Проведя литературный обзор по проблеме изучения функциональных состояний в современных работах исследователей, проведём комплексную оценку своего актуального функционального состояния.
Для этого проведём рад необходимых методик и заполним сводный протокол. Для данного исследования мы использовали следующие методики:
1. Шкала состояний (Приложение Б);
2. Опросник для оценки острого физического утомления (Приложение В);
3. Опросник для оценки острого умственного утомления (Приложение Г);
4. Шкала дифференциальных эмоций (Приложение Д);
5. Шкала ситуативной тревожности (Приложение Е);
6. Шкала личностной тревожности (Приложение Ж);
7. Опросник «Степень хронического утомления» (Приложение И).
Сводный протокол индивидуальной диагностики функционального состояния по комплексу методик.
Испытуемый: Бонадык А.А.
Дата тестирования: 15. 12. 2008.
Время: 07. 00
Методики | Общий балл | Интерпретация |
Шкала состояний (ИСК) | Высокий уровень субъективного комфорта, Хорошее самочувствие. | |
Опросник для оценки острого физического утомления (ИФУ) | Лёгкая степень физического утомления. | |
Опросник для оценки острого умственного утомления (ИУУ) | Отсутствие признаков умственного утомления. | |
Шкала дифференциальных эмоций (ПЭМ, НЭМ, ТДЭМ) | 42, 16, 11 | Сильная выраженность позитивных эмоций, Умеренная выраженность остро - негативных эмоций, Слабая степень выраженности тревожно – депрессивных эмоций. |
Шкала ситуативной тревожности (ИСТ) | Умеренный уровень ситуативной тревожности. | |
Шкала личностной тревожности (ИЛТ) | Умеренный уровень личностной тревожности. | |
Опросник «Степень хронического» утомления (ИХРУ) | Начальная степень хронического утомления. |
Характеристика своего функционального состояния на 15. 12. 2008. 7. 00 утра.
Наше актуальное ФС складывается из следующих показателей: ИСК, ИФУ, ИУУ и ИСТ. По результатам соответствующих методик можно сделать следующий вывод, что на момент исследования испытуемый обладает достаточно хорошим самочувствием, что подкрепляется результатами об отсутствии признаков умственного утомления и лёгкой степенью выраженности физического утомления, а так же умеренной степенью проявления ситуативной тревожности.
Данные результаты так же подкрепляются относительно устойчивыми показателями фонового ФС, а именно: умеренный уровень личностной тревожности, сильная выраженность проявления позитивных эмоций и незначительная степень выраженности остро-негативных и тревожно–депрессивных эмоций (Рисунок 1), а так же незначительной степенью выраженности начальной стадии хронического утомления.
Во взаимосвязи все эти показатели подкрепляют друг друга, например: в общем самочувствие испытуемого достаточно благоприятное, но существует небольшая выраженность хронического утомления. Это можно объяснить жизненными событиями, а конкретно приближающейся сессией, когда от испытуемого требуется максимального проявления всех своих знаний и умений. Проявление же в основном позитивных эмоций, обусловлено предшествующим полноценным отдыхом на выходных днях, предшествующих исследованию.
Общая оценка актуального функционального состояния: итак, в общем, актуальное ФС нашего испытуемого мы можем оценить как благоприятное. Т.е. у нашего испытуемого на данный момент исследования не выявлено ни каких отклонений от нормы в деструктивном отношении, а в некоторых случаях выявлено в позитивном сдвиге. Таким образом, мы можем сделать прогноз на эффективность предстоящей деятельности нашего испытуемого, что любая его деятельность (учебная, работа и т.д.) будит достаточно эффективной и продуктивной, и доставит ему массу удовлетворения и положительных эмоций, а все неудачи наш испытуемый будит переносить с лёгкостью, стремясь их преодолеть.
Выводы
Итак, в ходе нашего исследования мы убедились в необходимости рассмотрения и изучения функциональных состояний. Эти моменты являются очень важными как для самих исполнителей любой деятельности, так и для людей, которые обеспечивают нас этой деятельностью и контролируют её результаты.
Для достижения высокой результативности деятельности необходимо создавать благоприятные условия для создания и поддержания оптимального и благоприятного ФС исполнителей. А эти состояния зависят как от окружающей обстановки так и от самих исполнителей деятельности. Поэтому всем без исключения необходимо понимать важность поддержания своего ФС на оптимальном уровне, и владеть необходимыми для этого техниками, ну а это уже тема следующего исследования.
Приложение А
Приложение Б
Бланк ответов по методике «Шкала состояний»
Утверждения | Утверждения | Баллы | |
1. Сильный | Слабый | ||
2. Весёлый | Грустный | ||
3. Сонный | Бодрый | ||
4. Спокойный | Взволнованный | ||
5. Счастливый | Несчастный | ||
6. Ленивый | Энергичный | ||
7. Свежий | Усталый | ||
8. Расслабленный | Собранный | ||
9. Полный сил | Истощённый | ||
10. Скучный | Заинтересованный | ||
Сумма: |
Приложение В
Бланк ответов по методике «Опросник для оценки острого физического утомления»
Утверждения | + - | Баллы |
1.Ощущение усталости | + - | |
2.Боль в мышцах | + - | |
3.Учащённое дыхание | + - | |
4.Слабость в ногах | + - | |
5.Одышка | + - | |
6.Учащённое сердцебиение | + - | |
7.Сухость во рту | + - | |
8.Дрожь в руках | + - | |
9.Затруднённость дыхания | + - | |
10.Истощённость сил | + - | |
11.Повышенная напряжённость | + - | |
12.Желание изменить хар-р работы | + - | |
13.Взбудораженность | + - | |
14.Общее ощущение дискомфорта | + - | |
15. Точность и целенаправленность | + - | |
16.Заинтересованность | + - | |
17. Ощущение свежести | + - | |
18. Энергичность | + - | |
Сумма: |
Приложение Г
Бланк ответов по методике «Опросник для оценки острого умственного утомления»
Утверждения | Да - нет | Баллы |
1.Чувствую общую слабость | Да - нет | |
2.Мне приходиться заставлять себя как можно быстрее реагировать на поступающую информацию | Да - нет | |
3.Я спокоен и собран | Да - нет | |
4.Мне душно | Да - нет | |
5.Хочу хоть немного отвлечься от работы | Да - нет | |
6.У меня тяжёлая голова | Да - нет | |
7.Мне стало трудно думать | Да - нет | |
8.Чувствую себя раздражённым | Да - нет | |
9.Мне не хочеться разговаривать | Да - нет | |
10.Я не обращаю внимания на то, как идёт работа у колег | Да - нет | |
11.У меня стали появляться паузы в работе | Да - нет | |
12.Время течёт медленно | Да - нет | |
13.Мне хочеться встать и размяться | Да - нет | |
14.У меня устали тглаза | Да - нет | |
15.Мне приходиться напрягать слух | Да - нет | |
16.У меня постоянно возникают сомнения в правильности выполненной работы | Да - нет | |
17.Мне весело | Да - нет | |
18.Мне хочеться работать | Да - нет | |
Сумма |
Приложение Д
Бланк ответов по методике «Шкала дифференциальных эмоций»
I | 1.Внимательный | 1 2 3 4 5 |
2.Сконцентрированный | 1 2 3 4 5 | |
3.Собранный | 1 2 3 4 5 | |
II | 4.Наслаждающийся | 1 2 3 4 5 |
5.Счастливый | 1 2 3 4 5 | |
6.Радостный | 1 2 3 4 5 | |
III | 7.Удивлённый | 1 2 3 4 5 |
8.Изумлённый | 1 2 3 4 5 | |
9.Поражённый | 1 2 3 4 5 | |
IV | 10.Унылый | 1 2 3 4 5 |
11.Печальный | 1 2 3 4 5 | |
12.Сломленный | 1 2 3 4 5 | |
V | 13.Взбешенный | 1 2 3 4 5 |
14.Гневный | 1 2 3 4 5 | |
15.Яростный | 1 2 3 4 5 | |
VI | 16.Чувствующий неприязнь | 1 2 3 4 5 |
17.Чувствующий отвращение | 1 2 3 4 5 | |
18.Чувствующий омерзение | 1 2 3 4 5 | |
VII | 19.Презрительный | 1 2 3 4 5 |
20.Пренебрежительный | 1 2 3 4 5 | |
21.Надменный | 1 2 3 4 5 | |
VIII | 22.Напуганный | 1 2 3 4 5 |
23.Боязливый | 1 2 3 4 5 | |
24.Паникующий | 1 2 3 4 5 | |
IX | 25.Застенчивый | 1 2 3 4 5 |
26.Робкий | 1 2 3 4 5 | |
27.Стыдливый | 1 2 3 4 5 | |
X | 28.Сожалеющий | 1 2 3 4 5 |
29.Виноватый | 1 2 3 4 5 | |
30.Раскаивающийся | 1 2 3 4 5 |
Приложение Е
Бланк ответов по методике «Шкала ситуативной тревожности»
Утверждения | Вовсе нет | Похоже так | Верно | Совершено верно |
1.Я спокоен | ||||
2.Мне ничто не угрожает | ||||
3.Я в напряжении | ||||
4.Я испытываю сожаление | ||||
5.Я чувствую себя свободным | ||||
6.Я расстроен | ||||
7.Меня волнуют возможные неудачи | ||||
8.Я чувствую себя отдохнувшим | ||||
9.Я встревожен | ||||
10.Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | ||||
11.Я уверен в себе | ||||
12.Я нервничаю | ||||
13.Я не нахожу себе места | ||||
14.Я взвинчен | ||||
15.Я не чувствую скованности и напряжения | ||||
16.Я доволен | ||||
17.Я озабочен | ||||
18.Я слишком возбуждён и мне не по себе | ||||
19.Мне радостно | ||||
20.Мне приятно |
Приложение Ж
Бланк ответов по методике «Шкала личностной тревожности»
Утверждения | ||||
1.Я испытываю удовольствие | ||||
2.Я обычно быстро устаю | ||||
3.Я легко могу заплакать | ||||
4.Я хотел бы быть таким же счастливым как и другие | ||||
5.Нередко я проигрываю из-за того, что не достаточно быстро принимаю решения | ||||
6.Обычно я чувствую себя бодро | ||||
7.Я спокоен, собран, хладнокровен | ||||
8.Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня | ||||
9.Я слишком переживаю из-за пустяков | ||||
10.Я вполне счастлив | ||||
11.Я принимаю всё слишком близко к сердцу | ||||
12.Мне не хватает уверенности в себе | ||||
13.Обычно я чувствую себя в безопасности | ||||
14.Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | ||||
15.У меня бывает хандра | ||||
16.Я доволен | ||||
17.Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | ||||
18.Я так сильно переживаю свои разочарования, что долго не могу о них забыть | ||||
19.Я уравновешенный человек | ||||
20.Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
Приложение И
Бланк ответов по методике «Опросник степень хронического утомления»
1.Чаще всего у меня хорошее самочувствие | Да - нет |
2.Я стал раздражительным | Да - нет |
3.В последнее время я стал хуже видеть | Да - нет |
4.Я стал забывчивым | Да - нет |
5.После работы я чувствую себя разбитым | Да - нет |
6.Мне нравиться работать в коллективе | Да - нет |
7.У меня часто бывает подавленное настроение | Да - нет |
8.Я чувствую постоянную тяжесть в голове | Да - нет |
9.У меня отекают ноги | Да - нет |
10.У меня бывают головокружения | Да - нет |
11.У меня бывает ощущение, что мне трудно вздохнуть | Да - нет |
12.Мне всегда хочеться как можно быстрее закончить работу и уйти домой | Да - нет |
13.После сна я обычно встаю вялым и плохо отдохнувшим | Да - нет |
14.Мой рабочий день обычно пролетает незаметно | Да - нет |
15.Я стал ссориться со своими близкими | Да - нет |
16.После пробуждения я засыпаю с трудом | Да - нет |
17.Я постоянно испытываю неприятные ощущения в глазах | Да - нет |
18.В последнее время меня стали раздражать вещи, к которым раньше я относилась нормально | Да - нет |
19.Я стал вялым и безразличным | Да - нет |
20.Мне удержать в памяти даже те дела, которые нужно сделать сегодня | Да - нет |
21.За последнее время мне стало трудно работать | Да - нет |
22.У меня ровный и спокойный характер | Да - нет |
23.Меня мучают боли в висках и во лбу | Да - нет |
24.У меня часто бывают приступы сердцебиения | Да - нет |
25.Когда я работаю, у меня почти всё время болят спина и шея | Да - нет |
26.У меня часто возникает ощущение тошноты | Да - нет |
27.У меня часто болит голова | Да - нет |
28.Моя работа мне перестала нравиться | Да - нет |
29.Я постоянно хочу спать днём | Да - нет |
30.Мои близкие стали замечать, что у меня портиться характер | Да - нет |
31.Когда я читаю, мне приходиться напрягать глаза | Да - нет |
32.Чаще всего у меня беспокойный сон | Да - нет |
33.Я с удовольствием прихожу на работу | Да - нет |
34.Я всё время чувствую себя усталым | Да - нет |
35.В последнее время я чувствую общее недомогание | Да - нет |
36.Я чувствую себя абсолютно здоровым человеком | Да - нет |
Сумма: |