Основные функции учителя адаптивной физической культуры
1. 1. Образовательная функция учителя АФК заключается в содействии формированию у учащихся классов коррекционного (компенсаторного) обучения (ККО) массовых школ и учащихся специальных коррекционных школ восьми видов знаний, умений и навыков по адаптивной физической культуре. И в частности, информационная функция учителя АФК способствует формированию знаний у учащихся
1. 2. Развивающая функция учителя АФК заключается в том, что наряду с познавательными способностями у занимающихся тем или иным видом АФК, необходимо развивать интеллектуальные способности, способствующие быстроте и точности ориентации в получаемой информации - основное требование современного научно-технического прогресса.
В процессе занятий различными видами АФК важно сформировать у занимающихся умение рассуждать, способность анализировать, обобщать и критически оценивать свой двигательный опыт овладевать информацией и умением в постановке вопросов, требующих сравнений и выводов, как дедуктивных (лат. deduction - deductio - логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным), так и индуктивных (лат. inductio - логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщению).
Необходимо формировать навыки у занимающихся решать проблемные ситуации за счет установления причинно-следственных связей. А также формировать умения и навыки творчески проявлять умственную активность в двигательной деятельности и рационально применять свои физические способности в жизненной практике.
Наиболее эффективными путями развития мыслительных способностей учащихся, как утверждал еще П. Ф. Лесгафт, являются рассуждения, анализ, обобщение, критическая оценка.
Вместе с тем, развивающая функция учителя АФК в значительной мере направлена на благоприятные изменения морфофункциональных свойств учащихся в онтогенезе [гр. ontos - сущее, genesis - происхождение, возникновение; индивидуальное развитие организма], т. е. на управление их физическим развитием. В этом смысле реализация развивающей функции предполагает первостепенное развитие физических качеств учащихся (силы, быстроты, выносливости,ловкости и гибкости) и основанных на них двигательных способностей, которые, в свою очередь, благоприятно влияют на улучшение общей физической подготовленности учащихся с отклонениями в состоянии здоровья, включая детей-инвалидов.
Более подробное описание смотрите в главе 2. Специфические функции учителя адаптивной физической культуры.
1. 3. Организаторская функция учителя АФК связана с организацией:
1) уроков АФК;
2) утренней гигиенической гимнастики до занятий;
3) физкультминуток (физкультпа-уз) и семинаров по их проведению с учителями начальной школы и учителями-предметниками;
4) подвижных игр на динамических переменах и семинаров по их проведению с учителями начальной школы;
5) спортивных часов в группах продленного дня и семинаров по их проведению с учителями - классными руководителями;
6) секционных занятий по видам адаптивного спорта и по общефизической подготовке;
7) соревнований на первенство школы;
8) сборных команд по видам адаптивного спорта;
9) спортивно-физкультурных праздников школы;
10) прогулок и туристских походов;
11) заседаний Советов физической культуры школы.
1. 4. Воспитательная функция учителя АФК направлена на воспитание личностных качеств учащихся специальных коррекционных школ [83, 95] и учащихся классов коррекционного обучения массовых школ [87, 139].
Это чувства коллективизма, трудолюбия, смелости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности и др. [83]. Воспитанию их способствует само содержание занятий по АФК и педагогическое мастерство учителя АФК: владение методами убеждения, умения использовать воспитательную силу личного примера, а также другие положительные примеры, умение использовать метод практического приучения, который обеспечивает выработку конкретных навыков поведения, положительных привычек в общении с окружающими, но и формирования личности в целом.
Хозяйственная функция учителя АФК.
К числу хозяйственных функций относятся знания, умения и навыки, касающиеся материально-технического обеспечения занятий:
1) знание схемы устройства тренажеров, гимнастических, легкоатлетических снарядов и прочего спортивного инвентаря, а также мест занятий, различных физкультурно-спортивных сооружений [6, 29, 50];
2) продуманное размещение тренажеров, спортивных снарядов и инвентаря (особенно для учащихся специальных коррекционных школ 3-го вида);
3) систематическое обследование состояния сохранности тренажеров, снарядов и инвентаря, постоянное их пополнение;
4) использование возможностей школьных мастерских для изготовления и ремонта массового спортивного инвентаря и различных дидактических пособий;
5) привлечение к изготовлению и ремонту массового спортивного инвентаря родителей учащихся и спонсирующих организаций;
6) умение оформлять документацию для приобретения нового спортивного инвентаря.
Кроме того, хозяйственная функция учителя АФК помимо решения перечисленных вопросов, направлена на формирование у учащихся трудовых навыков и умений за счет использования элементарных трудовых процессов в форме самообслуживания учащихся на занятиях физическими упражнениями (подготовка и уборка мест занятий, соблюдение общегигиенических требований -влажная уборка и проветривание спортзала); а также за счет социально полезной работы (благоустройство спортивных площадок, участие в ремонте спортивного инвентаря, и посильной помощи в строительстве новых пришкольных спортивных сооружений).
.