II. Ветер, причины образования ветра.




Тема урока «Ветер»

 

Цели урока:

сформировать представление о ветре, причинах его образования, познакомить с видами ветров, значением в природе и жизни человека, научить анализировать и чертить розу ветров

Ход урока.

 

1. Организационный момент.

-эпиграфом к нашему уроку я взяла отрывок из рассказа М.Горького «Воробьишко»

 

 

У воробьев совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи - пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжках написано, а молодежь - живет своим умом.

Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать - что такое божий мир и годится ли он для него?

 

- А что же для вас годиться в этом мире? Мы уже начали познавать этот мир на уроках географии, заглянули не в одну оболочку Земли. Давайте вспомним это литосфера и гидросфера.

 

2. Проверка домашнего задания.

Ребята, перед вами список терминов. Начнём разминку.

- атмосфера

- тропосфера

- суточная амплитуда колебания температуры

- среднемесячная температура

- годовая амплитуда колебания температуры

- от чего зависит температура воздуха

- как изменяется температура воздуха

- атмосферное давление

- барометр-анероид

- нормальное АД

указать значение атмосферного давления в точках, используя карточки- 809, 760, 720, 740

 

- Откуда мы взяли значения АД?

-Почему вы цифры расставлены таким образом, какая есть закономерность в изменении давления (давление изменяется с высотой, оно понижается)

 

-На сколько понижается давление с высотой (на каждые 10,5 м – на 1 мм)

- Решить задачу. Летчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм. рт.ст.? 1) 2000:10,5=194 2) 750-194=556 мм рт. ст.

Ответ:556 мм рт.ст.

 

2. Переход к изучению новой темы.

Сегодня мы продолжаем знакомство с темой атмосфера, и на уроке речь пойдет о природном явлении, которое часто происходит в атмосфере, оно связано с атмосферным давлением, мы каждый день с ним соприкасаемся, а как оно называется, вы узнаете, разгадав загадку:

Завывает, подвывает,

Злым и добрым он бывает.

Злым, когда всерьез дичает

И о прежних днях скучает.

Страшный, словно гад ползучий,

В небесах гоняет тучи

И с надрывом в вихрях стона

Волны дыбит выше дома,

И ломает, почем зря

В море мачты корабля

Добрым он бывает чаще,

Добры, значит настоящий

Движется как звук струны

Гостем южной стороны.

В темноте, при свете дня-

Солнца яркого огня-

То дыханием ласкает,

Подналяжет, отпускает,

То стеной стоит тугой.

Отгадай, кто он такой?

(????????????)

 

 

Итак, тема нашего урока «Ветер», а что вы знаете о ветре?(«Ветер» запишите тему урока в тетради

 

Как много вы знаете о ветре, но это не все, на уроке вы узнаете в чем причина образования ветра, познакомитесь с видами ветров, научитесь чертить и анализировать розу ветров

2. Изучение нового материала.

 

I.Ветер

- А что же такое ветер? Попытайтесь дать определение этому понятию

Отрывок из рассказа «Воробьишко»:

Подул однажды ветер - Пудик спрашивает:

- Что, что?

- Ветер дунет на тебя - чирик! и сбросит на землю - кошке! - объяснила мать.

Это не понравилось Пудику, он и сказал:

- А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет...

Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил - он любил объяснять всё по-своему.

 

Ветер - это горизонтальное перемещение воздуха вдоль земной поверхности (записали в тетради)

 

II. Ветер, причины образования ветра.

-А в чем причина образования ветра? Ответить на вопрос вы сможете, решив задачу:

В годы Великой Отечественной войны над городом, временно оккупированном фашистами, несколько дней подряд кружились в воздухе листовки. Три дня фашистские дозорные следили за небом, пытаясь обнаружить в нем самолет, но безуспешно, самолета не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом выяснилось, один мальчик, по имени Саша, очень хотел помочь партизанам в борьбе с ненавистными гитлеровцами. Он пришел к ним и предложил свою помощь, рассказал, что придумал, как можно распространить листовки. И вот Саша взял листовки, сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы, которая имела высоту 30 метров. Листовки кружились в воздухе и медленно опускались на землю, и люди узнавали правду о военных действиях Советской Армии.

 

-Объясните, какую закономерность использовал мальчик?

 

Ребята, давайте представим заводскую трубу.

И еще раз вспомним, как изменяется давление с высотой, определите атмосферное давление на вершине трубы.

1) 30:10,5=2,9

2) 760-3=757,1 мм рт. ст.

-Какую закономерность использовал Саша? (движение воздуха)

-Как движется воздух (из области высокого давления в область низкого- показать стрелкой на схеме)

-Аналогично воздух движется и в горизонтальном направлении. Так в чем же причина ветра (разница в атмосферном давлении)

-А почему возникает разница в давлении над земной поверхностью (из-за разницы в температуре) (давайте вспомним теплый воздух какой (легкий), что с ним происходит (поднимается в верх), область какого давления образуется (НД), наоборот холодный воздух какой (т яжелый), что с ним происходит (скапливается в низу), что он делает (давит на земную поверхность), область с каким давлением образуется (В Д)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: