Восстановление и реставрация фресок




История

Строительство храма началось в 1292 году по заказу новгородского архиепископаКлимента. Церковь была заложена в восьми километрах к югу от Великого Новгорода, на острове Липно, на берегу реки Плотница в дельте Мсты.

По преданию, там в 1113 году была обретена икона Николая Чудотворца, писаная на круглой доске, от которой исцелился новгородский князь Мстислав Владимирович. Вероятно, в ознаменование этого события, там вскоре после 1113 года был основан монастырь и выстроена деревянная церковь (точных данных об этом нет, в летописях сообщается лишь, что церковь была построена в монастыре).

Каменный храм, заложенный в 1292 году, а завершённый скорее всего в 1294, стал первым каменным храмом, построенным на Новгородской республике после монгольского нашествия на Русь.

При строительстве храма зодчие ориентировались на одну из последних домонгольских церквей — церковь Рождества в Перынском скиту, которая в свою очередь является новгородской переработкой принципов смоленской архитектуры. Это такой же квадратный в плане, крестовокупольный, четырёхстолпный, одноглавый и одноабсидный храм, только более крупный и широкий (10х10м). Лопатки на трёхлопастном фасаде присутствуют только на углах. Первоначально фасады не были оштукатурены, стены были сложены из плитняка и ракушечника разных размеров и оттенков. Арки над окнами были выложены из брускового кирпича тёмного цвета (это была одна из инноваций — раньше строили из плинфы и известняка). Над западным входом в храм находится ниша, в которой раньше были фрески. В верхней части барабана, над «бровками» окон и под трёхлопастными абрисами фасадов располагаются аркатурные пояса, аналоги которых по мнению некоторых исследователей следует искать в романской (или переходной романо-готической) архитектуре Ливонии. Кроме того, храм оформлен небольшими нишами с каменными рельефными крестами.

Интерьер церкви имеет ряд особенностей. Нижняя часть западной пары столбов, поддерживающих подпружные арки, сделана шестигранной, а верхняя крестчатой. Восточные столбы также имеют крестчатое сечение вверху и прямоугольное внизу, удобное для установки иконостаса. На хоры из юго-западного угла вела открытая лестница (ранее их делали внутристенными).

(5 слайд)

Роспись в центральной части алтаря

 

Роспись в правой части алтаря

Церковь была расписана фресками в 1293—94 году. При расчистке от позднейших масляных записей в 1930 году были обнаружены несколько хорошо сохранившихся фресок. На восточных столбах располагалась композиция «Благовещение», над входом в диаконниксюжет «Три отрока в пещи огненной».

В 1764 году монастырь был упразднён, впоследствии трапезная и церковь Святой Троицы были разобраны для ремонта Сковородского монастыря. В XIX веке Церковь Николы на Липне пришла в запустение, богослужения в ней совершались редко.

После октябрьской революции храм был закрыт и сильно обветшал. Тогда же была снесена двухъярусная колокольня.

Во время Великой Отечественной войны на острове располагался наблюдательный пункт советских войск, по временам подвергавшийся обстрелу немецкими войсками, отстоявшими в 6 км, на западном берегу оз. Ильмень — р. Волхов, в результате чего храм потерпел значительные утраты, сохранились только 65 % кладки.

Сохранение памятника

В 1945 году реставраторы провели работу над фресками, а в 1954—56 годах была проведена капитальная реставрация храма, и ему был возвращён первоначальный вид.

В настоящее время остров имеет статус охраняемой территории, а церковь — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

10 сентября 2016 года церковь посетили Владимир Путин и Дмитрий Медведев[4], по поручению которого (на основании письма Министерства культуры РФ от 16.09.2016 № 3682-10.1-4) была выделена целевая субсидия на разработку проектно-сметной документации на реставрацию этого памятника. В декабре 2016 года был выполнен проект реставрации, прошедший согласование в 2017 году[5].

Работы по реставрации храма начались в 2018 году и продолжились в 2019-м. Художникам-реставраторам еще предстоит изучение и исследование живописи храма.

 

 

Расцвет новгородского зодчества относят ко второй половине XIV века, в эпоху максимального могущества Новгородской республики. Вершиной и эталоном архитектуры данного периода является церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Новгороде. Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками.

 

(6 слайд)

Церковь Успения Богородицы на Волотовом поле (1352г)

Церковь Успения на Во́лотовом поле — церковь в селе Волотово Новгородского района Новгородской области, объект показа Государственного музея художественной культуры Новгородской земли, в прошлом — один из ранних образцов каменного новгородского зодчества. Церковь Известна своими уникальными фресками XIV века, которые во время Великой Отечественной войны рассыпались на множество фрагментов. Яркий пример гибели шедевров мирового искусства в результате боевых действий.

Поставлена в 1352 году архиепископом Моисеем на возвышенном берегу Малого Волховца неподалеку от Великого Новгорода. В 1363 году храм был украшен настенной живописью по заказу уже другого новгородского архиепископа Алексея.

Во время шведской оккупации 1611—1617 годов церковь была разорена, однако ни стены, ни фрески не пострадали. В 1825 году часть постройки обгорела во время грозы.

Во время Великой Отечественной войны Успенская церковь в течение 29 месяцев находилась на линии фронта и была полностью разрушена немецкой артиллерией. Площадь утраченной фресковой живописи составила около 350 м².

Восстановление и реставрация фресок

После окончания боевых действий на месте руин церкви остались 1,7 миллионов фрагментов фресковой живописи, которые затем были законсервированы.

14 декабря 1992 года церковь Успения Богоматери на Волотовом поле включена в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В августе 1993 года новгородские реставраторы начали реставрационные работы с фрагментами фресковой живописи.

В 2001 году по совместному германско-российскому проекту началось восстановление храма. Немецкая сторона оплатила работы в размере 52 млн рублей, они также финансировались и из федерального бюджета.

В 2002 году на не обожженном кирпиче 1352 года был обнаружен рисунок, на котором изображена ладья под парусом с носом в виде звериной головы, в которой находятся три воина в кольчугах.

Торжественное открытие восстановленной церкви состоялось 28 августа 2003 года.

В 2003 году около 1,7 миллиона фресковых фрагментов поступили на реставрацию в Новгородскую научную мастерскую «Фреска».

(7 слайд)

Хроника восстановления фресок:

· Лето 2008 года — первые спасенные специалистами фрески были возвращены на их прежние места. Это фреска мученика Прокопия с орнаментом, композиция с изображением двух неизвестных мучениц, а также фрагменты храмового «полотенца» (орнамента).

· В 2009 году возвращены фреска «Сон Иакова» и «медальоны» с изображениями мучеников Никиты и Иосафа;

· 2010 год — возвращение в церковь фресок с изображениями архангела Михаила и пророка Захарии, площадь которых составляет около четырёх квадратных метров.

В настоящее время церковь является объектом показа Государственного музея художественной культуры Новгородской земли и открыта для посещения.

В церкви найдено колоссальное количество рисунков. Изображение зверя, кусающего себя за кончик хвоста, очень похоже на замки, находимые при археологических раскопках. Фигуры всадников, у одного из которых в руке меч (Татьяна Всеволодовна Рождественская прочитала около этого всадника надпись «Македоньский». Есть древнерусское произведение «Александрия», переводы повести об Александре Македонском. Т. Рождественская предположила, что эти рисунки являются иллюстрацией к этому произведению). Изображение лука с тетивой. Сценка охоты волка на оленя, либо лося. Граффити «и норисуй». Первый случай литореи в новгородских граффити «господи помилуй» (расшифровал А. А. Гиппиус.

 

(8 слайд)

Церковь Федора Стратилата на Ручью (1360—1361),

Церковь Феодора Стратилата«наРучью» (на Фёдоровой улице) — православный храм 1360-1361 годов постройки в Великом Новгороде. Расположен на перекрёстке улиц Андреевская и Фёдоровский ручей. Памятник архитектуры музеефицирован (часть Новгородского музея-заповедника) и открыт для посещения.

История

Церковь заложена в 1360 году по указу новгородского посадника Семёна Андреевича берегу ручья. Ручей упоминается в летописи под 6613 [1105] как Плотницкий[2]. Позднее стал Фёдоровским. Строительство закончено в течение года. На протяжении нескольких веков церковь была приходской для Федоровой улицы Плотницкого конца.

В 1954 году при прокладке дороги Москва—Ленинград Фёдоровский ручей был засыпан. Сегодня церковь располагается на левой стороне улицы Фёдоровский ручей. Верх колокольни XVII века был повреждён во время боевых действий 1940-х гг., позднее восстановлен.

Архитектура

Храм представляет из себя классический памятник новгородского зодчества того времени и является одним из выдающихся памятников архитектуры средневекового Новгорода.

Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. По замыслу Семёна Андреевича, постройка должна была служить ещё и как каменный сундук-сейф[3]. С западной стороны к церкви примыкает пристройка и колокольня, построенные в XVII веке.

Церковь Феодора Стратилата на Ручью стала эталоном для новгородских зодчих последующих поколений.

Фресковая живопись

Фресковая роспись церкви датируется примерно второй половиной XIV века. Она сохранилась, хоть и фрагментарно, но на всех стенах, сводах и арках храма. В 1910 году роспись была освобождена от побелки. Её художественное значение исключительно. От традиционного новгородского стиля она отличается тем, что выполнена в красно-коричневых тонах. Это роднит её с фресками известной церкви Спаса на Ильине улице, которая была расписана Феофаном Греком. Многие персонажи стратилатовских фресок имеют сходство с персонажами живописи церкви Спаса на Ильине. Некоторые второстепенные детали буквально повторяются в росписях этих церквей.

В композиции и отдельных фигурах росписи Федора Стратилата чувствуется значительное влияние византийского искусства XIII—XIV веков.

(9 слайд)

Граффити

На стенах церкви учёные прочитали большое число средневековых граффити, многие из которых носят шутливый характер[4]:

«Не шуметь, ходите тихо»

«Пойду бобром возле реки» (пять раз)

«А се поют на полатях у святого Покрова»

«Сава со мной шел с торгу, бил мене, я написал»

Надпись «Поповы священницы уклоняйтесь от пьянства» повторена несколько раз[5].

 

(10 слайд)

Также стоит отметить церковь Спаса Преображения на Ильине улице, знаменитую тем, что в ней одной сохранились фрески кисти Феофана Грека.

 

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374),

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице — храм в Великом Новгороде, построенный в 1374 году и, как я уже сказала ранее, он знаменитфресками кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году.

История

Первая Новгородская летопись содержит запись о создании храма: «В лето 6882. Поставиша церковь камену святого Спаса, на Илиине улице; и свяща ю архиепископ Новогородскии Алексеи, с игумены и с попы и с крилосом святыаСофиа»[1].

Храм был построен жителями Ильинской улицы — главной в Славенском конце Новгорода (торговая сторона на противоположном от Детинца берегу Волхова). Ему предшествовала деревянная церковь, построенная епископом Никитой, и известная с XI века благодаря выносному образу Божией Матери «Знамение», через который по преданию Новгород был чудесно спасён в 1169 году от осаждавших город суздальцев. Для чтимой новгородской святыни был устроен специальный придел, сгоревший в 1340 году. После этого для иконы был построен специальный храм Знамения, где она хранилась с 1356 года (современный Знаменский собор, построенный в 1682—1688 гг. В настоящее время чудотворная икона Знамение находится в Софийском соборе[2]).

Архитектура

Церковь Преображения, являясь характерной постройкой своего времени, отличается величественной монументальностью и изысканным великолепием. Она относится к распространенному в новгородской архитектуре XIV века типу четырёхстолпного квадратного в плане храма с одной алтарной апсидой и одним куполом. Фасады имеют трёхлопастное завершение. В настоящее время кровля восьмискатная, придающая завершениям фасадов щипцовую (треугольную) форму. Храм обладает выраженной высотностью, а форма кровли придаёт ему динамичность.

 

(11 слайд)

Наружный декор отличается редким богатством. Фасады, как это обыкновенно делалось, разделены лопатками на три прясла. Сверху прясла окаймлены двойными «ползучими» арками, усложняющими рисунок трёхлопастного завершения. Узкие вертикальные окошки объединяются в группы. Сверху над ними помещаются обрамления — бровки. В некоторых местах окна дополнены нишами. Оконные проёмы и ниши имеют как полукруглое, так и стрельчатое завершение. Апсида оформлена вертикальными тягами с двумя рядами арочек (имеющих как и тяги форму полукруглого валика), обрамляющих окна. В качестве декоративного мотива использованы бегунец и поребрик, украшающие барабан купола и верхние контуры прясел. Помимо этого фасады украшены многочисленными крестами: рельефно выложенными или каменными резными. Выложенные кресты имеют ступенчатое основание — голгофу (голгофские кресты), они асимметрично размещены на плоскостях фасадов. Резные кресты были вкладными, то есть связанными с поминовением усопших. Обилие крестов могло быть связано с поминовением новгородцев погибших в 1372 году при разгроме Торжка тверским князем Михаилом Александровичем.

Интерьер храма имеет ярко выраженную крестообразность. Преображенская церковь, как и другие крестово-купольные храмы Новгорода того времени, имеет особые замкнутые помещения (каморы), расположенные по углам здания на уровне хор. На хоры ведет лестница внутри западной стены здания. Хоры представляют собой деревянный настил между двумя помещениями в западных углах храма — приделами святой Троицы и святых Космы и Дамиана. Третья камора расположена в юго-восточным углу над диаконником, она могла служить сосудохранительницей. Подъём в неё осуществлялся по деревянной лестнице через люк в междуэтажном перекрытии. В алтаре храма сохранилось древнее основание каменного престола и каменное горнее место.

Первоначально с запада к храму примыкал притвор с небольшой звонницей. На фасаде сохранился след от его цилиндрического свода. В XIX веке на его месте возвели обширную теплую паперть с колокольней и двумя приделами, эти пристройки были снесены в 1936 году[3].

(12 слайд)

Фрески Феофана Грека

Фрески купола. 1378 год.

О росписи храма упоминается в Третьей Новгородской летописи: «В лето 6886. <...> Того же лета подписаша церковь Господа нашего Иисуса Христа, на Ильине улицы, повелением благороднаго и боголюбиваго боярина Василья Даниловича, со уличаны Ильины улицы, а подписывал мастер Греченин Феофан, при великом князе Димитрии Ивановиче и при архиепископе Алексии ВеликагоНоваграда и Пскова»[4].

Знатный новгородский боярин Василий Данилович, принадлежавший к роду Машковых, пригласил для росписи храма одного из величайших мастеров своего времени. Феофан Грек был к тому времени известным константинопольским живописцем. О нём сохранились следующие сведения, указанные Епифанием Премудрым в письме к игумену Кириллу Тверскому: «Когда я был в Москве, жил там и преславный мудрец, философ зело искусный, Феофан Грек, книги изограф опытный и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал более сорока различных церквей каменных в разных городах: в Константинополе, и в Халкидоне, и в Галате, и в Кафе, и в Великом Новгороде, и в Нижнем. Но в Москве им расписаны три церкви: Благовещения святой богородицы, святого Михаила и ещё одна»[5]. Письмо было написано около 1415 года уже после смерти Феофана. Роспись же Спасо-Преображенской церкви была первой его работой на Руси, предшествующей росписям в Москве и Нижнем Новгороде.

Роспись храма сохранилась далеко не полностью. Большая её часть погибла, однако то, что сохранилось — единственные сохранившиеся в мире монументальные работы Феофана Грека. Но и небольшие части росписи позволяют оценить как общий замысел ансамбля, так и неповторимую манеру Феофана, которую Епифаний назвал «неведомою и необычайною росписью».

 

 

(13 слайд)

Церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406),

Церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406 год) — одноглавый четырёхстолпный новгородский храм[1] на Звериной (Бредова) улице в Великом Новгороде, у южной части Зверина монастыря.

История

Построена на средства ремесленников-кожевников[2], на месте пострадавшей от пожара в 1384 году деревянной церкви 1227 года[3]. Сложена из блоков известняка и кирпича и не оштукатурена. Фасады декорированы выполненным из кирпича орнаментом. В настоящее время в здании церкви расположен музей, а все иконы из церкви Петра и Павла хранятся в Новгородском Историческом музее в кремле[4].

В 1930-х годах была снесена церковная колокольня[5].

Во время Великой Отечественной войны была сильно разрушена, восстановлена в 1959 году[6], авторы реставрации Л. М. Шуляк, Г. М. Штендер[2].

Церковь Петра и Павла на золотой монете, достоинством 50 рублей, из серии "Россия во всемирном, культурном и природном наследии ЮНЕСКО"

 

(14 слайд) Вот так сейчас выглядит церковь Петра и Павла

Фасады церкви выполнены строго пропорционально, в завершениях прорисованы кирпичной орнаментной кладкой, составные мотивы которой встречаются в других церквях Новгорода. Восточным фасадом храм Петра и Павла в Кожевниках обращен к берегу Волхова.
В XVIII веке с южной стороны церкви был пристроен выполненный из камня придел Трех Святителей, с западной стороны пристроена небольшая колокольня. Колокольня была снесена в 1930-е годы.
Во время Великой Отечественной войны церковь была разрушена, но в 1959 году восстановлена и отреставрирована. В настоящее время в полностью восстановленном храме расположен музей, все иконы из церкви Петра и Павла хранятся в Новгородском Историческом музее в кремле.

 

(15 слайд)

Церковь СимеонаБогоприимца в Зверином монастыре (1467)

Церковь СимеонаБогоприимца — храм в Великом Новгороде на территории бывшего Зверин-Покровского монастыря.

История

Каменная церковь Симеона была построена 1468 году (в летописи — 6975 год)[1] на месте одноименной деревянной. Первый Симеоновский храм был поставлен "тщанием" архиепископа Ионы и силами новгородцев на месте скудельницы — коллективного захоронения умерших от чумы горожан. Деревянный храм был «обыденным», т. е. срубленным за один день 1 октября 1467 года по обету, во избавление от морового поветрия. Однако мор (названный в летописи Симеоновским) не прекратился, в июне был поставлен каменный храм, освященный ровно через год после деревянного, 1 октября, на Покров Богородицы. Расписан храм был, видимо, летом того же 1468 года. Роспись представляет собой полную годовую минею – изображения святых в календарном порядке: с сентября по август, от дня Симеона Столпника до дня Положения пояса Богородицы.

(16 слайд)

Описание

Церковь СимеонаБогоприимца – последний датированный храм независимого Новгорода. Он небольшой (8 на 8 м), одноглавый, с одной апсидой и деревянным межэтажным перекрытием, отделяющим подцерковье от основного объема. Фасады делятся на три части узкими лопатками и декорированы бровками с зубцами, поясками бегунца и поребрика в тимпанах.

(17 слайд)

На ктиторской фреске архиепископ Иона держит в руках модель храма с необычным завершением фасадов – шестнадцатискатным, нигде больше в Новгороде не отмеченным. Однако роспись эта поновлена в позднее время (возможно, даже в XVIII веке), а при изучении храма архитекторы-реставраторы не смогли обнаружить следы ни такого, ни какого-то другого завершения. Поэтому сейчас восстановлено восьмискатное завершение, характерное для других новгородских храмов этого периода.

Ко времени обновления храма в 1654 году относятся все главные перестройки – переложение сводов и купола, алтарной конхи, растеска окон.

В XVII или XVIII веке в храме появились хоры, что стало причиной утраты большей части фресок на западной стене.

Сейчас вход в храм устроен из западной пристройки середины XIX века, а изначально на второй этаж, в церковь, заходили по деревянному крыльцу с западной стороны.

Храм пострадал во время Великой Отечественной войны, хотя и не так существенно, как другие новгородские церкви. В 1965–1967 годах была проведена реставрация (по руководством Г. М. Штендера) с сохранением некоторых поздних элементов (завершение фасадов, форма главы) и восстановлена связевая система и межэтажное перекрытие.

В настоящее время церковь является музейным объектом и открыта для посещения. В западной поздней пристройке к церкви расположена выставка «Памятники архитектуры Неревского конца».

Фресковый ансамбль

Купол, барабан и алтарная часть церкви СимеонаБогоприимца расписаны традиционно, а вот в основном объеме нет привычных праздничных циклов, а все стены покрыты представленными в календарном порядке полуфигурными изображениями святых (кроме западных граней алтарных столбов – здесь был установлен высокий иконостас).

В XVII веке роспись была поновлена в обветшавших местах, и заново написана там, где пришлось сделать перестройки – в куполе, на сводах, в конхе. Тогда же были переписаны ростовые фигуры святых у южного и северного окон. Художники действовали деликатно, стараясь не изменять систему росписи XV века.

Поновлялись фрески и в XVIII веке.

Снова храм расписали в середине XIX столетия, уже не сохраняя первоначальный художественный замысел. Люнеты украсили большими композициями «Сретение», «Ветхозаветная Троица», «Рождество Богородицы» а алтарную конху – изображением Троицы в изводе «Отечество».

В 1944–1948 годах П. М. Юкин, а затем Е. М. Брягин и Е. А. Домбровская расчистили из-под поздних записей часть фресок XV века.

В ходе реставрационных работ 1971–1975 годов была расчищена большая часть фресок, а памятник подготовлен к музейной экспозиции.

В тех местах, где авторский слой был сильно поврежден, реставраторы сохранили поздние поновления. Таким образом, хотя бóльшая часть сохранившихся фресок все же относится к XV веку, в нынешнем виде росписи церкви СимеонаБогоприимца являются разновременным памятником.

Оригинальные надписи, выполненные белилами, до наших дней не дошли, сохранились лишь некоторые из тех, что были написаны черным в охристых медальонах. Большая часть надписей исчезла, по-видимому, уже к XVII веку, и новые имена святых месяцеслова почти никогда не соответствуют первоначальному замыслу.

Симеоновский месяцеслов был расшифрован Н. Н. Герасимовым, участвовавшим (еще студентом Академии художеств) в реставрации фресок и опубликовавшем в 1979 году статью с описанием календаря[3].

 

Наряду с типичной для новгородской архитектуры монументальностью масс и лаконичной простотой объёмов в них появляются новые черты. Широко распространившееся трёхлопастное завершение стен увеличило стройность зданий, исчезла трёхапсидность - все храмы этого времени с одной апсидой, которая делалась значительно ниже восточной стены. Строители отказываются от древнерусской системы кладки и переходят к местным строительным традициям. Вместо кирпича стены выкладывались только из местного разноцветного камня, неровно обколотого, что потребовало обязательной обмазки стен известью. В результате усиливалась неровность стен, что дополнительно выявляло свойственную всему новгородскому и псковскому зодчеству скульптурность. Храмам свойственна суровость, но в то же время им присущи изящество, ясность архитектурного образа. Мощная гладь их стен члениться широкими лопатками и оживляется узкими окнами и нишами. Барабаны куполов украшены простым, но выразительным кирпичным орнаментом. Трёхлопастевые арки придают храмам нарядность, так же как накладные кресты и бровки на стенах.

 

В условиях оживленного общения Новгорода с Западом, как и в предшествующем периоде, в новгородском зодчестве XIII-XIV вв. естественно находили себе место западноевропейские и прибалтийские черты романско - готическои архитектуры, но преимущественно в обработке деталей здания: декорировке абсид, оформлении входных и оконных проемов и т. п.

Вообще, стремление к декорировке архитектуры в XIV в. сказалось в Новгороде в большей степени, чем в XI-XII вв. Однако и здесь оно сохранило свойственные местному типу культуры черты простоты и сдержанности. Новгородские мастера использовали и каменные рельефные украшения стен, но очень осторожно и ограниченно. Таковы вставляемые ими кое-где в стены рельефные каменные кресты разных форм, скупостью рисунка на глади стены напоминающие древние северные петроглифы. Чаще мастера применяли выпуклые бровки над окнами, простые и профилированные ниши и очень простой же, но эффектный орнамент из глубоких треугольных впадинок, особенно охотно употреблявшийся и на церковных, и на светских зданиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: