Каковы же механизмы возникновения и распространения мема?




Мем стремится к популярности за счет распространения первоисточника. Например, в сети появляется видеоролик. За неделю он набирает сотни тысяч просмотров. Популярность ролика настолько велика, что его рассказывают и пересказывают. Цитирование мемов может быть прямым и обезличенным. Фраза из ролика может начать самостоятельную жизнь.

Зачастую сюжет, содержание ролика знают не все, а слова из него сохраняются.

Сейчас в сети существуют целые сайты, являющиеся, по сути, постоянными источниками генерирования и распространения интернет-мемов, например: YouTube (самый большой в мире хостинг для видеороликов, принадлежит Google), Луркоморье (русскоязычная викиэнциклопедия, составляющая описание интернет-мемов), сообщества и форумы Живого Журнала (ЖЖ, LiveJournal, LJ), паблики (от англ. public - открытый; союз) - сообщества, посвященные мемам, ВКонтакте (например, 1001mem, Atkritka.com), сайты Упячка и Лепрозорий (Лепра) и мн. др.

Один из самых известных мемов рунета Превед Медвед появился еще в 2006 году, его источником стал рисунок американского художника-примитивиста Джона Лури. Дальнейшее распространение мема занимательно описано М. Кронгаузом, который отметил, что «это приветствие перестало быть частью сложного вербально-изобразительного мема, а стало самостоятельным словом» и примером так называемого орфо-арта.

Остановимся на происхождении некоторых популярных мемов Интернета, хотя их актуальность и «свежесть» весьма относительны, так как немногие выдерживают проверку временем. А по мнению продвинутого интернет-сообщества, «несвежий мем» очень быстро превращается в баян (эрратив - боян) - старая, надоевшая шутка, устаревшая информация (кстати, тоже мем).

Среди мемов выделяются вербальные мемы - слова, фразы, послания, которыми обмениваются участники интернет-сообщества, например: «Превед», «Аффтар жжот», «Британские ученые», «интернеты», «котенок-афроамериканец», «В Бобруйск, животное!», «Йа кривет-ко!», «Всеки ему!», «Мопед не мой, я просто разместил объяву», «Взлетит ли самолет?», «Сдам жилой гараж» и т.п.

IMHO (русская версия - имхо) - англ. In My Humble Opinion или In My Honest Opinion - «по моему скромному мнению». Используется, когда надо подчеркнуть, что некоторое высказывание - не общепризнанный факт, а только личное мнение автора, и он его никому не навязывает. Может выражать также и некоторое сомнение автора в верности своего заявления. Распространенность данного акронима объясняется его краткостью, устоявшейся тенденцией экономии речевых усилий, а также времени при письменном общении. Используется преимущественно в чатах, форумах, эхоконференциях для выражения мнения участника по какому-либо вопросу. Зафиксированы и производные этой аббревиатуры: ПМСМ - буквальный перевод с английского - «По моему скромному мнению», КМК - «Как мне кажется». Однако, по нашему мнению, в этом меме отсутствует главная составляющая популярных мемов Интернета - игровая, комическая.

Твиттер же для этого - Твиттер (англ. Twitter - «чирикать», «щебетать», «болтать») - социальная сеть, в которой пользователи отправляют короткие текстовые заметки (до 140 символов). Соответственно, писать можно что угодно, ведь «Твиттер все выдержит».

Горизонт завален - один из самых универсальных комментариев к фотографиям, размещенным в сети, источником которого является профессиональный жаргон фотографов. «Заваливать» горизонт - обычная ошибка начинающих фотографов, когда линия горизонта на фотографии не параллельна верхнему и нижнему краям. Фраза может выражать разнообразные чувства: от восхищения до критики и извинения автора снимка за собственный непрофессионализм: «Фотограф! Горизонт завален... И тут Алексей понял, что горизонт завален. Горизонт завален, но ты никогда не сделаешь кадра лучше этого» (подпись к известному снимку первого человека на Луне). Здесь явно прослеживается тесная связь вербального мема с изобразительной составляющей, в значительной степени способствующей запоминанию мема.

Поэтому большинство самых распространенных мемов Интернета связано именно с сочетанием слов и изображения.

«Очки н-надо?» - ролик с китайцем, торгующим в междугородних автобусах смешными очками, мыльными пузырями и четками, набрал за пять месяцев более 8,6 млн. просмотров. Ролик демонстрировался в шоу Андрея Малахова «Пусть говорят - 10 лет в эфире» (2011. 15 июля), пародия на него была показана в шоу «Рассмеши комика». Забавная фраза многократно использовалась в трансформированном виде в качестве подписи к самым разным изображениям, в том числе и в рекламных текстах: «Контролер ннннада? А подарок ннннада? С 4 по 14 июля покупая контролер, Вы получите подарок! Музыкальное клубное DJ-оборудова-ние c самой быстрой доставкой по России».

«ЙАААААЗЬ! Рыба моей мечты!» - любительский видеоролик, в котором мужчина держит в руках только что пойманного язя огромных размеров и громко и искренне выражает свою радость. Ролик появился в 2011 году. Герой видео - В.Н. Гончаренко, заядлый рыбак. Ролик стал настолько популярным, что Виктора Николаевича стали приглашать на различные телепередачи, а фраза «ЙАААААЗЬ!» стала нарицательной, в Интернете она означает любой неописуемый восторг.

«Нельзя просто так взять и...» - дословный перевод английской фразы «One does not simply walk into (Mordor)», которую произносит один из героев фильма «Властелин колец» - Боромир. Фраза интересна тем, что дает возможность самых разнообразных продолжений, в том числе и в повседневном устном общении, например, из разговора учеников:

- Ты идешь на урок или нет?

- Придется. Нельзя просто так взять и не пойти на русский язык!

Среди субъектов, которые участвуют в процессе т.н. «мемизации» (создания мема из какого-либо явления), можно различить собственно источник мема, его непосредственный создатель и ретранслятор.

Источником мема называется то самое событие или явление, которое становится мемом. Источником может быть человек, его слова, его образ, а может быть – неодушевленный предмет. Так, источником популярного мема «георгиевская ленточка» является прообраз этого символа – георгиевская (или гвардейская) лента, которая служила основой для военной награды. Акция зародилась в рамках локального проекта информационного агентства РИА «Новости», которое и можно назвать в данном случае создателем мема.

Его ретранслятором тут являются все люди, которые распространяют георгиевские ленточки и надевают их.

 

Мем как единица культурной информации не зависит от конкретной ситуации, а представляет собой универсальный код. На практике это проявляется в случаях, когда один и тот же мем используется для объяснения самых различных ситуаций. Возьмем, например, известное сленговое слово «Дратути». Впервые оно появилось в речи одного из персонажей телепередачи «Городок». А как мем с картинкой в виде собаки — зародилось в соцсетях и на портале «Пикабу». Но теперь говоря «Дратути» мы же не имеем в виду Модэста из «Городка». И даже не всегда вспоминаем о собаке. Это значит, что слово уже утратило свой контекст, оно стало знаком. И поэтому «дратути» — это мем.

Таким образом, уникальность мема как языкового явления заключается в его способности использоваться в разных значениях и в разных коммуникативных ситуациях. Например, известная фраза «Ты кто такой? Давай, до свидания!» из видеоролика, где азербайджанские певцы поют на свадьбе песню, стала поистине универсальным ответом на любые вопросы:

- Привет, Серега, как жизнь?

- Ты кто такой? Давай, до свидания! (вместо стандартной формулы приветствия);

- Он меня спрашивает: «Когда деньги вернешь?». А я ему: «Ты кто такой? Давай, до свидания!» (в значении отказа);

- А я теперь на все случаи жизни замечательную фразу говорю: «Ты кто такой? Давай, до свидания!».

 

 

4. Классификация мемов.

Классификаций у мемов множество. Их можно делить по самым разным признакам.

Например, по способу зарождения различают:

  • Преднамеренно созданные (так называемые «форсед мем», которые создаются маркетологами или унылыми юзерами для раскрутки бренда или самих себя);

  • Кооптированные (такие, которые вроде бы возникают спонтанно, но моментально подхватываются заинтересованными сторонами и раскручиваются с какой-либо целью);

 

  • Самозарождающиеся (абсолютно народное творчество, мем в чистом виде, вирусняк).

По семиотическому признаку мемы стандартно делятся на визуальные, аудиальные, текстовые и смешанные.

  • Визуальные — самые массовые. Это и есть ваши любимые картинки, макросы, демотиваторы, эдвайсы, комиксы, фотожабы, фейсы и прочее-прочее;

  • Аудиальные — песни, слоганы, девизы. Да, это тоже мемы. Между нами тает лёд!
  • Текстовые — любые словесные выражения, неологизмы («Крымнаш»), стихотворения, слоганы, существующие в текстовом виде;
  • Смешанные — к ним можно отнести видеомемы, потому что они сочетают в себе визуальные и аудиальные признаки. По некоторым источникам к смешанным (креолизованным) мемам относятся картинки с текстом, потому что они совмещают в себе и визуальный, и вербальный контент;

Частично к текстовым (скорее, вербальным) мемам можно отнести так называемые смысловые мемы – явления и события, ставшие мемами сами по себе, без семантического представления. Например, нашумевшая в начале 2015 года история с ученицами танцевальной школы в Оренбурге, станцевавшими тверк (эротический танец) в откровенных нарядах «пчелок». Девушки «прославились» после того, как видео с их танцем попало в интернет, и общественность возмутилась его откровенным содержанием. Выражение «оренбургские пчелки» или «тверкающие пчелки» стало на слуху благодаря СМИ и быстро стало мемом. Формально источником мема является видеоролик, но сам мем в данном случае – это история, последовавшая за публикацией ролика.

Мемы можно классифицировать в зависимости от каналов их распространения, и на этом основании выделяется один из самых массовых и популярных видов – интернет-мемы. Аналогично тому, как распространяется массовая информация, выделяются такие каналы распространения мемов, как телевидение, печатная пресса, радио. Еще одной формой передачи мемов можно назвать т.н. каналы личной коммуникации: межличностное общение и общение одного лица с аудиторией. Данный принцип классификации условен, поскольку одни и те же мемы могут распространяться по разным каналам.

Интернет-мемы можно делить и по такому критерию, как срок жизни: на краткосрочные и долгосрочные. К долгосрочным можно отнести такие мемы, которые живут, т.е. активно распространяются пользователями, намного дольше, чем длилась сама история, ставшая основой для мема. Краткосрочный мем – тот, который перестает быть актуальным так же спонтанно, как он возник.

В зависимости от обстоятельств распространение мема занимает от нескольких дней до нескольких лет, после чего процесс репликации замедляется или останавливается. Наступает «период пресыщения»: мем вытесняется другими, новыми мемами. Иногда мем остается известным лишь узкой аудитории пользователей интернета.

По стилю можно разделить интернет-мемы на:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: