Тема любви в произведениях И. А. Бунина




Содержание

1.Введение………………………………………………………………3-4

 

2.Тема любви в произведениях И. А. Бунина…………………….….5-8

 

3.Философия любви в понимании А. И. Куприна…………………....9-10

 

4.Черты сходства и различия ……………………………………….…11

 

5.Заключение …………………………………………………………..12-14

 

6.Список использованных источников…………………………….…15

 

Оглавление

Введение

Одной из самых популярных тем произведений писателей, композиторов. художников 19-20 веков является тема любви. Чаще всего она олицетворяет страдание, горе, несправедливость. Но, несмотря на это, авторы в своем творчестве старались показать, что любовь - это самое яркое, волшебное и прекрасное, что может быть в жизни человека. Тему любви называют вечной темой. На протяжении столетий многие писатели и поэты посвящали свои произведения великому чувству любви, и каждый из них находил что-то неповторимое, индивидуальное в этой теме: В.Шекспир, воспевший самую красивую, самую трагическую историю о Ромео и Джульетте, А.С.Пушкин и его знаменитые стихи: «Я вас любил: любовь еще, быть может…», герои произведения М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», чья любовь преодолевает все препятствия на пути к счастью. Этот список можно продолжать и дополнять творениями современными авторов и их героями, мечтающих о любви: Роман и Юлька Г.Щербаковой, простая и милая Сонечка Л.Улицкой, герои рассказов Л.Петрушевской, В.Токаревой.

Стремление авторов к реализму привело к одному выводу – настоящая любовь существует, но, если она взаимна – она непродолжительна, а если неразделенная - жить ей суждено куда дольше…

Тема любви – одна из главных в творчестве И. А. Бунина и А. И. Куприна, двух русских писателей, чьи имена часто ставят рядом. Хронология творчества (оба родились в одном 1870 году), принадлежность к одному творческому методу – реализму, сходные темы, высочайший уровень художественности сближают этих писателей в читательском восприятии. Большое место занимает в их произведениях тема любви, раскрытие ее влияния на человеческую жизнь. Но оба писателя по-своему, в рамках своего мировосприятия трактуют идеальную любовь, отличен и стиль изображаемого.

Эмоциональная сфера личности влияет на многие аспекты жизни человека в целом. Любовь – важнейшая составляющая внутреннего мира человека, его эмоциональной жизни. Уникальность понятия любви связана с тем, что в нём пересекаются духовный, личностный, биологический, а также социальный факторы.

 

Актуальность - изучение концепта «любви» как вечного чувства человечества на примере повестей и рассказов И.А. Бунина и А.И. Куприна.

Объектом исследования является понимание «любви» в произведениях этих писателей.

Предметом исследования являются любовные произведения Бунина (по рассказу “Грамматика любви” и сборнику «Темные аллеи») и Куприна(рассказ «Гранатовый браслет» и повесть «Олеся»).

Целью данной работы является сопоставление темы любви в творчестве писателей ХХ века И.А.Бунина, А.И.Куприна.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1) раскрыть философию любви в понимании А.И.Куприна;

2) выявить особенности изображения любви в рассказах И.А.Бунина;

3) определить общее и различное в понимании любви в произведениях

Бунина и Куприна.

Гипотеза состоит в том, что, любовь - это универсальное чувство, которое присуще всем людям, но она может по-разному восприниматься разными людьми.

Методы исследования:

1) рассмотрение и анализ научной литературы;

2) изучение и анализ практического материала;

3) сопоставление.

Практическая значимость: настоящий проект будет интересен школьникам при изучении творчества данных писателей и учителям-филологам.

 

 

Тема любви в произведениях И. А. Бунина

В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, раненной любовью. Писатель не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные человеческие переживания.

В 1924 г. он пишет повесть «Митина любовь», в следующем году –«Солнечный удар». А в конце 30-х Бунин создает 38 небольших рассказов о любви, которые составили его книгу «Темные аллеи», вышедшую в 1946 г. Эту книгу Бунин считал своим “наилучшим произведением в смысле сжатости, живописи и литературного мастерства”.

Любовь в изображении Бунина поражает не только силой художественной изобразительности, но и своей подчиненностью.

Любовная лирика Бунина отражает смятенные думы и чувства поэта о тайне любви... Один из основных мотивов любовной лирики – одиночество, недосягаемость или невозможность счастья. Например, «Спокойный взор, подобный взору лани…», «В поздний час мы были с нею в поле…», «Одиночество», «Печаль ресниц, сияющих и черных…» и др.

Любовная лирика Бунина – страстная, чувственная, насыщенная жаждой любви и всегда исполнена трагизма, несбывшихся надежд, воспоминаний о былой юности и ушедшей любви.

И.А. Бунин имеет своеобразный, отличающий его от многих других писателей того времени, взгляд на любовные отношения.

Образ любви в творчестве Бунина – это особый синтез духа и плоти. Дух по Бунину невозможно постичь, не познав плоти. И.Бунин отстаивал в своих произведениях чистое отношение к плотскому и телесному. У него не было понятия женского греха, но не было и опошления любви. Его любовь – это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.

Теме любви и смерти посвящены произведения – «Грамматика любви», «Легкое дыхание», «Митина любовь», «Кавказ», «В Париже», «Галя Ганская», «Генрих», «Натали», «Холодная осень» и др. Замечено, что любовь в творчестве Бунина трагедийна. Писатель пытается разгадать тайну любви и тайну смерти, почему они часто соприкасаются в жизни, в чем смысл этого. Почему дворянин Хвощинский сходит с ума после смерти своей возлюбленной – крестьянки Лушки и потом чуть ли не обожествляет ее образ («Грамматика любви»). Почему погибает, только начав расцветать, юная гимназистка Оля Мещерская, обладающая удивительным даром «легкого дыхания»? Автор не отвечает на эти вопросы, он заставляет читателя самостоятельно задуматься над этим.

Герои «Темных аллей» не противятся природе, часто их поступки абсолютно нелогичны и противоречат общепринятой морали. Любовь Бунина «на грани» – это почти переступание нормы, выход за рамки обыденности.

Как правило, за счастьем любви в «Темных аллеях» следует расставание или смерть. Герои упиваются близостью, но приводит она к разлуке, смерти, убийству. Счастье не может быть вечным... В рассказе «Темные аллеи» барин Николай Алексеевич бросает крестьянскую девушку Надежду - для него эта история пошлая и обыкновенная, а она любила его «весь век». Перед нами предстают картины обыденности и повседневной унылости. Но вдруг, спустя годы, в хозяйке постоялого двора Николай Алексеевич узнает свою молодую любовь - красавицу Надежду. Эту девушку он предал тридцать лет назад.С тех пор, как они расстались, прошла целая жизнь. Оказалось, что оба героя так и остались одинокими. Хотя Николай Алексеевич вполне устроен в жизни, но при этом он несчастен. Жена ему изменила и бросила. Сын вырос очень плохим человеком «без сердца, без чести, без совести», а Надежда, которая распрощалась с господами и превратилась из бывшей крепостной в хозяйку частной гостиницы, так и не вышла замуж. Николай Алексеевич когда-то по собственной воле отказался от любви, и наказанием за это стало ему полное одиночество на всю оставшуюся жизнь, без любимого человека и без счастья. Надежда точно так же всю жизнь отдала «свою красоту, свою горячку» любимому человеку. В её сердце по-прежнему живет любовь к этому человеку, но она так и не прощает Николая Алексеевича… Однако, несмотря на кратковременность, любовь все равно остается вечной: она вечна в памяти героев именно потому, что мимолетна в жизни.

Бунин позволяет своим героям лишь вкусить запретный плод, насладиться им – и после лишает их счастья, надежд, радостей, даже жизни. Любовь у Бунина не переходит в семейное русло, не разрешается счастливым браком. Бунин лишает своих героев вечного счастья, лишает потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере любви. Любовь по привычке не может быть лучше, чем любовь молниеносная, но искренняя.

Отличительная особенность любви в изображении Бунина – сочетание, казалось бы, несочетаемых вещей. Странная связь любви и смерти постоянно подчеркивается Буниным, и поэтому не случайно название сборника «Темные аллеи» здесь вовсе не значит «тенистые» – это темные, трагические, запутанные лабиринты любви.

Настоящая любовь – великое счастье, даже если она завершается разлукой, гибелью, трагедией. К такому выводу, пусть поздно, но приходят многие бунинские герои, потерявшие, проглядевшие или сами разрушившие свою любовь. В этом позднем раскаянии, позднем духовном воскрешении, просветлении героев и таится та все очищающая мелодия, которая говорит и о несовершенстве людей, не научившихся еще жить. Распознавать и дорожить настоящими чувствами, и о несовершенстве самой жизни, социальных условий, окружающей среды, обстоятельств, которые нередко препятствуют истинно человеческим взаимоотношениям, а главное – о тех высоких эмоциях, которые оставляют немеркнущий след духовной красоты, щедрости, преданности и чистоты. Любовь - таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне обыкновенных житейских историй, наполняющая особым смыслом его земное существование.

Эта тайна бытия становится темой бунинского рассказа «Грамматика любви»(1915). Герой произведения, некто Ивлев, заехав по пути в дом недавно умершего помещика Хвощинского, размышляет о “любви непонятной, в какое-то экстатическое житие превратившей целую человеческую жизнь, которой, может, надлежало быть самой обыденной жизнью”, если бы не странное обаяние горничной Лушки. Мне кажется, что загадка таится не в облике Лушки, которая «совсем нехороша была собой», а в характере самого помещика, боготворившего свою возлюбленную. «Но что за человек был этот Хвощинский? Сумасшедший или просто какая-то ошеломленная, вся на одном сосредоточенная душа?» По мнению соседей-помещиков. Хвощинский «слыл в уезде за редкого умницу. И вдруг свалилась на него эта любовь, эта Лушка, потом неожиданная смерть ее, - и все пошло прахом: он затворился в доме, в той комнате, где жила и умерла Лушка, и больше двадцати лет просидел на ее кровати…» Как можно назвать это двадцатилетнее затворничество? Помешательство? Для Бунина ответ на этот вопрос вовсе не однозначен. Судьба Хвощинского странно завораживает и беспокоит Ивлева. Он понимает, что Лушка вошла навсегда в его жизнь, пробудила в нем «чувство сложное, похожее на то, какое испытал он когда-то в одном итальянском городке при взгляде на реликвии одной святой». Что заставило Ивлева купить у наследника Хвощинского “за дорогую цену” маленькую книжку «Грамматика любви», с которой не расставался старый помещик, лелея воспоминания о Лушке? Ивлев хотел бы понять, чем была наполнена жизнь влюбленного безумца, чем питалась долгие годы его осиротевшая душа. И вслед за героем рассказа раскрыть тайну этого необъяснимого чувства попытаются «внуки и правнуки», услышавшие «преданье сладострастное о сердцах любивших», а вместе с ними и читатель бунинского произведения.

Попытка понять природу любовного чувства автором прослеживается и в рассказе «Солнечный удар» (1925). «Странное приключение», потрясает душу поручика. Расставшись с прекрасной незнакомкой, он не может обрести покой. При мысли о невозможности вновь встретить эту женщину «он почувствовал такую боль и ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас отчаяния». Автор убеждает читателя в серьезности чувств, переживаемых героем рассказа. Поручик ощущает себя «страшно несчастным в этом городе». «Куда идти? Что делать?» - потерянно думает он. Глубина духовного прозрения героя ясно выражена в финальной фразе рассказа: «Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет». Как объяснить то, что случилось с ним? Может быть, герой соприкоснулся с тем великим чувством, которое люди называют любовью, и ощущение невозможности потери привело его к осознанию трагичности бытия?

Мучения любящей души, горечь потерь, сладкая боль воспоминаний – такие незаживающие раны оставляет в судьбах бунинских героев любовь, и время невластно над ней.

Особенность Бунина-художника состоит в том, что он считает любовь трагедией, катастрофой, сумасшествием, великим чувством, способным и беспредельно возвысить, и уничтожить человека. «Любовь» у И.А. Бунина многолика и разнообразна: порой несчастна и безответна, порой, наоборот, счастлива и всепоглощающа.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: