Введение из книги «Экадаши День Господа Хари»




«Экадаши. Ознакомление»

Фрагмент

 

В «Гаруда Пуране» сказано: «Для тонущего в океане мирского существования есть пять лодок: Господь Вишну, «Бхагавад-гита», Шримати Туласи Дэви, корова и Экадаши».

«Из растений Мне дороже всех Туласи, из месяцев – картика, из всех существующих мест паломничества – моя возлюбленная Дварака, а из всех дней – день Экадаши наиболее дорог Мне» («Падма Пурана», «Уттара-кханда»).

«Во время поста несбалансированные доши приходят в равновесие, пищеварительный огонь разгорается, состояние тела и ума нормализуется. Кроме того, достигается физическая легкость, здоровый аппетит и жажда, хорошее настроение и пищеварение, появляются сила и энергия» («Аюр-веда», «Аштанга-хридаям», 1.8).

«Чистота чувств и двигательных органов, правильное очищение, лёгкость тела, здоровый аппетит, своевременное проявление голода и жажды, чистота района перикарда и горла, расслабление тела, бодрость, свобода от лени – таковы блага, приносимые постом» («Аюр-веда», «Читрастханам», 14.17).

«Я соблюдаю пост, чтобы контролировать своё тело и душу. Он даёт мне силу и решимость в достижении цели» (М.К. Ганди).

«Я сожгу все грехи человека, который постится в Экадаши, и впоследствии дарую ему Свою трансцендентную обитель. Экадаши – самый подходящий день для разрушения всех грехов и он приходит всем на благо» (Господь Кришна в беседе с Арджуной).

Эти замечательные цитаты из различных источников очень вдохновляют на пост в священный день Экадаши. Верховный Господь, говорит в «Бхагавад-гите» (15.7), что живые существа, находящиеся в этом материальном мире, являются вечными духовными искрами, неотъемлемыми частицами Его – Высшего Духовного Целого. И как естественной функцией части является служение целому, так и служение Господу Кришне является естественной потребностью всех живых существ. Но из-за связи живого существа с материальной природой эта функция искусственно покрылась невежеством. Так, отождествляя себя с телом и умом, джива вместо служения Кришне старается господствовать над Его материальной энергией.

Это загрязнение, называемое ложным эго, или ложным отождествлением себя с материей, является источником всех страданий для души. И так же как мутная вода может быть профильтрована и отдистиллирована и за счёт этого стать чистой и прозрачной, так и живое существо, загрязненное ложным эго, может очиститься посредством развития в себе трансцендентного сознания Кришны. Особенно благоприятствует этому процессу соблюдение поста в Экадаши.

Экадаши день аскезы, регулярно соблюдаемый теми, кто следует санатана - дхарме, т.е. формирует в себе сознание Кришны. Эка означает «один», а даши (от слова даша) – «десять». Таким образом, Экадаши приходится на одиннадцатый день после новолуния и полнолуния каждого лунного месяца. В эти особые дни преданные воздерживаются от продуктов, состоящих из злаковых и бобовых культур, и прикладывают большие усилия в совершении преданного служения Господу Шри Кришне. Его Божественная милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, основатель- ачарья Международного Общества Сознания Кришны, говорит в «Бхагавад-гите как она есть» (9.14, комментарий): «В преданном служении существуют некоторые предписанные обязанности, такие как соблюдение постов в некоторые дни, например, на одиннадцатый день после новолуния и полнолуния, Экадаши, и в день явления Господа».

Малоразумные люди говорят, что пост в Экадаши предназначен только для продвинутых брахмачари, санньяси и вдов. На самом деле эти святые дни поста помогают любой искренней душе осознать необходимость освобождения от противоестественного для неё круговорота рождений и смертей. Экадаши помогают человеку приобрести вкус к отречению, помогающему оставить иллюзорное наслаждение чувств в этом материальном мире. Шрила Прабхупада в «Шримад-Бхагаватам» (3.27.22, комментарий) пишет: «Отречение в сознании Кришны так сильно, что не может нарушиться никакой привлекательной иллюзией. Надо совершать преданное служение в полной тапасье, аскезе. Надо поститься два раза в месяц в дни Экадаши, наступающие на одиннадцатый день после полной и новой луны, и в дни рождения Господа Кришны, Господа Рамы и Чайтаньи Махапрабху».

В этом мире есть два вида человеческих существ. Сознание первых духовно, они живут по ведическим писаниям. Вторые, материалистичные люди, полны невежества и не следуют писаниям. Но Господь Кришна признает Своими детьми все души. Будучи Всемилостивым, Он установил в этом мире такие очищающие обряды, как Экадаши, чтобы каждый мог духовно возвыситься. Предавшиеся души, преданные Кришны, соблюдают этот пост, чтобы обрести Его милость, освободиться из тисков майи и в конце концов достичь обители Господа в духовном мире, где они будут вечно служить Ему. С другой стороны, невежественные люди могут воспользоваться этой благоприятной возможностью, чтобы получить материальные блага, которые также даруются Господом Кришной. Но даже материалисты могут достичь окончательного освобождения при постоянном соблюдении поста Экадаши. Такова его великая сила.

Чтобы достичь полного блага от этого поста, необходимо следовать правилам и регулирующим предписаниям этой книги. Если правильно руководствоваться ими и соблюдать Экадаши в полном сознании Кришны, то это поднимает падшую душу до её истинного, естественного положения возлюбленного слуги Господа. Поэтому Экадаши называют «лучшей из всех возможностей». Каждому предлагается вкусить чудесный плод поста в Экадаши. По возможности в день поста нужно избегать тяжелой физической работы и как можно больше преданно служить Господу Кришне. В письме от Шрилы Прабхупады к Джадурани д. д. от 9 июля 1971 г. подтверждается это: «Почему только 25 кругов? – пишет он. – Вы должны повторять столько, сколько возможно. В действительности Экадаши означает пост, прославление Господа и никакой иной деятельности. Когда человек соблюдает пост, повторять хари-наму становится легко. Таким образом, в Экадаши всякая материальная деятельность должна быть прекращена, если нет какого-то неотложного дела».

Важность Экадаши объясняется в «Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, 15.9-10) в беседе между Господом Чайтаньей и Его матерью, Шачи Дэви.

Однажды Шри Чайтанья Махапрабху пал к ногам Своей матери и просил её милостиво исполнить Его просьбу. Мать ответила: «Мой дорогой сын, я дам Тебе всё, что Ты попросишь». Тогда Господь сказал: «Матушка, пожалуйста, не ешь зёрна в дни Экадаши». В комментарии Шрила Прабхупада пишет: «С самого детства Шри Чайтанья Махапрабху ввёл систему соблюдения поста в дни Экадаши ». В «Бхакти-сандарбхе» Шрилы Дживы Госвами приводится цитата из «Сканда Пураны», предупреждающая, что человек, вкушающий злаки в Экадаши, становится убийцей своей матери, отца, братьев, духовного учителя, и, даже если он поднимется на Вайкунтху (прапанчика-ваикунтху, которая находится внутри материальной вселенной), он вновь упадёт. В Экадаши для Вишну готовится всё, включая обычные злаковые и дал. Сказано, что вайшнав не принимает пищи, не предложенной Богу, но в Экадаши он не должен пробовать даже маха-прасад, посвященный Господу Вишну. Такой прасад может быть сохранён до следующего дня. Таким образом, в Экадаши строго запрещается принимать любые злаки и бобовые продукты.

И западная, и аюрведическая медицина советуют поститься для сохранения и улучшения здоровья. Современные биологи и древние мудрецы соглашаются, что пост развивает человека физически и умственно. Поэтому понятно, что пост в Экадаши предупреждает и излечивает многие болезни. Шрила Прабхупада утверждает в «Шримад-Бхагаватам» (1.17.38, комментарий): «Государство, желающее искоренить нравственное разложение общества, может ввести следующие принципы религии: обязательные два дня поста в месяц. Даже с экономической точки зрения такое нововведение сохранит государству тонны пищи и благоприятно скажется на общем здоровье граждан».

Тот, кто соблюдает Экадаши, может достичь небесных планет. Однако из этой книги читатель узнает, что это не должно рассматриваться как окончательная цель поста. Многие личности, упомянутые в этой книге, постились в Экадаши случайно. Полные материальных желаний и погруженные в невежество, они не знали, что следовали предписанным свыше правилам. Однако и они, и те, кто специально соблюдал Экадаши для материальных результатов, достигали своих целей. Но преданные Кришны, соблюдающие Экадаши в духе стремления к беспричинной и беспримесной преданности Господу, в итоге поднимаются на Голоку во Вриндаван, в высшую обитель Господа. То есть пост в Экадаши очень помогает человеку духовно прогрессировать на пути к Богу.

…………

Редакция: Ари Мардан д.

«Что нужно делать в день Экадаши»

Пуджьяпад Б. С. Говинда Госвами Махарадж

17 июня 2001 года. Санкт-Петербург, Лахта

Вопрос: Сегодня благословенный день э кадаши. Что благоприятно делать в этот день, а что неблагоприятно?

Ш.Говинда Махарадж: Экадаши — это такой день, когда мы максимально стремимся отдать себя служению Господу. Если это служение может полностью захватить нас, то в этот день мы можем пожертвовать даже своим сном ради служения.

Вопрос: В этот день преданный принимает анукалпу. Это отрицательно сказывается на нем?

Ш.Говинда Махарадж: В «Хари-бхакти-виласе» есть утверждение — и это также описано в Ведах, — что в предыдущие юги возвышенные мудрецы легко обходились годами без пищи, но в Кали-югу не все могут переносить голод. Надо помнить, что основная наша концепция, описанная Рупой Госвами, — анукулйасйа санкалпах, пратикулйасйа варджанам — принимать все, что благоприятно для служения, и отвергать все, что неблагоприятно. Тем, для кого голод является препятствием для совершения служения, «Хари-бхакти-виласа» предлагает анукалпу — пищу, не содержащую зернобобовых. Тогда, поддерживая свою энергию, жизненную силу этой пищей, преданный полностью может совершать служение во время экадаши, не будучи ущемленным ментально и психологически.

Некоторые преданные по своей природе и конституции могут соблюдать пост, и для них будет благоприятно поститься. Самое главное — помнить, что нужно следовать тому, что благоприятно для преданного служения, и отвергать то, что неблагоприятно. Поскольку люди разные, каждый человек, зная свою природу и конституцию, должен сам для себя определить, каково его сегодняшнее состояние: может ли он поститься полностью или частично.

Вопрос: Что происходит с луной в день экадаши, каково её влияние?

Ш.Говинда Махарадж: Существуют различные теории: лунные фазы, движения, приливы и отливы, влияние энергий. Но преданные не придают этому особого значения. Они придают значение этим дням лишь по одной причине — потому, что в эти дни можно усилить преданность. Таким образом они заняты служением. Они ждут наступления этих дней, как возможность еще больше усилить свою преданность. Все астрологические, космические трактовки экадаши, которые могут давать люди, материалистичны, являются материалистической идеей. Тогда как понимание преданных таково, что экадаши — это день, когда Господь стремится к большему наслаждению. И мы, как души, предназначенные для Его наслаждения, должны стремиться отдать Господу как можно больше энергии. Но так же мы должны понимать, что находимся на обочине существования, поэтому не стоит думать, что Кришна крайне нуждается в нашем служении. Он полностью самодостаточен, пребывая в трансцендентном мире.

Уму свойственно задавать миллионы вопросов один за другим, но это не наша задача — сидеть и занимать наш ум множеством разных вопросов. Наша задача — научиться воспевать святое имя без оскорблений. И в определенном умонастроении это явится в нашем сердце.

Харе Кришна!

……………………………..

Транскрипция: Нава Гопи д.д.
Редакторы: Сварнанги д.д., Традиш д.

 

Экадаши



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: