Судьба Леверкюна и судьба Германии




Творчество Томаса Манна (1875-1955)

 

Роман «Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом» (1947) считается итоговым в творчестве Манна. В нем отразился результат размышлений автора над проблемами искусства и его связей с другими сферами общественной жизни. Манн разделял мысль Ницше о том, что физически здоровый человек не может быть гением, гениальность порождается болезнью. Позднее, после прихода фашистов к власти, Манн пришел к выводу, что в этом есть вина и интеллигенции. Искусство замкнулось в себе и не желало участвовать в решении общественных проблем, считая, что это его не касается. Если бы художники вмешались, фашисты, возможно, и проиграли бы. Размышляя над вопросом: откуда взялась злая Германия, автор приходит к выводу, что художник, отделяющийся от общества, представляет собой реакционную силу, и гениальность, порожденная болезнью, - это болезненная гениальность, то есть он полностью отвергает свои ранние взгляды.

Судьба Леверкюна и судьба Германии

Стержнем романа является трагическая история будто бы жившего в Германии композитора и музыканта Адриана Леверкюна, которую рассказывает его друг Серенус Цейтблом. На трагизм истории указывает уже эпиграф романа, взятый из «Ада» Данте, в котором автор просит муз помочь выполнить трудную задачу – описать художника, выбравшего неверный путь. Название романа и сюжет можно сопоставить с легендой о Фаусте, но в последней истинное и дьявольское представлены двумя разными образами: Фауста и Мефистофеля. У Т. Манна эти два начала сосуществуют в характере одного человека – главного героя. Параллельно с анализом характера Леверкюна (что в нем от Бога, а что от дьявола) автор размышляет и о судьбе Германии. С помощью Цейтблома, который пишет свои записки в марте 1945 года под грохот бомбежек, он приходит к выводу, что нет двух Германий, доброй и злой, а есть единая Германия, которая, как и Леверкюн, пошла по ложному пути. Таким образом, Манн связывает судьбу Леверкюна и страны.

Повествование ведется от лица рассказчика, который знал Леверкюна с детства и до последних дней. Цейтблом не такая масштабная и разноплановая личность, как Леверкюн, и его отношение к музыканту сложное. С одной стороны, он его боготворит как гения, с другой стороны, видит в нем ту холодность, ту гордыню, которые привели Адриана к союзу с чертом, а затем и к гибели. Только три самых важных момента в жизни героя даны нам не глазами Цейтблома, а от первого лица (в письмах героя). Это встречи с гетерой Эсмеральдой, любовь Леверкюна к молодой театральной художнице Мари Годо и разговор героя с чертом, навеянный «Братьями Карамазовыми» Достоевского. Цейтблом считает, сравнивая катастрофичные пути Германии и героя, закономерным итог их развития. Серенус рассказывает о своей печальной судьбе изгоя при фашистах, так как он не поддается всеобщему безумию, о том, как от него отворачиваются даже его дети-фашисты, то есть он одинок в стране, которая своей гордыней и жестокостью к людям настроила весь мир против себя, и теперь ее ждет расплата. Рассказчик пишет о Германии слова, которые можно применить и к герою: «Давно она уже шла ложным путем и вот сорвалась в ничто, в отчаяние, в беспримерную катастрофу, в кромешную тьму, где пляшут языки адского пламени».

Трагедия композитора АдрианаЛеверкюна

С главным героем связаны две темы: тема формирования Леверкюна-музыканта, а затем композитора и тема развития в нем дьявольского начала. Цейтблом считает, что первым приобщением героя к музыке было многоголосное пение детей дома, на хуторе, под руководством необразованной скотницы Ханны. Второй этап в музыкальном образовании героя – это его знакомство с музыкальным магазином дяди, который был специалистом по производству музыкальных инструментов. Именно музыкальная атмосфера этого магазина «заставила» юношу самостоятельно научиться играть и изобрести некоторые музыкальные приемы. Третий этап – лекции органиста Венделя Кречмера об экспериментальной музыке, которые заинтересовали героя, но дали свои плоды только через годы. Например, органист произносит фразу: «Музыка не стремится быть услышанной, она прозвучала в душе композитора, и этого достаточно». Это преувеличение постепенно становится для юноши нормой. Многие его произведения не могут быть исполнены из-за особой сложности, но его это не расстраивает.

Томас Манн заставляет своего героя стать приверженцем новой музыкальной школы. Об этом автор говорит и в посвящении Арнольду Шёнбергу, реальному основателю такой школы. Классическая музыка была построена на мелодии, на чувстве, а новая - строится на расчете, связана с математикой и называется додекафонией. Именно поэтому Леверкюн и занимается математикой, а в комнате у него висит магический логический квадрат. Героя ведет его гордость, поэтому, прежде чем стать композитором, он хотел стать богословом, считая, что это поставит его над всеми людьми. С этой гордыней и связано развитие в герое бесовского начала. Оно просыпается уже в детстве. Леверкюн был необыкновенным ребенком: не любил играть с детьми, был холоден и высокомерен. Его отец, натуралист-любитель, выращивал кристаллы как растения, то есть приравнивал мертвое и живое. И сын частично перенял увлечение отца; он знакомится с бабочкой очень яркой окраски, которая называется «гетерой Эсмеральдой». Во взрослой жизни эта бабочка превратится в настоящую гетеру, встреча с которой даст композитору толчок к развитию (во всех его произведениях будет повторяться мотив, который в нотах обозначается как «ha es» - «гетера Эсмеральда»). И в то же время эта встреча вызовет болезнь, которая со временем заберет у героя здоровье, рассудок и жизнь. Было что-то демоническое в том, что все врачи, к которым композитор обращался, исчезали, словно дьявол хотел создать больного гения.

Всю жизнь героя многие, кто сталкивался с ним, отмечали его красивую внешность и холодную мерзопакостную сущность. Он общается только с Серенусом, высокомерен с другими, ему непонятно, что такое дружеское общение, он не выносит прикосновений человеческой руки, и в душе его нет тепла. Болезнь его проявлялась в глубоком стремлении к одиночеству. Леверкюн с радостью принимает новую музыкальную теорию, так как она не требует вдохновения, горения сердца. Однако он ощущает свое отсутствие любви к людям и как недостаток, мешающий ему сочинять. Одно из первых своих крупных произведений герой пишет по пьесе Шекспира, пытается использовать в своей музыке те страсти и глубокие человеческие чувства, которые описал англичанин. Шекспир – это здоровый гений, а Леверкюн - больной, потому и использует талант своего антипода. Рассматривая творчество Леверкюна, Манн указывает, что болезненная гениальность порождает больную музыку. Произведения Леверкюна совершенны, виртуозны по своей музыкальной технике, но в них нет тепла и любви, и потому они редко исполняются и не нравятся слушателям.

Диалог Леверкюна с чертом – центральный эпизод, в котором раскрывается проблематика романа. Герой воспринимает чёрта как свою болезнь. Он слышит от дьявола знакомые слова, то есть черт – олицетворение темных сторон души героя. 1-я особенность дьявола – это его внешняя незаметность, он несколько раз меняет свой облик: «Мой вид – это чистая случайность, вернее, это зависит от обстоятельств; приспособляемость, мимикрия – тебе же такие вещи знакомы». Таким образом, приспособляемость зла, его способность представлять себя добром – эта мысль является одной из важнейших в романе. Черт рассуждает о пустых людях века, о том, что если его музыку будут слушать здоровые люди, если он будет влиять на их души, то сам станет здоров. Так автор показывает, что добро и зло влияют друг на друга, при этом он не просто рассуждает на философские темы, но и проводит политические параллели с нацистской Германией. Например, на вопрос: что такое ад, черт отвечает, что это метание из крайности в крайность (от слишком холодно к слишком жарко). Герой живет так и в настоящей жизни. Но, описывая ад, автор в лице черта говорит и о гестапо: «Здесь прекращается все; всякое милосердие, всякая жалость, снисходительность к недоверчивому заклинанию «Вы не можете так поступить с душой!». Увы, так поступают, так делают, не давая отчета слову в глубоком, звуконепроницаемом, скрытом от божьего слуха погребе вечности». С этим высказыванием связана 2-я особенность дьявола – исходящий от него ужасный холод. Сразу же возникает связь этого холода и холодного смеха Леверкюна. Рассказчик не раз пишет о том, что герой не мог смеяться так, как другие люди, у него звучал холодный иронический смешок, которым герой отдалял других от себя. Холодность героя и черта связана и с холодным, болезненным чистым искусством, не интересующимся людьми.

Сам герой верит в свой союз с дьявольскими силами, он считает, что черт открыл ему тайну музыки, сделал гением, но забрал у него способность любить, не случайно Леверкюн сравнивает себя с андерсоновской Русалочкой, которая смогла ходить ценой дикой боли. Герой пытается прорваться к людям, стать нормальным человеком, и ему это временами удается. Он нежно любит своего пятилетнего племянника Непомука и даже держится за его руку, влюбляется в Мари и собирается на ней жениться. Но все эти попытки заканчиваются крахом: племянник умирает в жестоких мучениях, к Мари композитор посылает свататься своего приятеля Руди, за которого оскорбленная таким сватовством девушка и вышла бы замуж, если бы Руди не застрелила его любовница-наркоманка. Герой считает, что его любовь губит все, к чему бы он не прикоснулся, и эти внутренние страдания отражаются в его трагической музыке, например, в «Апокалипсисе».

Заключительным в творчестве Леверкюна является «Плач доктора Фаустуса. Моление грешника о прощении». В этом произведении сложнейшим образом сочетается истинное и дьявольское. Композитор тяжело переживает смерть племянника, невинного ребенка, и как бы желает отомстить за причиненную боль. Он говорит: «То, за что боролись люди и о чем, ликуя, возвещали лучшие умы, должно быть отнято. Я его отниму». Герой берет за основу 9 симфонию Бетховена, которая считается символом гуманизма и любви к человеку, и с помощью музыкальных средств пародирует ее.

С пародией соединяется исповедальность. В своей последней речи перед исполнением «Плача» герой говорит, что осознает свою жизнь как жизнь грешную, потому что он был связан с дьяволом. Всех своих друзей он просит простить его и не судить строго, а потом полностью погружается в безумие. Серенус в конце его творчества ставит образ из произведения Данте: в темноте идет человек, который несет на спине фонарь, освещающий путь тем, кто идет за ним. Но человек освещает путь не для того, чтобы по нему шли, а для того, чтобы по нему не ходили, то есть свой путь Леверкюн как больной гений не считал истинным и призывал художников по нему не ходить.

Таким образом, в произведении можно выделить следующие художественные особенности:

1. Две основные идеи произведения: параллель между судьбой Германии и судьбой Леверкюна и параллель между Фаустом и Леверкюном.

2. Роман сам себя объясняет, то есть позиция рассказчика открыта.

3. Роман построен как музыкальное произведение (симфония) с несколькими символическими образами: магический квадрат в комнате героя, гетера Эсмеральда (имя бабочки и женщины, которая вдохновила и погубила композитора), человек, несущий фонарь, и другие. Роман в целом – это притча о талантливой душе, которая пошла ложным путем. «Душа» - это и герой, и Германия в целом.

4. «Доктор Фаустус» называют энциклопедией европейской культуры

I половины XX века. В романе названы имена крупнейших композиторов, вводится новая техника сочинения музыкальных произведений, используются идеи Ницше, Чайковского, Данте, Шекспира, Гете и Достоевского.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: