которые согласно заключения судебно-медицинской экспертизы квалифицируются, как причинившие вред здоровью средней тяжести.

Дайте юридическую оценку ситуации.

4. Зеленин, управляя в состоянии алкогольного опьянения автомобилем “ВАЗ-21063”, не был достаточно внимателен к окружающей обстановке и ее изменениям, в нарушение требований Правил дорожного движения РФ не принял мер к снижению скорости транспортного средства вплоть до остановки в результате чего допустил наезд на пешехода Медведеву, которая пересекала проезжую часть слева направо по ходу движения автомобиля. После совершенного дорожно-транспортного происшествия Зеленин не оказав доврачебной медицинской помощи пострадавшей, не сообщил о случившемся в полицию, с места происшествия скрылся. В результате наезда Медведевой был причинен тяжкий вред здоровью.

Проанализируйте ситуацию.

5. Водитель автотранспортного предприятия Олейниченко, управляя в состоянии алкогольного опьянения автомобилем марки ВАЗ-2102, следовал по проезжей части городской улицы со скоростью 80 км/час. В связи с тем, что указанная скорость не обеспечивала возможности постоянного контроля над движением транспортного средства, а также сложные погодные условия (моросящий дождь) Олейниченко допустил наезд на пешехода Осьминина, который шел в попутном направлении по проезжей части на расстоянии 1 метра от бордюра. После совершения дорожно-транспортного происшествия, Олейниченко не принял мер к оказанию доврачебной медицинской помощи пострадавшему, с места происшествия скрылся. В результате наезда потерпевшему был причинен тяжкий вред здоровью, и, несмотря на проведенную хирургическую операцию от полученных повреждений Осьминин скончался.

Проанализируйте ситуацию

Литература:

Основная:

1. Конституция Российской Федерации. – Москва: Инфра-М, 2020. – 49 с.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации. – Москва: Проспект, 2020. – 156 с.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. – Москва: Инфра-М, 2020. – 238 с.

4. Федеральный закон от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

5. Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 г. № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства РФ».

6. Постановление Пленума ВС РФ от 9.12.2008г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения».

7. Постановление Пленума ВС РФ от 24.05.2016 г. № 22 «О внесении изменений в постановление Пленума ВС РФ от 9 декабря 2008г. № 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения"».

8. Уголовное право России. Части Общая и Особенная [Электронный ресурс]: учебник / под общ. ред. А.В. Бриллиантова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Проспект, 2015. — 1184 с.

9. Уголовное право России. Части Общая и Особенная [Электронный ресурс]: учебник / под ред. А.И. Рарога. — 9-е издание. — М.: Издательство Проспект, 2017. — 895 с.

10. Уголовное право в 2-х т. Том 1. Общая часть [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата / А.В. Наумов [и др.]; отв. ред. А.В. Наумов, А.Г. Кибальник. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 410 с.

11. Уголовное право Российской Федерации. Общая и особенная части [Электронный ресурс]: учебник: рек. для бакалавриата / ред. А.И. Чучаев. — М.: Издательство Контракт; ИНФРА-М, 2017. — 704 с. (Высшее образование: Бакалавриат): Проспект, 2014.

 

Дополнительная:

1. Атоян Г.Г. Уголовно-правовой анализ преступлений, затрудняющих нормальное функционирование транспортных средств / Г.Г. Атоян // Смальта. – 2015. – № 1.

2. Войтенков Е.А. Уголовная ответственность за преступления в сфере безопасности дорожного движения (генезис отечественного законодательства и зарубежный опыт) / Е.А. Войтенков // Международное уголовное право и международная юстиция. – М.: Юрист. – 2014. – № 1.

3. Головко В.В. К вопросу о понятии безопасности дорожного движения / В.В. Головко // Правопорядок: история, теория, практика. – 2015. – № 1 (4).

4. Дорожно-транспортные преступления: монография / Маханек А.Б., Мешков В.М., Тарасова В.И.; Под общ. ред.: Мешков В.М. – М.: Юрлитинформ. – 2014.

5. Котухов С.А. Комментарий к Федеральному закону от 31 июля 1998 г. №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»/ С.А. Котухов, Ю.В. Сорокина – М., 2012.

6. Любимов Л.В. Дорожно-транспортные преступления: проблемы законодательного конструирования составов и дифференциации ответственности участников дорожного движения: монография / Л.В. Любимов. – Воронеж: ВИ МВД России, 2015. – 166 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: