Педагогическая и общественная деятельность.




Билет. Представители Гнесинской исполнительско-педагогической школы старшего поколения. Е.Ф.Гнесина, Т.Д.Гутман, А.Л.Иохелес, Б.М.Берлин, М.И.Гринберг и др.

Елена Фабиановна Гнесина – пианистка, педагог, основатель и бессменный руководитель комплекса учебных заведений имени Гнесиных, Заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор.

Биографические сведения.

Родилась Елена Фабиановна в семье Фабиана Осиповича Гнесина, казённого раввина Ростова-на-Дону, и Беллы Исаевны Флетзингер -Гнесиной. В многодетной семье (12 детей) постоянно звучала музыка, Белла Исаевна пробуждала своей игрой и пением музыкальные таланты детей. Обучались они изначально на дому в Ростове, но впоследствии родители задумались о серьезном образовании.

Так, в Московскую консерваторию поступила сначала старшая дочь, Евгения, а вслед за ней и Елена. На младшем отделении она училась у Э.Л.Лангера, но, услышав исполнение Еленой Концерта ре-минор Моцарта, В. И. Сафонов взял её в свой класс сразу на старшее отделение. Спустя два года Елена переходит к приглашённому в консерваторию Ферруччо Бузони, который считал ее единственной своей талантливой ученицей и пророчил большую пианистическую карьеру за границей. Работа в его классе была очень интенсивной, были пройдены многие произведения повышенной трудности. Далее Гнесина занимается у П. Ю. Шлёцера, в классе которого заканчивает консерваторию с малой серебряной медалью. В консерватории Е.Ф.Гнесина крепко сдружилась с С.В.Рахманиновым и А.Н.Скрябиным, также общалась с И. А. Левиным, Л. В. Николаевым, Г. Н. Беклемишевым, А. Б. Гольденвейзером, К. Н. Игумновым. Также Гнесина занималась композицией и вокалом. В последний период обучения в консерватории Е.Ф.Гнесина начинает преподавать фортепиано в Интернате гимназии Арсеньевых.

Педагогическая и общественная деятельность.

Педагогическая деятельность Гнесиной продолжалась 75 лет (более 70 – в созданных ею учебных заведениях имени Гнесиных). Также 25 лет она концертировала, выступая в многочисленных благотворительных концертах, просветительских мероприятиях, концертах различных художественных обществ. Некоторые из них: "Кружок любителей русской музыки" А. М. и М. С. Керзиных, "Общество по распространению камерной музыки", лекции-концерты Народной консерватории. Чаще всего играла в ансамбле с такими певцами, как П. А. Хохлов, Л. В. Собинов, А. И. Книппер, виолончелистами М. Е. Букиником, А. А. Крейном, своей сестрой – скрипачкой Елизаветой Гнесиной, с коллективом Московской симфонической капеллы под руководством В. А. Булычева (участие в исполнении "Реквиема" Моцарта – партия органа, 1906) и др. Также играла с с братьями И. И. и М. И. Пресс (скрипач и виолончелист) и с Пабло Казальсом (московская премьера Сонаты-баллады М. Гнесина). Также Гнесина тесно общалась со

многими выдающимися деятелями искусства: О. Л. Книппер-Чехова, Д. Д. и В. К. Гончаровы, Р. М. Глиэр, М. А. Бихтер, Ю. Д. Энгель, Л. О. Пастернак, М. О. Штейнберг и многими другими.

В 1895 году Елена Фабиановна вместе с сёстрами открывает Училище Е. и М. Гнесиных. С самого начала она становится главой учебных заведений, ведёт все административные и организационные дела. Вела огромный фортепианный класс (численность учеников достигала 36 человек). С 1899 года организовала обязательный хоровой класс (женский и смешанный хор), которым руководила до 1927 года. Также Гнесина разработала и вела курс методики преподавания и пед.практику (изначально – кружок курса методики).

Вскоре училище стало одним из самых лучших частных учебных заведений, которое выпустило огромное количество отличных музыкантов. Председателем выпускной комиссии неизменно являлся А.Б.Гольденвейзер, а выпускники училища поступали в различные консерватории, главным образом, в Московскую. Лучшие ученики Гнесиной поступали в классы К. Н. Игумнова, А. Б. Гольденвейзера, А. В. Шацкеса и С. Е. Фейнберга, Г. Г. Нейгауза.

Учебное заведение продолжило существовать и после революции, получив государственную поддержку. С 1920 года школа имеет двухступенную структуру: детская школа и техникум, где Ел.Ф.Гнесина являлась директором.

Ел.Ф.Гнесина активно включалась в деятельность различных образовательных организаций (Московский отдел народного образования, Музыкальный отдел Наркомпроса, отдел художественного образования при Профобреи др.). Также преподавала в трудовых колониях А. А. Луначарской, в Первой Кремлевской школе ВЦИК. Она активно разрабатывала учебные планы, шефские программы, оказывала помощь открывающимся школам.

После кампании РАПМа (Российской ассоциации пролетарских музыкантов) против Гнесиной и последующей его ликвидации, в конце 30-х годов она добивается начала строительства нового здания для училища на улице Воровского (ныне Поварской), одновременно хлопочет об организации нового вуза на базе училища.

Во время войны Гнесина лишь три месяца находилась в эвакуации в Казани. В январе 1942 года вернулась в Москву, где организовала активную работу училища, множество мероприятий в помощь фронту. В 1944 году был открыт Государственного музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, где Елена Фабиановна была директором и заведующей фортепианной кафедрой. В 1946 году была открыта спецшкола-десятилетка, что позволило окончательно сформировать четырехступенчатый комплекс учебных заведений имени Гнесиных. Также в ВУЗе были созданы факультеты народных инструментов, народного хора, создана заочная система образования.

С 1953 года пост директора возглавлял Ю.Муромцев, а Елена Фабиановна оставалась художественным руководителем до конца жизни. Ел.Ф.Гнесина всегда стремилась улучшить условия обучения и проживания воспитанников: благодаря ее дипломатическим шагам были выстроены вторая очередь здания института и Концертный зал, общежитие для студентов и кооперативный дом для педагогов-гнесинцев, новые здания обеих школ, начато строительство 13-этажного здания училища.

Количество учеников, воспитанных Гнесиной, не поддаётся подсчёту, так как многие учились у нее, не получая дипломов. Окончивших же училище с дипломом – 100 человек, институт – 25, также были окончившие и спецшколу, и аспирантуру. Среди этих воспитанников известны такие пианисты, композиторы и педагоги, как Л. Н. Оборин, А. А. Чичкин, М. В. Мильман, Б. А. Чайковский, А. А. Бабаджанян; дирижёрами стали Г. Н. Рождественский, Е. А. Акулов, хормейстером – К. П. Виноградов, музыковедами – С. С. Скребков, Л. Л. Рыцлин, Б. С. Ионин, О. Б. Степанов и другие. Ведущие профессора Академии имени Гнесиных – Л. Б. Булатова, В. Е. Зверева, А. В. Малинковская, педагоги училища и школ (в их числе – первая выпускница Елены Фабиановны, ее сестра О. Ф. Александрова-Гнесина, а также Т. С. Герасимович, С. В. Девенишская, И. С. Родзевич и другие). Среди лучших учеников Гнесиной были также её преемники – будущие руководители учебных заведений – Ю. В. Муромцев, З. И. Финкельштейн, Е. В. Давыдова.

Ел.Ф.Гнесина в своей педагогической работе также внесла огромный вклад в создание детского учебного репертуара: «Фортепианная азбука», «Подготовительные упражнения у различным видам ф-нной техники» (Пособие для педагогов. Подготовка к гаммам, арпеджио, легато, полифонии и т.д. 11 разделов с комментариями), сборники детских пьес, в т.ч. «4 тетради этюдов для начинающих».

Ел. Ф. Гнесина общалась с самыми выдающимися людьми своей эпохи, такими как В. И. Духовская, И. П. Яунзем, А. А. Яблочкина, С. Т. Рихтер, К. А. Эрдели, Е. А. Бекман-Щербина, М. В. Юдина, И. С. Козловский. Также Гнесина являлась депутатом Моссовета, членом Союза композиторов, награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени.

Педагогические принципы Елены Фабиановны Гнесиной.

Являясь превосходной пианисткой и педагогом, Елена Фабиановна занималась с учениками всех возрастов. Но особый вклад она внесла в развитие детской педагогики и детского фортепианного репертуара. Елена Фабиановна вела курс методики преподавания фортепиано в Техникуме имени Гнесиных, и, основываясь на ее конспектах, можно сделать выводы о некоторых принципах работы.

1. Движения и посадка: игра должна быть пальцевая, весовая, комбинированная. Важны мышечные ощущения и движения. Плечи, предплечья, локти и кисти свободные. Анализировать движения. Для достижения свободы и лучшего ощущения тела проводить гимнастику. Также проводить гимнастику пальцевую.

Важность посадки: точки опоры – корпус, руки, ноги (для маленьких ставить скамеечку под ноги)

Отдельная часть отводится работе с начинающими:

1. Преподаватель знакомится с природными данными ученика для освоения фортепианной игрой.

ü Физические данные: строение рук, пальцев, локтей (задатки)

ü Музыкальные данные: испытание слуха, памяти, ритма, муз.инстинкта

2. После этого ученика можно знакомить с инструментом, клавиатурой и звуковысотностью.

Уроки с начинающими проводятся в таких направлениях, как:

a) Развитие слуха и ритмических навыков: пение отдельных звуков, легчайшие элементы ритмической гимнастики.

b) Постановка рук на основе естественных свободных движений: поднимать легко и свободно от локтя руку, при свободно висящей кисти, и переносить ее с одного звука на другой (отрабатывать на крышке). Сначала правильные движения достигаются отдельно каждой рукой, затем по очереди: левая рука берет звук, а правая в это время поднимается от локтя с висящей кистью и легко падает на клавиши в тот момент, когда левая таким же образом поднимается. Этими упражнениями достигается самостоятельность рук с самого начала обучения. «Держать рояль кончиком пальца», опираться на суставы пальцев. Умение освобождать руку во время движения. Подготовка к легато: подмена пальцев с переносом опоры. Следить за свободным положением руки с слегка закругленными пальцами близ черных клавиш. Развитие 1-го пальца - следить, чтобы не прогибался сустав. Слегка закруглен, опускается на клавишу ближе к концу без толчка и переноса на него веса всей руки. Важна экономия движения, игра близко к клавишам. Фиксированное положение кисти при сильных пальцах. Важно дыхание кисти при разделении фраз.

c) Ознакомление ученика с теоретическими понятиями: изучение звуков сначала первой октавы, потом – всех остальных. Изучение записи звуков и их длительности на нотном стане. Пение по нотам звуков 1-й октавы.

d) Игра по нотам начинается после достижения постановки рук в простейших примерах, после выучивания нот в пределах первой октавы и их длительностей. Очень важно научить ребенка правильно читать нотный текст, бережно относиться ко всем деталям, оттенкам, штрихам.

Следующий этап быстрейшего овладения инструментом - развитие самостоятельности каждой руки.

1. Пальцевые упражнения на легато, ритмические – стаккато.

2. Маленькие упражнения и этюды в виде секвенций и имитаций в 2, 4 и 8 тактов. Маленькие упражнения на 2-х точках опоры. (изложены в Фортепианной азбуке Гнесиной, Маленькие этюды для начинающих.)

3. Воспитание внимания и укрепление музыкальной памяти. Важность приучения к правильной аппликатуре и всем обозначениям.

4. Систематическая читка с листа.

5. Проработка преподавателя с учеником элементарных упражнений. Упражнения для укрепления 1-го и 5-го пальцев. Ознакомление ученика с характером звука.

6. Звукоизвлечение: разнообразная сила звука, развитие ровной звучности всеми пальцами. Важность артикуляции: не допускать шлёпанья пальцами, следить за культурой звукоизвлечения. Необходимо добиваться нужной продолжительности звука. Это изложено в трех закономерностях:

a. Длительность звука прямо пропорционально влияет на массу звучания. Выдерживать длительности, соотносить голоса в двухголосии.

b. Смысловое значение соотношения голосов, слушать голоса «по вертикали» (выбрать ведущий голос, вести их равноправно при несовпадении вершин).

c. Слышание пауз в голосах. Не терять смыслового наполнения голоса, пауза – продолжение музыки.

Далее начинается работа над элементарной фразировкой. Подготовительные упражнения к гаммам и ознакомление с различными тональностями, маленькие аккорды и подготовительные упражнения к арпеджио, хроматической гамме. На протяжении первых двух лет обучения гаммы во всех мажорных тональностях проходятся только в виде подготовительных к ним упражнений.

Когда подготовительный этап освоен, начинается знакомство с педагогическим репертуаром, проработка каждого этюда и пьески. Выбирать репертуар следует в строгом соответствии с продвинутостью ученика и с его индивидуальностью; выбирать только лучшие образцы классических и современных сочинений для музыкально-художественного воспитания молодежи. Для детей лучше всего выбирать программную музыку для развития воображения и интереса («Пьесы-картинки»). Для старших существовал «обязательный репертуар»: инвенции Баха и «Песни без слов» Мендельсона – основа воспитания слышания линий, рельефа и пространственного звучания, туше. Также в них происходит работа над штрихами, сопровождением (соотношением). Слова Елены Фабиановны: «считаю, что обязательно нужно начинать с западной классики и воспитывать главным образом на Бахе. Попутно можно давать сочинения русской классики и лучшие образцы советских пьес.

Вырабатывать хорошую кантилену и хорошую педализацию рекомендую на "Песнях без слов" Мендельсона, и только после хорошо сыгранных нескольких "Песен без слов" Мендельсона можно перейти к Шопену». Также проходились сочинения эпохи барокко (Скарлатти), виртуозные этюды (Шопен, Лист, Рахманинов, Скрябин). Елена Фабиановна уделяла особое внимание ансамблевому исполнительству (ученики аккомпанировали друг другу концерты, играли многие произведения для двух фортепиано) и изучению новых сочинений с привлечением автора (на занятия часто приглашались известные композиторы того времени)

Также особое внимание уделялось вопросом интонации и фразировки. Певучесть – основа интонирования, мелодия – основа музыки. Важен «рельеф тона» – эмоциональная окраска, характер, степень и интенсивность звучания. Необходимость «слышать вперед». Основа интонирования на начальном этапе – исполнение двух звуков легато и выразительное исполнение затактовых построений. Применялся прием подмены пальцев для протяженности звука.

К вопросу педализации Елена Фабиановна подходила с двух сторон: «педальная интуиция», которая была практически у всех учеников за редким исключением, и координационный навык движения. Основа – принцип запаздывающей педали. Важно правильное положение ног на педали, бесшумное нажатие. Далее упражнения со звуком – координировать несовпадающие движения рук и ног. Елена Фабиановна говорила: «очень придирчиво отношусь к небрежностям в тексте и особенно к неряшливой педализации, – к плохой привычке постоянно нажимать педаль, не понимая, что все время пользоваться педалью нельзя, что нельзя все красить одной краской».

Мелизмы должны соотноситься со стилем и темпом. «Украшения должны звучать». Важно чувство меры в вопросах темпа и туше.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: