Программа «Риторика для дошкольников»
Учебный год
Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.3. ПРИНЦИПЫСОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
1.4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫПРОГРАММЫ
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа дополнительного образования (далее - Программа) для детей старшего дошкольного возраста по социально-коммуникативному развитию в рамках кружка «Риторика для детей» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года);
- Положения об оказании платных образовательных услуг в МБДОУ «Детский сад № 3» с. Ижма.
В основе программы лежит программа Курцевой З.И. Ты – словечко, я – словечко. Данная Программа рассчитана на один год обучения для детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся 2 раза в неделю по подгруппам во второй половине дня, по 30 мин, начинаются в октябре и заканчиваются в мае - всего 62 занятия. Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления дошкольников. Обязательный элемент занятий - дыхательная гимнастика, артикуляционная и речевая разминки, которые подготавливают речевой аппарат к говорению, упражнения для развития диапазона голоса, его силы, интонационные упражнения, упражнения на развитие мимики и жестов, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.
На занятиях используются различные наглядные средства: раздаточный изобразительный материал, звуковые пособия (магнитофонные записи, диски со сказками, литературными произведениями, детскими песнями), сигнальные карточки. Все тематические занятия снабжены иллюстративными материалами для работы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Главной целью программы «Риторика для детей» является обеспечение системой средств и условий формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы «Риторика для детей»:
Образовательные:
1.Учить видеть дошкольников в слове не только средство общения, но и орудие, способное влиять на собеседника как положительно, так и негативно; практически реализовывать главную идею курса - бережно относиться к слову, с которым мы обращаемся к собеседнику;
2.Учить разрешать психологические моменты, возникающие при общении ребенка с собеседником в разных речевых ситуациях;
2. Познакомить дошкольников с наиболее употребительными (для данного возраста) устными речевыми жанрами;
Развивающие:
1.Развивать качества голоса (тембр, силу, высоту); дикцию, темп речи, дыхание;
2.Развивать понятия уместности использования несловесных (невербальных) средств общения - жестов, мимики, телодвижений, интонации.
3. Развивать у дошкольников осознанное отношение к оценке речевого поступка с точки зрения нравственных ценностей;
4.Развивать у детей чувство коммуникативной целесообразности высказывания;
Воспитательные:
- Воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного мировосприятия;
-Воспитывать уважительное отношение к чистоте и богатству родной речи.
ПРИНЦИПЫСОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ.
- принцип развивающего обучения (Выготский Л.С., ЭльконинВ. А. и др.);
- принцип воспитывающего обучения; принцип доступности;
- принцип постепенности, последовательности и систематичности;
- принцип наглядности;
- принципа эмоциональной насыщенности (подбор тематики зависит от способностей и успешного продвижения ребенка);
- принципа мотивации к риторической практике.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫПРОГРАММЫ.
К концу года дети должны обладать следующими умениями и навыками: Находить точные, образные слова для выражения своих мыслей и чувств; Рассуждать, последовательно выражать свои мысли словами; Внимательно слушать собеседника; Вести диалоги в различных бытовых ситуациях; Высказываться на тему из личного опыта и строить собственные короткие тексты для различных результатов и в разных риторических жанрах; Составлять рассказы по картине; Пересказывать услышанный текст; Правильно задавать вопросы и содержательно отвечать на них; Фантазировать; Освоить некоторые упражнения по технике речи. Основным методом контроля является систематическое включенное наблюдение за речевой деятельностью детей, как в процессе деятельности, так и в творческих событиях.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Темы, разработанные в программе «Риторика для дошкольников», соотнесены пятью блоками:
1. Азбука общения; 2. Речевой этикет; 3.Речевая деятельность; 4. Техника речи.
Раздел «Общение»
Содержание раздела:
Общение, его значение для человека. Общение бывает разным (письменное и устное). Речевая ситуация (Кто? Кому? Зачем? Как?). Риторика уважения к собеседнику (правила общения и слушания).
Цель: Показать дошкольникам значимость общения в жизни каждого человека и подвести к пониманию того, что слово является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми. Дать понятие о риторике и чему она учит.
Задачи:
1. Формирование у детей бережного отношения к слову, понимания того, что слово является средством воздействия на воображение и поведение людей.
2. Знакомство с основными коммуникативными целями общения в типовых для ребенка ситуациях общения.
3. Развитие у дошкольников умения строить диалог и монолог с использованием разнообразных языковых средств.
Раздел «Речевой этикет»
Содержание раздела:
Приветствие. Прощание. Благодарность. Извинение. Разговор по телефону. Правила и нормы речевого этикета.
Цели:
1. Познакомить дошкольников с наиболее употребительными (для данного возраста) устными речевыми жанрами.
2. Формирование представлений о нормах и правилах речевого этикета, развитие умения пользоваться ими в зависимости от ситуаций общения.
Задачи:
1. Формирование представлений о речевых жанрах приветствия/прощания, благодарности/извинения, уместного их употребления с учетом адресата и ситуации общения.
2. Знакомство детей с правилами речевого поведения во время телефонного разговора.
3. Развитие умения оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, учитывая ситуацию общения.
Раздел «Техника речи» Содержание раздела:
Несловесные средства общения (мимика, жесты, телодвижения). Средства речевой выразительности (речевое дыхание, дикция, интонация, голос и его свойства).
Цель:
Формирование представлений дошкольников о коммуникативных качествах речи и средствах ее выразительности – мимика, жесты, телодвижения, голос.
Задачи:
1. Знакомство детей с несловесными средствами общения (жесты, мимика, телодвижения).
2. Работа над интонацией, голосом и формированием речевого дыхания.
3. Развитие умений детей пользоваться разнообразными средствами речевой выразительности, соотносить вербальные и невербальные средства общения, владеть своим голосом.
Содержание программы в тематическом плане каждой возрастной группы распределяется с усложнением:
Раздел программы | Возраст детей | ||
От 4 до 5лет | От 5 до 6 лет | От 6 до 7 лет | |
ОБЩЕНИЕ | виды общения, невербальные средства общения (мимика, жесты, телодвижения) | + компоненты речевой ситуации, коммуникативные цели общения | + правила общения |
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ | приветствие, прощание, благодарность, извинение | + просьба, отказ | + разговор по телефону |
ТЕХНИКА РЕЧИ | скороговорки, считалочки, чистоговорки | + пословицы, поговорки, | + скороговорочные рассказики, сочинение чистоговорок. |
Курс риторики имеет в основном практическую направленность, уделяется внимание формированию коммуникативных, риторических умений и навыков. Практический раздел курса направлен на действия, которые способствуют формированию коммуникации детей, развитию правильной речи, голоса и его окраски, громкости, темпа, а также речевого этикета; позитивного, нравственного и эмоционального восприятия видов общения и понимания единства содержания и способов выражения речевой деятельности.
Продолжительность 1 занятия – 30 мин.
Периодичность в неделю – 1 раз
Количество занятий в месяц – 4 занятий, 2 часа
Количество занятий в год – 32 занятия, 16 часов
ПРИМЕРНОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Тематика Занятий. | Задачи программы | Информационно-методическое обеспечение. | Результат усвоения знаний, умений детьми. |
Занятие №1 «Знакомьтесь!». | 1.Познакомить дошкольников с общими задачами курса, с учебной тетрадью и героем Риториком. 2.Развивать внимание и память; 3.Воспитывать интерес к новой деятельности, к новому. | Курцева З.И. «Ты – словечко, я – словечко…», с.13; Рабочая тетрадь, с.1. | 1.Представление дошкольников об общих задачах курса, об учебной тетради и герое Риторике. 2.Сформирован познавательный интерес. |
Занятие №2 «Что такое общение?». | 1.Дать представления о том, что без общения жизнь человека невозможна, что общение предполагает взаимопонимание людей, общение должно быть доброжелательным. 2.Развивать коммуникативные умения: слышать заданный вопрос, давать ответ на поставленный вопрос в виде простого предложения; 3.Воспитывать любовь к животным. | Курцева З.И. «Ты – словечко, я – словечко…», с.16; Рабочая тетрадь, с.2. | 1.Представления о том, что без общения жизнь человека невозможна, что общение предполагает взаимопонимание людей, общение должно быть доброжелательным. 2.Коммуникативные умения: слышать заданный вопрос, давать ответ на поставленный вопрос в виде простого предложения; |
Занятие №3 «Для чего люди общаются?». | 1.Дать представление об основных (типовых) коммуникативных целях; 2.Дать представление о разнице в целях: поделиться радостью и похвастаться; 3.Воспитывать желание делиться своими эмоциями. | Курцева З.И. «Ты – словечко, я – словечко…», с.19; Рабочая тетрадь, с.3. | 1.Представление об основных (типовых) коммуникативных целях; 2.Представление о разнице в целях: поделиться радостью и похвастаться; 3.Умение делиться своими эмоциями. |
Занятие №4 «Общение бывает разным». | 1.Дать представление о некоторых видах общения, о возможности быть «посредником» в общении, о визуальном контакте при контактном общении; 2.Развивать умение работать в парах и малых группах; 3. Воспитывать желание общаться со своими сверстниками. | Курцева З.И. «Ты – словечко, я – словечко…», с.24; Рабочая тетрадь, с.4. | 1.Представление о некоторых видах общения, о возможности быть «посредником» в общении, о визуальном контакте при контактном общении; 2.Умение работать в парах и малых группах; 3. Умение общаться со своими сверстниками разными способами. |
Занятие №5 «Устное общение». | 1.Дать представление о значимости устного общения; 2. Развивать умение работать командой; 3.Воспитывать желание побеждать, добиваться поставленной цели. | Курцева З.И. «Ты – словечко, я – словечко…», с.26; Рабочая тетрадь, с.6. | 1.Представление о значимости устного общения; 2. Умение работать командой; 3.Умение побеждать, добиваться поставленной цели. |
Занятие №6 «Говорит она беззвучно…». | 1.Дать представление о роли книги в жизни человека, что чтение книги – это тоже общение; 2.Развивать внимание и память; 3. Воспитывать любовь к книге, бережное отношение к ней | Курцева З.И. «Ты – словечко, я – словечко…», с.29; Рабочая тетрадь, с.8 | 1.Представление о роли книги в жизни человека, что чтение книги – это тоже общение; 2. Привитие любви к книге, бережное отношение к ней. |
Занятие №7 «Письменное общение». | 1.Дать представление о том, что письменное общение может осуществляться по-разному; 2.Учить детей технике разгадывания ребусов; 3. Развивать логическое мышление; 4. Воспитывать желание передавать в рисунке свое настроение. | Курцева З.И. «Ты – словечко, я – словечко…», с.31; Рабочая тетрадь, с.10 | 1.Представление о том, что письменное общение может осуществляться по-разному; 2.Знание техники разгадывания ребусов; 3. Умение передавать в рисунке свое настроение. |
Занятие №8 «Зачем быть вежливым?». | 1.Дать представление о том, что вежливость помогает человеку налаживать контакт с собеседником, что вежливым нужно быть всегда; 2.Развитие умения оценивать результат работы (получилось - не получилось) с помощью педагога; 3. Воспитывать вежливость в общении. | Курцева З.И. «Ты – словечко, я – словечко…», с.33; Рабочая тетрадь, с.12. | 1.Представление о том, что вежливость помогает человеку налаживать контакт с собеседником, что вежливым нужно быть всегда; 2.Умения оценивать результат работы (получилось - не получилось) с помощью педагога; 3. Сформирована вежливость |
Занятие №9 «Здравствуйте». | 1. Дать представление о формулах речевого этикета в ситуациях приветствия; 2. Развивать организационные умения: понимать цель задания, названную педагогом. 3. Воспитывать вежливость в общении. | Курцева З.И. «Ты – словечко, я – словечко…», с.36; Рабочая тетрадь, с.13. | 1. Представление о формулах речевого этикета в ситуациях приветствия; 2. Организационные умения: понимать цель задания, названную педагогом. 3. Сформирована вежливость |
Занятие №10 «До свидания». | 1.Дать представление о формулах речевого этикета в ситуациях прощания, о том, что выбор слов в этой ситуации зависит от адресата; 2.Развивать логическое мышление; 3. Воспитывать вежливость в общении. | Курцева З.И. «Ты – словечко, я – словечко…», с.38; Рабочая тетрадь, с.14. | 1.Представление о формулах речевого этикета в ситуациях прощания, о том, что выбор слов в этой ситуации зависит от адресата; 2. Сформирована вежливость |
Занятие №11 «Что? Кому? Зачем? Как?» | 1. Дать представление об основных компонентах речевой ситуации, как: кто говорит, к кому говорящий обращается с речью, зачем с какой целью он говорит, как говорит; 2.Развивать умение работать в парах; 3.Воспитывать умение договариваться, работая в парах. | Курцева З.И. «Ты – словечко, я – словечко…», с.41; Рабочая тетрадь, с.16. | 1. Представление об основных компонентах речевой ситуации, как: кто говорит, к кому говорящий обращается с речью, зачем с какой целью он говорит, как говорит; 2.Умение работать в парах; 3.Умение договариваться, работая в парах. |
Занятие№12 «Что? Кому? Зачем? Как? Твой голос». | 1.Дать представление о вариантах интонации в зависимости от цели говорящего, о том, что только доброжелательная интонация является залогом успешного общения; 2.Развивать внимание и память; 3.Воспитывать доброжелательную интонацию при общении. | Курцева З.И. «Ты – словечко, я – словечко…», с.43; Рабочая тетрадь, с.18 | 1.Представление о вариантах интонации в зависимости от цели говорящего, о том, что только доброжелательная интонация является залогом успешного общения; 2.Сформирована доброжелательная интонация при общении. |
Занятие №13 «Тихо или громко?». | 1.Учить детей «управлять» своим голосом; 2.Развитие умения оценивать результат работы (получилось - не получилось) с помощью педагога; 3. Воспитывать такие качества, как сочувствие к другому человеку, понимание собеседника. | Курцева З.И. «Ты – словечко, я – словечко…», с.45; Рабочая тетрадь, с.20. | 1.Умение детей «управлять» своим голосом; 2.Умения оценивать результат работы (получилось - не получилось) с помощью педагога; 3. Сформированы такие качества, как сочувствие к другому человеку, понимание собеседника. |
Занятие №14 «Поспешишь – людей насмешишь!». | Работа с чистоговорками. | Рабочая тетрадь, с.22. | Умение четко произносить фразы и предложения. |
Занятие №15 «Не сломай язык». | Работа со скороговорками. | Рабочая тетрадь, с.24. | Умение произносить скороговорки быстро и четко. |
Занятие №16 «Каким тоном?». | 1.Учить использовать интонацию в зависимости от конкретного речевого жанра; 2.Развивать логическое мышление; 3.Воспитывать чувство искренности и доброжелательности по отношению к собеседнику. | Курцева З.И. «Ты – словечко, я – словечко…», с.47; Рабочая тетрадь, с.26. | 1.Умение использовать интонацию в зависимости от конкретного речевого жанра; 2.Сформировано чувство искренности и доброжелательности по отношению к собеседнику. |
Занятие №17 «Благодарность». | 1.Дать представление о формулах речевого этикета в ситуациях благодарения; 2.Развивать умение работать в парах и малых группах; 3. Воспитывать вежливость в общении. | Рабочая тетрадь, с.28. | 1.Представление о формулах речевого этикета в ситуациях благодарения; 2.Умение работать в парах и малых группах; 3. Сформирована вежливость в общении |
Занятие №18 «От улыбки стало всем светлей…». | 1.Дать представления о том, что улыбка помогает налаживать контакт между собеседниками, что улыбка – признак доброго расположения говорящих друг к другу; 2. Развивать логическое мышление; 3.Воспитывать желание дарить друг другу улыбки. | Курцева З.И. «Ты – словечко, я – словечко…», с.51; Рабочая тетрадь, с.30. | 1.Представления о том, что улыбка помогает налаживать контакт между собеседниками, что улыбка – признак доброго расположения говорящих друг к другу; 2.Сформировано желание дарить друг другу улыбки. |
Занятие №19, 20,21 «Можно ли общаться без слов?». | 1.Дать представление о невербальных средствах общения; 2.Развивать умение отличать близкие, но нетождественные эмоциональные состояния собеседника; 3.Воспитывать умение адекватно воспринимать несловесную информацию | Курцева З.И. «Ты – словечко, я – словечко…», с.53; Рабочая тетрадь, с.32, с.34. | 1.Представление о невербальных средствах общения; 2.Умение отличать близкие, но нетождественные эмоциональные состояния собеседника; 3.Умение адекватно воспринимать несловесную информацию |
Занятие №22 «Как обратиться с просьбой?». | 1.Учить вежливо обращаться с просьбой к собеседнику; 2.Развитие умения оценивать результат работы (получилось - не получилось) с помощью педагога; 3.Воспитывать желание вежливо обращаться с просьбой к собеседнику. | Курцева З.И. «Ты – словечко, я – словечко…», с.56; Рабочая тетрадь, с.36. | 1.Умение вежливо обращаться с просьбой к собеседнику; 2.Умение оценивать результат работы (получилось - не получилось) с помощью педагога; |
Занятие №23 «Как обратиться с просьбой?», «В магазине». | 1. Дать представление о формулах речевого этикета в ситуациях обращения с просьбой; 2.Развивать внимание и память; 3.Воспитывать желание обращаться вежливо с просьбой. | Рабочая тетрадь, с.38, с. 40 | 1. Представление о формулах речевого этикета в ситуациях обращения с просьбой; 2.Умение обращаться вежливо с просьбой. |
Занятие №24 «Не забудь извиниться». | 1.Дать представление о речевых формулах, которые используются при извинении; 2.Развивать внимание и память; 3.Воспитывать внимательное отношение к окружающим. | Курцева З.И. «Ты – словечко, я – словечко…», с.60; Рабочая тетрадь, с.42. | 1.Представление о речевых формулах, которые используются при извинении; 2.Сформировано внимательное отношение к окружающим. |
Занятие №25 «Алло! Алло!». | 1.Дать представление о том, как нужно вежливо отвечать на телефонный звонок; 2.Развивать коммуникативные умения: слышать заданный вопрос, давать ответ на поставленный вопрос в виде простого предложения; 3.Воспитывать умение реагировать на ситуацию, когда плохо слышно или вовсе не слышно того, кто вам звонит. | Курцева З.И. «Ты – словечко, я – словечко…», с.62; Рабочая тетрадь, с.44. | 1.Представление о том, как нужно вежливо отвечать на телефонный звонок; 2.Коммуникативные умения: слышать заданный вопрос, давать ответ на поставленный вопрос в виде простого предложения; 3.Умение реагировать на ситуацию, когда плохо слышно или вовсе не слышно того, кто вам звонит. |
Занятие №26 «Ты – слушатель». | 1.Дать представление о том, что, общаясь, мы не только говорим, но и слушаем, что означает принимать активное участие в диалоге; 2.Развивать внимание и память; 3.Воспитывать внимательность и вежливость в диалоге. | Курцева З.И. «Ты – словечко, я – словечко…», с.65; Рабочая тетрадь, с.46. | 1.Представление о том, что, общаясь, мы не только говорим, но и слушаем, что означает принимать активное участие в диалоге; 2.Сформирована внимательность и вежливость в диалоге. |
Занятие №27 «Какой ты слушатель?». | 1.Дать представление о сути нерефлексивного слушания; 2.Развивать умение оценивать себя как слушателя; 3.Воспитывать умение адекватно воспринимать информацию. | Курцева З.И. «Ты – словечко, я – словечко…», с.69; Занятие №Рабочая тетрадь, с.48. | 1.Представление о сути нерефлексивного слушания; 2.Умение оценивать себя как слушателя; 3.Умение адекватно воспринимать информацию. |
Занятие №28 «Правила общения». | 1.Закрепить правила общения; 2.Развивать умение работать в парах и малых группах; 3.Воспитывать вежливость, внимательность, доброжелательность и искренность в общении. | Курцева З.И. «Ты – словечко, я – словечко…», с.72; Рабочая тетрадь, с.50. | 1.Знание правил общения; 2.Умение работать в парах и малых группах; 3.Сформирована вежливость, внимательность, доброжелательность и искренность в общении |
Занятие №29 «День рождения только раз в году». | 1.Дать представление о формулах речевого этикета в ситуациях празднования дня рождения; 2.Развивать коммуникативные умения: слышать заданный вопрос, давать ответ на поставленный вопрос в виде простого предложения; 3.Воспитывать умению адекватно реагировать на подаренный подарок. | Рабочая тетрадь, с.52. | 1.Представление о формулах речевого этикета в ситуациях празднования дня рождения; 2.Коммуникативные умения: слышать заданный вопрос, давать ответ на поставленный вопрос; 3.Умение адекватно реагировать на подаренный подарок. |
Занятие №30 «Ты – зритель». | 1.Дать представление о правилах поведения в театре; 2.Развивать внимание и память; 3.Воспитывать зрительскую культуру. | Курцева З.И. «Ты – словечко, я – словечко…», с.76; Рабочая тетрадь,с.54. | 1.Знание правил поведения в театре; 3.Воспитание зрительской культуры. |
Занятие №31 «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». | 1.Дать представление о том, что слово человека могущественно; 2.Развивать логическое мышление; 3.Воспитывать умение прежде чем сказать, подумать, как к твоим словам отнесется собеседник. | Курцева З.И. «Ты – словечко, я – словечко…», с.80; Рабочая тетрадь, с.56. | 1.Представление о том, что слово человека могущественно; 2.Умение прежде чем сказать, подумать, как к твоим словам отнесется собеседник. |
Занятие №32 «Человек без друзей, что дерево без корней». | 1.Дать представление о том, что в основе дружбы лежит взаимопонимание, добрые и сердечные отношения; 2.Развивать внимание и память; 3.Воспитывать желание сохранять дружбу друг с другом. | Курцева З.И. «Ты – словечко, я – словечко…», с.83; Рабочая тетрадь, с.58. | 1.Представление о том, что в основе дружбы лежит взаимопонимание, добрые и сердечные отношения; 2.Сформировано желание сохранять дружбу друг с другом. |
Занятие №33 «Играем и вспоминаем». | Закрепить представления детей, полученные в курсе «Риторика». | Рабочая тетрадь, с.62. | Умение детей проявлять полученные знания в игре. |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ