Занятие 1. «Город над вольной Невой».




Программное содержание

Выявление особенностей эстетического опыта детей на основе занятий предыдущего года (диагностическая задача). Создание мотивации для последующего освоения программного содержания.

Способствовать формированию у детей представлений о культурно-историческом пространстве Санкт-Петербурга.

Продолжать знакомить детей с известными произведениями изобразительного искусства, в которых красота города передана значимыми архитектурными и скульптурными объектами.

Показать, как в произведениях изобразительного искусства представлены (увековечены) значимые культурно-исторические факты и события прошлого и современности.

Создавать ситуации, способствующие оценке детьми прекрасного в пространстве города.

Воспитывать чувство гордости, желание сохранять культурное наследие Санкт-Петербурга; развивать стремление изучать историю и культуру города.

Активизировать самостоятельность, инициативу, субъектные проявления в процессе освоения искусства.

Активизировать использование слов и словосочетаний, ю род-музей, история города, символы города, панорамы, виды города.

Основной визуальный ряд:

1. Панорама стрелки Васильевского острова. Фотография;

2. Шпиль Адмиралтейства. СПб. Фотография.

3. Символ Санкт-Петербурга - кораблик. Фотография;

4. В.И. Суриков. Вид памятника Петру I на Сенатской площади. 1870. ГТГ, Москва;

5. А.К. Беггров. Вид на Неву и стрелку Васильевского острова с Фондовой биржи. 1879. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва;

6. М.Н. Воробьев. Набережная Невы у Академии художества 1835. Русский музей, СПб.

Примерный ход занятия

1. Вводная часть. В начале занятия дети вспоминают своё первое путешествие (содержание минувшего года) по волшебному Городу сокровищ. С помощью педагога они отвечают на вопросы:

Какой город назвали «волшебным» и почему?

Почему Санкт-Петербур1 называют городом-музеем?

Что запомнилось на летних экскурсиях?

Педагог обращает внимание на то, что в процессе знакомства с Петербургом дети станут не просто исследователями, как в прошлом году, но и хранителями красоты.

Воспитатель предлагает детям подумать и вспомнить название известных им рек, мостов; обращает внимание, что жизнь города всегда была связана с водной стихией, которой подчинены особенности его застройки. Далее педагог предлагает «отправиться» в речное путешествие по городу (для создания игровой ситуации возможно построение корабля из мягких модулей).

2. Основная часть занятия.

Активизация представлений, впечатлений.

В процессе «путешествия» можно предусмотреть следующие «остановки»:

- у Петропавловской крепости, чтобы рассмотреть виды Санкт-Петероурга (вид на Зимний дворец, панораму стрелки Васильевского острова) и прочувствовать красоту и уникальность панорам узнаваемых мест;

- обратить внимание на некоторые морские символы Санкт- Петербурга - Ростральные колонны, кораблик Адмиралтейства; предложить детям подобрать образные слова, рассказать о своих ассоциациях.

Рассматривание скульптурных образов.

- Рассмотреть Ростральные колонны, уточнив незнакомое слово «ростры»; кратко сообщить историю создания монумента; предложить рассмотреть элементы декора и аллегорические скульптурные образы (выделить особенности изображения, использованный материал, детали скульптурного оформления).

- Предложить детям подумать, как люди стремились укротить водную стихию; укрепить и украсить набережные (рассмотреть одну-две фотографии гранитных набережных со спусками к воде и узорчатыми оградами).

- Обратить внимание на наиболее известные мосты города, вспомнить их названия и кратко сообщить информацию об истории создания этих замечательных сооружений (Дворцовый, Банковский и другие мосты). Возможно использование элементов игры (пешая прогулка по мосту, путешествие на кораблике по Неве и т.д.).

Рассматривание панорамных изображений города

- Предложить рассмотреть «лицо» Невы с помощью известных произведений (Ф.А. Алексеев «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости», А.К. Беггров «Вид Невы и стрелки Васильевского острова с Фондовой биржи») и панорамных фотографий. Можно предложить детям самостоятельно узнать и описать изображенные на репродукциях и фотографиях объекты; обратить внимание на используемую цветовую гамму, линии, передающие особенности невской воды; подумать, что заинтересовало авторов, какие чувства они испытывали при создании изображений города (гордость, восторг, страх перед водной стихией и т.д.).

- Обратить внимание на образ современного Санкт-Петербурга, который остается «водным» городом; рассмотреть изображение Морского вокзала, вспомнить культурные мероприятия, связанные с темой воды (праздник «Алые паруса», водные шоу, музыкальные фонтаны, парад кораблей и т.д.).

 

3. Заключительная часть занятия. В заключение занятия предложить детям подумать, какой новый облик (лик) города они увидели в процессе путешествия (город не только дворцов, но и набережных, мостов, фонтанов); почему Неву называют вольной рекой, как это запечатлено в творчестве художников и скульпторов, какие исторические места и достопримечательности города связаны с водной темой.

Методические указания: занятие рекомендуется проводить в виде игры-путешествия. Педагог может предложить детям, используя мягкие модули или стулья, построить корабль для путешествия, а также придумать новые узоры для ограды, варианты украшения моста к празднику.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: