Модель Н.Роупер, В.Логан и А.Тайэрни.




В 1976 году Н.Роупер предложила модель сестринского дела, которую в 80-х годах дополнили В.Логан и А.Тайэрни. При создании этой модели авторы использовали 12 основных потребностей человека или «проявлений жизнедеятельности», часть из которых необходима человеку для поддержания жизни, т.е. имеют биологическую основу, а другая часть это культурные и социальные потребности.
По данной модели медицинская сестра сначала оценивает возможности пациента в удовлетворении 12 основных потребностей, устанавливает настоящие и потенциальные проблемы пациента.
По модели Н.Роупэр существует 5 причин, при которых пациент нуждается сестринском уходе:

1)инфекционные заболевания

2)несчастный случай

З) инвалидность и связанные с ней нарушения физиологических функций

4) патологические и дегенеративные изменения в тканях

5)последствия влияния физических, социальных и психологических факторов окружающей среды.

Эти состояния могут сделать человека частично или полностью зависимым от медицинской сестры.
Затем медицинская сестра совместно с пациентом ставит цели ухода и выбирает способы сестринского вмешательства, направленные на удовлетворение нарушенных потребностей (расширение подвижности, уменьшение тревоги, обучение навыкам общения и т.д.)
В этом случае результат ухода оценивается по степени удовлетворения каждой потребности.

В модели Н.Роупэр роль медицинской сестры рассматривается трояко, то есть медицинская сестра может выполнять:
а) независимую роль — оценивая состояние пациента, планируя уход и осуществляя сестринские вмешательства;

б) зависимая роль — помощь врачам при выполнении процедур;

с) взаимозависимая роль — работа в составе бригады других специалистов.
Модель Н.Роупэр близка по содержанию и по сути к модели В.Хендерсон, но несколько отличается от нее по перечню потребностей человека и ролью медицинской сестры в осуществлении ухода.

Модель Д.Джонсон.

Следующая модель сестринского ухода это модель Д.Джонсон (1968 г.). Автор этой модели предлагает радикально уйти от врачебных представлений о человеке и сосредоточить сестринскую помощь на поведении людей, а не на их потребностях. Согласно этой модели «пациент- это индивид, имеющий набор взаимосвязанных систем поведения». Человек имеет 7 главных подсистем, которые, так, или иначе, изменяют его поведение.
Д.Джонсон полагает, что болезнь, изменение образа жизни могут разбалансировать подсистемы поведения человека. Сестринский уход должен быть направлен на восстановление равновесия в каждой подсистеме. Это будет главной целью сестринского ухода. Медицинская сестра с помощью конкретных вмешательств стремится наладить равновесие, изменяя те или иные факторы окружающей среды.
Д.Джонсон предлагает 4 направления сестринского вмешательства:
1) контроль или ограничение поведения каким-либо рамками;

2)защита от факторов, вызывающих стресс;

3)торможение негативных реакций;

4) стимулирование к изменению поведения, партнерство, помощь в виде опеки.
По данной модели медицинской сестре отведена роль специалиста, восстанавливающего равновесие поведенческих подсистем пациента во время психологического или физического кризиса.
Пример использования модели Д.Джонсон в сестринском процессе.
На I этапе медицинская сестра определяет, существуют ли связанные с поведением проблемы. З0-летняя женщина страдает постоянными запорами и избыточной массой тела. Можно предположить нарушение равновесия в выделительнойподсистеме и подсистеме пищеварения.

На II этапе сестринского процесса следует подробно изучить подсистемы вышедшие из равновесия. В нашем случае, нужно определить какого характера изменения в пищеварительной и выделительной подсистемах. Сестринское вмешательство будет направлено на восстановление равновесия в этих подсистемах, чтобы с одной стороны ограничить количество пищи, с другой — сделать питание рациональным и побудить пациентку к восстановлению контроля над собой.
Установив нарушение равновесия в конкретных подсистемах, медицинская сестра совместно с пациентом определяет цель ухода.Сестра определяет вмешательства, направленные на изменение окружающей среды, убеждение пациента.
В нашем конкретном случае пациентку нужно убедить в необходимости контроля над собой, над подсистемой пищеварения. Медицинской сестрой устанавливаются краткосрочные и долгосрочные цели восстановления равновесия в подсистемах.

Сестринское вмешательство осуществляется в 4-х
основных направлениях, описанных выше.
При оценке качества и результатов ухода медицинская сестра определяет достигнутые изменения в подсистемах поведения человека.
далее рассмотрим модель Д.Орэм, предложенную в 1971г.
По этой модели человек рассматривается как единое целое и несет личную ответственность за состояние собственного здоровья. Человек осуществляет самоуход независимо от того, здоров он или болен. Его потребности и возможности в самоуходе должны быть в состоянии равновесия.
Какие же это потребности?
Д.Орэм выделяет 3 основных группы потребностей в
самоуходе:
1 группа - универсальные потребности

К данной группе относятся такие потребности, как дышать, пить, есть, выделять, двигаться, избегать опасности. Эти потребности человек удовлетворяет индивидуально. На удовлетворение потребностей влияет возраст, пол, состояние здоровья, уровень культуры и т.д.
Здоровый человек обладает достаточными возможностями самоухода, чтобы удовлетворить эти универсальные потребности.

II группа — это потребности, возникающие в различные периоды жизни человека от молодости до старости.

III группа - потребности, связанные с нарушением здоровья. Нарушения могут быть З видов: анатомические (отеки,
ожоги, переломы), функциональные (одышка,
тугоподвижность суставов), изменения поведения (бессонница, смена настроения).
Если человек сам справляется с этими проблемами, сохраняется равновесие, то уход за ним не понадобится. Если же такого равновесия нет, то возникает необходимость в сестринском вмешательстве. При этом сестринское вмешательство осуществляется при активном участии самого пациента, его близких, и родственников.
Сестринское вмешательство по модели Д.Орэм осуществляется 6 способами:
1)делать что-либо за пациента;

2)обучать пациента или его родственников;

З)руководить пациентом, направлять его действия;

4)оказывать физическую поддержку;

5)оказывать психологическую поддержку;

6)создавать среду для обеспечения самоухода;

Качество ухода оценивается дальнейшей возможностью пациента осуществлять самоуход.

Сестринское вмешательство направлено как на расширение возможностей самоухода, так и на изменение потребностей в нем (т.е. при выздоровлении).
Роль медицинской сестры автор модели рассматривает как дополняющую к возможности пациента осуществлять самоуход.

Модель К.Рой

Следующая модель, которую мы рассмотрим в сегодняшней лекции - это модель К.Рой, созданная в 1976г. Согласно этой модели потребность в сестринском уходе возникает тогда, когда человек не может приспособиться к изменяющимся условиям внешней среды. Цель ухода в таком случае — помочь пациенту положительно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. При оценке качества ухода медицинская сестра и пациент обращают внимание на положительные сдвиги в том или ином способе адаптации. Конечным результатом сестринского вмешательства должно быть состояние физиологического и психологического равновесия.

На первом этапе медсестра оценивает состояние пациента. Она предполагает проблему адаптации в системе Я- концепции. Установив причину медсестра определяет конкретные факторы, вызывающие нарушение адаптации.

Сестра, использующая эту модель, определяет пределы уровня адаптации для каждого человека. То, что является раздражителем для одного, для другого, благодаря его уровню адаптации не создаёт никаких проблем. Выявив раздражители, сестра совместно с пациентом определяет цели ухода, позволяющие расширить предел адаптации или устранить раздражитель.

Модель К.Рой предполагает, что каждый человек стремится к состоянию физиологического и психологического равновесия. В связи с этим сестринское вмешательство должно изменить раздражитель так, чтобы он действовал в пределах уровня адаптации. Сестринское вмешательство эффективно только в том случае, если достигнута цель в конкретных адаптивных способах

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: