Сущ-ть и необходимость финансов.
Сущ-ть фин-сов вытекает из сущности денег. Но фин-сы включают в себя денежные ср-ва и фонды в самых разнообразных видах и формах их существования, кот. обладают свойством быть денежным эквивалентом.
Фин-сы как экон-я категория представляют собой сис-му, включающую все виды фин-совых ресурсов и те трансформации, кот. с ними происходят в процессе распределения полученных доходов, образования и использования денежных ср-в, необходимых для обеспечения расширенного воспр-ва и для удовлетворения общественных и личных потребностей граждан.
Существование и необходимость фин-сов обусловлено существованием товарно-денежных отношений (ТДО). В условиях ТДО движение общественного продукта (ВВП) происходит в двух формах: натурально-вещественной и стоимостной. Экономические отношения, возникающие в процессе перехода общественного продукта из пр-ва в потребление, составляют сущ-ть фин-сов.
Материальное содержание фин-сов - совок-ть фондов денеж-х ср-в.
Основа существования фин-сов - материальное пр-во.
Экон-я природа фин-сов раскрывается в их функциях:
1. Распределительная
Эта функция связана с процессом формирования и распределения ВВП, кот. осуществляется с помощью норм, ставок, тарифов, кот. устанавливаются государством.
Чистый доход государства - накопления государства + общественные потребности граждан.
Чистый доход общества - фонд накопления +фонд потребления.
Фонд накопления - расширение пр-ва в материальной сфере.
Фонд потребления - удовлетворение социальных нужд работников.
Нац. доход (НД) включает необходимый продукт (оплата труда работников мат. пр-ва +общественные потребности граждан) и прибавочный продукт (накопления пред-я + накопления государства).
Распр-е и перераспр-е доходов осуществляется 2 методами:
- фин-сово-бюджетный - осуществляется путем изъятия доходов пред-й и населения в бюджет.
- кредитно-банковский - банки аккумулируют ср-ва пред-й и населения в виде кредитных ресурсов и выдают эти ден. ср-ва на нужды эк. субъектов под %.
2.Контрольная
Распр-е ВВП сопровождается экон. контролем:
- контроль за процессом распределения ВВП и НД;
- контроль за фин-хоз. деят. пред-й;
- контроль за формированием и целевым использованием фондов денежных ср-в. Контролируется выполнение планов пр-ва и реализации, формирование и использование обор. ср-в пред-я, платежи в бюджет и внебюдж. фонды, правильность и своевр-сть расчетов.
Сущ-т 3 категории экон. субъектов, вступающих в фин. отн-я: гос-во, пред-я, население.
М/д ними сущ-т различные фин. связи, кот. проявляются в виде фин. потоков. Фин. потоки - внешние (между группами) и внутренние (распр-е ср-в внутри группы).
Основные фин. потоки:
гос-во - предпр-я (и наоборот);
предпр-я - население (и наоборот);
между различными фин. стр-рами;
между пред-ями (самые активные);
гос-во - население.
Из всех этих потоков склад. фин. сис-ма РФ.
Фин. сис-ма - это сис-ма форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных ср-в государства, пред-я и населения.
В фин. сис-ме РФ основ. звенья:
- гос. фин. сис-ма;
- фин. фонды соц. назначения (внебюджетные фонды);
- государственный кредит;
- фин-сы фондов страхования;
- фин-сы пред-я.
Осн. звено - фин-сы пред-я. Они обслуживают процесс пр-ва мат. благ, а значит процесс создания НД.
Гос. фин-сы - это бюджет РФ: фед., регион. и местн. бюджеты. Формируются гос. фин-сы за счет НД страны, кот. формируется пред-ями. Через гос. фин-сы проходит более 60% НД.
Фин. фонды соц. назн-я (внебюдж. фонды) имеют строго целевое назначение. Большинство страховых компаний проводят операции по страхованию жизни, страхованию имущества юридических и физ. лиц, страхованию ответственности.
Их около 20: 4 социальных (остальные - произвольного назначения): фонд соц. страх-я (2,9%), ПФ (26%) - важнейший среди социальных, фонд ОМС (5,1%) - территор.(2%) и федер.(3,1%), гос. фонд занятости.
Все они с 1992 года - внебюджетные, имеют самост. ист-ки доходов, но осн. ист-к - отчисления пред-й от ФОТ.
Гос. кредит - особая форма кредитн. отн-й м/д гос-вом и юрид. и физ. лицами, при кот. гос-во выступает главным образом в кач-ве заемщика ср-в. Политику в области гос. внутр. долга определяет Фед. собрание РФ. Оно устан. верхний предел долга при установлении фед. бюджета на предстоящий фин. год.
Фин-сы фондов страхования. Фин-сы страховых компаний, кот. формир. за счет платежей и исп-ся для возмещения и предупреждения потерь от стих. бедствий и т.д.
Упр-е финансами – это целенаправленная деятельность финансового аппарата, к-ая охватывает планирование финансовых ресурсов, оперативное упр-е финансовыми отношениями, финансовое регулирование и контроль за выполнением фин. планов. В РФ упр-е финансами осущ. высшими законодат. органами власти - федер. собранием (2 его палаты - гос. дума и совет федерации) и прав-вом РФ. Такое упр-е имеет место при рассм-нии и утв-нии Фед. бюджета РФ и утверждении отчета и его исполнении. Фед. собрание рассм. также законы о налогах, сборах, обязат. платежах. Кроме того, оно устанавливает пред. размер гос. внутр. и внешн. долга. Сис-му более оперативного упр-я финансами осуществляет Минфин.
Государственная фин. политика - совок-ть гос. мероприятий по использованию фин. отношений для выполнения государством своих функций. Фин. пол-ка по своему содержанию охватывает: опр-е общей концепции фин. политики, ее направлений целей и задач, создание фин. механизма, упр-е фин-совой деятельностью государства.
Задачи фин. политики:
- обеспечить формирование фин. ресурсов в максимально возможных объемах;
- установить рациональную сис-му распределения и использования фин-совых ресурсов с точки зрения гос-ва;
- регулирование и стимулирование эк. и соц. процессов фин. методами;
- выработка фин. мех-ма в соотвествии со стратегией;
- создание эффективной сис-мы упр-я финансами.
Финансовое планирование – установление будущего состояния и поэтапного распределения и использования финансовых ресурсов.
ФП охватывает доходы и расходы бюджетов всех уровней, денежные доходы субъектов хозяйствования. Финансовые планы определяют объемы финансовых ресурсов, источники, направление средств в фонды на нужды.
ФП решает задачи:
1. Определить объемы и источники финансовых ресурсов в размерах обеспечивающих выполнение плана.
2. Распр-е фин-ых ресурсов м/д отраслями пр-ва (как к гос-му уровню, так и к отдельному субъекту).
3. Выявляются дополнительные резервы пр-ва, доходов.
4. Проводится контроль за хозяйственно-фин-ой деятельностью субъектов хозяйствования по соблюдению ими режима экономии.
Задачи ФП реализуются по средством функций финансов.
Бюджетная система РФ
Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) и их действии, т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.
Бюджетная система – это совок-ть всех бюджетов, действующих на территории страны.
Государственная бюджетная система РФ состоит из 3 звеньев:
- федеральный бюджет,
- региональный
- местный.
Центральная роль принадлежит гос. бюджету. Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – парламентом. Через него мобилизуются ден. ср-ва пред-й, доходы населения и направл. на нужды хоз-ва, соц. сферу.
Функции гос. бюджета:
1.перераспр-е НД и ВВП
2.гос. регулирование и стимулирование эк-ки
3.фин. обеспечение соц. политики
4.контроль за образованием и использов-м центр. фонда ден. ср-в
5.Бюджет представляет собой естественное звено сис-мы гос. регулирования в рын. эк-ке.
Доходы бюджета – важный фин. инструмент распр. и перераспределения ВВП и НД.
Доходы:
- по источникам поступления – доходы от пред-й и предпринимателей, платежи населения;
- по формам собственности – доходы гос. пред-я, акционерных, частных и т.д.
- по методам взимания – доходы налоговые и неналоговые
Осн. канал поступления в гос. бюджет – налоги. м.б. и неналоговые доходы: доходы от ВЭД, доходы от приватизации, виды рентных платежей, спец. отчисления (выручка от продажи гос. им-ва), доходы целевых бюджетных фондов.
Расходы бюджета:
1. по роли в процессе воспр-ва
- затраты, связ. с фин-нием мат. пр-ва
- затраты, связ. с содержанием непроизв. сферы.
2. по функцион. назначению
- на нужды всего нар. хоз-ва
- на соц. сферу - на нужды образования, науки, культуры, медицины и т.п.
- на оборону – оплата поставок армии, фин-ние кап. строит-ва, пром. пред-й в военно-пром. комплексе.
- на упр-е - на содержание органов гос. власти и гос. упр-я, министерств, ведомств, юстиции, суда, прокуратуры;
- на правоохранит. деятельность и обеспечение безопасности
- на содействие НТП
- на обслуживание гос. долга
- на оказание фин. помощи субъектам РФ
Дефицит бюджета
Когда доходы меньше расходов наступает бюджетный дефицит. Определенный уровень бюджетного дефицита считается нормальным (менее 10 % от суммы доходов). Если дефицит превышает этот уровень, то гос-во ищет доп. источники погашения дефицита бюджета (внешние источники финансирования – кредиты междунар. фин. организаций, внутренние резервы).
С 1990 по 1995 для покрытия бюдж. дефицита исп. эмиссии денег (это мощный инфляционный фактор).
С 1995 года эмиссия не прим. Исп. разл. гос. цен. бумаги (ГКО), облигации, казн. обяз-ва и др.
Осн. задачи политики в области фин-я дефицита фед. бюджета6
- продолжение курса неинфляционного покрытия (привлечение ср-в населения);
- сокращение объема внешних заимствований.
Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. (основывается на принципах – единства, полноты, реальности, гласности, самостоятельности всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную систему).
Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой налоговой и социально-экон-ой политикой. Принцип полноты означает, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в их полном объеме. Реальность означает, правдивость бюджетных показателей. Принцип гласности требует публикации утвержденных бюджетов, а также отчетов об их исполнении. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования.
Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве – бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов.
Закрепленные доходы – это доходы, полностью поступающие в соотв. бюджеты.
Регулирующие доходы – ср-ва, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной сис-мы нижестоящему бюджету.
Бюджетный процесс – это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и территориального бюджетов.
БП охватывает стадии:
- составление проекта бюджета
- процедура рассмотрения и утверждения бюджета
- исполнение бюджета
- составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение
Участники:
1. президент
2. правительство во главе с премьер-министром
3. федеральное собрание(совет федераций и государственная дума)
4. органы исполнительной власти (федеральные службы, агентства)
5. органы денежно-кредитного регулирования во главе с ЦБ
Осн. задачи бюджетной политики в наст. время:
- удержать эк-ку от спада пр-ва
- обеспечить фин. стабилизацию
- стимулировать инвестиц. активность
- снизить непр-венные расходы бюджета на гос. дотации отд. отраслям мат. пр-ва
- укрепить доходную базу бюджета за счет усовершенствования налогообложения, усиление контроля за полнотой уплаты налогов
- усилить контроль за величиной гос. долга.
Разрабатывают и утверждают федеральный бюджет РФ (и соответственно отчет об исполнении госбюджета) высшие органы РФ – Фед. собрание и 2 его палаты (Гос. дума и Совет Федерации). Составление проекта и исполнение фед. бюджета лежит на МинФине РФ (есть бюджетный департамент).
Внебюджетные фонды — это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.
В настоящее время в РФ действуют следующие основные государственные внебюджетные социальные и экономические фонды:
социальные — Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС);
экономические — Федеральный и территориальные дорожные фонды, фонды научных исследований и экспериментальных разработок (НИЭР), фонды технологического развития и др.
К источникам доходов внебюджетных фондов относятся:
* специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда.
* отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;
* средства бюджета.
* займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или коммерческих банков.
Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющееся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.