в учреждениях дополнительного образования»




Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Понятие и сущность развивающей образовательной среды в дополнительном образовании

Развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. Это семья, в которой формируются основные виды развития личности ребенка. Школа, в которой происходит вхождение в социум, общество.

Слайд 4

И особенно важно – дополнительное образование, в котором ребенок познает себя, развивается благодаря творческой среде.

Одна из главных особенностей творчества состоит в том, что его нельзя специально организовать. Акт творчества происходит непредсказуемо. Однако, не имея возможности повлиять на творчество непосредственно, мы можем создать благоприятные условия для его возникновения, организовать психолого-педагогическую среду, в которой вероятность возникновения творческих проявлений у учащихся существенно возрастает. Поэтому главной задачей образовательного учреждения является создание в своих стенах творческой среды, в которой инициируется и развивается творческая деятельность учащихся как механизм развития личности.

Слайд 5

Принципиальное отличие дополнительного образования заключается в том, что благодаря отсутствию жестких стандартов работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать предаваемые учащимся способы деятельности и цели обучения в средство развития способностей учащихся – телесных, познавательных, личностных, духовно - нравственных. Целью в этом случае становиться создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало, т.е. обрести способность быть субъектом своего развития.

Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства.

Слайд 6

Свойства образовательной развивающей среды:

• гибкость, обозначающая способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;

• непрерывность, выражающаяся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;

• вариативность, предполагающая изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;

• интегрированность, обеспечивающая решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур.

Развивающая образовательная среда проявляется в продуктивном творческом общении, в адекватной самооценке ребенка, в его оценке достижений других участников творческого процесса, в его ориентации на общечеловеческие ценности, в готовности защищать свои интересы и в уважении прав других людей.

Слайд 7

Условия для формирования развивающей образовательной среды:

• создание психологического климата на занятиях: доброжелательного отношения к обучающимся, эмоционального отношения к познанию;

• создание у ребенка высокой самооценки, «вкуса успеха», уверенности в своих силах;

• соблюдение принципа «права на ошибку»;

• диалогическая форма проведения занятий, «субъект - субъектные» отношения между педагогом и обучающимся;

• учет результатов индивидуальной творческой деятельности (у каждого ребенка свой «портфель» достижений). Дети ведут дневник собственных творческих достижений;

• сравнение новых успехов обучающегося с его прошлыми успехами, а не сравнение друг с другом;

• оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на занятиях;

• формирование у обучающихся целостного видения мира и понимание места и роли человека в этом мире, превращение всей получаемой учащимися в процессе обучения информации в личностно значимую для каждого обучающегося;

• создание системы проблемно-познавательных задач поискового характера. При возникновении противоречия возможны два пути его разрешения: компромисс, примирение противоположных требований или создание качественно новой идеи.

Таким образом, развивающая образовательная среда – такая образовательная среда, которая способна обеспечить комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса.

 

Слайд 8

Психологическая поддержка - один из важнейших факторов успешности функционирования развивающей образовательной среды.

Психологическая поддержка – это процесс:

- в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;

- который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

- который помогает ребенку избежать ошибок;

- который поддерживает ребенка при неудачах.

Итак, для того, чтобы поддержать ребенка необходимо:

• Опираться на сильные стороны ребенка;

• Избегать подчеркивание промахов ребенка;

• Показывать, что вы удовлетворены ребенком;

• Уметь и хотеть демонстрировать уважение к ребенку.

• Внести юмор во взаимоотношения с ребенком;

• Уметь помочь ребенку разбить большое задание на более мелкие задания, такие с которыми он может справиться;

• Уметь взаимодействовать с ребенком;

• Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно;

• Избегать дисциплинированных поощрений и наказаний;

• Демонстрировать оптимизм

• Проявлять веру в ребенка, уметь сопереживать ему;

 

Таким образом, осуществляя психолого-педагогическую поддержку, очень важно соблюдать чувство меры, руководствоваться соображениями педагогического такта.

Слайд 9

В нашем Дворце творчества детей и молодежи №1 имеются все условия для того, чтобы осуществлять разноуровневый подход к обучению и разделять обучающихся по их индивидуальным особенностям, интересам и запросам.

Следует отметить, что дополнительное образование и общее образование нельзя рассматривать независимо друг от друга. Задача школьного образования состоит в формировании определенных стереотипов интеллектуальной деятельности. При этом задача дополнительного образования состоит в том, чтобы научить преодолевать эти стереотипы, мыслить нестандартным образом и выходить за рамки общепризнанной точки зрения. Диалектика взаимосвязи этих двух типов образования как раз и заключается в том, что освоить нестандартный, творческий подход можно лишь преодолев навязанные стереотипы мышления. В этом отношении системы дополнительного о общего образования являются взаимодополняющими и необходимыми элементами единой развивающей образовательной среды.

Слайд 10

Конкурсы республиканского и муниципального уровней.

 

Слайд 11

Учебно методическая работа: семинары, конференции, конкурсы методических разработок «Творчество, искусство, мастерство», конкурс кейсов, школа молодого педагога, наставничество.

Слайды 12, 13

Поддержка детского творчества выступает как мощное средство развития личности. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания благоприятных условий для развития способностей и талантов каждого ребенка. Но для того, чтобы процесс был эффективным, целенаправленным, нужно уметь определять приоритеты и соотносить образовательный процесс с выбранными целями. Методика и технология обучения должны подбираться индивидуально для каждого ребёнка, характер и содержание взаимодействия педагогов и учащихся должны носить естественный, доверительный оттенок. От нас зависит будущее наших детей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: