Фамилия Имя Отчество,
студент кафедры название,
направление зарубежное регионоведение
Российский государственный социальный университет,
9053592018@mail.ru
Тел. 89033457788
ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ СЕМЬЕ
Аннотация. В статье рассмотрена трансформация ценностных ориентаций в современной межнациональной семье. Выделены факторы, влияющие на процесс формирования социокультурных ценностей.
Ключевые слова: межнациональный брак, ценностные ориентации, трансформация, ценности.
Annotation. The article considers the role of inter-ethnic marriage in the formation of ethnic identity. Selected factors affecting the process of socio-cultural values.
Keywords: Intermarriage, values, transformation, value.
В обществе происходят изменения значимости социального института семьи и брака, обусловленные вызванными и происходящими последние два десятилетия трансформациями всех сфер жизнедеятельности российского общества. Данные процессы повлияли на сознание молодежи и на первый план стали выходить ценности, связанные с личным благополучием, признанием, успехом. Гедонистские устремления привели к свободе добрачных и внебрачных отношений.
Ценностное отношение человека к миру проходит через все сферы общества. Проблема трансформации ценностных ориентаций имеет все большую актуальность в современном обществе. Это связано с периодом изменения всех условий жизни людей. Через ценностные ориентации людей можно объяснить суть всех процессов, которые происходят в любой социальной системе и так же судить о характере развития отношений в обществе, перспективах его развития. Особую актуальность приобретает изучение ценностных ориентаций современной межнациональной семьи. Связано это с тем, что Россия исторически сложилась и существует как полиэтническое и поликонфессиональное государство, на территории которого проживает множество различных национальностей. Изучение ценностных ориентаций и ценностей, методов их измерения, трансформации, является одним из самых важных направлений в области социологии, философии, психологии. В социологии эти понятия исследовались представителями разных направлений. В рамках классической социологии,в частности в теории социальной солидарности Э. Дюркгейма[1] и понимающей социологии М. Вебера[2] была рассмотрена роль ценностей в жизни общества.
В отечественной социологии до 1990-х гг. ценностные ориентации рассматривались в контексте идеологических установок. Но необходимо заметить, что было разработан ряд концепций, в которых были рассмотрены различные факторы ценностных ориентаций. К таким концепциям можно отнести теорию диспозиционной регуляции социального поведения личности (В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов[3]), целенаправленного поведения (И.Ю. Истошин, Н.Ф. Наумова), жизненных ценностей (Н.И. Лапин). На сегодняшний день проблематика изучения ценностных ориентаций актуализируется в связи с масштабными трансформациями всех сфер жизнедеятельности. Ценностные ориентации в условиях изменения современного российского общества рассматриваются в работах В.А. Ядова, Т.И. Заславской, Н.И. Лапина, В.Э.Бойкова и др. Но в том же время следует отметить, что ценностные ориентации семье еще недостаточно изучены. Необходим анализ в точки зрения национальной принадлежности семьи, в частности национально-смешанной.
Изучение межнациональных семей так же является довольно интересным научным направлением и привлекает внимание ученых разных отраслей знания историков, демографов, этнографов, социальных антропологов, социологов, философов, психологов и т. Этот интерес обусловлен целым рядом причин. В первую очередь - это устойчивый рост межнациональных браков, как в нашей стране, так и за рубежом, что обусловлено миграцией, урбанизацией, ростом межэтнических контактов и увеличением роли в повседневной жизни средств массовой информации.
Во-вторых - это вопрос о влиянии последствий смешанных браков на национальные проблемы. С одной стороны межнациональные браки являются следствием межнационального взаимодействия, а с другой - эти браки влияют на национальные характеристики взаимодействующих наций. Важным также является вопрос о влиянии психологического фактора, так что в брак вступают не просто представители определенных этнических групп, а личности с набором своих индивидуальных качеств. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что проблема исследования межнациональных браков не нова, - очень много в этом направлении было сделано советскими исследователями.
Для межнациональной семьи трансформация процесса воспитания ребенка, как одного из типа социокультурных ценностей, является одним из наиболее острых вопросов, поскольку, в отличие от мононациональных семей, в полинациональных семьях почти всегда присутствует элемент выбора языка, культуры, религии, национальности вообще. На начальном этапе этот выбор определяется родителями, и, как правило, ребенок, воспитанный в соответствии с этим выбором, не изменяет его и в дальнейшем. Таким образом, можно предположить, что становление этнической идентичности ребенка с этнически смешанной семьи может зависеть от типа внутрисемейных отношений. В семьях с демократическим стилем отношений семейный уклад строится на основе выборочного усвоения обычаев, традиций, общение осуществляется на обоих языках.
Полная межнациональная семья является зеркалом, как национальной экономики, так и морально-этических норм общества. Мигрируя, родители сосредоточивают все силы на решение вопросов материального положения семьи. Однако такой их выбор часто обращаются дезадаптацией подростка в социальной среде, деформацией естественных условиях становления его личностных черт[4]. Нередко дети растут с комплексом неполноценности. Межнациональные семьи могут в полной мере реализовать воспитательную функции, сущность которой заключается в передаче детям в процессе их вхождения в систему общественных отношений, социального опыта, знаний, норм поведения, поскольку только полноценное семейное воспитание развивает способности, здоровые интересы и потребности ребенка, формирует правильное мировоззрение.
Таким образом, трансформация социокультурных ценностей межнациональных семей часто вызывает ряд проблем, особенно в формировании личности ребенка, живущего в таких семьях, а также провоцирует разрушение основных семейных функций. Так, пассивная репродуктивная функция ведет к сокращению воспроизводства населения, распространение малых семей, элиминацию популяций. Деформированная экономическая функция ведет к продуцированию девиантного поведения, потребительства, иждивенчества.
Список использованных источников
1. Бурханова Ф.Б. Этнокультурные ресурсы региона: этническая идентичность выходцев из мононациональных и межнациональных семей // Сборник материалов международной научно-практической конференции. 2015. С. 171-175.
2. Вебер М. Смысл ≪свободы от оценки≫ в социологической и экономической науке // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 808.
3. Гасанов Н.Н. Межнациональная семья как фактор оптимизации межнациональных отношений оптимизации межнациональных отношений в современной России // Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 80-летию профессора А.К. Алиева. 2013. С. 394-399.
4. Динамика ценностей населения реформируемой России / отв. ред. Н. И. Лапин. М.: Эдиторнал УРСС, 1996.С.224.
5. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. М.: Наука, 1991. С.576.
6. Здравомыслов Л. Г., Ядов В. Л. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. Т. 2. М.: Мысль, 1965. С. 189.
Reference
1. Burkhanova F.B., Ethnic and cultural resources of the region: ethnic identity of immigrants from mono-ethnic and inter-ethnic families // Proceedings of the international scientific-practical conference. 2015. pp 171-175.
2. Weber M., The meaning of «svobody otsenki» in sociology and economics // Selected Works. M.: Progress, 1990. P. 808.
3. Hasanov N., Interethnic family as the factor of optimization of inter-ethnic relations to optimize inter-ethnic relations in modern Russia // Materials of regional scientific-practical conference dedicated to the 80th anniversary of Professor AK Aliyev. 2013. pp 394-399.
4. Dynamics of values of the population of the reformed Russia / Ed. Ed. NI Lapin. M.M: Editornal URSS, 1996.P.224.
5. Durkheim E., On the division of social labor. Sociology / Durkheim method. Moscow: Nauka, 1991. P.576.
6. Zdravomyslov L.G., Poisons VL Attitude to work and the value orientation of personality // Sociology in the USSR. T. 2. M.: Thought, 1965. 189 pp.
[1] Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. М.: Наука, 1991. С.67
[2] Вебер М. Смысл ≪свободы от оценки≫ в социологической и экономической науке // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 581.
[3] Здравомыслов Л. Г., Ядов В. Л. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. Т. 2. М.: Мысль, 1965. С. 189
[4] Бурханова Ф.Б. Этнокультурные ресурсы региона: этническая идентичность выходцев из мононациональных и межнациональных семей // Сборник материалов международной научно-практической конференции. 2015. С. 172