1. Проверка орфографии. Грубые орфографические ошибки могут полностью испортить общее впечатление о проделанной работе.
2. Если использован звук или фильмы в презентации, то необходимо скопировать эти мультимедиа файлы вместе с документом презентации. Не лишним будет взять кодеки, которыми они должны воспроизводиться. Очень часто оказывается, что на другом компьютере отсутствуют данные материалы.
3. Презентация – это не только слайды с картинками, доклад – очень важен.
4. Презентация – это не текст, который полностью скопирован с доклада, а основные мысли и выводы.
5. Не нужно мельчить – с задних рядов увидеть мелкий текст затруднительно.
6. Не нужно использовать блеклых цветов: желтый, светло серый и пр. Лучше замените их на черный, темно-синий, бардовый и пр. Это позволит слушателям более четко видеть материал.
III. Показ презентации
Показать слайды можно как средствами «главного» приложения –Power Point – так и средствами простой программы-демонстратора (Power Point Viewer). Для работы в большой аудитории используют подключенный к компьютеру специальный проектор. Его функция – воспроизвести на большом экране то, что находится на мониторе.
Докладчик может (с микрофоном) сидеть рядом с компьютером и управлять демонстрацией с клавиатуры (возможно, даже спиной к экрану) или воспользоваться услугами помощника (программиста), который работает у компьютера. При необходимости можно воспользоваться лазерной указкой. Докладчик меняет слайды вручную – в прямом и обратном направлении, комментируя каждый кадр, или запускает автоматический показ (табл.8).
Оптимизация процесса показа презентации
Компетенция профессионального общения представляет собой 3 компонента – интерактивный, перцептивный и коммуникативный (п. 1.).
В целях оптимизации процесса показа презентации необходимо учитывать все вышеперечисленные компоненты.
Перцептивный компонент
Перцептивные способности слушателей:
1. понимание содержания доклада и презентации (ответ на вопросы докладчика; постановка вопросов докладчику)
2. использование невербальных средств эффективного слушания доклада (слушание глазами, толерантность, эмпатия)
Перцептивные способности докладчика:
понимание вербальных и невербальных сигналов аудитории
Таблица
Методы представления материалов в презентации
Метод представления | Описание | Советы | Преимущества | Недостатки |
Чтение материалов | Чтение | Организуйте письменную речь в виде устного выступления | Вы можете тщательно спланировать свою речь и отточить стиль речи | Может быть скучным для слушателей |
Рассказ наизусть | Рассказ по памяти без использования письменного источника | Отведите достаточное время подготовке устной части и репетиции презентации | Отличная возможность установить зрительный контакт, использовать жестикуляцию | Риск забыть материал |
Рассказ-импровизация | Рассказ без предварительной подготовки | Выделите основные моменты, ориентируйтесь на аудиторию, будьте организованы и кратки | Хороший зрительный контакт, устный рассказ без чтения | неорганизованная речь, ошибки, недостаточность дополнительных материалов |
Рассказ с предварительной подготовкой без письменного текста | Подготовленный заранее рассказ, но произнесенный без написанного текста | Разработайте план исследования проблемы Посветите достаточно времени на подготовку | Хорошо организованный материал. Ваша речь будет казаться спонтанной, естественной, но при этом красивой и логичной | Необходимо потратить огромное количество времени на подготовку |
Интерактивный компонент
Преодоление неуверенности во время презентации:
1. При подготовке и репетиции речи дома, постарайтесь создать атмосферу аудитории, в которой состоится презентация: рассказывайте стоя, представляя класс, слушателей, мебель и т.д., переключайте слайды.
2. Необходимо проанализировать целевую аудиторию. Ненужно постоянно себе повторять, как Вы волнуетесь. Сосредоточьтесь на слушателях и их нуждах, а не на себе.
3. Ровно дышите во время изложения материала.
4. Избавьтесь от видимых показателей нервозности: трясущихся рук, коленей и т.д.
5. Смотрите на слушателей, там Вы обязательно найдете дружелюбные лица, которые помогут Вам понять, что существует взаимосвязь между докладчиком и аудиторией.
Оживление презентации
- Пишите эффектные и убедительные заголовки
- Проявляйте свою страсть к объекту презентации в словах
- Подавайте материал тройками объектов — 3 новости, 3 этапа, 3 главных особенности...
- Используйте метафоры и аналогии
- Проводите демонстрации
- Приводите свидетельства
Используйте реквизит
Коммуникативный компонент
Вербальная сторона презентации:
1. Расскажите интересную или юмористическую историю, подходящую по смыслу к презентации
2. Используйте пример из собственной жизни
3. Напомните аудитории, почему вопрос, о котором Вы рассказываете, так важен
4. Пропустите статистку и детали
5. Обратитесь к аудитории с вопросом
6. Задавайте риторические вопросы
7. Сделайте паузу, а затем представьте самый важный материал
Невербальная сторона презентации:
1. Соответствующая одежда и внешний вид
2. Когда Вас приглашают на сцену, главное – не суетиться, а спокойно направиться к избранному месту. Не перебирайте на ходу свои заметки, не приводите себя в порядок – обо всем этом нужно было подумать заранее.
3. Речь лучше не начинать, пока не займете удобное и устойчивое положение.
4. Лицо оратора должно быть серьезное. Важно следить за этим, так как часто умственное напряжение создает хмурый или отчужденный вид. Произнося фразы, насыщенные различными эмоциями – печалью, радостью и др., Вам необходимо задействовать мимику лица.
5. Зрительный контакт с аудиторией обязателен. Ничто не приводит окружающих в такое смущение и непонимание, как «пустой» взгляд.
6. Правильное использование жестов очень важно. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории.
7. Закончив выступление, ждите вопросов. При ответах не торопитесь. Не показывайте своего раздражения, если Вам задали вопрос, который Вы уже осветили в выступлении.