МАТРИЦА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Структура дополнительной общеразвивающей программы включает в себя, в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», основные характеристики программы, организационно-педагогические условия ее реализации, формы аттестации и оценочные материалы, а именно:
Титульный лист.
Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка.
Цель и задачи программы.
Содержание программы: учебный (тематический) план, содержание учебного (тематического) плана.
Планируемые результаты.
Раздел 2. Комплекс форм аттестации.
Формы аттестации
Оценочные материалы
Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий.
Условия реализации программы
Календарный учебный график
Список литературы
Дополнительная общеразвивающая программа | |||
Раздел программы | Содержание раздела | Комментарий | |
Титульный лист программы | орган управления образованием, наименование образовательной организации, гриф утверждения программы, название/название программы, направленность и уровень программы, категория и возраст учащихся, срок реализации программы, ФИО, должность автора(ов) программы, город и год ее разработки. | Уровень программы (стартовый – базовый – углубленный) Особенности программы: - разноуровневая - модульная - сетевая - дистанционная - с применением дистанционных технологий - адаптированная (для особых категорий) | |
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы» | |||
Пояснительная записка | - актуальность программы – своевременность, необходимость, соответствие потребностям времени и в рамках данной направленности; - информация о направленности (профиль) программы - информация об уровне особенности программы – основные идеи, отличающие программу от существующих, характеризующие ее уникальность (идеи, методы, технологии); - адресат программы – краткие сведения об учащихся по программе, особенности, иные характеристики, состав группы; - формы обучения – способы взаимодействия участников образовательного процесса (занятие, семинар, экскурсия, др.) - объем и срок освоения программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы; - режим занятий, периодичность и продолжительность занятий | Кому нужна программа? Какие приоритетные гос. и социальные задачи решает? В соответствии с какими документами разработана? В чем значимость программы для ребенка, социума, системы образования? техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая; стартовый, базовый, углубленный или др. Является ли программа модульной? Сетевой? Разноуровневой? Интегрированной? И т.д. По каким признакам? Возрастной диапазон: -учёт индивидуально-психологических особенностей и состояний учащихся -особенности комплектования учебных групп: учащиеся одного возраста или разных возрастов (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально (Приказ №196, п. 7); состав группы (постоянный, переменный и др.) -возможность реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося (для продвинутого уровня, и адаптированных ДОП) -одновозрастные или разновозрастные группы - возможность участия родителей – очная, очно-заочная или заочная форме (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2), а также «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения», дистанционная форма (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4); Возможность организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам (Приказ №196, п. 7) В рамках ПФДО рекомендуемая оптимальная продолжительность – не более 1 года Объем и срок реализации программы определяется содержанием и прогнозируемыми результатами программы; характеризуется продолжительностью программы (количество месяцев, лет, необходимых для ее освоения) Указать общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю; периодичность и продолжительность занятий. | |
Особое внимание! 1.Использование дистанционных технологий при реализации программы 2.Сетевая форма реализации ДОП: - интерактивность, преемственность содержания программ, уровень обеспечения сетевого взаимодействия - модульный принцип построения программы 3. Разноуровневая ДОП: - описание процедур, посредством которых присваиваются уровни освоения учащимися программы; - вариативность содержания ДОП, возможность выбора и построения индивидуального образовательного маршрута; - предоставление возможности разным категориям учащимся освоить программу; - содержание программы предполагает дифференциацию по принципу уровневой сложности; - оценочные средства программы предполагает дифференциацию по принципу уровневой сложности | |||
Цель и задачи программы | Цель – это предполагаемый результат реализации программы, к которому надо стремиться. Задачи – «пути» достижения цели - показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели. | При формулировке цели следует избегать пафосных, «глобальных», абстрактных формулировок (типа - гармоничное развитие и т.п.). Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и желаемый конечный результат. Задачи = результатам. То, что определено как задача, должно быть достигнуто в результате. Если задачи личностные, метапредметные и предметные, то результаты тоже должны быть такими же. | |
Особое внимание! Делить задачи на группы нет необходимости, так как, в соответствии с ФЗ № 273, «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения…». И, следуя логике ФЗ, задачи, если очень хочется, можно разделить на 2 группы - обучающие и воспитательные. А следуя логике ФГОС ОО (который не имеет отношения к ДОД!), задачи (для удобства) можно разделить их на группы, например: - личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.; - метапредметные - развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.; - предметные - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п. Задачи должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами. | |||
Содержание программы | Содержание программы должно быть отражено в учебном плане или УТП. - Учебный (тематический) план (УП, УТП) содержит следующие обязательные элементы: - перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации обучающихся (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47, п. 5). - Содержание учебного (тематического) плана – реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной УТП, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме/разделу. | Логичность последовательности изучения разделов и тем (содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов, формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме). Содержаниесоставляется согласно УП (УТП): формулировка и порядок расположения разделов и тем должны полностью соответствовать их формулировке и расположению в УП (УТП); - необходимо выделить теорию и практику по каждому разделу (теме); - материал следует излагать назывными предложениями, «телеграфно»; - содержание каждого периода (года) обучения оформлять отдельно; - в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на правила выполнения упражнений, репертуар, дидактический материал и т.п.); - в содержании могут быть представлены вариативные индивидуальные образовательные маршруты. Содержание должно соответствовать цели и прогнозируемым результатам освоения программы, учитывать особенности учащихся, возможность освоения ими предлагаемого материала. | |
Планируемые результаты | В этой части необходимо сформулировать: - требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе освоения программы (т.е. что он должен знать и уметь); - компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе; - личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретет обучающийся по итогам освоения программы. | Планируемые результаты формулируются с учетом цели программы как: - требования к знаниям и умениям, приобретаемым в процессе занятий; - компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе. Важно! Учесть в ДОП навыки XXI века: работу в команде, умение применять знания, критическое мышление, коллаборация и т.д. Планируемые результаты формулируются с учетом цели и содержания программы. | |
Раздел № 2. «Комплекс форм аттестации» | |||
Формы аттестации | Разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы, отражают достижения цели и задач программы. Формы отслеживания и фиксации результатов Формы предъявления и демонстрации результатов | Перечисляются согласно учебному плану (УТП) (зачет, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль и др.). - аналитическая справка, аудио-, видеозапись, грамота/диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, протокол соревнований, фото, отзывы детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и др. - аналитический материал/справка по итогам проведения диагностики, выставка, готовое изделие, демонстрация моделей, диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс, контрольная работа, концерт, научно-практическая конференция, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, праздник, слет, соревнование, фестиваль и др. | |
Оценочные материалы | В данном разделе предъявляется перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 9; ст. 47, п.5) | Оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов; критерии и технологии отслеживания результатов. | |
Раздел № 3. «Комплекс организационно-педагогических условий» | |||
Условия реализации программы | К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов: -материально-техническое обеспечение -кадровое обеспечение -информационно-методическое обеспечение | Внимание! Условия реализации программы предъявляются в форме перечисления (а не описания) заданных позиций. характеристика помещения для занятий по программе; перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся); целесообразно перечислить педагогов, занятых в реализации программы, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора; – аудио-, видео-, фото-, интернет источники; электронные образовательные ресурсы, внутренние и внешние сетевые ресурсы; методические и дидактические материалы к темам и разделам программы, учебно-методический комплекс; - перечень методических и дидактических материалов (для работы на занятиях и для самостоятельной работы), необходимых для достижения целей программы (раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.). | |
Особое внимание! Какие условия созданы/существуют в организации для успешной реализации программы? Какие условия необходимы для успешной реализации программы? В соответствии с рекомендациями ВШЭ условия могут быть представлены на разных уровнях решения: - стационарное решение, - мобильное решение (лайт), - дистанционное решение, - сетевое решение. | |||
Календарный учебный график | Календарный учебный график – это составная часть образовательной программы (Закон № 273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 9) Составляется на 1 год и для каждой группы. | По ФЗ 273 – обязательная часть образовательной программы,определяющая: - количество учебных недель, - количество учебных дней, - продолжительность каникул, - экскурсионные и выездные занятия/сессии, - даты начала и окончания занятий по программе, учебных периодов/этапов, модулей Можно оформить как приложение к ДОП, чтобы не утяжелять текст, или в тексте дать универсальную форму, которую педагог будет конкретизировать в процессе реализации программы на каждый учебный год. | |
*Календарно-тематический план | Календарный тематический план Составляется на 1 год и обеспечивает: - реализацию ДОП в учебном году, - планирование форм и видов занятий, контроля и т.д. | Нормативными документами предусмотрен для основных образовательных и рабочих программ (ОО, СПО). Для ДОД нет указаний по разработке КТП, только локальные акты образовательных организаций. КТП – вспомогательный инструмент реализации программы, составляется на 1 год и для каждой группы. КТП не может прошиваться вместе с другими разделами программы, т.к. является временным рабочим инструментом педагога. | |
Список литературы | При составлении списка литературы необходимо учитывать: -основную и дополнительную учебную литературу: учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии; -наглядный материал: альбомы, атласы, карты, таблицы. | Список оформляется в соответствии с ГОСТ к оформлению библиографических ссылок. ГОСТ Р 7.0.100– 2018 https://www.rsl.ru/photo/!_ORS/5-PROFESSIONALAM/7_sibid/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2_%D0%A0_7_0_100_2018_1204.pdf ГОСТ Р 7.05-2008 «Библиографическая ссылка» (Примеры оформления ссылок и пристатейных списков литературы) Список может быть составлен для разных участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей). | |