Как писать декабрьское сочинение по литературе в 11 классе




1. Выберите тему. Прочитайте все предложенные темы сочинений и выберите ту из них, в которой вы лучше ориентируетесь. Важно! Сочинение по литературе в 11 классе всегда содержит элемент рассуждения.

2. Сформулируйте вопросы, на которые можно дать ответы в ходе рассуждения,

3. Сформулируйте аргументы, подтверждения и доказательства свой точки зрения. Совет! Свою точку зрения необходимо выражать лояльно, избегая резких фраз и выражений.

4. На черновике составьте план работы, в котором должно быть минимум 3 пункта: введение, заключение, основная часть.

5. Определите стиль изложения своей авторской позиции.

6. Пишем вступление, выделяя в нем проблемы и вопросы.

7. Формулируйте один или несколько тезисов в начале работы. Каждый тезис подкрепляйте или опровергайте аргументами. В качестве аргументов так же можно использовать цитаты. Важно, чтобы они были правильно оформлены в тексте и состояли не более чем из 2-3 предложений.

8. Используйте связки, наличие которых обязательно при написании текста на ЕГЭ.

9. Иногда лучше начать с основного текста, а не с вступления, чтобы в ходе рассуждения более четко сформулировать проблемы, вопросы и ответы на них.

10. Вступление и заключении должны быть логически связаны. Для этого нужно определить связи вступления и заключения.

11. Прочитайте написанное. Сочинение следует проверять не менее 3 раз! Оставите 30 минут и проведите три этапа проверки:

o стиля.

o орфографии.

o пунктуации.

12. Списывать отрывки из чужого текста нельзя, т.к. это плагиат. Следовательно за экзамен получишь ноль баллов.

 

Любое сочинение состоит из трех частей:

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

 

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.

 

Тeзис 1 (20-30 слов)

· Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)

· Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)

· Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 2

· Дoкaзaтeльствa, пpимepы

· Микpoвывoд

· Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 3

· Дoкaзaтeльствa, пpимepы

· Микpoвывoд

 

III. Заключение (60-70 слов)

 

Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не должны быть прописаны в плане.

 

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

 

Вступление состоит из 3 элементов:

1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;

2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;

3. ответ-тезис на главный вопрос темы.

 

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

 

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

· тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что... », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли... » и т. д.,

· тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,

· тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

 

Основная часть = Тезис + 1 Аргумент

 

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

 

Помни!

· По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.

· Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.

· Оптимaльнoe кoличeствo – 2.

· Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!

 

Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

 

Аргумент нужно:

· привести из литературных источников.

· выделить в отдельный абзац.

· в конце каждого абзаца написать микровывод.

· к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.

· если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

 

Аргумент состоит из 3 элементов:

1. Обращение к литературному произведению - называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение», чтобы избежать фактических ошибок).

2. Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.

3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу... » и т. п.

 

 

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

 

4 способа закончить сочинение:

1. Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.

2. Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!». Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните». Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д..

3. Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.

4. Цитата, подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения. Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл. Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово.

 

Алгоритм работы над сочинением:

1. Внимательно прочитать формулировку темы.

2. Выдели в ней ключевые слова или выражение, в котором тебе видится главный смысл.

3. Попытайся своими словами, коротко сформулировать тему.

4. Поставь вопрос к теме и спроси себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».

5. Кратко попытайся ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, записывая их в черновике. Это может быть началом, отправной точкой твоих рассуждений и вступительной частью твоего сочинения.

6. Потом займи другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представь себе своего оппонента и начни с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения

7. Вспомни примеры из литературных произведений, которые помогут доказать твою правоту.

8. Выстрой логическую последовательность своих доказательств.

9. Запиши их, составляя план.

10. Пиши на черновике, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.

11. Возвратись к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть твоего сочинения

12. Проверь написанное, переписывай на чистовик; проверь пунктуацию и орфографию; ещё раз прочитай, находишь ошибки, если они есть и исправляю их. Следим за почерком!!!

 

Практические советы в написании итогового сочинения:

1. Вступление (60-70 слов):

o Правильно ли определено ключевое слово в теме сочинения?

o Отражено ли это во вступлении?

o Намечена ли цель сочинения?

o Сужена ли тема?

2. Есть ли переход к основной части?

o Эта проблема поднимается во многих произведениях русской (мировой, современной, …) литературы….

o Так, в повести (романе, рассказе, …) речь идет о....

o Неужели в нашей жизни нет…(обращаемся к теме)?

o Так в произведении…показан….

o Именно…(один из этих вариантов!)

3. Основная часть (200-250 слов) (1 аргумент или 2 аргумента)

o Обращение к произведению (указаны автор, название);

o Озвучена проблема, связанная с темой сочинения (звучат слова из темы!)

o Приведены конкретные примеры из произведения, иллюстрирующие сформулированную тобой проблему;

o Слова, выражающие твою оценку (отношение) к сформулированной проблеме;

o Промежуточный вывод (слова из формулировки темы!)

o То же самое – по второму аргументу! Переход ко второму аргументу: - Еще одно произведение, где поднимается тема…. - ….

o О…(озвучиваем проблему, о которой пишем) рассуждает и …(имя автора) в произведении…

o Об этом же писал…

o Это же волновало….

o Если один аргумент – 200-250 слов, если два – примерно по 100-130 слов каждый.

4. Заключение (60-70 слов). «Специальные» слова для начала заключения:

o Подводя итог, хочется сказать:…

o Таким образом, мы понимаем, что….

o Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни человека играет….? (один их вопросов, отражающих тему, цель, поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)

Заключительная фраза, подводящая итог твоих размышлений по теме (опять – слова из формулировки темы) Эмоции!!!

 

Например: Так что же такое любовь к Родине? Я думаю, это….(логично подведенный итог на ОСНОВЕ всего сказанного)

Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.

 

Хотим предложить вам несколько клише для итогового сочинения:

 

Для вступления

· Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.

· Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд,...

· Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что...

· Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …

· Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу:...

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: