Часто ли Вы вспоминаете времена обучения? Какие самые яркие впечатления остались с того периода?




Е. Г. Окунева: «Мы стараемся следовать заветам наших Учителей»

Петрозаводская консерватория продолжает отмечать свое 50-летие. Своими воспоминаниями о годах обучения и работы в консерватории поделилась с нами заведующая кафедры теории музыки и композиции Екатерина Гурьевна Окунева.

Екатерина Гурьевна, с момента окончания Вами Петрозаводской консерватории прошло уже 15 лет, почему однажды для поступления Вы выбрали именно наш вуз?

- В Петрозаводскую консерваторию мне посоветовала поступать мой педагог из Череповецкого училища искусств и художественных ремесел им. В. В. Верещагина Ольга Георгиевна Вишневская. Обучаясь в училище, я не раз слышала рассказы о Юзефе Геймановиче Коне и Ольге Александровне Бочкаревой. Их имена всегда произносились с каким-то особым трепетом и благоговением, а о Юзефе Геймановиче вообще слагались легенды – о его необыкновенном уме, потрясающей эрудиции, тонком юморе, природном обаянии и т.п. Нам рекомендовалось читать их книги и статьи. И хотя многое я тогда еще в силу возраста не понимала, но у таких людей хотелось учиться. Кроме того, Ольга Георгиевна с любовью описывала Петрозаводск, который в ее рассказах представал как тихий, уютный, красивый и интеллигентный город с интенсивной культурной жизнью. Для меня, как человека, не любящего сутолоки столичной жизни, это было немаловажно. Я ни разу не пожалела, что поступила в Петрозаводскую консерваторию. Судьба свела меня со множеством замечательных и талантливых людей.

Часто ли Вы вспоминаете времена обучения? Какие самые яркие впечатления остались с того периода?

- Больше всего нравились лекции и индивидуальные занятия по гармонии у Ольги Александровны Бочкаревой. У нее был свой неповторимый педагогический метод, который я бы сравнила с методом сократической майевтики, ибо она действительно помогала нам открыть истину. При анализе того или иного сочинения на индивидуальном уроке Ольга Александровна поначалу давала возможность студенту высказаться. Внимательно выслушав, что он самостоятельно сумел обнаружить в своей домашней работе (а, как правило, ничего «гениальнее» простого потактового анализа мы, естественно, предложить не могли), она, хитро прищурившись, просила обратить внимание на какую-то незначительную, на первый взгляд, деталь. И вот тогда, благодаря ее наводящим вопросам, перед нами словно бы раскрывалась внутренняя жизнь музыкального произведения, становились понятными законы его бытия.

Ольга Александровна считала (и внушала это своим ученикам), что в любом произведении содержится гармоническая либо звуковысотная идея, нужно лишь уметь раскрыть ее. Она очень любила Бетховена, Шёнберга, Булеза за то, что они писали музыку не просто «для души», но создавали новое искусство ‒ искусство «думать звуками».

Своей увлеченностью она легко заражала окружающих и если видела, что студент поглощен научной темой, как бы сроднился с ней, то всегда отмечала это каким-то особым, свойственным только ей образом. Так, в период, когда я писала под ее руководством дипломную работу, посвященную проблемам сонатной формы в додекафонных сочинениях Шёнберга, она обращалась ко мне не иначе, как к Кате Окуневой-Шёнберг.

 

Запомнились занятия по сольфеджио у Александра Сергеевича Белобородова. Он научил меня слышать гармоническое многоголосие функционально (до этого я, слышавшая все ноты на фортепиано, мучительно старалась запомнить линию каждого голоса). Меня всегда восхищало его совершенное знание музыки Д. Шостаковича. Он мог процитировать наизусть любую тему, будь то симфония, квартет, вокальная или фортепианная музыка. Благодаря Александру Сергеевичу был освоен немалый полифонический репертуар ХХ века, поскольку в течение года нужно было спеть фуги Д. Шостаковича, П. Хиндемита, Р. Щедрина.

Интересными и увлекательными были лекции Анны Александровны Зондерегер по истории отечественной музыки. Она подходила к каждой теме очень основательно и всесторонне, и у меня всегда было чувство удовлетворения от глубины и проработанности изучаемого материала.

Очень нравились лекции по истории у Натальи Львовны Ивановой. Наряду с великолепной эрудицией, она обладала удивительным чувством юмора и всегда старалась актуализировать для нас события давно минувших лет. Благодаря ей мы зачитывались трудами по истории Н. Карамзина, В. Ключевского, Л. Гумилева.

Замечательные лекции по истории философии читал (и читает) Дмитрий Иванович Воронин. Мы старались не пропускать ни одного занятия, потому что сложные философские понятия Дмитрий Иванович умел объяснять просто и доступно, иногда показывая их проявление на бытовом уровне. Для нас философия был один из важнейших предметов, и не потому что его было трудно сдать, а потому что он действительно способствовал развитию мышления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: