Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий.




МАТРИЦА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Структура дополнительной общеразвивающей программы включает в себя, в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», основные характеристики программы, организационно-педагогические условия ее реализации, формы аттестации и оценочные материалы, а именно:

Титульный лист.

Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы.

Пояснительная записка.

Цель и задачи программы.

Содержание программы: учебный (тематический) план, содержание учебного (тематического) плана.

Планируемые результаты.

Раздел 2. Комплекс форм аттестации.

Формы аттестации

Оценочные материалы

Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий.

Условия реализации программы

Календарный учебный график

Список литературы

Дополнительная общеразвивающая программа
Раздел программы Содержание раздела Комментарий
Титульный лист программы орган управления образованием, наименование образовательной организации, гриф утверждения программы, название/название программы, направленность и уровень программы, категория и возраст учащихся, срок реализации программы, ФИО, должность автора(ов) программы, город и год ее разработки. Уровень программы (стартовый – базовый – углубленный)   Особенности программы: - разноуровневая - модульная - сетевая - дистанционная - с применением дистанционных технологий - адаптированная (для особых категорий)
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка - актуальность программы – своевременность, необходимость, соответствие потребностям времени и в рамках данной направленности;   - информация о направленности (профиль) программы   - информация об уровне   особенности программы – основные идеи, отличающие программу от существующих, характеризующие ее уникальность (идеи, методы, технологии);   - адресат программы – краткие сведения об учащихся по программе, особенности, иные характеристики, состав группы;     - формы обучения – способы взаимодействия участников образовательного процесса (занятие, семинар, экскурсия, др.) - объем и срок освоения программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы;   - режим занятий, периодичность и продолжительность занятий Кому нужна программа? Какие приоритетные гос. и социальные задачи решает? В соответствии с какими документами разработана? В чем значимость программы для ребенка, социума, системы образования?     техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая;   стартовый, базовый, углубленный или др.   Является ли программа модульной? Сетевой? Разноуровневой? Интегрированной? И т.д. По каким признакам? Возрастной диапазон: -учёт индивидуально-психологических особенностей и состояний учащихся -особенности комплектования учебных групп: учащиеся одного возраста или разных возрастов (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально (Приказ №196, п. 7); состав группы (постоянный, переменный и др.) -возможность реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося (для продвинутого уровня, и адаптированных ДОП) -одновозрастные или разновозрастные группы - возможность участия родителей   – очная, очно-заочная или заочная форме (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2), а также «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения», дистанционная форма (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4); Возможность организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам (Приказ №196, п. 7) В рамках ПФДО рекомендуемая оптимальная продолжительность – не более 1 года Объем и срок реализации программы определяется содержанием и прогнозируемыми результатами программы; характеризуется продолжительностью программы (количество месяцев, лет, необходимых для ее освоения) Указать общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю; периодичность и продолжительность занятий.
Особое внимание! 1.Использование дистанционных технологий при реализации программы 2.Сетевая форма реализации ДОП: - интерактивность, преемственность содержания программ, уровень обеспечения сетевого взаимодействия - модульный принцип построения программы 3. Разноуровневая ДОП: - описание процедур, посредством которых присваиваются уровни освоения учащимися программы; - вариативность содержания ДОП, возможность выбора и построения индивидуального образовательного маршрута; - предоставление возможности разным категориям учащимся освоить программу; - содержание программы предполагает дифференциацию по принципу уровневой сложности; - оценочные средства программы предполагает дифференциацию по принципу уровневой сложности
Цель и задачи программы Цель – это предполагаемый результат реализации программы, к которому надо стремиться.     Задачи – «пути» достижения цели - показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели. При формулировке цели следует избегать пафосных, «глобальных», абстрактных формулировок (типа - гармоничное развитие и т.п.). Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и желаемый конечный результат.   Задачи = результатам. То, что определено как задача, должно быть достигнуто в результате. Если задачи личностные, метапредметные и предметные, то результаты тоже должны быть такими же.
Особое внимание! Делить задачи на группы нет необходимости, так как, в соответствии с ФЗ № 273, «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения…». И, следуя логике ФЗ, задачи, если очень хочется, можно разделить на 2 группы - обучающие и воспитательные. А следуя логике ФГОС ОО (который не имеет отношения к ДОД!), задачи (для удобства) можно разделить их на группы, например: - личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.; - метапредметные - развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.; - предметные - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п. Задачи должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.
Содержание программы Содержание программы должно быть отражено в учебном плане или УТП. - Учебный (тематический) план (УП, УТП) содержит следующие обязательные элементы: - перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации обучающихся (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47, п. 5).   - Содержание учебного (тематического) плана – реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной УТП, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме/разделу.     Логичность последовательности изучения разделов и тем (содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов, формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме).   Содержаниесоставляется согласно УП (УТП): формулировка и порядок расположения разделов и тем должны полностью соответствовать их формулировке и расположению в УП (УТП); - необходимо выделить теорию и практику по каждому разделу (теме); - материал следует излагать назывными предложениями, «телеграфно»; - содержание каждого периода (года) обучения оформлять отдельно; - в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на правила выполнения упражнений, репертуар, дидактический материал и т.п.); - в содержании могут быть представлены вариативные индивидуальные образовательные маршруты. Содержание должно соответствовать цели и прогнозируемым результатам освоения программы, учитывать особенности учащихся, возможность освоения ими предлагаемого материала.
Планируемые результаты В этой части необходимо сформулировать: - требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе освоения программы (т.е. что он должен знать и уметь); - компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе; - личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретет обучающийся по итогам освоения программы. Планируемые результаты формулируются с учетом цели программы как: - требования к знаниям и умениям, приобретаемым в процессе занятий; - компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе. Важно! Учесть в ДОП навыки XXI века: работу в команде, умение применять знания, критическое мышление, коллаборация и т.д.   Планируемые результаты формулируются с учетом цели и содержания программы.
Раздел № 2. «Комплекс форм аттестации»
Формы аттестации Разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы, отражают достижения цели и задач программы.   Формы отслеживания и фиксации результатов   Формы предъявления и демонстрации результатов Перечисляются согласно учебному плану (УТП) (зачет, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль и др.).   - аналитическая справка, аудио-, видеозапись, грамота/диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, протокол соревнований, фото, отзывы детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и др.   - аналитический материал/справка по итогам проведения диагностики, выставка, готовое изделие, демонстрация моделей, диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс, контрольная работа, концерт, научно-практическая конференция, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, праздник, слет, соревнование, фестиваль и др.
Оценочные материалы В данном разделе предъявляется перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 9; ст. 47, п.5) Оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов; критерии и технологии отслеживания результатов.
Раздел № 3. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Условия реализации программы К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов:   -материально-техническое обеспечение     -кадровое обеспечение     -информационно-методическое обеспечение Внимание! Условия реализации программы предъявляются в форме перечисления (а не описания) заданных позиций.   характеристика помещения для занятий по программе; перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся);   целесообразно перечислить педагогов, занятых в реализации программы, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора;   – аудио-, видео-, фото-, интернет источники; электронные образовательные ресурсы, внутренние и внешние сетевые ресурсы; методические и дидактические материалы к темам и разделам программы, учебно-методический комплекс; - перечень методических и дидактических материалов (для работы на занятиях и для самостоятельной работы), необходимых для достижения целей программы (раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.).
Особое внимание! Какие условия созданы/существуют в организации для успешной реализации программы? Какие условия необходимы для успешной реализации программы? В соответствии с рекомендациями ВШЭ условия могут быть представлены на разных уровнях решения: - стационарное решение, - мобильное решение (лайт), - дистанционное решение, - сетевое решение.
Календарный учебный график Календарный учебный график – это составная часть образовательной программы (Закон № 273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 9) Составляется на 1 год и для каждой группы.   По ФЗ 273 – обязательная часть образовательной программы,определяющая: - количество учебных недель, - количество учебных дней, - продолжительность каникул, - экскурсионные и выездные занятия/сессии, - даты начала и окончания занятий по программе, учебных периодов/этапов, модулей   Можно оформить как приложение к ДОП, чтобы не утяжелять текст, или в тексте дать универсальную форму, которую педагог будет конкретизировать в процессе реализации программы на каждый учебный год.
*Календарно-тематический план Календарный тематический план Составляется на 1 год и обеспечивает: - реализацию ДОП в учебном году, - планирование форм и видов занятий, контроля и т.д.   Нормативными документами предусмотрен для основных образовательных и рабочих программ (ОО, СПО). Для ДОД нет указаний по разработке КТП, только локальные акты образовательных организаций. КТП – вспомогательный инструмент реализации программы, составляется на 1 год и для каждой группы. КТП не может прошиваться вместе с другими разделами программы, т.к. является временным рабочим инструментом педагога.
Список литературы При составлении списка литературы необходимо учитывать: -основную и дополнительную учебную литературу: учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии; -наглядный материал: альбомы, атласы, карты, таблицы. Список оформляется в соответствии с ГОСТ к оформлению библиографических ссылок. ГОСТ Р 7.0.100– 2018 https://www.rsl.ru/photo/!_ORS/5-PROFESSIONALAM/7_sibid/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2_%D0%A0_7_0_100_2018_1204.pdf ГОСТ Р 7.05-2008 «Библиографическая ссылка» (Примеры оформления ссылок и пристатейных списков литературы) Список может быть составлен для разных участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).
       

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: